Функциональный аспект в изучении звуков речи. Определение фонемы и аллофона. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональный аспект в изучении звуков речи. Определение фонемы и аллофона. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы.



1. Понятие фонемы, ее функции: конститутивная (фонема как строительный материал), дистинктивная (различительная) и делимитативная (разграничительная).

2. Дифференциальные и интегральные признаки фонем.

3. Реа­лизация фонемы. Понятие аллофона.

4. Сильная и слабая позиция реализации фонемы.

Задания:

Установите дифференциальный признак отличающий фонемы в парах слов: род – рад, рад – ряд, шёлк – толк, пил – пыл, мол – моль, щель – шел, дом – ком, лук – люк.

Как различаются по фонемному составу следующие пары слов: пою – пью, завод – зовет – завьет, сели - съели, завал – завял, ад- яд, арка – ярко, налет – нальет.

Выделите слова, содержащие одинаковые гласные фонемы: шина, лето, мама, этот, быль, век, лук, доля, лен, якорь, сито, люстра.

Выделите слова, содержащие одинаковые согласные фонемы: власть, крюк, его, рама, том, река, свет, мед, дело, семь, лето, явь.

Сгруппируйте попарно приведенные слова, отличающиеся друг от друга: а) одной фонемой; б) двумя фонемами; в) более чем двумя фонемами:

спор, трава, дом, век, дрова, факт, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, заря, вода, плен, черт, блеск, беда, гора, сени, клеть, плеск, вчера, пуля, риск, торт.

Основная литература

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.115-149.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 2.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 1. § 1 – 8.

Дополнительная литература

Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 5.

Практическое занятие3:

Фонологические оппозиции. Виды дистрибуции

1. Понятие фонологической оппозиции.

2. Фонологическая система. Классификация фонологических оппозиций.

3. Нейтрализация фонологических оппозиций.

4. Понятие дистрибуции. Модели дистрибуции как средство установления системы фонем и аллофонов.

5. Правила определения фонем и их вариантов (по Н.С.Трубецкому)

 

Задания:

Укажите виды дистрибуции: а) слой – злой, лез – лес; б) булочная – булошная, конечно – конечно; в) мода – мёда, воз – вёз; г) бок – бык, боль – быль.

Укажите пару слов, в которой наблюдается нейтрализация фонемной оппозиции: пить – петь, док – дог, кров – кровь, мыл – мал, вот – рот.

Выберите из данных оппозиций привативные: ж – ш, ф – п, м – н, д′ – т, с – з.

Какие из оппозиций являются пропорциональными: л – н, з – н, з – з́, д – т, х – ц.

Основная литература

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.115-149.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 2.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 1. § 1 – 8.

 

Дополнительная литература

Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 5.

Практическое занятие4:

Отношения слов в языковой системе. Пути изменения словарного состава языка. Вторичная номинация.

1. Определение слова с точки зрения формы, значения и функ­ции. Почему определение слова называют одним из парадоксов лин­гвистики?

2. Семантика как раздел лексикологии. По­нятие денотата и сигнификата.

3. Лексическое значение и его типы. Развитие лексических значений. Способы переноса значений.

4. Парадигматические отношения в лексике: синонимы, антонимы, омонимы.

Задания

Определите, сколько слов в предложении: Достань-ка мне самый большой кубик из-под шкафа. Подумайте, возможно ли однозначное решение этого вопроса.

Можно ли считать словами следующие единицы языка? Есть ли какая-то закономерность в порядке их следования?

Заговоры, заклинания, считалки типа эне, бене, рес, квинтер, финтер, жес или как в песне ведьм из произведения В. Хлебникова «Ночь в Галиции»: Ла-ла сов! Ли-ли соб! Жун-жан-соб-ле-ле!

Образования типа знаменитого примера Л.В. Щербы Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Окказионализмы художественной речи типа мритва, вес-ничий, крылышкуя

(Хлебников), обсидиане, луночь, саночь (Л. Мартынов) и т. п.

Триггер, каулифлория, транш, верже, аттенюатор, джой­стик; кичка, пажить.

Известно, что имя собственное может со временем пере­ходить в нарицательное. Это касается, в частности, таких приме­ров, как а) наган, макинтош, ватман, галифе, ампер, вольт, кюри; б) иуда, дон-жуан, плюшкин, Хлестаков, митрофанушка. Определите, как меняется при таком переходе отношение слова к обозна­чаемому предмету (денотату) и к понятию (сигнификату). Одина­ковы ли в этом смысле слова групп а) и б)?

Составьте синонимические ряды с каждым из следующих слов, выделите среди синонимов стилистически сниженную и воз­вышенную лексику: сильный, грубо, ругать, признак, грустить, повторять, ма­ленький.

Определите тип переносного значения в следующих словах: хворост - «кондитерское изделие», штопор - «фигура выс­шего пилотажа», переварить - «усвоить», расписаться - «заклю­чить брак», предбанник - «приемная», надымить - «накурить», зеленый - «неопытный», хвост - «задолженность после сессии», пожевать - «поесть», кирпич - «дорожный знак, запрещающий проезд.

Охарактеризуйте приведенные ниже языковые факты (по­лисемия/омонимия). Какие признаки помогают отличить омони­мию от полисемии?

Лисичка «животное» - лисичка «гриб», огонь «пламя» - огонь «стрельба», вид «зрительный образ» - вид «грамматическая категория», отпуск «отдых» - отпуск «выдача», язык «орган» -язык «средство общения», лопух «растение» - лопух «простак»

Основная литература

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.149-165.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 3.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 3, 5.

 

Дополнительная литература

Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 7.

Практическое занятие5:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.009 с.)