Современные тенденции в языкознании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные тенденции в языкознании



1. Формирование принципов системно-структурного языкознания в начале 20 века.

2. Господство структурализма в языкознании. Описание языка как сложной знаковой системы. Различение знаковых и незнаковых языковых единиц

3. Холистический (целостный) подход к изучению языка

4. Основные направления в лингвистике 20-21 века.

Основная литература:

1.Вендина Т.И., Введение в языкознание, М.2003, С.9-21

2.Кодухов В.И. Введение в языкознание. М. 1987.С.25-32

3.Демьянов В.З., Доминирующие лингвистически теории в конце 20 века.: Язык и наука конца 20 века. М.: РГУ 1995 г.С.239-320

 

  1. Образовательные технологии

Дисциплина «Основы языкознания» обладает огромным мировоззренческим потенциалом и определяет основные методологические положения филологической науки. Она знакомит студентов с сущностью языка как естественно сложившейся и исторически развивающейся в человеческом обществе знаковой системы, обеспечивающей общение, способствует выработке понимания функционирования явлений языка, сущности самой науки о языке в статике и динамике, а также с точки зрения участников общения (ОК-1, ОК-7, ОК-8, ПК-1,). В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с основными понятиями и терминами лингвистики, получают набор базовых знаний о языке, расширяют лингвистический кругозор (ПК-1, ПК-4-8).

Лекционный курс (12 час.) имеет своей целью изучение теоретических основ дисциплины, готовит студентов к анализу структуры различных языков. Здесь рассматриваются общие закономерности возникновения, функционирования и развития языка, разделы лингвистической теории, излагаются основные точки зрения на проблемы, определяется инструментарий по каждому разделу лингвистики (ОК-1, ПК-1).

Задачей практических занятий (38 часов) является применение полученных теоретических знаний на практике. Помимо базовых классических учебнико «Введение в языковедение» (авторы А.А. Реформацкий, Ю.С.Маслова) рекомендуются и другие учебники, где представлены более современные подходы к трактовке некоторых проблем. Особое внимание уделяется деятельностному подходу в рассмотрении аспектов языка, а также интерактивным формам работы. В процессе изучения дисциплины студенты составляют таблицы и схемы по основным изучаемым явлениям, что повышает эффективность усвоения дисциплины (ОК-1, ПК-1,ПК-4-8). Это позволяет устанавливать отношения как между уровнями языковой системы в целом, так и сопоставлять соответствующие уровни родного и изучаемого языка.

На семинарах рассмотрение информации, предложенной студентам в лекционном курсе сопряжено с критическим сопоставлением ее с проанализированным материалом из ряда учебников и дополнительной литературы (конспекты по наиболее дискуссионным вопросам). Номенклатура понятий, подлежащих конспектированию, определяется преподавателем заранее и дается в качестве задания при подготовке к семинару.

Подготовка конспектов служит базой для организации на практическом занятии мини-дискуссий, в ходе которых студенты учатся доказательному обоснованию точки зрения на проблему, а также умению видеть многосторонний характер рассматриваемого явления (ОК-7, ОК-8, ПК-1). Это способствует формированию у студентов умения наблюдать за языковыми фактами, анализировать материал различных источников, знакомит их с основными методиками и приемами лингвистического анализа (ОК-1, ОК-2).

На семинарах также предлагаются практические задания и проблемные вопрос, что способствует выработке, закреплению и усовершенствованию умений и навыков лингвистического анализа. На нескольких семинарах предусмотрено заслушивание докладов, связанных с обсуждаемой тематикой а также презентаций, подготовленных в рамках групповых проектов (ОК-1, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8).

Необходимым условием эффективного усвоения дисциплины является организация самостоятельной работы студентов. Рекомендованная основная и дополнительная литература не исчерпывает список возможных ресурсов для поиска необходимой информации. Студенты также могут пользоваться другой учебной и справочной литературой, в том числе и различными интернет-ресурсами. Это расширяет границы самостоятельного поиска, способствует развитию интереса к научно-исследовательской деятельности. Задания для самоконтроля по темам (см. п. 6.1.1 настоящей программы) призваны помочь студентам в овладении этой информацией.

В рамках самостоятельной работы предусмотрено написание эссе или реферата (темы работ приводятся ниже).

