Спів ставна характеристика понять “професійна орієнтація”, “професійне самовизначення”, “вибір професії”. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спів ставна характеристика понять “професійна орієнтація”, “професійне самовизначення”, “вибір професії”.



Профориентация — очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на «жизненный успех», на «успешную карьеру». «Профориентация» предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

И профориентация, и профконсультация — это ориентирование школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е. А. Климову). Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить следующие два принципиальных отличия:

1) «профессиональное самоопределение» — понятие более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); «личностное самоопределение» — это более сложное понятие (диплом «на личностность», по крайней мере, психически здоровым пока еще людям не выдают);

2) профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение — от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появля ются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпохи, полные «соблазнов» и «счастья», с застывшими улыбками (когда всем «положено» быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, не понятных для обывателя проблем. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, т. е. условия для подлинно личностного саморазвития. При этом у таких людей — истинных героев — появляется возможность ставить сложные проблемы все-таки при относительно обеспеченных «тылах», когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т. п., поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше осторожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению). Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе), — это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения, и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями. Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как чередующиеся выборы).

34. Профорієнт.робота є соціальною за значимістю і масштабами і психологічною за змістом.Проблема вибору проф.і її роз-ок впливає на все життя люд.Проблема вибору-вимушений.Від нього уникнути неможна.По завершенню певного етапу,люд.необхідно визнач.свій життєвий шлях самостійно.Стаановлення життєвого шляху залеж.від самовизначення-готовність люд.свідомо і самостійно планувати і реалізувати перспективи свого розвитку.Люд.,що стала на шлях самовизначення:впевнена;самостійна;адекватна самооцінка;автономність;незалежність. Автономна люд. не розвивається в навкол.сер-щі,соціумі,люд.визначає межу між собою та рештою. Проф.самовизначення- подія,яка вплив.не тільки на проф.складову люд.,а й на свої власні уявлення про себе(вплив сім’ї, місця проживання). Профорієнтація- орієнтування октанта. Вибір професії- наближена перспектива,вибір не зв’язаний з кінцевою метою. Самовизначення- пов’язане з кінцевою метою.Професійно самовизначається людина все життя.Вищий рівень профорієнт.-проф.самовизначення.

35. Образ професії як регулятор професійного самовизначення Работа, по утверждению З.Фрейда, необходимость. По Марксу труд представляет собой творческий объединяющий процесс, в результате которого люди получают продукты своих усилий, способствуя благополучию индивида. Бывают такие внешние обстоятельства, что вынуждают человека работать по данной профессии и в данной организации. В современных условиях часто человек нередко выполняет ненавистную работу. Объективный смысл - то, что не зависит от конкретного субъекта труда. Сам человек может либо принять (и понять) его и тогда он становится реальным регулятором его деятельности, либо отвергнуть, что, не всегда возможно (когда конкретная работа единственно дает средства к существованию). Общепринятые представления о необходимости данного труда. Субъективный смысл связан с субъектом труда, пониманием необходимости данного труда для и окружающих людей. Можно было бы выделить также различные варианты«благ»: престижные вещи, общественный и должностной статус, популярность, престижные знакомства (очень важные для самоутверждения многих людей).

36. Професійне самовизначення як пошук сенсу в трудовій діяльності Пон. «самоопределение» соотносится с «самоактуализацией», «самореализ.». Ясперс связывает самореализацию с «делом». И. С. Кон говорит, что она проявл. через труд, работу и общение. Климов выделяет два уровня проф. самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения соц. статуса чел.). Самоопределение -расширение своих изначальных возможностей. Сущность проф. самоопр. состоит в поиске и нахождении личностного смысла в трудовой деятельности, в нахождении смысла в процессе самоопред. Варианты смысла самоопределения: поиск профессии, которая давала бы доход. Деньги —аккумулятор человеческих надежд, смыслов

