Характеристика профорієнтаційного трикутника мотивів “хочу”, “можу”, “треба” та ефекти – наслідки неузгодженості між вершинами трикутника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика профорієнтаційного трикутника мотивів “хочу”, “можу”, “треба” та ефекти – наслідки неузгодженості між вершинами трикутника.



Е. А. Климов выделяет три основные составляющие выбора профессии: 1) учет своих желаний («хочу»); 2) учет своих способностей и возможностей («могу») и 3) учет потребностей общества, или, как сейчас говорят, потребностей рынка («надо»). Это и есть три важнейшие основы — «три кита» — профориентации. Фактически, опираясь на эти составляющие, можно серьезно размышлять о конкретных профессиональных и жизненных выборах. Правда, при этом не следует забывать, что и желания, и возможности, и рынок труда находятся в постоянном изменении, поэтому долгосрочные планы надо строить с учетом возможных изменений «хочу», «могу», «надо», но для конкретных выборов эти «три кита» вполне годятся. Для более обстоятельного размышления о конкретном профессиональном выборе Е.А.Климов предлагает использовать восемь основных факторов профессионального выбора (Климов, 1976). Для удобства эти факторы представлены в виде «восьмиугольника», а сам такой «восьмиугольник» можно использовать как практическую методику. «ВОСЬМИУГОЛЬНИК» ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (ПО Е. А. КЛИМОВУ) Методика предназначена для знакомства учащихся с основными факторами выбора профессии, а также для формирования у них способности самостоятельно оценивать собственные ситуации самоопределения. Методику можно использовать при работе с учащимися VIII — IX и даже более старших классов. Общий порядок работы со схемой при ее использовании с классом следующий.

1. Ведущий обращается к классу и спрашивает учащихся: «Что нужно учитывать, выбирая профессию?» Обычно подростки правильно выделяют различные факторы (желание, способности, состояние здоровья и т.п.). Ведущий кратко все это выписывает на доске. Но очень быстро ученики начинают повторяться или просто замолкают. Таким образом, учащиеся как бы включаются в данную проблему. 2. Ведущий говорит: «Психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов восемь, и их можно представить в виде «восьмиугольника» (рис. 1). Далее ведущий рисует такой «восьмиугольник» и кратко комментирует эти факторы. На данном этапе работы нарисованный «восьмиугольник» пока еще не совсем понятен сразу большинству, поэтому следует показать на примерах, как с его помощью можно анализировать те или иные ситуации самоопределения. 3. Ведущий зачитывает учащимся первую задачу-ситуацию. Задача-ситуация 1 «Девятиклассник Вова Б. собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист на пенсии, намерение внука одобряет. Сам Вовочка увлекается спортом. Ходит в секцию футбола, собирается пойти в группу восточного единоборства, дома иногда паяет, увлекается радиотехникой. В школе он учится в основном на тройки, но оправдывает себя тем, что в старших классах ему наймут репетитора и он станет отличником, и тогда после школы он спокойно поступит на юрфак МГУ. На вопрос, чем его привлекает профессия «юрист», отвечает, что это «очень денежная и уважаемая профессия». Вова иногда любит рассказывать своим приятелям о юридических подвигах своего дедушки-юриста, но товарищи слушают его как-то молча...» 4. Учащимся в классе предлагается оценить, насколько продуманно Вова выбирает свою профессию. Для этого надо разобраться, как строится личная профессиональная перспектива — ЛПП (все ли остальные факторы учитываются при построении своих планов на будущее). Если ЛПП строится с учетом какого-то фактора, то между ними проводится линия, если фактор не учитывается, то остается пустое место. Иногда возникает неоднозначная оценка относительно учета (или неучета) данного фактора, в этом случае ЛПП и фактор соединяются пунктирной линией. 5. В целом оценивается, удачно построена профессиональная перспектива или нет. Например, в приведенной выше ситуации с Вовой Б. ЛПП строится с учетом мнения родителей и уровня притязаний, в то время как потребности рынка в юристах и информированность Вовы Б. о выбираемой профессии вызывают некоторые сомнения, а что касается склонностей, способностей и одобрения такого выбора товарищами, то информация об этом отсутствовала. 6. Иногда для закрепления (для лучшего понимания схемы) классу можно предложить вторую, более сложную задачу-ситуацию. Задача-ситуация 2 «Лариса Т., ученица IX класса, хочет стать врачом-терапевтом. Учится она на 4 и 5. Любимые предметы — литература и история. Дома любит шить и читать иностранную литературу. Лариса считает, что профессия врача очень интересная и благородная. Лариса — тихая и спокойная девочка, с претензиями на утонченность и изысканность. В классе ее уважают, но к намерению стать врачом относятся безразлично. Ее родители (инженеры) не одобряют намерений дочери, считая, что ей лучше поступать в технический вуз. Сама Лариса надеется после XI класса сразу поступить в медицинский институт, а если не поступит — год поработать санитаркой и поступать снова, уже имея стаж работы и даже небольшой опыт...» В данной ситуации очевидно, что Лариса не учитывает мнений своих родителей и одноклассников, не учитывает свои истинные склонности, есть некоторые сомнения по поводу ее знаний о профессии и готовности пройти сложный конкурс в престижный мединститут, хотя с точки зрения уровня притязаний и потребностей общества выбор довольно обоснованный. Естественно, при анализе данных задач-ситуаций ведущий сна-чала обращается к классу и просит самих учащихся высказываться по каждому фактору, лишь в конце обозначая свое мнение.