Таким образом, вся работа по дисциплине подчинена задаче подготовки высококвалифицированного бакалавра лингвистики, обладающего достаточными теоретическими знаниями в области лингвистики и умеющего применять их на практике.

 

 

6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1.1. Примерные темы рефератов

1. Синхрония и диахрония - два подхода в исследовании проблем языка.

2. Генеалогическая классификация языков мира.

3. Морфологическая классификация языков мира.

4. Язык и мышление.

5. Развитие языкознания на стыке с другими науками

6. Искусственные языки.

7. Проблемы выделения и определения лексического значения слова.

8. Проблема соотношения синтагматики и парадигматики.

9. Синонимия в языке.

10. Виды и средства парадигматической связи между однородными лексическими единицами.

11. Роль заимствований в современном языке.

12. Пути и средства создания новых лексических единиц в языке.

13. Германские языки в современном мире.

14. Лексические особенности американского варианта английского языка.

15. Особенности языков аналитического типа на материале английского языка

16. Особенности языков синтетического типа на материале русского языка

17. Язык жестов.

18. Английские заимствования в русском языке.

19. Особенности молодежного жаргона.

20. Типы лингвистических словарей

21. История развития лексикографии

22. Табу и эвфемизмы в различных языках.

23. Интернациональные слова: особенности их произношения и объяснение.

24. Пути обогащения словарного состава изучаемого языка.

25. Фразеологизмы и их виды.

26. Стилистические пласты в словарном составе

27. Термины и профессионализмы

28. Мотивировка и ее отношение к значению слова.

29. Народная и детская этимология.

30. Речевой акт, речевая деятельность, текст.

31. Свободные и связанные словосочетания.

32. Предложение и высказывание

33. Ономастика.

34. Истоки личных имен и фамилий в языке.

35. Особенности топонимики на территории Великобритании

36. Особенности топонимики на территории Краснодарского края

37. Выделение грамматических категорий в языке.

38. Категория рода в русском и английском языках.

39. Категория времени в русском и английском языках

 

6.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.2.1. Перечень и краткая характеристика используемых оценочных средств

Текущий контроль

Текущий контроль усвоения материала осуществляется как на практических занятиях (устные ответы, выполнение контрольных работ, выступления с докладами), так и на лекциях (фронтальный контроль через тестирование по завершении темы).

Проверка самостоятельной работы за рамками аудиторных занятий включает написание эссе/ реферата, а также подготовку презентации в программе Powerpoint по одной из тем дисциплины.

1. Ответы на практических занятиях (оцениваются с точки зрения умения раскрыть содержание обсуждаемых вопросов, сделать выводы, установить связь между рассматриваемым явлением и другими элементами языковой системы).

2.Контрольные работы по темам

3.Тесты по темам (возможно выполнение с использованием компьютера)

4.Индивидуальное задание по выбору студента (при обязательном выполнении одного из заданий в течение семестра):

а) письменное эссе (3-4 страницы) по темам:
«Как возник человеческий язык?»

«Языки естественные и искусственные: общее и различное».

«Знаки в языке и в мире вокруг нас».

б) реферат (темы прилагаются)

5. Групповой проект (для группы из 4-5 студентов): создание презентации в программе Powerpoint по одной из тем дисциплины и демонстрация ее на занятии с комментарием каждого из участников проекта.

Промежуточный контроль

1.Экзамен (по результатам работы в рамках балльно-рейтинговой системы). Таблица планирования результатов обучения по дисциплине прилагается.

 

6.2.2 Проверочные средства для текущего контроля

6.2.2.1 Образец контрольной работы

Модуль 1.

Языкознание как наука. Язык как система знаков.

Система и структура языка

1.Укажите возможные варианты корня (не менее пяти), определите тип чередований: выбор.

2.Найдите случаи ассимиляции, дайте их полную характеристику: сказка, просьба, сжать, из сада, мостик, возчик

3.Омонимия или полисемия? В последнем случае определите тип переноса.

Новый дом - торговый дом, охота на медведя - охота к перемене мест, серебряное блюдо - сладкое блюдо, точка ножей - точка на карте, отдаленная точка - жирная точка, золотое кольцо - золотая осень, лисий мех - кузнечный мех, молодой человек - молодой задор.