Стремление к элитарности. Известно, что многие люди (подростки и их честолюбивые родители) часто мечтают попасть «из грязи в князи» (в том числе и через «удачно» выбранную профессию, и через «удачное» трудоустройство...). Это особенно важно в эпохи социально-экономических преобразований и потрясений, когда на первый план выходят не творческие, высококвалифицированные специалисты, эффективно работающие в более стабильных условиях, а авантюристы, которые обладают талантом не столько хорошо работать, сколько хорошо устраиваться (или точнее, подстраиваться под меняющуюся конъюнктуру рынка труда). Идея авантюризма сейчас очень популярна среди самоопределяющейся молодежи. Интересно, В.А.Поляков в своей известной книге «Технология карьеры» откровенно выделяет две главные цели (мы бы сказали — смысла) при построении «успешной» карьеры: первая — «добиться высокого положения в обществе» и вторая — добиться «высокого дохода». Конечно, элитарные ориентации в профессиональном самоопределении предполагают не только «престиж» и «высокий заработок», но и, действительно, творческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы и ценности. Проблема лишь в том, как разобраться, где подлинные ценности, а где мнимые, где элита, а где псевдоэлита.

36. Професійне самовизначення як пошук сенсу в трудовій діяльності. Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция»... При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность. Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека). Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию» (по В.Франклу): полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т. е. способность выходить за рамки самого себя, а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции-Н.А.Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла». Все это позволяет определить: сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределния. При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы «пустота»). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы — это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом — это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»). Правда, по В. Франклу получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только «найти», и в этом есть элемент предопределенности. При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов... Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей. Можно условно выделить некоторые варианты смысла самоопределения, предназначенные для общей ориентировки как самоопределяющегося клиента, так и для самого психолога-профконсультанта.

1. Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т. е. в соответствии с затраченными усилиями (или в соответствии с вкладом человека в общество). Но еще К. Маркс поставил проблему «отчуждения труда от капитала». Ход его рассуждений примерно следующий. Выделяется два аспекта труда: 1) «живой труд» как деятельность, как возможность и как источник богатства и 2) «абстрактный труд», выраженный в стоимости, в капиталах. Из-за несправедливого распределения богатства часто получается так, что труженик имеет мало денег (лишь на поддержание своего существования), а бездельник может быть богачом. В справедливом обществе живой труд (сама деятельность, работа) должен соединяться с абстрактным (с денежным вознаграждением). Еще Платон считал, что в справедливом обществе вклад человека в общество должен соответствовать вознаграждению. Бездельник может стать богачом именно потому, что труд существует в двух аспектах и его (особенно в абстрактной части, связанной с капиталами) можно незаслуженно «отчуждать» от настоящего труженика. Таким образом, более важным становится не сам труд, а возможность перераспределения благ, результатов этого труда. Но обесцененный труд порождает уже чисто психологические проблемы, связанные с отношением к труду и планированием своего развития как настоящего труженика или как «предприимчивого» бездельника-эксплуататора. И хотя сам К. Маркс не исследовал чисто психологических последствий такой несправедливости (сама психология как наука тогда еще не появилась), его рассуждения могут быть очень интересны при рассмотрении проблем профессионального самоопределения.

