Тема 25. Выборы и избирательные системы. Технология проведения предвыборной кампании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 25. Выборы и избирательные системы. Технология проведения предвыборной кампании.



Место и функции выборов в базовом политическом процессе. Типология выборов в зависимости от отношения органов власти к общественному мнению. Выборы как политический рынок. Методология анализа предвыборной ситуации: исследование политических ценностей и ориентации различных социальных групп и общностей, анализ данных прошлых выборов: геодемографический анализ и исследование предпочтений избирателей.

Динамика и основные этапы избирательной кампании. Типология избирательных систем. Зависимость между типом избирательной системы и возникающей после выборов партийной системы. Законы М.Дюверже. Типология кандидатов в представительные и исполнительные органы власти и типология электората.

Основные теории и существующие практики управления предвыборной кампанией Моделирование избирательного процесса и методы прогнозирования результатов предвыборной борьбы. Место и роль средств массовой информации и коммуникации в избирательном процессе. Основные политические субъекты избирательной кампании.

Принципы построения и технологии проведения предвыборной


борьбы. Выборы (с точки зрения технологий) как крупное предприятие, в котором задействовано значительное количество людских, финансовых и организационных ресурсов. Формирование стратегии избирательной кампании как многовариантной модели поведения кандидатов и их команд. Требования, предъявляемые к команде кандидата и его предвыборной программе (платформе).

Раздел VII. Функционирование политических структур. Тема 26. Государственное управление: процессы принятия решений и механизмы реализации власти.

Определение феномена государственного управления и содержание понятия его отражающего, Управление как функция организованных систем природы, общества, производственно-технической, политической и других сфер, обеспечивающая их жизнедеятельность и целостность. Государственное управление как вариант государственной политики, их соотношение с государственной властью.

Государственное управление- непосредственное формирование процесса принятия и реализации политических решений, т.е. деятельность специализированных групп.

Государственное управление как процесс принятия политико-управленческих решений. Рациональный и формальный подходы в теории принятия решений. Процессуальный ряд принятия решений, его стадии и операции. Типология политических решений и их формы реализации.

Государственное управление как механизм реализации власти посредством ее разделения и распределения. Обеспечение эффективного государственного управления, с помощью равновесия через разделение и распределение власти между управителями. Политический режим -


способ функционирования и система методов осуществления государственной власти. Отражение в политическом режиме качественной определенности механизмов власти. Типология политических режимов на основе разделения и распределения власти. Характеристика президентского и президенциализма политических режимов. Специфика структурирования парламентского политического режима. Качественная определенность авторитарного режима и политического режима ассамблеи. Функционирование подсистемы судебного и конституционного контроля в самокоррекции политических режимов.

Тема 27. Бюрократия как социальный слой, субъект управления и политики.

Теории бюрократии, ее сущность и дисфункции. Три значения понятия «бюрократия»: социальный организм, система управления, социальный слой. Характеристика бюрократической организации по М.Веберу: эффективность, иерархия, система правил и. норм, безличность административной деятельности. Р.Мертон о дисфункциях бюрократии. Условия превращения чиновничества в особый социальный слой и субъект политики. Механизм формирования номенклатур в различных политических системах. Проблема легитимации бюрократической власти. Типология бюрократии по Э.Гоулднеру.

Кризисы власти как проявление дисфункции. Типология и характерные черты кризисов, фазы их протекания. Общие условия выхода из кризиса и борьбы с дисфункциями бюрократии.

Бюрократия как субъект управления и политики. Иерархичность государственного управления в контексте бюрократической организации. Фетишизация политики и ее волевого начала, связанные с бюрократическим аппаратом управления. Предпосылки возникновения военно-бюрократического сословия или особого социального слоя.


Отраслевой принцип политического управления, политической традиционализм. Особенности политического реформирования и административные преобразования.

Методики анализа эффективности работы аппарата власти и управления. Современные исследования о средствах оптимизации работы аппарата власти и управления и методах общественного контроля за деятельностью бюрократии.

Тема 28. Теория политической модернизации и кризисы развития. Особенности процесса политической модернизации современной России.

Общие представления о модернизации. Теория политической модернизации об источниках, характере и направлениях политических изменений. Отказ от формационного подхода. Связь теории политической модернизации с «социологией развития»(Ф.Теннис, М.Вебер, Т.Парсонс). Модернизация и компаративная политология. Классическая теория политической модернизации: Г.Алмонд, Д.Аптер, Л.Биндер, С.Верба, Л.Пай, С.Хантингтон, В.Цапф, С.Эйзенштадт и др. Два типа модернизации: оригинальная (спонтанная) и вторичная (отраженная). Социокультурные контакты с центрами индустриализма и постиндустриализма как базовый фактор вторичной модернизации.

Концепции «частичной» и «тупиковой» модернизации, «кризисного синдрома модернизации». Возможности авторитаризма в мобилизации и организации общественных изменений. Консервативное и либеральное направления теории политической модернизации.