 

 

Рис. 1. Пример анализа задачи-ситуации 1 с помощью «восьмиугольника» выбора профессии

Когда ведущий почувствует, что «восьмиугольник» понят большинством учащихся (а это явствует из высказываний), можно даже предложить классу небольшую контрольную работу, что особенно ценно в условиях, когда в данной школе читается курс по профориентации или планированию карьеры. Для этого каждый вырывает из тетради листочек, подписывает его, быстро рисует три «восьмиугольника», лишь обозначая факторы выбора точками (подписать можно лишь фактор — ЛПП), а также нумеруя все три «восьмиугольника». Далее ведущий зачитывает поочередно две новые задачи-ситуации, а учащиеся самостоятельно оценивают их в своих листочках, соединяя ЛПП с теми факторами, которые учитываются при выборе профессии. Третий «восьмиугольник» используется для оценки собственной ситуации самоопределения, как ее представляет сам подросток. Естественно, оценка за данную контрольную работу проставляется только по первым двум задачам. Самооценку ситуации самоопределения по третьему «восьмиугольнику» ведущий психолог может использовать для сбора и уточнения информации о данном ученике (что особенно важно, когда психолог работает с данным классом постоянно). Например, если по первым двум задачам ситуации были оценены верно, то психолог уже в большей степени может доверять и самооценке ученика, но если задачи-ситуации проанализированы неправильно, то, значит, ученик плохо освоил данную схему («восьмиугольник») и его самооценка, скорее всего, тоже неверная. Данную самооценку конкретного ученика можно использовать и в индивидуальных профконсультациях, например, психолог может попросить ученика прокомментировать его видение своей ситуации самоопределения, и этот разговор может оказаться взаимно полезным и достаточно конкретным. Опыт показал, что приведенный способ использования схемы для анализа ситуаций самоопределения оптимальный. Например, если проводить анализ ситуаций более строго и грамотно, т.е. учитывать взаимозависимости факторов, а также все возможные сочетания этих факторов, то сама схема становится очень громоздкой, и не только подростки, но и многие взрослые сразу же в ней запутаются. Кстати, сам Е.А.Климов неоднократно говорил и писал о предпочтительности более простых методов, особенно в практической консультативной работе, заявляя, что чем более проста методика как внешнее средство профессиональной деятельности, тем большего профессионализма она требует от психолога-практика... Данный «восьмиугольник» вполне можно использовать в индивидуальной работе с подростком. Эта схема анализа ситуаций самоопределения сможет оказаться очень полезной также на эта-пе знакомства с клиентом, когда требуется уточнить его проблему и совместно наметить пути дальнейшей работы. Работа с «восьмиугольником» предполагает реальное взаимодействие психолога-профконсультанта и клиента, т.е. обеспечивает настоящий диалог.