Деньги — это не только экономическая категория — это своеобразный аккумулятор человеческих надежд, мечтаний и смыслов. Уже в развитие марксовых идей можно сказать, что обладатель капиталов как бы обладает и частичками души других людей. Но деньги (большие капиталы) позволяют человеку, который ими обладает, высвобождать свободное время для гармоничного личного развития. «Гармонично развитый индивидуум» (по К. Марксу) — это человек, постоянно меняющий свои профессиональные функции, это «суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности», т. е. гармоничность понимается как разносторонность в разных видах труда. «При развитой промышленности работник каждые пять лет будет менять свою профессию», — писал К. Маркс. Примечательно, что сегодня на многих западных фирмах (в частности, в современной Германии) трудно сделать карьеру, не овладев и смежными профессиями. Самое страшное «ругательство» для К.Маркса — это «профессиональный кретин» (или «профессиональная идиотия»), т.е. человек «хорошо знающий только свою профессию, ограниченный ею и не участвующий в жизни общества». Другое ругательство К.Маркса — «призвание», которое также сильно ограничивает человека, так как закрепляет его за определенной трудовой функцией. «Признавая призвание, мы вынуждены признать фатальность человеческой жизни, но человек — это творец своей судьбы», — писал К. Маркс. Можно представить себе реакцию К. Маркса, если бы он попал несколько лет назад в тогдашнюю советскую школу, где часто висели лозунги типа: «Ты выбираешь профессию. Помни — это на всю жизнь!» К. Маркс отмечал, что «главным результатом труда являются не производимые товары, а сам человек в его общественных отношениях». При капитализме появляется много людей, у которых есть возможность использовать свободное время для своего развития — и в этом прогрессивный смысл капитализма (по сравнению с предшествующими формациями). Но все это происходит за счет эксплуатации других людей (которые свое время тратят на изнурительный труд для обеспечения своего существования). Предполагалось, что при социализме у большинства людей будет время для гармоничного развития — в этом главная «крамола» К. Маркса.

2. Как уже отмечалось, К. Маркс не раскрыл именно психологический (личностный) смысл труда. Э. Фромм пытался несколько «психологизировать» К. Маркса. Его термин — «отчужденный характер», когда человек отделяется от своего дела, от своей деятельности, когда деятельность перестает для него быть личностно значимой, т. е. человек как бы теряет смысл своего труда. Человек просто продает себя на «рынке личностей» (как и у К. Маркса, человек продает свою рабочую силу). Отчужденный характер — это II есть «рыночная личность», утратившая истинный смысл (смысл для такого человека находится как бы вне труда, например в зарабатывании денег). Но опять неясно: в чем заключается этот смысл? Например, остается без ответа вопрос: зачем человеку много денег? Как антитезу «отчужденному характеру» Э. Фромм выделяет «неотчужденный характер», когда человек выполняет значимую для себя деятельность, как бы личностно «сливаясь» с ней, но сущность такого человека раскрывается всего лишь через набор «красивых» (хотя и правильных) слов, типа «ориентация на самого себя, ориентация деятельная, любящая и разумная», когда «любит то, ради чего он трудится, и трудится ради того, что он любит» и т. п.

3. В. Франкл рассматривает разные варианты смыслов («три триады смыслов») и выделяет самый главный из них — страдание, но только такое страдание, которое меняет человека к лучшему. Прав да, до него еще Ф. Ницше писал, что «место человека в обществе определяется теми страданиями, которые он готов за это вынести». Если взять за основу страдание ради самоулучшения, то остается вопрос: в каком направлении улучшаться, к каким идеалам стремиться? И хотя сам В. Франкл, да и Ф. Ницше дают примерные ориентиры саморазвития, но построение «пространств» вы бора все-таки оставляют самому клиенту. В итоге клиент, да и сам психолог-консультант остаются в растерянности.

4. Дж. Ролз в своей известной работе «Теория справедливости» выделяет «первичное благо» — чувство собственного достоинства. Можно вновь поставить вопрос: зачем человеку деньги, капиталы? Обычный ответ: чтобы покупать вещи, приобщаться к культуре, путешествовать и т.п. Но далее следует еще более интересный вопрос: а это все зачем? Многие обычно теряются с ответом, так как ответ кажется самоочевидным. Попробуем порассуждать в этом направлении. Типичный пример: человек купил дорогую вещь (съездил за границу, «приобщился к культуре», обежав за 2 ч весь Лувр...), но часто главный для него смысл заключается в том, что бы рассказать об этом своим близким и знакомым. Известно, на пример, что большее удовольствие человек часто получает не от престижной поездки за границу, а от предвкушения этой поездки, или от рассказов об этой поездке в кругу друзей, или же от воспоминаний о ней... То есть смысл не в поездке, а вне ее...Но тогда возникают вопросы: а почему так происходит? И зачем тогда нужна эта поездка (эта покупка и т. п.)? Один из наиболее убедительных вариантов ответа: для повышения чувства собственной значимости... Таким образом, даже не деньги (и приобретаемые на них блага) становятся главным смыслом: деньги — это одно из средств для повышения чувства собственного достоинства... Но все это означает, что часто при выборе профессии (наиболее престижной и денежной) человек либо сознательно, либо интуитивно ориентируется на то, что может дать ему профессия для повышения чувства собственной значимости. Если отбросить обиды и возмущения по поводу приведенных выше рассуждений, то выделение чувства собственного достоинства как «исходной» категории позволит лучше понимать многих клиентов, их «первичные», более сущностные представления о ценностях и благах, а значит, и о смыслах своей профессиональной жизни.

