Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональный аспект в изучении звуков речи. Определение фонемы и аллофона. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы.
1. Понятие фонемы, ее функции: конститутивная (фонема как строительный материал), дистинктивная (различительная) и делимитативная (разграничительная). 2. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. 3. Реализация фонемы. Понятие аллофона. 4. Сильная и слабая позиция реализации фонемы. Задания: Установите дифференциальный признак отличающий фонемы в парах слов: род – рад, рад – ряд, шёлк – толк, пил – пыл, мол – моль, щель – шел, дом – ком, лук – люк. Как различаются по фонемному составу следующие пары слов: пою – пью, завод – зовет – завьет, сели - съели, завал – завял, ад- яд, арка – ярко, налет – нальет. Выделите слова, содержащие одинаковые гласные фонемы: шина, лето, мама, этот, быль, век, лук, доля, лен, якорь, сито, люстра. Выделите слова, содержащие одинаковые согласные фонемы: власть, крюк, его, рама, том, река, свет, мед, дело, семь, лето, явь. Сгруппируйте попарно приведенные слова, отличающиеся друг от друга: а) одной фонемой; б) двумя фонемами; в) более чем двумя фонемами: спор, трава, дом, век, дрова, факт, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, заря, вода, плен, черт, блеск, беда, гора, сени, клеть, плеск, вчера, пуля, риск, торт. Основная литература Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.115-149. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 1. § 1 – 8. Дополнительная литература Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 5. Практическое занятие3: Фонологические оппозиции. Виды дистрибуции 1. Понятие фонологической оппозиции. 2. Фонологическая система. Классификация фонологических оппозиций. 3. Нейтрализация фонологических оппозиций. 4. Понятие дистрибуции. Модели дистрибуции как средство установления системы фонем и аллофонов. 5. Правила определения фонем и их вариантов (по Н.С.Трубецкому)
Задания: Укажите виды дистрибуции: а) слой – злой, лез – лес; б) булочная – булошная, конечно – конечно; в) мода – мёда, воз – вёз; г) бок – бык, боль – быль. Укажите пару слов, в которой наблюдается нейтрализация фонемной оппозиции: пить – петь, док – дог, кров – кровь, мыл – мал, вот – рот. Выберите из данных оппозиций привативные: ж – ш, ф – п, м – н, д′ – т, с – з. Какие из оппозиций являются пропорциональными: л – н, з – н, з – з́, д – т, х – ц.
Основная литература Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.115-149. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 1. § 1 – 8.
Дополнительная литература Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 5. Практическое занятие4: Отношения слов в языковой системе. Пути изменения словарного состава языка. Вторичная номинация. 1. Определение слова с точки зрения формы, значения и функции. Почему определение слова называют одним из парадоксов лингвистики? 2. Семантика как раздел лексикологии. Понятие денотата и сигнификата. 3. Лексическое значение и его типы. Развитие лексических значений. Способы переноса значений. 4. Парадигматические отношения в лексике: синонимы, антонимы, омонимы. Задания Определите, сколько слов в предложении: Достань-ка мне самый большой кубик из-под шкафа. Подумайте, возможно ли однозначное решение этого вопроса. Можно ли считать словами следующие единицы языка? Есть ли какая-то закономерность в порядке их следования? Заговоры, заклинания, считалки типа эне, бене, рес, квинтер, финтер, жес или как в песне ведьм из произведения В. Хлебникова «Ночь в Галиции»: Ла-ла сов! Ли-ли соб! Жун-жан-соб-ле-ле! Образования типа знаменитого примера Л.В. Щербы Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Окказионализмы художественной речи типа мритва, вес-ничий, крылышкуя (Хлебников), обсидиане, луночь, саночь (Л. Мартынов) и т. п. Триггер, каулифлория, транш, верже, аттенюатор, джойстик; кичка, пажить. Известно, что имя собственное может со временем переходить в нарицательное. Это касается, в частности, таких примеров, как а) наган, макинтош, ватман, галифе, ампер, вольт, кюри; б) иуда, дон-жуан, плюшкин, Хлестаков, митрофанушка. Определите, как меняется при таком переходе отношение слова к обозначаемому предмету (денотату) и к понятию (сигнификату). Одинаковы ли в этом смысле слова групп а) и б)? Составьте синонимические ряды с каждым из следующих слов, выделите среди синонимов стилистически сниженную и возвышенную лексику: сильный, грубо, ругать, признак, грустить, повторять, маленький.
Определите тип переносного значения в следующих словах: хворост - «кондитерское изделие», штопор - «фигура высшего пилотажа», переварить - «усвоить», расписаться - «заключить брак», предбанник - «приемная», надымить - «накурить», зеленый - «неопытный», хвост - «задолженность после сессии», пожевать - «поесть», кирпич - «дорожный знак, запрещающий проезд. Охарактеризуйте приведенные ниже языковые факты (полисемия/омонимия). Какие признаки помогают отличить омонимию от полисемии? Лисичка «животное» - лисичка «гриб», огонь «пламя» - огонь «стрельба», вид «зрительный образ» - вид «грамматическая категория», отпуск «отдых» - отпуск «выдача», язык «орган» -язык «средство общения», лопух «растение» - лопух «простак» Основная литература Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.149-165. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 3. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 3, 5.
Дополнительная литература Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 7. Практическое занятие5:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.009 с.) |