Согласно аристотелю существует три вида наук: теоритические (умозрительные), практические (направленные на деятельность), пойетические ( творческие). Экзотерические учения для своей школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласно аристотелю существует три вида наук: теоритические (умозрительные), практические (направленные на деятельность), пойетические ( творческие). Экзотерические учения для своей школы.



Науки связанные с деятельностью – в которых присутствует сознательный выбор,

Этика, политика, экономика.

Творческие или созидательные науки как из определенного материала посредством деятельности получить готовое произведение поэтика

Созерцательные науки ничего не производят, ничего не осуществляют, изучают сущее ради самого себя.

Теоритические науки:

1 физика вещи которые подвижны и существуют отдельно,

2 математика имеет дело с предметом не существующим и неподвижным

3первая философия рассматривает объекты отдельно от материи.

Логика из двух высказываний, которые утверждают противоположные вещи истинным может быть только одно

Между двумя членами противоречия не может быть ничего среднего.

Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся
традиционно на восемь групп:
1. Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании», «Аналитики»
первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».
2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», в 8-ми кн., «О небе» в 4-х
кн., «О возникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных явлениях» («Метеорологика
») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения
включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I
в. до н. э.
3. Психология: «О душе» в З-х кн., а также «Малые труды по естествознанию» (Parva
naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и
воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О
длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда
также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.
4. Биологические труды: «О частях животных», «О движении животных», «О
передвижении животных», «О происхождении животных». Эти аутентичные труды
Аристотеля обычно дополняются рядом трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы
которых не установлены. Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются
разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.
5. Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название «Метафизика».
В издании Беккера ему предшествует трактат «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии».
6. Этика: «Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика»,
из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами «Никомаховой
этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики». «Большая
этика» признается неаутентичной, также неаутентичен трактат «О добродетельном и
порочном», относящийся ко времени между I в. до н. э.-I в. н.э.
7. Политика и экономика: «Политика» в 8-ми кн., «Экономика» в З-х кн. обычно
считается не аутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском переводе. В школе
Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В
1890 г. был.найден папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.
8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в З-х кн., за которым печатается
неподлинный трактат «Риторика против Александра»-ранняя перипатетическая работа. За
нею идет трактат «О поэзии».
Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа
они перешли к Теофрасту, а затем к его ученику Нолею. До 1 в. н. э. они пролежали в
подземном книгохранилище, предоставленные «грызущей критике мышей», а затем попали
в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были
изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским. Цитируются сочинения
Аристотеля (кроме «Афинской политии») соответственно изданию И. Беккера (1831).
Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В
нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная
классификация, так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки.
Каждой работе Стагирита предшествует краткое изложение и критический разбор
предшествующих учений по данному вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к
проблеме, которая затем решается в духе собственного учения Стагирита. Последний
выступает поэтому и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требует
критического подхода. Но начнем анализ учения Аристотеля, не углубляясь в детали его
конкретно-научных представлений.

Роль Аристотеля в логике. Аристотель - отец логики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Он опирался на Демокрита, Платона и других древнегреческих философов, но никто из них не создал науки о мыслительной деятельности рассуждающего человека. Правда, слово "логика" (как существительное) было еще неизвестно философу, он знал лишь прилагательное "логикос" ("относящееся к слову"). Он называл также высказывания, несовместимые с тем, что мы теперь называем логикой, "алога". Слово "логика" (как существительное) появилось лишь в зллинистическо-римские времена. Сам же Аристотель называл свою науку о мышлении аналитикой, и его главные логические работы называются "Первая аналитика" и "Вторая аналитика".

Но необходимо подчеркнуть, что логика для Аристотеля - не самостоятельная специальная наука, а инструмент всякой науки. Это и дало веское основание поздним комментаторам Аристотеля назвать всю совокупность его логических работ органоном, т. е. орудием, орудием всякого знания. Напомним, что "Opганон" включает в себя шесть работ - "Категории", "Об истолковании", "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика", "О софистических опровержениях".. Главными составными частями "Органона" являются "Первая аналитика", где открывается и исследуется силлогистическая форма рассуждения и вывода, и "Вторая аналитика", где говорится о доказательстве и его началах. Особое и весьма важное место в "Органоне" занимает также "Топика".

В качестве логика Аристотель формулирует основные законы мышления, определяет, что есть истина и что есть ложь, дает определение суждению и устанавливает виды суждений, определяет силлогизм (умозаключение), устанавливает три фигуры силлогизма (умозаключения) и их модусы, исследует три вида доказательства, описывает типичные ошибки при доказательствах, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы). Он исследует также индукцию и аналогию.

Из четырех законов мышления традиционной логики Аристотель установил, по крайней мере два - законы (запрещения) противоречия и исключенного третьего. Законы же тождества и достаточного основания у Аристотеля тоже намечены в учении о научном знании, как знании доказательном (закон достаточного основания) и в тезисе.

В заключение, можно сказать, что Логика Аристотеля явила собой грандиозное проявление философской мысли. Если бы не догматизация Аристотелевской мысли в средние века, его Логика могла бы стать супер-пупер крутым двигателем, для стремительнейшего развития логики во все времена. Однако, слепое подчинение авторитету философа, привело к тому, что логика застыла в своем столетии на долгие столетия. Однако нельзя ни в коем случае умолять достижение Аристотеля – именно ему мы обязаны такому важному «органону» философии, как логике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.004 с.)