Проблема построения «семейной» карьеры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема построения «семейной» карьеры



Проблема «семейной карьеры» может иметь множество граней и аспектов рассмотрения. Например, поиск успешного супруга или супруги (известный брак по расчету), способствование успеху сво-его супруга в тех профессиях, где роль жены весьма существенная (у дипломатов, политических деятелей и др.). В этих и других вари-антax мужья и жены вместе стремятся к общему успеху. Все это интересные темы для отдельного анализа. Нас же больше интере-с уют взаимоотношения между супругами, когда они фактически соревнуются за первенство в семье, за утверждение своего пре-восходства над супругом. Тем более что само понятие «карьера» предполагает соревнование, конкуренцию.

Конечно, такое сложное и противоречивое явление, как лю-бовь, не может быть объяснено только через элитарные ориента-ции. Например, А. Маслоу считает, что подлинная любовь у само-актуализирующихся личностей лишена враждебности и конкурен-ции между полами, основана на взаимопонимании и взаимоува-жении, а главное — такая любовь основана не на идеализации

своего партнера, когда недостатки не замечаются, а на принятии них недостатков, когда чувство сохраняется и даже развивается "вопопреки им”.

Правда, другими авторами экспериментально выявлено, что как раз людям с бо-лее высоким уровнем личностного развития свойственна «склон-ность к идеализации партнера». Причем мужчины более склонны к идеализации женщин, чем женщины — мужчин, что объясня-ется необходимостью мужчины занимать более активную пози-цию и преодолевать больше трудностей в любовных отношениях.

Но это может быть объяснено и более выраженным стремлени-ем мужчин к самоутверждению не только перед женщиной-парт-нером, но и перед окружающими.

Отношения соперничества между самими влюбленными про-являются иногда в осознанном или неосознанном стремлении манипулировать своим партнером. Как пишет Э. Шостром, «муж-чина-манипулятор видит в женщине объект сексуального завоева-ния», для такого мужчины «женщины — это вещи, а не личности», а «число побед, которые он одержал, — это мера его мужествен-ности». В свою очередь, «женщина-манипулятор использует муж-чин, чтобы почувствовать себя более привлекательной... — пишет Э. Шостром. — Ей нравится сам процесс очаровывания. Она лишь соблазнительница, и крайне манипулятивная женщина получает огромное садистское удовлетворение, отвергая мужчину, кото-рый всерьез ею увлекся»

Интересно, что при построении типологии вариантов любви выделяются критерии, так или иначе предполагающие отноше-ния превосходства между партнерами. В частности, Т. Кемпер пред-лагает два таких критерия-фактора: 1) власть, т.е. «способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь», и 2) статус — «желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта» благодаря положительному отношению и уважению к партнеру. Но власть и статус — это как раз те категории, которые часто используются при харак-теристике элиты. На основании сочетания и разного проявления этих факторов Т. Кемпер выводит семь типов любви: романтическая, братская, харизматическая, «измена», влюбленность, «поклонение», любовь между родителем и маленьким ребенком. Например, в романти-ческой любви партнеры обладают одинаковым статусом и властью (поскольку каждый может «наказать» партнера, лишив его своего чувства). В братской любви статус у партнеров высокий, но власть не выражена. В харизматической любви один из партнеров обладает и властью, и статусом, а другой — только статусом (на-пример, отношения «учитель — ученик»). В варианте любовной «измены» один партнер обладает и властью, и статусом, а другой — только властью (например, в ситуации супружеской измены не-верный супруг сохраняет власть, но теряет статус-уважение) и т.п.

Как известно, человеческая любовь хоть и основана на гене-тически запрограммированном половом влечении, но в нема-лой степени окультурена целой системой воспитания и обучения. При этом ряд авторов отмечают важную роль ритуальных ситуа-ций в таком обучении, главная особенность которых заключается и их «относительной психологической безопасности», что и дает партнерам «возможность для своего рода тренировки». При этом сами такие ритуалы основаны на «лучших» об-разцах поведения и нередко ориентированы в идеале на правила этикета представителей элиты. Раньше такие образцы задавались сначала через мифы, легенды и предания, позже — через сказки, романы и театр, в современных условиях — через средства массо-вой информации, в основном через кино и телевидение.

Феномен любовной ревности также может быть объяснен ущем-ленным чувством собственной значимости (ущемленной элитар-ности). С. Московичи вообще считает, что «основным аспектом» в отношениях между человеческими существами является выбор такого объекта обладания и преклонения, который «отвечает об-разцу, соответствует моде этого момента», а главное — «предпо-читаем нашими друзьями» и имеет определенное «социальное значение». Таким образом, если выбираемый партнер (по «образ-цу» и «моде») предпочитает нам кого-то другого, то получается, что в целом мы хуже этого «другого», а значит, и сами имеем меньшее «социальное значение». С. Московичи пишет, что люди часто «ревнуют не потому, что любят, а как раз наоборот, любят потому, что ревнуют»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.004 с.)