Языкознание как Наука. Язык как система знаков. Система и структура языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языкознание как Наука. Язык как система знаков. Система и структура языка



Модуль 1.

Языкознание как наука. Язык как система знаков. Система и структура языка

Практическое занятие 1:

Звуковые процессы, звуковые законы. Супрасегментный уровень.

1. Определите следующие понятия «звук», «гласный», «со­нант», «согласный».

2. Акустический (физический) аспект фонетики. Основные акустические характеристики звуков: тон, шум, тембр, высота (час­тота), длительность, сила.

3. Физиологический (артикуляционный) аспект фонетики. Устройство речевого аппарата. Активные и пассивные органы речи.

4. Классификации звуков речи.

а) гласные: ряд, подъем, лабиальность, долгота/краткость;

б) согласные: место образования; способ образования; участие голоса.

 

Задания

1. Определите согласные звуки по следующим признакам:

а) губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий; б) заднеязычный, щелевой, глухой, твердый; в) переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твердый; г) переднеязычный, взрывной, зубной, глухой, мягкий; д) переднеязычный, небный, фрикативный, звонкий; е) со­норный, переднеязычный, небный, дрожащий, мягкий; з) переднея­зычный, зубной, аффриката, глухой.

2. Определите гласные звуки по следующим признакам:

а) заднего ряда, верхнего подъема, лабиальный; б) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиальный; в) среднего ряда, среднего подъема, нелабиальный; г) переднего ряда, верхнего подъема, ла­биальный; д) заднего ряда, среднего подъема, носовой, лабиальный; е) среднего ряда, среднего подъема, лабиальный.

3. Определите, какие получатся слова, если:

а) в словах год, вон, голос, бар, злой, жить первый согласный произнести без участия голосовых связок; б) в словах боль, било, бел, байка, дам, дочка первый согласный произнести с участием небной занавески; в) в словах мать, рад, томный, сок, бодро, тук, лук первый согласный произнести с участием средней части спинки языка (поднимающейся к твердому небу); г) в словах корь, дуб, тень, тело, крен, панты первый согласный произнести как щеле­вой, а не как смычный.

4. Дайте полную артикуляционную характеристику следую­щим звукам:

[d], [z], [т], [v], [п], [m], [а], [л], [е] [о].

Приведенные слова сгруппируйте попарно: а) отличающие­ся друг от друга одной фонемой; б) двумя фонемами; в) более чем двумя фонемами:

Русск. спор, трава, дом, век, дрова, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, гора, сени, блеск, беда, плеск, крот, клен, заря, риск, клеть.

Англ. bad, fat, thin, luck, mean, sing, scene, take, dark, tail, road, broad, time, brick, look, mine, crook.

Основная литература

1. Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.72-115.

2.Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 2.

3.Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 1. § 1 – 8.

Дополнительная литература

Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 5.

Практическое занятие2:

Фонологические оппозиции. Виды дистрибуции

1. Понятие фонологической оппозиции.

2. Фонологическая система. Классификация фонологических оппозиций.

3. Нейтрализация фонологических оппозиций.

4. Понятие дистрибуции. Модели дистрибуции как средство установления системы фонем и аллофонов.

5. Правила определения фонем и их вариантов (по Н.С.Трубецкому)

 

Задания:

Укажите виды дистрибуции: а) слой – злой, лез – лес; б) булочная – булошная, конечно – конечно; в) мода – мёда, воз – вёз; г) бок – бык, боль – быль.

Укажите пару слов, в которой наблюдается нейтрализация фонемной оппозиции: пить – петь, док – дог, кров – кровь, мыл – мал, вот – рот.

Выберите из данных оппозиций привативные: ж – ш, ф – п, м – н, д′ – т, с – з.

Какие из оппозиций являются пропорциональными: л – н, з – н, з – з́, д – т, х – ц.

Основная литература

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.115-149.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 2.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 1. § 1 – 8.

 

Дополнительная литература

Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 5.

Практическое занятие4:

Задания

Определите, сколько слов в предложении: Достань-ка мне самый большой кубик из-под шкафа. Подумайте, возможно ли однозначное решение этого вопроса.

Можно ли считать словами следующие единицы языка? Есть ли какая-то закономерность в порядке их следования?