4.Найдите окончания в словах: медвежий, свежий, чей, свечей, ведро, метро, вымой, стремление, небось, хаки.

5.Дайте примеры: внутренней флексии, редупликации, супплетивизма.

6.В каких случаях можно говорить об ударении как о грамматическом средстве? (дайте пример).

7.Укажите принципы классификации словосочетаний и дайте примеры словосочетаний различных типов.

8.По каким признакам предложение выделяется как особая языковая единица?

9.Чем отличается актуальное членение предложения от анализа по членам предложения?

6.2.2.2 Образец теста

Тест по модулю 2

Основные принципы и направления развития современного языкознания

Вариант 1

Назовите живой индоевропейский письменный язык

а) старославянский

б) скифский

в) латинский

г) валлийский

д) санскрит

Назовите язык уральской семьи финно- угорской группы:

а) киргизский

б) литовский

в) норвежский

г) голландский

д) эстонский

В каком из указанных алфавитов впервые появились буквы для обозначения гласных:

а) угаритский

б) финикийский

в) греческий

г) арабский

Определите, какой принцип орфографии лежит в основе написания следующих слов: слава, Слава, надежда, Надежда

а) фонетический

б) морфологический

в) символико-морфологический

г) традиционно-исторический

д) дифференцирующий

В наши дни науке известно около языков (живых и мертвых).

а)350

б)7 500

в)12 000

г)5 000

Наука о знаковых системах называется

а)семантикой

б)семиотикой

в)кибернетикой

г)лингвистикой

7.Разграничений понятий «язык», «речь», «речевая деятельность» было впервые предложено

а)Бодуэном де Куртене

б)Ф. де Соссюром

в)Н.С. Трубецким

г)А.А. Реформатским

Функция языка, связанная с возможностью именования объектов, действий, признаков и т.д. называется

а)коммуникативной

б)внутриструктурной

в)металингвистической

г)номинативной

Высшей формой мышления является мышление.

а) прогнозирующее

б)вербальное

в)авербальное

г)наглядно-образное

Единственное свойство, которое НЕ присуще языковому знаку, это...

а)двусторонний характер

б) материальность

в)одноплановость

г)линейность

Единственное свойство, которое присуще языковому знаку, это...

а)значимость

б)безусловность
в)идеальность

г) иерархичность

Устройство и функционирование языковой системы описывается Ф.де Соссюром через набор противопоставлений, называемых

а)антитезами

б)антитезисами

в)антиномиями

г)антонимами

К основным разделам языкознания НЕ относится

а)фонетика

б)семиотика

в)грамматика

г)лексикология

Влияние различных травм и повреждений мозга на речевую деятельность человека изучает

а)нейролингвистика

б)психолингвистика

в)физиология

г)социолингвистика

15.Тип мышления, особо значимый в художественном творчестве - это

а) практическое мышление

б) словесное мышление

в) образное мышление

г) прогнозирующее мышление

16.Язык является универсальным средством общения, в этом сущность

а) контактоустанавливающей функции языка

б) коммуникативной функции языка

в) эстетической функции языка

г) металингвистической функции языка

17.Лингвистический знак действует

а) только в рамках «своей» семиотической (знаковой) системы

б) в рамках нескольких семиотических систем

в) в рамках любой семиотической системы

г) вне семиотических систем

18.Единицы уровня языка НЕ являются комбинациями лингвистических знаков.

а) фонетического

б) морфологического

в) лексического

г) синтаксического

 

 

6.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.3.1. Список вопросов к экзамену

 

1. Отрасли языкознания.

2. Языкознание и смежные науки.

3. Язык как биологическое, социальное и психическое явление.

4. Функции языка.

5. Язык и речь.

6. Взаимоотношение языка и мышления.

7. Виды знаков.

8. Свойства языковых знаков.

9. Уровни языковой структуры и их единицы.

10. Парадигматические и синтагматические отношения.

11. Теории происхождения языка.

12. Внутренние и внешние законы развития языка.

13. Типы взаимодействия языков.

14. Формы существования языка.

15. Генеалогическая классификация языков.

16. Сравнительно-исторический метод в языкознании.

17. Типологическая классификация языков.

18. Морфологическая классификация языков.