5. Если попытаться несколько развить идею «первичного блага» и чувства собственного достоинства, то можно выделить еще один вариант смысла — стремление к элитарности. Известно, что многие люди (подростки и их честолюбивые родители) часто мечтают попасть «из грязи в князи» (в том числе и через «удачно» выбранную профессию, и через «удачное» трудоустройство...). Это особенно важно в эпохи социально-экономических преобразований и потрясений, когда на первый план выходят не творческие, высококвалифицированные специалисты, эффективно работающие в более стабильных условиях, а авантюристы, которые обладают талантом не столько хорошо работать, сколько хорошо устраиваться (или точнее, подстраиваться под меняющуюся конъюнктуру рынка труда). Идея авантюризма сейчас очень популярна среди самоопределяющейся молодежи. Интересно, В.А.Поляков в своей известной книге «Технология карьеры» откровенно выделяет две главные цели (мы бы сказали — смысла) при построении «успешной» карьеры: первая — «добиться высокого положения в обществе» и вторая — добиться «высокого дохода». Конечно, элитарные ориентации в профессиональном самоопределении предполагают не только «престиж» и «высокий заработок», но и, действительно, творческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы и ценности. Проблема лишь в том, как разобраться, где подлинные ценности, а где мнимые, где элита, а где псевдоэлита.

37. Лєонтьєв:класифікація актів вибору: 1)простий вибір:визначення оптимального шляху здійснення діяльності для досягнення певного результату;2)смисловий:при наявності альтернатив,при відсутності критеріїв;3)особистісний:відсутність альтернатив і критеріїв. Обєктивні (сенси не залежать від людини); суб’єктивні (привласнення,самореалізація).

38. Особливості узагальненого сенсу для оптанта і консультанта стадия оптации (от лат. optatio — желание, выбор) (от 11 — 12 до 14—18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта может оказаться и взрослый человек, например безработный; оптация — это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии.

39. Сенс праці: класифікація та функція регуляції проф. вибору та самовизначення Мы работаем потому, что «мы вынуждены», и мы работаем потому, что «мы так хотим». Бывают и такие внешние обстоятельства, которые буквально вынуждают человека работать по данной профессии. Каждый член общества должен понимать, за что именно он отказывается от независимости, и в этом заключается его сознательный выбор. Каждая полноценная личность должна чувствовать основные проблемы, волнующие окружающих людей и определяющие жизнь данного общества. В этом смысле только полноценная (общественно-ориентированная) личность и может считаться частью полноценной элиты. В условиях конкретных организаций и трудовых коллективов также все больше ценятся работники, способные соотносить свой труд на конкретном участке (конкретном трудовом посту) с общей задачей, решаемой в данной организации. Именно такая способность работника является важнейшим условием его работы в «эффективных командах», когда общий неуспех переживается как личный неуспех, даже в тех случаях, когда на своем трудовом посту человек работал великолепно.