Заговоры, заклинания, считалки типа эне, бене, рес, квинтер, финтер, жес или как в песне ведьм из произведения В. Хлебникова «Ночь в Галиции»: Ла-ла сов! Ли-ли соб! Жун-жан-соб-ле-ле!

Образования типа знаменитого примера Л.В. Щербы Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Окказионализмы художественной речи типа мритва, вес-ничий, крылышкуя

(Хлебников), обсидиане, луночь, саночь (Л. Мартынов) и т. п.

Триггер, каулифлория, транш, верже, аттенюатор, джой­стик; кичка, пажить.

Известно, что имя собственное может со временем пере­ходить в нарицательное. Это касается, в частности, таких приме­ров, как а) наган, макинтош, ватман, галифе, ампер, вольт, кюри; б) иуда, дон-жуан, плюшкин, Хлестаков, митрофанушка. Определите, как меняется при таком переходе отношение слова к обозна­чаемому предмету (денотату) и к понятию (сигнификату). Одина­ковы ли в этом смысле слова групп а) и б)?

Составьте синонимические ряды с каждым из следующих слов, выделите среди синонимов стилистически сниженную и воз­вышенную лексику: сильный, грубо, ругать, признак, грустить, повторять, ма­ленький.

Определите тип переносного значения в следующих словах: хворост - «кондитерское изделие», штопор - «фигура выс­шего пилотажа», переварить - «усвоить», расписаться - «заклю­чить брак», предбанник - «приемная», надымить - «накурить», зеленый - «неопытный», хвост - «задолженность после сессии», пожевать - «поесть», кирпич - «дорожный знак, запрещающий проезд.

Охарактеризуйте приведенные ниже языковые факты (по­лисемия/омонимия). Какие признаки помогают отличить омони­мию от полисемии?

Лисичка «животное» - лисичка «гриб», огонь «пламя» - огонь «стрельба», вид «зрительный образ» - вид «грамматическая категория», отпуск «отдых» - отпуск «выдача», язык «орган» -язык «средство общения», лопух «растение» - лопух «простак»

Основная литература

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.149-165.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 3.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 3, 5.

 

Дополнительная литература

Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 7.

Практическое занятие5:

Практическое занятие7.

Задания

Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже случаях и какими средствами:

Русск. стол - стола - столу, кот - коты, избегал - избежал, выходил - выхаживал, день сменяет ночь - ночь сменяет день, белый - белее - белейший, синий - синий-синий, хорошо - лучше, разрезать - разрезать, иглы - иглы, иду - шёл, окно - окна, говорю - говоришь, прилежнейший - самый прилежный, напишу - буду писать, поехать - поехал бы.

Англ. man – men, sing – sang, good – better – best, easy – easiest, write – writes, spoke – had spoken, boy – boy’s, I – me, speaks – is speaking, girl – girls.

2. Определите, какими грамматическими значениями разли­чаются приведённые ниже словоформы и какими грамматически­ми способами эти различия выражены.

Высокий - очень высокий; пишет - пишущий; вырезать - вырезать; человек - люди; частый - чаще; знаем - знаете; мать - матери; брат - братья; класть - положить; синий - синий-синий; отдыхать - отдохнуть; ищу - буду искать; нога - на ноги; пи­сать - расписать.

Основная литература

1. Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.182-187.

2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 5 - 8.

3. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 4, § 1 – 4.

Дополнительная литература

1.Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 8.

2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. Гл. 4. § 44 - 56, гл. 7. § 86.

Практическое занятие8.

Морфемно - морфологический уровень языка. Морфемная и словообразовательная структура слова. Типы морфем. Способы словообразования.

1. Грамматика и грамматический строй языка; понятия морфемы, алломорфы, варианта морфемы.

2. Существующие классификации морфем: корни и аффиксы, типы аффиксов по отношению к корню.

3. Исторические изменения в морфемной структуре слова: опрощение, усложнение, переразложение.

4. Основные понятия сло­вообразования: основа, производность, регулярность, словообразо­вательная модель; способы словообразования.

Задания:

Разделите на морфемы следующие слова:

Русск. забор, ловля, убеждаю, сидевший, головешка, любовь, братья, ненавистный, любовь, объявление.

Англ. children, bookish, worked, wisdom, impossible, rooms, discover, available.