19. Фонетическая классификация.

20. Синтаксическая классификация языков.

21. Языковые универсалии.

22. Основные направления языкознания в конце XX века.

23. Классификация гласных и согласных.

24. Комбинаторные и позиционные изменения звуков.

25. Типы слогов.

26. Ударение и его виды, функции.

27. Интонация: компоненты, функции, значения.

28. Определения фонемы, ее функции.

29. Типы фонологических оппозиций.

30. Семантическая структура слова.

31. Типы переноса значения.

32. Внутренняя форма слова.

33. Типы омонимии.

34. Типы семантической классификации лексики.

35. Этимология: принципы исследовании.

36. Виды социальной дифференциации лексики.

37. Лексикография: предмет и задачи. Типы словарей.

38. Способы пополнения словарного состава языка.

39. Типы фразеологических единиц и их источники.

40. Типы морфем, их функции и значения.

41. Способы словообразования.

42. Понятие грамматической категории. Способы выражения.

43. Принципы выделения частей речи.

44. Синтаксические связи и функции.

45. Способы выражения синтаксических связей.

46. Категории предложения.

47. Структура предложения.

48. Функциональная перспектива предложения.

49. Классификация словосочетаний.

50. Орфография и ее принципы.

51. Виды транскрипции.

52. Происхождение и этапы развития письма.

53. Виды алфавитов

 

6.3.2.Типы практических заданий к экзамену

1. Найдите слова с одинаковыми гласными фонемами: шина, лето, мама, этот, быль, век, лук, доля, лен, якорь, сито, люстра.

2. Определите, какими фонемами различаются следующие слова, назовите типы фонологических оппозиций:

Лот - лед Нос - нес Нож - еж Гладь - глядь Дар - дал Дал - даль Сад - сядь Ход - хоть Рад - ряд Шар - жар Жар - жарь Мол - моль Мол - мел Пар - парь Плод - плоть

 

3. Произведите компонентный анализ сем следующих слов:

кромка, окраина, обочина, переферия, опушка.

Сражение, бой, битва, поединок, дуэль, драка.

4. Определите типы переноса значения: крыло самолета, печать страданий, «форд» (марка автомобиля), лайка (перчатки), сделать большой крюк (о передвижении), переварить (усвоить), тюлень (о человеке), паспортный стол, раскусить (понять, разгадать), ватман, галифе, иуда, альфонс, важная бумага, француз наступает.

  1. Из данных слов выберете пары, которые имели когда-то общий корень, но деэтимологизировались.

Завтрак, гарь, точка, гора, утро, колея, дуть, сокровище, нож, горница, перст, гром, подушка, кров, колесо, шить, заноза, зеркало, басня, девать, шило, горло, баян.

6. Назовите тип омонимии: сыр, гнет, постой, вал, съест, заставить, устав, строй, май, были, падали, рос, сметать, пила.

7. Распределите слова по типам семантических группировок: плечо, ходить, лужа, ехать, нога, почва, звезда, вода, кино, бегать, земля, носить, флаг, брести, лазить, голова, река, луна, озеро, носить, поезд, театр, ползать, возить, чесать, шапка.

8. Определите, у каких слов есть внутренняя форма, а в каких случаях можно говорить о наличии этимона: шило, подушка, окно, подснежник, завтрак, сверстник, порошок, жатва, твора, мышь, устье, метель, зелье, перстень, время, сокровище, весло, полотенце, битва, свидетель, обличие, крыльцо, окорок, кружево, водка, валенок.

  1. Определите коннотации слов: картошка, паполия, классный (хороший), рандеву, мальчонка, старикашка, нигилизм, пижама, пижон, бабки (деньги), хобби.

10. К одному ли типу относятся синонимы: крепкий – прочный, муж – супруг, правда – истина, проверка – контроль, есть – жрать, лицо – морда, спать – ночевать – дремать.

11. Объясните, как сделан перевод данных иностранных слов на русский язык. Как называется такой способ перевода:

С англ.: ввоз (import), вывоз (export)

С франц.: впечатление (impression), влияние (influence)

С лат.: местоимение (pronomina), предлог (praeposirio)

 

12. Классифицируйте фразеологизмы по признаку их семантической спаянности: курам на смех, паче чаяния, показать где раки зимуют, с горем пополам, свет клином сошелся, тащить за уши, человек в футляре, палка о двух концах, навострить лыжи, втирать очки, дать маху, фиговый листок.

