Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Онтогенетичні моделі професійного розвитку людини
Периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е. А. Климовым: стадия предигры (от рождения до 3 лет). Освоение функций вос-приятия, движения, речи, простейшие правила поведения и мо-ральные оценки, которые становятся основой дальнейшего раз-вития и приобщения человека к труду; стадия игры (от 3 до 6 — 8 лет). Овладение «основными смысла-ми» человеческой деятельности, а также знакомство с конкрет-ными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учи-теля...); стадия овладения учебной деятельностью (от 6 — 8 до 11 — 12 лет). Интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п. Особенно важ-но, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при вы-полнении домашнего задания, преодолевая свое желание погу-лять и расслабиться после школы; стадия оптации (от лат. optatio — желание, выбор) (от 11 — 12 до 14—18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательно-го и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек, находящийся в ситуации профес-сионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксаль-ность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта впол-не может оказаться и взрослый человек, например безработный; как отмечает сам Е.А.Климов, «оптация — это не столько указа-ние на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии; стадия адепта. Профессиональная подготовка, которую про-ходят большинство выпускников школ; стадия адаптанта. Вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающееся от нескольких месяцев до 2 — 3 лет; стадия интернала. Вхождение в профессию в качестве полно-ценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А.Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член («интер» и означает: вошел «внутрь» профессии); стадия мастера. О работнике можно сказать: «лучший среди хороших», т.е. работник заметно выделяется на общем фоне; стадия авторитета. Работник стал «лучшим среди мастеров». Естественно, не каждый работник может похвастаться этим; стадия наставника. Высший уровень работы любого специали-ста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не про-сто великолепного специалиста в своей отрасли, но и превраща-ется в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души).
Этапы освоения профессии по А. К. Марковой. Она выделяет следующие уровни профес-сионализма: 1) допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала); 2) профессионализм (человек—профессионал, т.е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется); 3) суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме» — вершина профессиональных дости жений); 4) непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне до статочно активная деятельность, но при этом человек либо делает много брака в работе, либо сам деградирует как личность); 5) послепрофессионализм (человек может оказаться «профес сионалом в прошлом», «экспрофессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов). А. К. Маркова выделяет также следующие, более конкретные этапы освоения профессии: 1) адаптация человека к профессии; 2) самоактуализация человека в профессии (приспособление человека к профессии — «выработка индивидуальной профессио нальной нормы», «планки» самореализации, которую в дальней шем работник пытается приподнять); 3) гармонизация человека с профессией (близко к уровню «мастерства» — по Е. А. Климову). Человек работает как бы «играю чи», легко выполняя задания по освоенным технологиям; 4) преобразование, обогащение человеком своей профессии. Это уровень творчества, когда, например, некоторые мастера на чинают даже переживать и волноваться от того, что, освоив ка кие-то действия, они могут успокоиться и остановиться в своем развитии; 5) этап свободного владения несколькими профессиями. Пред полагается, что на высоких уровнях освоения профессии специалист выходит за рамки своей формальной деятельности и все больше ста новится культурным существом (близко к тому, что Е.А.Климов называл стадией «наставника»);
6) этап творческого самоопределения себя как личности. Пред полагается, что профессионал в своей работе стремится реализо вать свою главную жизненную идею и даже находит для этого возможности и силы.
Периодизация Д. Сьюпера включает следующие этапы: 1) этап роста. Здесь происходит развитие основных интересов и способностей (от рождения до 14 лет). При этом представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фанта зии (4—10 лет), затем осознания собственных интересов (11 — 12 лет), а позже и на основании осознания своих способностей (13—14 лет); 2) этап исследования своих сил и устремлений, этап «развед- ки». Здесь происходит апробация своих сил в различных видах тру- довой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Возможно даже временное (но не основное) занятие определенной профессией (15 —17 лет). В переходный период (18 — 21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведе- ния в условиях освоения способов самостоятельной жизни, вклю- чая и временные подработки. Завершается этот этап апробирова- нием избранной профессии в процессе реальной трудовой дея- тельности, часто совмещаемой с учебой (примерно 22 — 24 года); 3) пробный этап. Здесь человек «пробует» себя в качестве пол- ноценного специалиста, способного «конкурировать» с более опытными работниками (25 — 30 лет); 4) этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста. Этот этап часто предполагает даль- нейшее профессиональное образование и упрочение своих пози- ций в обществе и в своей фирме (от 30 до 44 лет); 5) этап поддерживания, сохранения достигнутых позиций (в ходе карьерных усилий). Человек на данном этапе стремится со здать устойчивое профессиональное и социальное положение. Именно здесь решается вопрос, получится ли построить желае- мый образ жизни и добиться успеха, т.е. состоится ли карьера вообще (от 45 до 64 лет); 6) этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и соци- альной активности (от 65 лет и более).
Периодизация Э. Эриксона. Согласно Э.Эриксону, главный критерий развития — психосоциальная идентичность как интегра-тивное свойство личности. В связи с этим выделяются следующие периоды: 1) базальное «доверие — или недоверие», в результате может сфор мироваться либо надежда, чувство «защищенности», либо безнадеж ность (многое определяется зависимостью от взрослого; главное — сформировать доверие, чувство «хорошести» жизни) (до 1 года); 2) «автономия — или сомнение и стыд» (близко к формирова нию «Я-Сам» в советской психологии) (от 1 года до 3 лет); 3) «инициативность — или чувство вины» (усвоение простых общественных норм) (от 3 до 6 лет);
4) «трудолюбие, умелость — или чувство неполноценности» (отношение со сверстниками, соревновательность, самоиденти фикация) (от 6 до 14 лет); 5) «идентичность — или непризнание»; формирование «роле вой идентичности», профессиональное и личностное самоопре деление (близко к стадии «оптации» — по Е.А.Климову) (от 14 до 20 лет). Сам Э. Эриксон считал эту стадию наиболее трудной в жизни человека. При этом Э. Эриксон отмечал, что «главная про блема подростка — поиск аристократии и идеологии», т.е. поиск лучших образцов для подражания; 6) «сотрудничество — или отчуждение, изоляция»; развитие интимных отношений, планирование и построение семьи, (от 20 до 35 лет);
7) «дружба — или изолированность»; профессиональная дея тельность, творчество, самоуважение, статус в обществе (по Э. Эриксону — это одна из важнейших стадий жизни, когда осу ществляется или не осуществляется возможность реализовать себя в главном деле своей жизни) (от 35 до 65 лет); 8) оценка прожитого, осознание идентичности, целостности всей жизни или, наоборот, неудачности своей жизни (от 60 до 65 лет и далее).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.009 с.) |