2. Аналогичен ли морфемный состав следующих слов?
Русск. а) большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой; б) дай, май, стай; в) воробей, грей, милей, полей, пашней, щей, ко­ней, мышей.

Англ. а) chatter, greater, writer, daughter, diner, either, ever; b) writes, whiles, needs, ours; c) evening, duckling, meeting, earring.

3.В следующих словах укажите омонимичные аффиксы:
Русск. а) беру, воду, врачу, несу, (в) боку; б) море, шире, се­стре, (о) добре; в) родина, домина, долина, скотина, свинина.

Англ. а) teacher, quicker, chapter; b) ships, speaks; c) income, innocent, inhabit, invite.

4.Определите тип основы в следующих словах (производ­ная, непроизводная). Обоснуйте свой ответ.

Кость, радость, село, родина, детство, лебедь, сотня, пень, длина, бездна, весна, мыло, ласка, сетка, тьма, басня, старик, го­рец, зрелище, шорох, воля.

5. Укажите слова, у которых производная основа стала не­производной. Как называется такое явление?

Колесник, ожерелье, облако, вкус, кольцо, окорок, пояс, ро­весник, борец, брак, забор, заноза, конец, молодец, крыльцо, забава, кончик, позор.

6. Выделите из данного ниже списка слова, обладающие ну­левым показателем. Обоснуйте своё решение и укажите, какие грам­матические значения этими показателями выражены:

Cтол, ещё, коров, лучи, вперёд, стекло, лугов, обед, стой, май, ветер, дал, миг, такси, пять, вчера, положа.

Основная литература

1.Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.187-197.

2.Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 5 - 8.

3.Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 4, § 1 – 4.

Дополнительная литература

1.Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 8.

2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. Гл. 4. § 44 - 56, гл. 7. § 86.

Практическое занятие9.

Модуль 2.

Практическое занятие10.

Практическое занятие11.

Задания

Найти в записи следующих предложений все возможные случаи неоднозначного прочтения и определить, как это сказывается на их актуальном членении: Роняет лес багряный свой убор (Пуш­кин). И вот семья из Сан-Франциско решила отправиться на Кипр (Бунин). Отзвенел давно звеневший сад (Есенин).

Определите, в роли какого члена предложения выступает слово один в приведенных ниже предложениях. Какие формальные признаки помогли вам установить его грамматическую сущность?

У меня есть один номер этого журнала. Все эти дома построены на один манер. Вопросы размещения и питания может решить один ди­ректор. Гости ушли, и Петя остался один. Тут тебя один человек спрашивал.

Нижеследующие словосочетания преобразуйте в предложе­ния с сохранением лексического тождества. Опишите произошед­шие изменения.

Его приезд, хорошая погода, решение вопроса.

4.Определите коммуникативную установку и предикатив­ность следующих предложений. Какими средствами это выражено?

Русск. Сидел бы ты дома. Земля вращается вокруг солнца. Ты не мог бы пойти к нему вместо меня? Муж и работай и учись, а ты будешь дома сидеть? Возможно, ты прав. Скорее бы он приехал! Вон отсюда!

Англ. I really want to talk to you. The sun rises in the east. You must do it immediately! Surely, he will come! You shold see the play, it’s marvelous!

Нем. Was soll es bedeuten? Ich wolte ea ware Fruhling! Jeder Stoff besteht us Atomen.

5.Сопоставьте логическую и грамматическую структуры предложений. В каких предложениях эти структуры совпадают, а в каких нет?

Поздравить юбиляра пришли все друзья. Друзья познаются в беде. Дождь заставил их забраться в шалаш. Новый драматиче­ский театр строят уже второй год. Дом этот построен совсем недавно.

6. На примере приведенного ниже текста продемонстрируйте основные виды внутритектсовой связи (вводные слова, прономинализация, лексические повторы, семантические связи и т. п.).