27. 1)пов’яз з відповідністю між бажаннями молоді та потребами сус-ва.Як бі несклалась ситуація учня,сус0во має свою потребу і вона все одно буде задовольнятися.Молода люд.повинна розуміти,що сус-во невзмозі надати роботу за особист.нахилами,але лише такий набір потреб,які б відповідали вимогам сус-ва.Треба враховувати: хочу,можу,треба.

29. Профес.орієнтація могла б бути дієвим засобом розподілу випускників НЗ за соц.стр-ми сус-ва(ф-ія профес.орієнтації:допомога люд.зробити самос.і свідомий вибір професії). Аспекти розподілу профорієнтації 1)пов’яз з відповідністю між бажаннями молоді та потребами сус-ва.Як бі несклалась ситуація учня,сус0во має свою потребу і вона все одно буде задовольнятися.Молода люд.повинна розуміти,що сус-во невзмозі надати роботу за особист.нахилами,але лише такий набір потреб,які б відповідали вимогам сус-ва.Треба враховувати: хочу,можу,треба. 2)проблема типу орієнтації:соц. та проф. Соціальна орієнтація молоді на розумову працю ускладнюється чи підтримується рядом об’єктивних факторів: 1.загалюсеред.освіта,ВУЗ; 2.професії розумової праці-кращі; суб’єктивні фактори: 1.інерція люд.свідомості(щодо отримання вищої освіти).Школа втратила ф-ію порадника у виборі професії.3)зміни в стр-рі орієнтації на освіту.Виша освіта має певне явище,яке є позитив.і негатив.;4)трудове виховання.

Пит. 30, 31 В основе идей предпрофильной и профильной ориентации учащихся общеобразовательной школы - факт, что много школьников еще в IX и X классах определились с выбором профессии. В современном варианте главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки связывают с профориентацией, с тем чтобы «способствовать самоопределению учащегося».

Сначала учащийся должен сориентироваться в профилях дальнейшего обучения в школе, затем к моменту окончания школы он должен не только выбрать конкретную профессию и профессиональное учебное заведение, но и получить определенную подготовку для дальнейшего профессионального образования. При этом информационная работа предполагает знакомство учащихся с местными образовательными учреждениями и разные формы работы (экскурсии, дни открытых дверей). Профильная ориентация означает «оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах. Профильная ориентация нацелена на обследование учащихся с целью выявления их предпочтений и возможностей для выбора профиля дальнейшего обучения.

Трудности в предпрофильной и профильной подготовке: Неопределенность с финансированием предпрофильной и профильной подготовки. 2. Предпрофильную и профильную ориентацию предполагается осуществлять за счет основной программы средней школы. 3.Реальная неготовность многих педагогов и психологов к реализации предпрофильной и профильной подготовки. 4. Полноценная профориентационная работа со школьниками помимо использования массовых форм и методов обязательно предполагает индивидуальные профконсультации, но из Концепции не совсем понятно, кто и когда будет такие индивидуальные профконсультации проводить.

32.Проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии

С изменением идеологических, социальных и экономических приоритетов общественного развития меняются и требования к образованию, в частности - к трудовой подготовке молодежи, к уровню конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда. Это предполагает усиление направленности трудового обучения и воспитания на развитие творческих возможностей учащихся, их подготовки к профессиональному самоопределению в условиях рыночной экономики. Существенное влияние на развитие интереса и мотивов труда (творческого и особенности) оказывают факторы: 1. Организация труда (конкретная постановка задач; четкое определение видов и объемов труда)2. Содержание труда (интеллектуальная насыщенность деятельности). 3. Результаты труда (объективная оценка труда; общественная значимость продукта деятельности; количественные и качественные показатели). Осложняет решение проблемы эффективной подготовки учащихся к труду и выбору профессии отсутствие системы опережающей подготовки учителей к работе в школе. Существующая система подготовки учителей строится безотносительно к типу учебного заведения, где им предстоит трудиться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.012 с.)