Онтогенетичні моделі професійного розвитку людини 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтогенетичні моделі професійного розвитку людини



Периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е. А. Климовым:

стадия предигры (от рождения до 3 лет). Освоение функций вос-приятия, движения, речи, простейшие правила поведения и мо-ральные оценки, которые становятся основой дальнейшего раз-вития и приобщения человека к труду;

стадия игры (от 3 до 6 — 8 лет). Овладение «основными смысла-ми» человеческой деятельности, а также знакомство с конкрет-ными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учи-теля...);

стадия овладения учебной деятельностью (от 6 — 8 до 11 — 12 лет). Интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п. Особенно важ-но, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при вы-полнении домашнего задания, преодолевая свое желание погу-лять и расслабиться после школы;

стадия оптации (от лат. optatio — желание, выбор) (от 11 — 12 до 14—18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательно-го и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек, находящийся в ситуации профес-сионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксаль-ность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта впол-не может оказаться и взрослый человек, например безработный; как отмечает сам Е.А.Климов, «оптация — это не столько указа-ние на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии;

стадия адепта. Профессиональная подготовка, которую про-ходят большинство выпускников школ;

стадия адаптанта. Вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающееся от нескольких месяцев до 2 — 3 лет;

стадия интернала. Вхождение в профессию в качестве полно-ценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном


уровне. Это стадия, о которой Е.А.Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член («интер» и означает: вошел «внутрь» профессии);

стадия мастера. О работнике можно сказать: «лучший среди хороших», т.е. работник заметно выделяется на общем фоне;

стадия авторитета. Работник стал «лучшим среди мастеров». Естественно, не каждый работник может похвастаться этим;

стадия наставника. Высший уровень работы любого специали-ста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не про-сто великолепного специалиста в своей отрасли, но и превраща-ется в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души).

Этапы освоения профессии по А. К. Марковой. Она выделяет следующие уровни профес-сионализма:

1) допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);

2) профессионализм (человек—профессионал, т.е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);

3) суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме» — вершина профессиональных дости жений);

4) непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне до статочно активная деятельность, но при этом человек либо делает много брака в работе, либо сам деградирует как личность);

5) послепрофессионализм (человек может оказаться «профес сионалом в прошлом», «экспрофессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

А. К. Маркова выделяет также следующие, более конкретные этапы освоения профессии:

1) адаптация человека к профессии;

2) самоактуализация человека в профессии (приспособление человека к профессии — «выработка индивидуальной профессио нальной нормы», «планки» самореализации, которую в дальней шем работник пытается приподнять);

3) гармонизация человека с профессией (близко к уровню «мастерства» — по Е. А. Климову). Человек работает как бы «играю чи», легко выполняя задания по освоенным технологиям; 4) преобразование, обогащение человеком своей профессии. Это уровень творчества, когда, например, некоторые мастера на чинают даже переживать и волноваться от того, что, освоив ка кие-то действия, они могут успокоиться и остановиться в своем развитии;

5) этап свободного владения несколькими профессиями. Пред полагается, что на высоких уровнях освоения профессии специалист выходит за рамки своей формальной деятельности и все больше ста новится культурным существом (близко к тому, что Е.А.Климов называл стадией «наставника»);

6) этап творческого самоопределения себя как личности. Пред полагается, что профессионал в своей работе стремится реализо вать свою главную жизненную идею и даже находит для этого возможности и силы.

 

Периодизация Д. Сьюпера включает следующие этапы:

1) этап роста. Здесь происходит развитие основных интересов и способностей (от рождения до 14 лет). При этом представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фанта зии (4—10 лет), затем осознания собственных интересов (11 — 12 лет), а позже и на основании осознания своих способностей (13—14 лет);

2) этап исследования своих сил и устремлений, этап «развед- ки». Здесь происходит апробация своих сил в различных видах тру- довой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Возможно даже временное (но не основное) занятие определенной профессией (15 —17 лет). В переходный период (18 — 21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведе- ния в условиях освоения способов самостоятельной жизни, вклю- чая и временные подработки. Завершается этот этап апробирова- нием избранной профессии в процессе реальной трудовой дея- тельности, часто совмещаемой с учебой (примерно 22 — 24 года);

3) пробный этап. Здесь человек «пробует» себя в качестве пол- ноценного специалиста, способного «конкурировать» с более опытными работниками (25 — 30 лет);

4) этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста. Этот этап часто предполагает даль- нейшее профессиональное образование и упрочение своих пози- ций в обществе и в своей фирме (от 30 до 44 лет);

5) этап поддерживания, сохранения достигнутых позиций (в ходе карьерных усилий). Человек на данном этапе стремится со здать устойчивое профессиональное и социальное положение. Именно здесь решается вопрос, получится ли построить желае- мый образ жизни и добиться успеха, т.е. состоится ли карьера вообще (от 45 до 64 лет);

6) этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и соци- альной активности (от 65 лет и более).

 

Периодизация Э. Эриксона. Согласно Э.Эриксону, главный критерий развития — психосоциальная идентичность как интегра-тивное свойство личности. В связи с этим выделяются следующие периоды:

1) базальное «доверие — или недоверие», в результате может сфор мироваться либо надежда, чувство «защищенности», либо безнадеж ность (многое определяется зависимостью от взрослого; главное — сформировать доверие, чувство «хорошести» жизни) (до 1 года);

2) «автономия — или сомнение и стыд» (близко к формирова нию «Я-Сам» в советской психологии) (от 1 года до 3 лет);

3) «инициативность — или чувство вины» (усвоение простых общественных норм) (от 3 до 6 лет);

 

4) «трудолюбие, умелость — или чувство неполноценности» (отношение со сверстниками, соревновательность, самоиденти фикация) (от 6 до 14 лет);

5) «идентичность — или непризнание»; формирование «роле вой идентичности», профессиональное и личностное самоопре деление (близко к стадии «оптации» — по Е.А.Климову) (от 14 до 20 лет). Сам Э. Эриксон считал эту стадию наиболее трудной в жизни человека. При этом Э. Эриксон отмечал, что «главная про блема подростка — поиск аристократии и идеологии», т.е. поиск лучших образцов для подражания;

6) «сотрудничество — или отчуждение, изоляция»; развитие интимных отношений, планирование и построение семьи, (от 20 до 35 лет);

 

7) «дружба — или изолированность»; профессиональная дея тельность, творчество, самоуважение, статус в обществе (по Э. Эриксону — это одна из важнейших стадий жизни, когда осу ществляется или не осуществляется возможность реализовать себя в главном деле своей жизни) (от 35 до 65 лет);

8) оценка прожитого, осознание идентичности, целостности всей жизни или, наоборот, неудачности своей жизни (от 60 до 65 лет и далее).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.009 с.)