40. Елітарні орієнтації в проф. самовизначенні К сожалению, элитарные ориентации пока еще не стали предметом серьезного исследования многих психологов. Речь идет о стремлении человека стать лучше, но проблема состоит в том, что однозначного критерия, что есть лучшее, а что- худшее, нет. И тогда человек постоянно уточняет для себя образ лучшего, т.е. фактически образ элитного. Но поскольку и философы, и психологи, и педагоги сами сильно путаются в этом, то дезориентированным оказывается и самоопределяющийся человек. Эти проблемы впервые возникают в подростковом возрасте. В дальнейшем уже взрослые люди, не нашедшие для себя достойных идеалов и образов, также рискуют оказаться жизненными неудачниками, либо ориентируясь на устаревшие образцы для подражания, либо живя вообще без каких-либо достойных целей. К «элитарному» может быть отнесено то, что вызывает зависть, страх, ненависть, преклонение, восхищение, но все это должно быть достаточно значительным, отличающимся от ценностей обыденной жизни. Обобщенные характеристики «элитарности» как общественного феномена: 1) престижный род деятельности или образ жизни;; 2) возможность влиять на сознание и на жизнь многих людей; 3) труднодоступность данной деятельности или образа жизни; 4) таинственность, загадочность, непонятность элиты, связанные с особыми качествами (образованием, манерами поведения) людей, пребывающих в «высших слоях», и с особыми правилами взаимоотношений между этими людьми. 5) частичное отступление от общественных и моральных норм (возможность позволить себе нечто «запретное»); 6) известность, знаменитость элиты; 7) высокие достижения в какой-либо области деятельности, успешная карьера (даже без особых достижений), особые привилегии (в том числе и незаслуженные) и многое другое, что отличает простого человека от «избранного судьбой». Непонятность элиты делает ее еще более притягательной. Элита нужна обывателю не только для того, чтобы восхищаться ею, но и для некоторой идентификации с ней (что проявляется в постоянном стремлении одеваться, говорить, переживать так, как это делают «господа»). Если бы элиты вдруг не стало, обыватель ее сразу бы выдумал, что и происходит повсеместно.

40. Елітарні орієнтації в професійному самовизначенні. Феноменология элитарности достаточно сложна и противоречива, что осложняет четкое определение элитарных ориентации. Однако все-таки можно выделить следующие обобщенные характеристики «элитарности» как общественного феномена: 1) престижный род деятельности или образ жизни; 2) возможность влиять на сознание и на жизнь многих людей (власть, в том числе и власть над сознанием, над помыслами людей); 3) труднодоступность данной деятельности или образа жизни (высокий социально-профессиональный статус, высокое место в общественной иерархии, а также трудность удержания уже достигнутого статуса, что порождает в среде элиты многочисленные склоки, амбиции, выяснения отношений и вызывает особый интерес у представителей массы); 4) таинственность, загадочность, непонятность элиты, связанные с особыми качествами (образованием, манерами поведения) людей, пребывающих в «высших слоях», и с особыми правилами взаимоотношений между этими людьми. Нередко даже представители творческих профессий (артисты, журналисты) совершают «странные», вызывающе скандальные поступки для поддержания своего «профессионального обряда». Все это создает вокруг элиты особый «ореол таинственности» и особую «атмосферу» соприкосновения с представителями элиты; 5) частичное отступление от общественных и моральных норм (возможность позволить себе нечто «запретное»). Публика, представители массы относятся к этому с «пониманием», хотя в своей среде (обычных, нормальных людей) любые отступления от существующих норм поведения жестко пресекаются на уровне как закона, так и общественной морали; 6) известность, знаменитость элиты (это может быть не только «имя» человека, но и просто упоминание престижной социально- профессиональной прослойки, например: «менеджер», «фотомодель», «продюсер», «юрист в коммерческой фирме», а ранее — «физик-ядерщик», «геолог», «разведчик»). Элита обладает привилегией «быть на слуху». Как писал известный американский социолог Р. Миллс, «большинство американцев воспринимают высшие крути преимущественно как известную группу знаменитостей» и люди массы «испытывают платоническое удовольствие, когда читают и слышат о привилегиях богачей из мира корпораций, о ночных шалостях профессиональных знаменитостей и об угрюмосчастливой жизни мультимиллионеров» (Миллс Р., 1959, с. 460 — 461); 7) высокие достижения в какой-либо области деятельности, успешная карьера (даже без особых достижений), особые привилегии (в том числе и незаслуженные) и многое другое, что отличает простого человека от «избранного судьбой» (а может, и самостоятельно избравшего, построившего свою судьбу). Непонятность (и даже непостижимость) элиты делает ее еще более притягательной. Элита нужна обывателю не только для того, чтобы восхищаться ею, но и для некоторой идентификации с ней (что проявляется в постоянном стремлении одеваться, говорить, переживать так, как это делают «господа»). Если бы элиты вдруг не стало, обыватель ее сразу бы выдумал, что и происходит повсеместно.