Егор Скумбриевич расположился рядом с членом лиги дураков и живо разделся. Голый Скумбриевич был разительно непохож на Скумбриевича одетого. Суховатая голова англичанина сидела на белом дамском теле с отлогими плечами и очень широким та­зом. Егор подошел к воде, попробовал ее ногой и взвизгнул. Потом опустил в воду вторую ногу и снова взвизгнул. Затем он сделал не­сколько шагов вперед, заткнул большими пальцами уши, указа­тельными закрыл глаза, средними прищемил ноздри, испустил ду­шераздирающий крик и окунулся четыре раза подряд. Только после всего этого он поплыл вперед наразмашку, отворачивая голову при каждом взмахе руки. И мелкая волна приняла на себя Егора Скум­бриевича - примерного геркулесовца и выдающегося общественно­го работника. Через пять минут, когда уставший общественник перевернулся на спину и его круглое глобусное брюхо закачалось на
поверхности моря, с обрыва над пляжем послышался чей-то голос.

(И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»)

Основная литература

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.197-211.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 5 - 8.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 4, § 1 – 4.

Дополнительная литература

1.Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 8.

2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. Гл. 4. § 44 - 56, гл. 7. § 86.

Практическое занятие12.

Задания

1. Определите, какие функции языка реализуются в следую­щих высказываниях:

«Я изучил науку расставанья в простоволосых жалобах ноч­ных» (О. Мандельштам).

«Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» (из учебника геометрии).

«Здравствуйте, меня зовут Владимир Петрович!» (учитель, входя в класс).

«Учет» (табличка на двери магазина).

2. Прокомментируйте следующий диалог двух персонажей романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна». Какие языко­вые функции «не срабатывают»?

... А вот если подойдёт к тебе человек и спросит: «Шарле ву франсе?» - ты что подумаешь?

Ничего не подумаю, возьму да и тресну по башке.

3. Существует неписаное правило, которого придерживаются студенты при подготовке к экзаменам: «Не понимаешь сам - объяс­ни товарищу». Как можно объяснить действие этого правила при­менительно к вопросу о языковых функциях?

4. Прокомментируйте следующие диалоги с точки зрения структуры речевого акта. Что способствует правильной интерпре­тации данных вопросов и ответов?

«У вас спички есть?» - «Не курю». «Вы уже ложитесь?» - «Читайте, Вы мне не мешаете». «Где Петров?» - «Сейчас будет».

5. Ниже приводятся, казалось бы, совершенно однотипные высказывания. Однако коммуникативные задачи этих фраз заметно различаются. Попытайтесь восстановить более широкий контекст и спрогнозировать ответную реакцию слушающего:

У тебя часы есть? У тебя карандаш есть? У тебя брат есть? У тебя совесть есть?

6. В лингвистике известен феномен так называемых окказио­нальных слов (индивидуально-авторских неологизмов). Причём они создаются не только писателями, но и обычными людьми в обычных бытовых ситуациях. К сфере языка или речи относятся такие слова, и какое свойство языка/речи они демонстрируют? Приведите соответствующие примеры.

7. Метафора может быть как явлением языка, так и явлением речи. Метафоры языка: нос (корабля), ручка (кресла), лист (бума­ги) и т. п. Приведите примеры метафор речи (из газет, художест­венной литературы, разговорной речи).

Основная литература

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.15-24.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 1, 17

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 1. § 1.

Практическое занятие13.

Практическое занятие14.

Практическое занятие15.

Метод глоттохронологии.

4. Генеалогическая классификация языков (языковая семья, языковая ветвь, языковая подгруппа).

Выберите из списка названия мертвых языков: датский, скифский, урду, латышский, башкирский, булгарский, коми-зарянский, старославянский, алтайский, калмыцкий, ретророманский, латинский, курдский, прусский, иврит, готский, древнегреческий, галльский, словацкий, лезгинский, хазарский, финский.

4. Распределите по группам следующие индоевропейские языки:

Греческий, бретонский, белорусский, македонский, литовский, кашубский, бенгали, афганский, английский, румынский, латгальский, исландский, чешский, осетинский, санскрит, французский, молдавский, провансальский, русский, фризский, латышский, полабский, африкаанс, испанский, латинский, хеттский, шотландский, немецкий, ретророманский, галльский, армянский, ирландский, готский, шведский, польский, цыганский, таджикский, словацкий.

Практическое занятие16.

Распределите следующие языки по группам: японский, грузинский, вьетнамский, бирманский, азербайджанский, казахский, молдавский, мордовский, итальянский, датский, словацкий, башкирский, сванский, афганский, лезгинский, осетинский, пенджаби, сербский, хорватский, латышский, норвежский, голландский, латинский, уэльский.