Политическая модернизация как способность политической системы перманентно адаптироваться к новым образцам социальных ролей, создавать институты контроля над ресурсами. Черты и противоречия политической модернизации. Преодоление трех кризисов развития, кризис легитимности, кризис участия и кризис регулирования


конфликтов.

Особенности процесса политической модернизации в России. Специфика России как геополитического, социокультурного и социально-экономический феномена. Синдром «антиреформаторства». Этапы политической модернизации России. Итоги политического реформирования и становления представительной демократии в России. Внутренней и внешний факторы новой российской государственности и суверенитета. «Рынок» и «Просвещение» как реально существующие альтернативы современной российской модернизации. Механизмы их практической реализации.


Государственный образовательный стандарт и

Программа учебного курса

Как основные документы по организации учебы

По «Политологии»

Главным требованием Государственного образовательного стандарта является, чтобы приобретаемые по «Политологии» знания не были бы абстрактно отвлеченными, а носили предметно-содержательный характер При этом особое внимание должно быть обращено на выяснение теоретического, прикладного, аксиологического (ценностного) и инструментального аспектов каждой проблемы. Только при таком подходе студент окажется в состоянии найти практическое применение своим политологическим знаниям. Обязательный минимум содержания, зафиксированный в стандарте, определил, что студент должен знать к моменту завершения изучения учебной дисциплины «Политология».

Государственный образовательный стандарт служит своеобразным ориентиром организации самостоятельной работы и аудиторных занятий, но не дает (и не должен давать) подробной содержательной разработки поставленных в нем фундаментальных проблем курса, составляющих своеобразные «блоки» с разветвленным содержанием. Здесь на помощь студенту приходит Программа учебного курса, разработанная, как было отмечено, в соответствии с требованиями ГОС РФ. Программа учебного курса - основной учебно-методический документ, построенный по определенной логике и носящий научно-методический, концептуальный характер.

В Программе учебного курса «Политология» темы объединены в семь разделов. На это следует обратить особое внимание. Без них Программа теряет свою внутреннюю логико-концептуальную ясность и рискует превратиться в простой набор тем, которые можно изучать в


любой последовательности (что, к сожалению, имеет место в большинстве учебников и учебных пособий). Студенту значительно легче организовать свою самостоятельную работу, если он понимает логику курса, последовательность освоения тем. В рамках такого методического подхода одно естественно «вытекает» из другого, в силу чего перестановка тем становится нелогичной и нецелесообразной. Давно методически известно, что отсутствие ясной, продуманной концептуальной логики изучаемой учебной дисциплины снижает эффек­тивность самостоятельной работы студента.

Литература для изучения курса «Политология»

В сравнении с недавним прошлым на современном рынке образовательных услуг наблюдается относительное многообразие учебной литературы политологического профиля. Однако следует отметить, что вряд ли можно обнаружить комплексное учебное исследование по политологии. Данное обстоятельство обусловлено целым рядом факторов: консервативностью самого жанра, субъективной рефлексией политической проблематики, коммерциолизацией «рынка» учебников, а так же, как представляется, комплексным характером предмет-объектной специфики самой политологии. Исходя из этого, кафедра полагает наиболее заслуживающими внимания следующие учебники, учебные пособия, курсы лекций и их аналоги: В. В. Борис. Политология. М.: 2000. Изд. АТиСО. В. В. Борис. Геополитические контуры России. М., 2002. Гаджи ееК.С. Политическая наука. М.: Наука, 1994. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М Высшая школа. 1995.

Деревянченко А.А., Анютин СВ. Политика и экономика. N^,2004, Изд. АТиСО.


Панарин А.С. Политология М..

Пугачев В.П., А.И. Соловьев. Введение в политологию. М., Аспект

«Пресс», 1996.

Политология. М.: «Гардарики», 1999.

Политология. Курс лекций. М.: «Зерцало», 1999. МГУ.

Х.Ф. Сабиров. Теоретико-исторические предпосылки западной

политологии. М. 1997. Изд. АТиСО.

Вероятно, студент воспользуется доступной ему учебной литературой и не вошедшей в данный перечень. Практически, нет учебника, учебного пособия, курса лекций, которые охватили бы все проблемы ГОС РФ, настоящей Программы учебного курса. Студенту ответы на ряд тем придется искать в других учебных материалах или же обращаться к научно-популярной, научной литературе, в особенности к журнальным статьям. У немалого числа студентов возникает желание углубить свои политологические знания по всему учебному курсу или по отдельным проблемам. Исходя из этих соображений, кафедра разработала список литературы по всем темам Программы для более глубокого изучения курса или отдельных его тем. Этот список постоянно обновляется. С ним можно ознакомиться на кафедре или в научной библиотеке АТиСО. Кроме того, студент может разыскать нужную литературу в интернете и использовать электронную версию учебного пособия автора по политологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.009 с.)