41. Особливості роботи профконсультанта з батьками та вчителями. Профконсультация учителей учащихся. Часто, прежде чем начинать разговор о проблемах детей, некоторые учителя хотят немного рассказать о себе, поэтому важно уметь выслушивать и собственные проблемы учителей, иначе возникнет риск, что с ними так и не сформируются доверительные отношения. В целом же важно организовать реальное сотрудничество с учителями (особенно с классными руководителями и учителями труда), при котором удалось бы распределить некоторые функции в профориентационной помощи подростку. Профконсультация родителей учащихся: Так же как и в работе с учителями, важно быть готовым выслушивать собственные проблемы родителей, постепенно выводя их на уровень реального сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи своим детям.

42. Характеристика зовнішніх та внутрішніх виборів професії. Сами выборы могут быть «внешними» и «внутренними». Например, человек заявляет всем, что хочет быть психологом, но в глубине души он - продавец (или бизнесмен), или наоборот. В итоге мы формально имеем специалиста-психолога, который только и делает, что подсчитывает «выручку» от своей психологической работы. Внешние и внутренние выборы в человеке часто сочетаются. Например, в любой психолого-педагогической организации есть психологи-продавцы, психологи-надсмотрщики, психологи-журналисты, психологи-артисты, психологи-фотомодели и даже психологи-психологи. И от каждой разновидности таких специалистов есть своя польза... То есть человек, выбирая одну конкретную профессию, как бы продолжает самоопределяться в рамках этой профессии, отыскивая в ней для себя все новые и новые смыслы. Профконсультант должен помнить, что часто выбирается не столько профессия, сколько образ и стиль жизни. Например, часто модная профессия (сейчас это юрист и экономист, а раньше — физик, ученый) позволяет заниматься престижным на данный момент делом, хорошо зарабатывать и, главное, жить так, как живут «самые лучшие люди» (мы вновь обращаемся к идее «элитарных ориентации» в профессиональном и жизненном самоопределении).

43. Концептуальні рівні допомоги людині в професійному та особистісному самовизначенні. Адаптационно-технологический уровень. Здесь главное — помощь человеку в том, чтобы оптимально «вписаться» в определенную систему в качестве органичного «члена», «винтика» (в социально-профессиональную группу, коллектив, в производственную систему). Цель — максимальная эффективность данной системы при включении в нее самоопределяющегося человека. Психические качества клиента при этом учитываются (через тестирование, беседу), но более сущностные интересы самого человека обычно игнорируются или же тесно увязываются с интересами данной производственной системы (это еще в лучшем случае).

Социально-адаптационный уровень. Здесь главное — помощь человеку в адаптации к данному обществу, что предполагает помощь в построении определенного образа жизни. Сам выбор профессии часто рассматривается как средство для построения определенного образа жизни (важна не профессия, не работа, а что она «даст» данному человеку). Интересы клиента учитываются уже в гораздо большей степени (жизненный успех, материальное благо, престиж). Но остаются этические сомнения (например, «успех» может быть достигнут «любыми» путями, даже «через трупы» других людей...).