а) флективным, б) агглютинативным, в) инкорпорирующий,

г) изолирующий.

Большинство грамматических форм русского языка являются синтетическими или аналитическими (приведите примеры).

Большинство грамматических форм английского языка являются синтетическими или аналитическими (приведите примеры).

Разделите синтетические и аналитические формы в русском и английском языке:

Русск. стол - стола - столу, кот - коты, избегал - избежал, выходил - выхаживал, день сменяет ночь - ночь сменяет день, белый - белее - белейший, синий - синий-синий, хорошо - лучше, разрезать - разрезать, иглы - иглы, иду - шёл, окно - окна, говорю - говоришь, прилежнейший - самый прилежный, напишу - буду писать, поехать - поехал бы.

Англ. man – men, sing – sang, good – better – best, easy – easiest, write – writes, spoke – had spoken, boy – boy’s, I – me, speaks – is speaking, girl – girls.

 

Основная литература:

1.Вендина Т.И., Введение в языкознание, М.2003, С.260-280

2.Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород.1999.: с. 211-226.

3.Головин Б.Н. Введение в языкознание. М. 1983.:С.256-263

4.Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М. 1987С.221-237

5.Кодухов В.И. Введение в языкознание. М. 1987.С.285-329

6.Реформатский А.А. Введение в языковедение. М. 1996 (М. 1967).:С.382-464.

Практическое занятие17.

Практическое занятие18.

Практическое занятие19.

Модуль 1.

Языкознание как наука. Язык как система знаков.

Система и структура языка

1.Укажите возможные варианты корня (не менее пяти), определите тип чередований: выбор.

2.Найдите случаи ассимиляции, дайте их полную характеристику: сказка, просьба, сжать, из сада, мостик, возчик

3.Омонимия или полисемия? В последнем случае определите тип переноса.

Новый дом - торговый дом, охота на медведя - охота к перемене мест, серебряное блюдо - сладкое блюдо, точка ножей - точка на карте, отдаленная точка - жирная точка, золотое кольцо - золотая осень, лисий мех - кузнечный мех, молодой человек - молодой задор.

4.Найдите окончания в словах: медвежий, свежий, чей, свечей, ведро, метро, вымой, стремление, небось, хаки.

5.Дайте примеры: внутренней флексии, редупликации, супплетивизма.

6.В каких случаях можно говорить об ударении как о грамматическом средстве? (дайте пример).

7.Укажите принципы классификации словосочетаний и дайте примеры словосочетаний различных типов.

8.По каким признакам предложение выделяется как особая языковая единица?

9.Чем отличается актуальное членение предложения от анализа по членам предложения?

6.2.2.2 Образец теста

Тест по модулю 2

Основные принципы и направления развития современного языкознания

Вариант 1

Назовите живой индоевропейский письменный язык

а) старославянский

б) скифский

в) латинский

г) валлийский

д) санскрит

Назовите язык уральской семьи финно- угорской группы:

а) киргизский

б) литовский

в) норвежский

г) голландский

д) эстонский

В каком из указанных алфавитов впервые появились буквы для обозначения гласных:

а) угаритский

б) финикийский

в) греческий

г) арабский

Определите, какой принцип орфографии лежит в основе написания следующих слов: слава, Слава, надежда, Надежда

а) фонетический

б) морфологический

в) символико-морфологический

г) традиционно-исторический

д) дифференцирующий

В наши дни науке известно около языков (живых и мертвых).

а)350

б)7 500

в)12 000

г)5 000

Наука о знаковых системах называется

а)семантикой

б)семиотикой

в)кибернетикой

г)лингвистикой

7.Разграничений понятий «язык», «речь», «речевая деятельность» было впервые предложено

а)Бодуэном де Куртене

б)Ф. де Соссюром

в)Н.С. Трубецким

г)А.А. Реформатским

Функция языка, связанная с возможностью именования объектов, действий, признаков и т.д. называется

а)коммуникативной

б)внутриструктурной

в)металингвистической

г)номинативной

Высшей формой мышления является мышление.

а) прогнозирующее

б)вербальное

в)авербальное

г)наглядно-образное

Единственное свойство, которое НЕ присуще языковому знаку, это...

а)двусторонний характер

б) материальность

в)одноплановость

г)линейность

Единственное свойство, которое присуще языковому знаку, это...

