ТОП 10:

Внешнеэкономическая политика РБ



 

Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Это обусловлено ориентацией важнейших отраслей производства и сферы услуг на внешний рынок и существенной зависимостью белорусского сырьевого рынка от импорта.

Углубление интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество является стратегической задачей. Внешнее торговая политика строится на основе международных норм и демократических стандартов, соблюдения международных договоренностей, многовекторности и либерализации внешнеторговых связей.

Основная цель внешнеэкономической политики Республики Беларусь – эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли в интересах нынешнего и будущих поколений.

В связи с этим важнейшими задачами должны стать:

• создание политических, экономических и правовых условий для закрепления позиций белорус ских товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта;

• расширение торгово экономических связей с различными странами, региональными союзами и международными экономическими организациями;

• участие страны в международном сотрудничестве по решению проблем перехода к устойчивому развитию.

Для их решения в прогнозируемый период до 2020 г. необходимо осуществить комплекс основных мероприятий:

• активизировать участие Республики Беларусь в организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию и в разработке мер, способствующих снижению антропогенного воздействия на биосферу;

• продолжить курс на либерализацию внешней торговли при условии обеспечения экономической безопасности и защиты социально эколого экономических интересов страны во внешнеэкономической деятельности;

• проводить в рамках общепринятых процедур политику разумного протекционизма в отношении отечественных товаропроизводителей при сохранении адекватной конкурентной среды;

• обеспечить реализацию конкурентных преимуществ страны при осуществлении внешней торговли;

• создать условия для привлечения зарубежных и отечественных инвестиций в перспективные программы и проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции, соответствующей международным нормам и экологическим стандартам;

• способствовать приоритетному развитию тех форм международного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический и технологический уровень экономики (промышленная кооперация, обмен технологиями, в том числе по выпуску экологически чистой продукции, экспорт услуг, совместные НИОКР, лизинг оборудования и пр.);

• разработать меры по более широкому привлечению международного сообщества к решению долгосрочных социально-экономических, научно-технологических и медицинских проблем страны;

• развивать инфраструктуру внешней торговли, включающую товаро проводящие сети, современные системы информационно маркетинговой поддержки и электронной торговли, глобальные телекоммуникационные сети.
97 Понятие национальной безопасности

 

Национальная безопасность первоначально рассматривалась с точки зрения территориальной целостности и защиты от внешних угроз, т.е. с точки зрения военной безопасности. Однако в 90-е гг. в РБ и всем мире национальную безопасность стали понимать как более широкое понятие.

Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Т.обр., национальная безопасность понимается как состояние, которое гарантирует реализацию интересов каждого субъекта и общества в целом при любых внутренних и внешних факторах, угрожающих стабильности развития.

Указом Президента РБ в 2001 г. утверждена Концепция национальной безопасности РБ, которая содержит методологические основы построения системы обеспечения национальной безопасности белорусского государства.

Составные части национальной безопасности — безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной, социальной и институциональной сферах. Она охватывает все сферы жизни человека и общества.

Важнейшей составной частью общей системы национальной безопасности является экономическая безопасность, т.к. от состояния экономики зависят возможности удовлетворения потребностей человека, возможности страны защитить себя.

Национальная безопасность каждого государства определяется, с одной стороны, имеющимся потенциалом (экономическим, трудовым, инновационным и др.), его спецификой, а с другой — геополитическим положением страны и характером ее международных связей.

Основными задачами обеспечения национальной безопасности в РБ являются:

1) определение внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

2) выявление факторов, обусловливающих угрозу национальной безопасности;

3) разработка и реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

4) достижение сбалансированности политических интересов граждан и государства, поддержка обществом внутренней и внешней политики государства;

5) обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

6) динамичное и устойчивое развитие экономики и повышение уровня жизни населения, последовательная реализация социально ориентированной модели экономического развития;

7) сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и систем собственного научно-технического обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции, уменьшение научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;

8) равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

9) создание благоприятных условий для интеграции белорусской экономики в мировую экономическую систему;

10) сохранение биосферы и среды обитания человека на уровне, обеспечивающем воспроизводство возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов с учетом удовлетворения разумных потребностей нынешнего и будущего поколений;

11) преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других негативных воздействий на биосферу и среду обитания человека;

12) совершенствование государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

13) эффективное использование национальных информационных ресурсов, постоянное их совершенствование;

14) поддержание на необходимом уровне оборонного потенциала государства;

15) обеспечение личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;

16) совершенствование законодательства и системы государственной власти, укрепление правопорядка, сохранение социально-политической стабильности общества.

Для обеспечения национальной безопасности необходимо неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями.

Обеспечение национальной безопасности требует выявления факторов, создающих угрозу для национальной безопасности. Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности РБ в экономической сфере, являются (внутренние факторы):

1) недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью выпускаемой продукции;

2) изношенность производственных мощностей;

3) недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности;

4) малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;

5) нестабильное финансовое состояние субъектов хозяйствования, дефицит оборотных средств;

6) высокий уровень монополизации экономики, несовершенство экономических механизмов государственного регулирования естественных и организационных монополий.

К числу внешних факторов, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, следует отнести:

1) принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий для осуществления экспортно-импортных операций;

2) возрастание цен на импортируемые топливно-энергетические и минеральные ресурсы, а также продовольственные товары, не производимые в стране;

3) вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе военно-технической, продукции;

4) нарушение экономических соглашений странами-партнерами;

5) создание различных барьеров для белорусских товаров на рынках принимающих стран;

6) непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющие на экономику страны;

7) ужесточение технических и экономических стандартов и требований.

Т.обр., главные внешние угроз – действия других стран в отношении РБ, которые ухудшают внешнеэкономические позиции и приводят к ухудшению развития белорусской экономики. Часть внешних угроз связана с объективными тенденциями развития рыночной экономики (неопределенность и риск).

Национальная безопасность тесно связана с устойчивым развитием национальной экономики. Поэтому для обеспечения национальной безопасности РБ требуется стабильное неуклонное увеличение объемов производства, наращивание экономического потенциала страны.

Другой важный фактор укрепления - наращивание потенциалов регионального строительства, т.к. усиливается взаимосвязь стран, расположенных в определенном регионе, которые заинтересованы в стабильности.

Национальная безопасность должна рассматриваться с позиций глобальных, всего человечества. Это связано с тем, что одной из угроз является ухудшение биосферы. Решить проблему можно только совместными усилиями всех стран, что утверждено в Декларации ООН, которая в 1992г. провела конференцию по охране окружающей среды о необходимости обеспечения устойчивого развития национальных экономик, партнерства стран, охраны окружающей среды как на местном, так и на региональном, глобальном уровне.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.223.3.101 (0.008 с.)