Ценностно-смысловой, нравственный уровень. Здесь профконсультант пытается затронуть проблемы смысла, совести. На этом уровне помощи сразу же возникают проблемы: не все клиенты хотели бы решать свои проблемы на данном уровне; не все профконсультанты готовы и хотели бы работать на этом уровне.

Если профконсультант работает в солидной коммерческой структуре, то, скорее всего, администрации, заказчикам, да и многим самим работникам ценностно-смысловой уровень не очень интересен (оборотистые, образованные люди нередко считают, что давно уже разобрались для себя со смыслами и ценностями: для многих из них «личностной проблемы» как бы и не существует), в таких условиях приходится внешне изображать работу на более примитивных уровнях, лишь только с некоторыми клиентами позволяя себе затрагивать наиболее интересные проблемы самоопределения. Да еще так, чтобы начальство не узнало, а клиенты не очень-то догадались.

43. Концептуальні рівні допомоги людині в професійному і особистісному самовизначенні Выделение данных уровней носит условный характер. Адаптационно-технологический уровень. Здесь главное — помощь человеку в том, чтобы оптимально «вписаться» в определенную систему в качестве органичного «члена». Социально-адаптационный уровень. Здесь главное — помощь человеку в адаптации к данному обществу, помощь в построении определенного образа жизни. Сам выбор профессии часто рассматривается как средство для построения определенного образа жизни (важна не профессия, не работа, а что она «даст» данноному человеку). Ценностно-смысловой, нравственный уровень. Профконсультант пытается затронуть проблемы смысла, совести. На этом уровне помощи сразу же возникают проблемы: не все клиенты хотели бы решать свои проблемы на данном уровне; не все профконсультанты готовы и хотели бы работать на этом уровне.

44. Парадокси “суб’єктності” в професійному самовизначенні. Субъективный смысл связан с субъектом труда, с его видением, пониманием, чувствами по поводу необходимости данного труда как лично для него, так и для окружающих людей и всего общества. В итоге объективный смысл больше претендует на некую «истинность», а субъективный смысл — на особое представление об истине, т.е. в определенной степени претендует на искаженную (или преломленную через собственное сознание) истину. И как обычно, представления о смысле нередко связаны с тем, как воспринимают его большинство людей данной культурно-исторической системы. Субъективные смыслы во многом зависят от конкретных людей, от их способности соотносить свою жизнедеятельность с более глобальными системами (социально-экономическими, культурно-историческими, экологическими и т. п.). В немалой степени эти субъективные факторы порождаются определенными мотивами и факторами труда. А смыслами эти мотивы и факторы становятся тогда, когда начинают занимать доминирующее регулятивное значение в жизни конкретных людей. Например, глобальная ориентация человека на зарабатывание денег становится не просто мотивом, но и смыслом его трудовой деятельности. Можно выделить две основные группы таких субъективных (или даже личностных) смыслов: 1) смыслы присвоения, когда человек что-то приобретает в результате своего труда (деньги, статус, льготы и т.п.); 2) смыслы самореализации, когда человек через труд реализует лучшие свои таланты и идеи на благо окружающих и всего общества. В этом случае человек оставляет после себя что-то та кое, что позволяет ему чувствовать себя не только полноценным (полезным) членом общества, но и субъектом Культуры и даже субъектом Природы, претендующим таким образом на воплощение (и даже продолжение) себя в окружающем мире. Кстати, именно в этом видят подлинный смысл жизни и счастья многие выдающиеся мыслители прошлого и настоящего: «Нет ничего постыднее, как быть бесполезным для общества и для самого себя, и обладать умом для того, чтобы ничего не делать» (Б. Паскаль); «Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего "я"» (Г.Гегель); «Изо всех даров остается только доброе имя, и несчастлив тот, кто не оставит даже этого» (М. Саади); «Для себя жить — тлеть, для семьи — гореть, а для народа — светить» (русская поговорка). Парадокс состоит в том, что каждый человек, чем бы он ни занимался, играет определенную роль в глобальных и даже мировых процессах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.021 с.)