а)значимость

б)безусловность
в)идеальность

г) иерархичность

Устройство и функционирование языковой системы описывается Ф.де Соссюром через набор противопоставлений, называемых

а)антитезами

б)антитезисами

в)антиномиями

г)антонимами

К основным разделам языкознания НЕ относится

а)фонетика

б)семиотика

в)грамматика

г)лексикология

Влияние различных травм и повреждений мозга на речевую деятельность человека изучает

а)нейролингвистика

б)психолингвистика

в)физиология

г)социолингвистика

15.Тип мышления, особо значимый в художественном творчестве - это

а) практическое мышление

б) словесное мышление

в) образное мышление

г) прогнозирующее мышление

16.Язык является универсальным средством общения, в этом сущность

а) контактоустанавливающей функции языка

б) коммуникативной функции языка

в) эстетической функции языка

г) металингвистической функции языка

17.Лингвистический знак действует

а) только в рамках «своей» семиотической (знаковой) системы

б) в рамках нескольких семиотических систем

в) в рамках любой семиотической системы

г) вне семиотических систем

18.Единицы уровня языка НЕ являются комбинациями лингвистических знаков.

а) фонетического

б) морфологического

в) лексического

г) синтаксического

 

 

6.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.3.1. Список вопросов к экзамену

 

1. Отрасли языкознания.

2. Языкознание и смежные науки.

3. Язык как биологическое, социальное и психическое явление.

4. Функции языка.

5. Язык и речь.

6. Взаимоотношение языка и мышления.

7. Виды знаков.

8. Свойства языковых знаков.

9. Уровни языковой структуры и их единицы.

10. Парадигматические и синтагматические отношения.

11. Теории происхождения языка.

12. Внутренние и внешние законы развития языка.

13. Типы взаимодействия языков.

14. Формы существования языка.

15. Генеалогическая классификация языков.

16. Сравнительно-исторический метод в языкознании.

17. Типологическая классификация языков.

18. Морфологическая классификация языков.

19. Фонетическая классификация.

20. Синтаксическая классификация языков.

21. Языковые универсалии.

22. Основные направления языкознания в конце XX века.

23. Классификация гласных и согласных.

24. Комбинаторные и позиционные изменения звуков.

25. Типы слогов.

26. Ударение и его виды, функции.

27. Интонация: компоненты, функции, значения.

28. Определения фонемы, ее функции.

29. Типы фонологических оппозиций.

30. Семантическая структура слова.

31. Типы переноса значения.

32. Внутренняя форма слова.

33. Типы омонимии.

34. Типы семантической классификации лексики.

35. Этимология: принципы исследовании.

36. Виды социальной дифференциации лексики.

37. Лексикография: предмет и задачи. Типы словарей.

38. Способы пополнения словарного состава языка.

39. Типы фразеологических единиц и их источники.

40. Типы морфем, их функции и значения.

41. Способы словообразования.

42. Понятие грамматической категории. Способы выражения.

43. Принципы выделения частей речи.

44. Синтаксические связи и функции.

45. Способы выражения синтаксических связей.

46. Категории предложения.

47. Структура предложения.

48. Функциональная перспектива предложения.

49. Классификация словосочетаний.

50. Орфография и ее принципы.

51. Виды транскрипции.

52. Происхождение и этапы развития письма.

53. Виды алфавитов

 

6.3.2.Типы практических заданий к экзамену

1. Найдите слова с одинаковыми гласными фонемами: шина, лето, мама, этот, быль, век, лук, доля, лен, якорь, сито, люстра.

2. Определите, какими фонемами различаются следующие слова, назовите типы фонологических оппозиций:

Лот - лед Нос - нес Нож - еж Гладь - глядь Дар - дал Дал - даль Сад - сядь Ход - хоть Рад - ряд Шар - жар Жар - жарь Мол - моль Мол - мел Пар - парь Плод - плоть

 

3. Произведите компонентный анализ сем следующих слов:

кромка, окраина, обочина, переферия, опушка.

Сражение, бой, битва, поединок, дуэль, драка.