13. Аналогичен ли морфемный состав следующих слов:

а) большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой;

б) воробей, грей, милей, полей, пашней, щей, коней, мышей.

14. Из данного предложения выпишите все возможные словосочетания. Укажите виды синтаксических отношений между компонентами и какими средствами эти отношения выражены.

От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес аромат оттаявшей земли.

15. Определите, каким способом образованы следующие слова: сбежать, пробежка, разбежаться, МХАТ, подслеповатый, проход, пешеходный, вуз, большой (сущ.), языкознание, госкомстат, шпагоглотатель, желтизна.

16. Определите модальность следующих предложений и укажите, какими способами она выражена.

1. Он, вероятно, не должен был туда ходить.

2. Муж и работай и учись, а ты будешь бездельничать?

3. Может быть, еще успеешь на поезд?

4. Возможно, ты прав Б. Пойдем погуляем?

17. Какие грамматические категории выражены при помощи окончаний и как это проявляется в словах?

голов, книга, поле, поля, рука, столам;

ветке, костер, ночей, сапожник;

говоришь, жалел, запер, снимают, шептала.

18. Укажите способ выражения грамматического значения: стол – стола, красный – краснота, кот – коты, избегал – избежал, он схватил его руку – он схватил его за руку, день сменяет ночь – ночь сменяет день, белый – белее – белейший, есть – был, синий – синий-синий, хорошо – лучше, любящий – любимый, козы – козы, ляг – лег, он не может быть на лекции – он, может быть, на лекции, поехал – поехал бы, козлы – ко´злы.

19. В данных предложениях распределите все слова по частям речи. Обоснуйте это распределение: Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхал своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него.

20. Какими средствами связаны между собой слова в предложениях?

Все ели из котла. Лекцию перенесли на среду. Это был оголенный по пояс человек. Были проведены проездные пути. Кошелек из желтой кожи спрятан в сумочке. Кошелек спрятан в сумочке из желтой кожи. Жена приехала навестить его. Что-то странное произошло с ним. Танк обстрелял орудие.

21. Объясните случаи синтаксической омонимии: Отзвенел давно звенящий сад. Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлепнулась на мокрый песок. Лекарство способствовало очень быстрому заживлению свежих ран и переломов. Он умел заставить себя молчать.

22. Определите возможные актуальные членения следующих предложений: Свыше девяти миллионов человек проживает сейчас в Москве. Новороссийск в праздники выглядит очень красиво.

23. Какие принципы правописания применяются в орфографии следующих слов: избрать, испить, развязать, растаять, восстать, возвести, беспечный, бездарный, спрятать, сдать, лезть, лесть, возчик, образчик, низкий, снисходить, чересполосица.

24. Какие звуковые изменения произошли в следующих словах: встреча, праздник, пончик, сшить, ошибка, Нестеров, минералогия, местный, ведмедь, аржаной хлеб, Ван Ваныч, молотьба, бонда (бомба), трахтор (трактор).

25. Сколько слогов в следующих словах? Где граница между слогами? Укажите открытые и закрытые слоги: буржуазия, митинг, норма, лукошко, мужицкий, клюква, признание.

26. Чем объясняется одинаковое восприятие на слух вне контекста следующих слов: частота – чистота, леса – лиса, паз – пас, милок – мелок, код – кот, столб – столп. Укажите слова с постоянным и подвижным ударением.

27. Найдите речевые такты (синтагмы) в следующих предложениях. Вокруг луны сияние золотое. Вокруг раздается раздирающий крик осла нашего соседа. Изменяется ли смысл предложения в связи с различным членением предложения на речевые такты?

28. Дайте примеры многозначного русского и английского слова и прокомментируйте несколько из их значений

29. Определите, работой каких органов различаются звуки [ ш-ж-р].

30. Дайте примеры омонимов различных типов.

31. Опишите артикуляцию звука [d] в английском языке и сравните его с русским [д].

32. Дайте синонимы различного стиля (3 примера по нескольким стилям) например: построить(нейтр.)-воздвигнуть(возвыш.)-слепить(сниж. разгов.)

