Части речи. Принципы классификации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Части речи. Принципы классификации.



1.Комплексный подход к выделению частей речи: триада форма, значение, функция как основание классификации.

2.Количественный состав частей речи, знаменательные и служебные слова.

3.Понятие категории состояния, междометия и модальные слова как особые группы слов.

Задания:

1.Определите, к какой части речи относятся выделенные сло­ва. Ответ аргументируйте: а) А люди шли за рядом ряд. Григорий стоял совсем рядом, б) Война - величайшее зло. Он зло взглянул на собеседника. Первое звено было зло на вожатого, в) Цитрусовые деревья любят тепло. Хозяин тепло принял меня. Наконец мне стало тепло.

2.На основании данных ниже примеров объясните, как со­вершается переход из одних частей речи в другие:

Русск. вареный, бегом, мое «я», столовая, утром, больной, пешком, издали.

Англ. the end, to end, poor boy, the poor, natives, went home.

3. Определите, к каким частям речи относятся следующие слова. Ответ обоснуйте.

Двадцать, тысяча, половина, треть, десяток, двадцать пять, фламинго, нет, плакса, бордо, бег, рохля, да, хорошо, Петр, блеснувший, голодный, должен, бежать, хаки.

Основная литература

1.Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.182-187.

2.Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 5 - 8.

3.Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 4, § 1 – 4.

Дополнительная литература

1.Вендина Т.Н. Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 8.

2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. Гл. 4. § 44 - 56, гл. 7. § 86.

Модуль 2.

Основные принципы и направления развития современного языкознания

Практическое занятие10.

Язык как общественное явление. Природа и сущность языка. Язык и мышление.

1.Синтаксис как высший уровень языка. Объекты изучения синтаксиса: словосочетание, предложение, текст.

2.Словосочетание и его особенности. Понятие о синтаксиче­ской связи (сочинение и подчинение).

3.Виды подчинительной свя­зи: согласование, управление, примыкание

4.Координация как особый вид подчинительной связи.

5. Возможности классификации словосочетания.

Задания:

1. Определите в данных словосочетаниях: а) способ выражения синтаксической связи; б) тип смысловых взаимоотношений: интерес к музыке, родной дом, ярко блестит, сорвала цветок, скрипач из Москвы, что-то белое, рисует мастерски, скрывать тревогу, бежал подпрыгивая, лунной ночью, пробудить интерес, заниматься спортом, прогулка верхом, женщина с ребенком, нечаянное открытие, неожиданно открывшаяся, рокот волн, охота странствовать, жажда славы, учиться в школе, коричневый с искрой, один из них, страсть возражать, бесконечно жаль, чай вприкуску, право на отдых, чтение вслух, слепой от ярости, способный мыслить, плакать от радости, зимний вечер, сделать впопыхах, отворить дверь, душа нараспашку, пора вставать, яйца всмятку.

Основная литература:

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.197-211.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 5 - 8.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 4, § 1 – 4.

Дополнительная литература

1.Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 8.

2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. Гл. 4. § 44 - 56, гл. 7. § 86.

Практическое занятие11.

Предложение и его категории. Структурно-семантические особенности предложения. Функциональная перспектива предложения.

1.Предложение как основная коммуникативная единица син­таксиса. Предложение и высказывание.

2.Основные категории пред­ложения: коммуникативность и предикативность.

3.Актуальное чле­нение предложения: тема и рема. Средства актуального членения. 4.Грамматическая и логическая структуры предложения.

5.Текст как социально-речевое явление и объект изучения синтаксиса. Свойства текста. Виды внутритекстовой связи.

Задания

Найти в записи следующих предложений все возможные случаи неоднозначного прочтения и определить, как это сказывается на их актуальном членении: Роняет лес багряный свой убор (Пуш­кин). И вот семья из Сан-Франциско решила отправиться на Кипр (Бунин). Отзвенел давно звеневший сад (Есенин).

Определите, в роли какого члена предложения выступает слово один в приведенных ниже предложениях. Какие формальные признаки помогли вам установить его грамматическую сущность?

У меня есть один номер этого журнала. Все эти дома построены на один манер. Вопросы размещения и питания может решить один ди­ректор. Гости ушли, и Петя остался один. Тут тебя один человек спрашивал.

Нижеследующие словосочетания преобразуйте в предложе­ния с сохранением лексического тождества. Опишите произошед­шие изменения.

Его приезд, хорошая погода, решение вопроса.

4.Определите коммуникативную установку и предикатив­ность следующих предложений. Какими средствами это выражено?

Русск. Сидел бы ты дома. Земля вращается вокруг солнца. Ты не мог бы пойти к нему вместо меня? Муж и работай и учись, а ты будешь дома сидеть? Возможно, ты прав. Скорее бы он приехал! Вон отсюда!

Англ. I really want to talk to you. The sun rises in the east. You must do it immediately! Surely, he will come! You shold see the play, it’s marvelous!

Нем. Was soll es bedeuten? Ich wolte ea ware Fruhling! Jeder Stoff besteht us Atomen.

5.Сопоставьте логическую и грамматическую структуры предложений. В каких предложениях эти структуры совпадают, а в каких нет?

Поздравить юбиляра пришли все друзья. Друзья познаются в беде. Дождь заставил их забраться в шалаш. Новый драматиче­ский театр строят уже второй год. Дом этот построен совсем недавно.

6. На примере приведенного ниже текста продемонстрируйте основные виды внутритектсовой связи (вводные слова, прономинализация, лексические повторы, семантические связи и т. п.).

Егор Скумбриевич расположился рядом с членом лиги дураков и живо разделся. Голый Скумбриевич был разительно непохож на Скумбриевича одетого. Суховатая голова англичанина сидела на белом дамском теле с отлогими плечами и очень широким та­зом. Егор подошел к воде, попробовал ее ногой и взвизгнул. Потом опустил в воду вторую ногу и снова взвизгнул. Затем он сделал не­сколько шагов вперед, заткнул большими пальцами уши, указа­тельными закрыл глаза, средними прищемил ноздри, испустил ду­шераздирающий крик и окунулся четыре раза подряд. Только после всего этого он поплыл вперед наразмашку, отворачивая голову при каждом взмахе руки. И мелкая волна приняла на себя Егора Скум­бриевича - примерного геркулесовца и выдающегося общественно­го работника. Через пять минут, когда уставший общественник перевернулся на спину и его круглое глобусное брюхо закачалось на
поверхности моря, с обрыва над пляжем послышался чей-то голос.

(И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»)

Основная литература

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.197-211.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 5 - 8.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 4, § 1 – 4.

Дополнительная литература

1.Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 8.

2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. Гл. 4. § 44 - 56, гл. 7. § 86.

Практическое занятие12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.009 с.)