4. Определите типы переноса значения: крыло самолета, печать страданий, «форд» (марка автомобиля), лайка (перчатки), сделать большой крюк (о передвижении), переварить (усвоить), тюлень (о человеке), паспортный стол, раскусить (понять, разгадать), ватман, галифе, иуда, альфонс, важная бумага, француз наступает.

  1. Из данных слов выберете пары, которые имели когда-то общий корень, но деэтимологизировались.

Завтрак, гарь, точка, гора, утро, колея, дуть, сокровище, нож, горница, перст, гром, подушка, кров, колесо, шить, заноза, зеркало, басня, девать, шило, горло, баян.

6. Назовите тип омонимии: сыр, гнет, постой, вал, съест, заставить, устав, строй, май, были, падали, рос, сметать, пила.

7. Распределите слова по типам семантических группировок: плечо, ходить, лужа, ехать, нога, почва, звезда, вода, кино, бегать, земля, носить, флаг, брести, лазить, голова, река, луна, озеро, носить, поезд, театр, ползать, возить, чесать, шапка.

8. Определите, у каких слов есть внутренняя форма, а в каких случаях можно говорить о наличии этимона: шило, подушка, окно, подснежник, завтрак, сверстник, порошок, жатва, твора, мышь, устье, метель, зелье, перстень, время, сокровище, весло, полотенце, битва, свидетель, обличие, крыльцо, окорок, кружево, водка, валенок.

  1. Определите коннотации слов: картошка, паполия, классный (хороший), рандеву, мальчонка, старикашка, нигилизм, пижама, пижон, бабки (деньги), хобби.

10. К одному ли типу относятся синонимы: крепкий – прочный, муж – супруг, правда – истина, проверка – контроль, есть – жрать, лицо – морда, спать – ночевать – дремать.

11. Объясните, как сделан перевод данных иностранных слов на русский язык. Как называется такой способ перевода:

С англ.: ввоз (import), вывоз (export)

С франц.: впечатление (impression), влияние (influence)

С лат.: местоимение (pronomina), предлог (praeposirio)

 

12. Классифицируйте фразеологизмы по признаку их семантической спаянности: курам на смех, паче чаяния, показать где раки зимуют, с горем пополам, свет клином сошелся, тащить за уши, человек в футляре, палка о двух концах, навострить лыжи, втирать очки, дать маху, фиговый листок.

13. Аналогичен ли морфемный состав следующих слов:

а) большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой;

б) воробей, грей, милей, полей, пашней, щей, коней, мышей.

14. Из данного предложения выпишите все возможные словосочетания. Укажите виды синтаксических отношений между компонентами и какими средствами эти отношения выражены.

От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес аромат оттаявшей земли.

15. Определите, каким способом образованы следующие слова: сбежать, пробежка, разбежаться, МХАТ, подслеповатый, проход, пешеходный, вуз, большой (сущ.), языкознание, госкомстат, шпагоглотатель, желтизна.

16. Определите модальность следующих предложений и укажите, какими способами она выражена.

1. Он, вероятно, не должен был туда ходить.

2. Муж и работай и учись, а ты будешь бездельничать?

3. Может быть, еще успеешь на поезд?

4. Возможно, ты прав Б. Пойдем погуляем?

17. Какие грамматические категории выражены при помощи окончаний и как это проявляется в словах?

голов, книга, поле, поля, рука, столам;

ветке, костер, ночей, сапожник;

говоришь, жалел, запер, снимают, шептала.

18. Укажите способ выражения грамматического значения: стол – стола, красный – краснота, кот – коты, избегал – избежал, он схватил его руку – он схватил его за руку, день сменяет ночь – ночь сменяет день, белый – белее – белейший, есть – был, синий – синий-синий, хорошо – лучше, любящий – любимый, козы – козы, ляг – лег, он не может быть на лекции – он, может быть, на лекции, поехал – поехал бы, козлы – ко´злы.

19. В данных предложениях распределите все слова по частям речи. Обоснуйте это распределение: Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхал своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него.

20. Какими средствами связаны между собой слова в предложениях?

Все ели из котла. Лекцию перенесли на среду. Это был оголенный по пояс человек. Были проведены проездные пути. Кошелек из желтой кожи спрятан в сумочке. Кошелек спрятан в сумочке из желтой кожи. Жена приехала навестить его. Что-то странное произошло с ним. Танк обстрелял орудие.