33. Определите русский согласный, образованный с помощью следующей артикуляции:
губы сомкнуты, голосовые связки не дрожат, небная занавеска прижата к стенке зева.

34. Дайте антонимы к следующим словам: pамечательно, прибывать, проигнорировать.

35. Определите русский согласный, образованный с помощью следующей артикуляции:
Кончик языка поднимается и загибается назад, периодически соприкасаясь с твердым небом, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята.

36. Определите русский согласный, образованный с помощью следующей артикуляции:
Губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, небная занавеска опущена.

37. Дайте примеры метафоры и метонимии. Прокомментируйте способ переноса начения.

38. Употребите следующие словосочетания как свободные и как устойчивые. Дайте синонимы к устойчивым выражениям: нагреть руки, тянуть лямку.

Дайте несколько примеров по аналогии.

39 В чем сходство и различие артикуляции русских звуков [т.д,н] и английских [t,d,n]?

40 Употребите следующие словосочетания как свободные и как устойчивые. Дайте синонимы к устойчивым выражениям:Вылететь в трубу, зеленый коридор.

Дайте несколько примеров по аналогии.

41.Определите гласные звуки по следующим признакам: Заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный.

42.Разбейте данные словосочетания на три группы в зависимости от вида синтаксических отношений между частями: а)согласование б)унравление в)примыкание:

Идти с ними, помощь по дому, увидеть брата, забытое прошлое, ответить сразу, смутная надежда, бежать к дому, молодой боец, отсутствует на уроке, прийти после обеда.

43.Определите гласные звуки по следующим признакам:

Переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный.

44.Разбейте данные словосочетания на три группы в зависимости от вида синтаксических отношений между частями: а)согласование б)управление в)примыкание:

Идти пешком, помощь брата, воспоминания из прошлого, ответить на письмо, надежда нации, бежать быстро, очевидно молод, опять отсутствует, замечательный обед, водородная бомба.

45Определите гласные звуки по следующим признакам:
переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный.

46.Выделите грамматические показатели из приведенных ниже словоформ. Укажите, какие частные и категориальные значения ими выражены: Feet, visited, mice, have decided, went

47.Определите, о гласных или согласных идет речь, если указаны следующие признаки, и назовите звуки: Передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный.

Делает, ребятами, умного, нас, сна, думающий, будешь верить, умнее.

48.Выделите грамматические показатели из приведенных ниже словоформ. Укажите, какие частные и категориальные значения ими выражены: мечтает, устами, свирепому, мне, рва, ревущий, веселее.

49.Определите, о гласных или согласных идет речь, если указаны следующие признаки, и назовите звуки:Губно-губной, смычно-носовой.

50.Дайте примеры слов, имеющих следующий морфемный состав:

б)корень+ флексия, в)корень+суффикс, г)приставка +корень + суффикс+флексия:

51.Дайте полную характеристику русскому звуку [з]:

52.Дайте примеры слов, имеющих следующий морфемный состав:

б)корень+ флексия, в)корень+суффикс, г)приставка +корень + суффикс+флексия:

53.Дайте полную характеристику звуку [t]:

54.Сгруппируйте слова по сходству их морфемного состава:

а)только корень,

б)корень+флексия,

в)корень+суффикс,

г)приставка+корень+суффикс+флексия:

Сад, рабский, посадский, порок,смена, пожарище, жар, вопль, залог, заложник, рабы, обрабатывать.

55.Дайте полную характеристику звуку [I:]:

56.Дайте синонимический ряд к слову «маленький».

57.Дайте полную характеристику звуку [б]:

58.Дайте синонимический ряд к слову «отлично».

59.Прокомментируйте процесс ассимиляции в следующих сочетаниях:
Каприз природы, голос жалости

60.Дайте синонимический ряд к слову «поддержка».

61.Действие какого фонетического закона объясняет просторечное произношение:
Шашнадцать (вместо шестнадцать), консомолец (вместо комсомолец)

62.Дайте примеры метафоры и метонимии. Прокомментируйте способ переноса значения.