21. Объясните случаи синтаксической омонимии: Отзвенел давно звенящий сад. Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлепнулась на мокрый песок. Лекарство способствовало очень быстрому заживлению свежих ран и переломов. Он умел заставить себя молчать.

22. Определите возможные актуальные членения следующих предложений: Свыше девяти миллионов человек проживает сейчас в Москве. Новороссийск в праздники выглядит очень красиво.

23. Какие принципы правописания применяются в орфографии следующих слов: избрать, испить, развязать, растаять, восстать, возвести, беспечный, бездарный, спрятать, сдать, лезть, лесть, возчик, образчик, низкий, снисходить, чересполосица.

24. Какие звуковые изменения произошли в следующих словах: встреча, праздник, пончик, сшить, ошибка, Нестеров, минералогия, местный, ведмедь, аржаной хлеб, Ван Ваныч, молотьба, бонда (бомба), трахтор (трактор).

25. Сколько слогов в следующих словах? Где граница между слогами? Укажите открытые и закрытые слоги: буржуазия, митинг, норма, лукошко, мужицкий, клюква, признание.

26. Чем объясняется одинаковое восприятие на слух вне контекста следующих слов: частота – чистота, леса – лиса, паз – пас, милок – мелок, код – кот, столб – столп. Укажите слова с постоянным и подвижным ударением.

27. Найдите речевые такты (синтагмы) в следующих предложениях. Вокруг луны сияние золотое. Вокруг раздается раздирающий крик осла нашего соседа. Изменяется ли смысл предложения в связи с различным членением предложения на речевые такты?

28. Дайте примеры многозначного русского и английского слова и прокомментируйте несколько из их значений

29. Определите, работой каких органов различаются звуки [ ш-ж-р].

30. Дайте примеры омонимов различных типов.

31. Опишите артикуляцию звука [d] в английском языке и сравните его с русским [д].

32. Дайте синонимы различного стиля (3 примера по нескольким стилям) например: построить(нейтр.)-воздвигнуть(возвыш.)-слепить(сниж. разгов.)

33. Определите русский согласный, образованный с помощью следующей артикуляции:
губы сомкнуты, голосовые связки не дрожат, небная занавеска прижата к стенке зева.

34. Дайте антонимы к следующим словам: pамечательно, прибывать, проигнорировать.

35. Определите русский согласный, образованный с помощью следующей артикуляции:
Кончик языка поднимается и загибается назад, периодически соприкасаясь с твердым небом, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята.

36. Определите русский согласный, образованный с помощью следующей артикуляции:
Губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, небная занавеска опущена.

37. Дайте примеры метафоры и метонимии. Прокомментируйте способ переноса начения.

38. Употребите следующие словосочетания как свободные и как устойчивые. Дайте синонимы к устойчивым выражениям: нагреть руки, тянуть лямку.

Дайте несколько примеров по аналогии.

39 В чем сходство и различие артикуляции русских звуков [т.д,н] и английских [t,d,n]?

40 Употребите следующие словосочетания как свободные и как устойчивые. Дайте синонимы к устойчивым выражениям:Вылететь в трубу, зеленый коридор.

Дайте несколько примеров по аналогии.

41.Определите гласные звуки по следующим признакам: Заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный.

42.Разбейте данные словосочетания на три группы в зависимости от вида синтаксических отношений между частями: а)согласование б)унравление в)примыкание:

Идти с ними, помощь по дому, увидеть брата, забытое прошлое, ответить сразу, смутная надежда, бежать к дому, молодой боец, отсутствует на уроке, прийти после обеда.

43.Определите гласные звуки по следующим признакам:

Переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный.

44.Разбейте данные словосочетания на три группы в зависимости от вида синтаксических отношений между частями: а)согласование б)управление в)примыкание:

Идти пешком, помощь брата, воспоминания из прошлого, ответить на письмо, надежда нации, бежать быстро, очевидно молод, опять отсутствует, замечательный обед, водородная бомба.

45Определите гласные звуки по следующим признакам:
переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный.

46.Выделите грамматические показатели из приведенных ниже словоформ. Укажите, какие частные и категориальные значения ими выражены: Feet, visited, mice, have decided, went

47.Определите, о гласных или согласных идет речь, если указаны следующие признаки, и назов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.26 с.)