63.Действие какого фонетического закона объясняет просторечное произношение:
лаболатория (вместо лаборатория), транвай (вместо трамвай)

64.Дайте примеры многозначного русского и английского слова и прокомментируйте несколько из их значений

65.Какой вывод об ассимиляции в русском языке можно сделать на основании анализа звучания следующих слов:

Сдача, смять, сбежать, сжечь.

66.Дайте примеры русских словосочетаний, где компоненты связаны а)согласованием,
б)управлением

в)примыканием.

67.Из-за какого фонетического явления изменились следующие слова:
Мольберт - Malbrett (нем.)

 

6.3.3. Требования к оценке знаний студентов по дисциплине

 

 

Промежуточная аттестация по дисциплине по "Основы языкознания" предполагает всестороннюю проверку у студента не только понимания фактического материала и умения грамотно изложить его, но и умения мыслить, четко и убедительно приводя точки зрения авторов учебников, материалов лекционного курса, обсужденных статей и книг основоположников лингвистики (в частности Ф. де Соссюра, В. фон Гумбольдта, Н.С. Трубецкого и др.).

В экзаменационный работы входят как теоретические, так и практические вопросы, которые соответствуют типам заданий, рассмотренных на практических занятиях: характеристики звука в русском и английском языках, особенности фонологических оппозиций, коррелятивные пары, комбинаторные, позиционные и морфологические изменения, исторические связи слов, способы словообразования в русском и английском языках, способы развития значения, системные отношения в лексике, типы синтаксической связи, особенности различных типов предложений.

Оценка "отлично" выставляется за полный ответ на все вопросы по теме, выполнение практических заданий, при условии выполнения требований балльно-рейтинговой системы.

Оценка "хорошо" ставится за некоторую неточность в ответе на вопросы по теме, которая может быть исправлена самим студентом, выполнение практических заданий, при условии выполнения требований балльно-рейтинговой системы.

Оценка "удовлетворительно" ставится при существенных недостатках в ответе (неумение четко пояснить термины, поверхностное освещение материала или фактические ошибки в изложении теории или практическом задании), выполнение практических заданий, при условии выполнения требований балльно-рейтинговой системы. В остальных случаях выставляется оценка «неудовлетворительно»

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература

Реформацкий А. А. Введение в языковедение, М.: Аспект Пресс, 2006.-536 с.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.:ВШ, 2007. -304 с.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. М.:5 2001. -263 с.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.:Просвещение, 1987.-384 с.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Минск:ТетраСистемс, 2007. -287 с.

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.-252с.

 

 

7.2. Дополнительная литература

Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М.:Наука, 1976.-383 с.

Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. Л.: Наука, 1978.- 176 с.

Брутян Г.А. Гипотеза Сепира-Уорфа. Ереван:Луйс, 1968.-167 с.

Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М.:Добросвет, 2002.- 544 с.

Будагов Р.А. Что такое развитие и совершенствование языка. М.:Добросвет, 2000.-304 с.

Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М..'Детская литература, 1987.- 217 с.

Введение в языкознание: Хрестоматия /Сост. Б.Ю. Норман, Н.А. Павленко.

Минск: Выш. шк., 1984.- 368 с.

Виноградов В.В. Избранные труды по лексикологии. М.Наука:, 1972.-312 с.

Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.:Прогресс, 1985.-461 с.

Журавлев А.П. Звук и смысл. М.:3нание, 1981.- 160 с.

Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М.:Наука, 1965.- 602 с.

Коровкин М.М. Язык и мышление:Учеб. пособие. Рязань, РГПУ, 1993.- 56 с.

Крысин Л.П. Жизнь слова. М.ЮОО ТИД «Русское слово», 2008.- 176 с.

Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. М.: Просвещение, 1975.-192 с.

Павленко Н.А. История письма. Минск: ВШ,1987.-239 с.

Панов Е.А. Знаки, символы, языки. М.:3нание, 1983.-248 с.

Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, 1993.- 192 с.

Плоткин В. Я. Как устроен английский язык. Новосибирск: Изд-во Сибирского независ, ун-та, 2004.- 56 с.

Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М.: Русские словари, 1996.- 303 с.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.- 656 с.

Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995.- 352 с.

Трубецкой Н.С. Избранные труды по филологии. М.: Прогресс, 1987.- 560 с.

Успенский Л.В. Слово о словах. М.:Аванта, 2008.- 544 с.

Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М.: Академия. 2005.- 400 с.

Якушкин Б.В. Гипотезы о происхождении языка.М.: Наука, 1984.- 136 с.

 

7.3.С6орники задач и упражнений

Норман Б.Ю. Лингвистические задачи (учебное пособие). М.:Флинта. Наука, 2008.™ 272 с.

Калабина С. И. Практикум по курсу «Введение в языкознание» М.:ВШ, 1985. -112с.

 

 

7.4. Справочная литература

 

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.:Советская энциклопедия, 1966.- 608 с. (также др. издания)

Лингвистический энциклопедический словарь/под ред. В.Н.Ярцевой М.:Советская энциклопедия, 1990.-683 с.

Энциклопедический словарь юного филолога/ под ред. М.В.Панова. М.:Педагогика, 1984.- 355 с.

 

7.5. Периодические издания, имеющиеся в библиотеке университета

 

Александрова Н.Ш. Родной язык, иностранный язык и языковые феномены, у которых нет названия. - «Вопросы языкознания», 2006, №3, с. 88-100.

Всеволодова М.В. Язык и его место в мироздании. - Вестник МГУ, серия 9 «Филология», 2009, №6, С. 7-33.

Гуревич В.В. Актуальное членение предложения в его разных проявлениях. - «Вопросы языкознания», 2004, №3, с. 69-87.

Золотова Г.А. О возможностях грамматической науки. - «Вопросы языкознания», 2006, №3, с. 14-21.

Касаткин Л.Л. О природе фонемы. - «Вопросы языкознания»: 2009, №2, с. 52-58.

Кузнецов В.Г. Учение Ф. де Соссюра в свете соссюрологии.- «Вопросы языкознания»:2006, №5, с. 106-117.

7.6. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1.Научно-образовательный портал «Лингвистика в России: ресурсы для исследователей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//uisrussia.msu.ru/linguist/ - постоянно обновляющийся ресурс, содержащий обширную библиотеку научных и учебно-методических трудов и справочной литературы по лингвистике. Рекомендуемые рубрики:

-лингвистическая терминология;

-преподавание языкознания и лингвистических дисциплин;

-искусственные языки;

-уровни языковой системы.

2.Glossary of linguistic terms by E.E. Loos and others [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.sil.org/lmguistics/GlossaryOfLinguisticterms -глоссарий, содержащий более 950 лингвистических терминов с перекрестными ссылками и списком источников (SIL International).

3. Language Miniature Collection - коллекция эссе (миниатюр) на
лингвистические темы. Автор W.Z.Shetter - [Электронный ресурс].- Режим
доступа: http//home.bluemarble.net/-langmin/html

4. Дайджест общих вопросов лингвистики (ERIC/CLL) [Электронный
ресурс].- Режим доступа: http//www.cal.org/ericcll/digest/cal00001html
(рекомендуется при подготовке докладов и написании эссе и рефератов).

 

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекционный курс:

-проектор для демонстрации слайдов;

-ноутбук или оборудованная аудитория для демонстрации презентаций в программе Powerpoint.

практическое занятия

-ноутбук или оборудованная аудитория для демонстрации презентаций в программе Powerpoint (отдельные занятия по итогам самостоятельной работы студентов).

-компьютерный класс (отдельные занятия по выполнению компьютерных тестов)

Самостоятельная работа

Библиотека филиала университета

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 035700.62 Лингвистика по профилю подготовки «Перевод и переводоведение»

 

Автор-составитель – ст.пр.___________________________________ О.Г.Пивторацкая

 

Рецензент

д.ф.н., проф. кафедры

общего и сравнительного языкознания__________________________А.Б. Михалев

 

 

Программа одобрена на заседании Совета филиала
протокол № _1__от ___06.09.2011___ года

 

 


Аннотация Программы учебной дисциплины «Основы языкознания»

1. Цели и задачи дисциплины.

Целью изучения дисциплины является пропедевтика базовых знаний о языке, формирование научного мировоззрения, способствующего гармоничному развитию личности.

Главной целью курса является формирование у студентов научных взглядов на язык как сие тему коммуникации, состоящую из иерархически связанных между собой ярусов, каждый Из кото­рых является подсистемой и содержит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.312 с.)