Этическое и политическое учение Аристотеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этическое и политическое учение Аристотеля.



Этика и политика у аристотеля очень тесно связаны. Они связаны прежде всего с возможностью осуществления свободного выбора. Нравственность имеет дело с выбором, поэтому аристотель разбирает такие понятие как произвольные и непроизвольные. Непроизвольные это то что имеет дело или совершается по насилию. Произвольные это те принцип действия которых находится в самом действующем лице. В нашей власти прекрасная и постыдная деятельность. Нравственность – это приобретенное качество души. Нельзя быть хорошим человеком непроизвольно от природы. Добродетель не дается нам от природы, нам дается лишь возможность ее приобрести. Добродетель это приобретенные похвальные свойства души. В растительной душе не может быть ни добродетелей ни похвальнызх свойств. У разумной части души добродетель заключается в том, чтобы обрести мудрость, научиться мыслить рационально, а именно мудрость, разумность и благоразумие. У аффективной части души этические или волевые добродетели. Все они даны от природы и только в возможности и преобретаются. Добродетель преобретается путем воспитания, обучения. Это превращается в привычку. К примеру, трусы это те, у кого привычка трусить. Этическая добродетель – это середина двух пороков, а именно избытка или недостатка чего либо. Щедрость – середина траты денег и преобретения. Где избыток расточительность, а недостаток – скупость. Сократ никто обладая знанием не станет противодействовать добру. Этого мнения придерживается и аристотель. Разум необходимое но недостаточное свойства для обретения добродетели. Те кто отождествляет знание и добродетель фактически видят только разумную часть души, ВТО время как добродетель находится между разумной и аффективной частью души. По аристотелю в отличие от евдокса наслаждение не есть благо. Аристотель определяет благо как сообразную с добродетелью деятельность.

Государство представляет собой некое общежитие. Политическое устройство есть принцип по которому производится разделение властей. Политическое устройство предполагает власть закона. Состав государства – это прежде всего люди, потому как без людей не может существовать никакого государства. Каждый должен быть знатоком своего дела. Свобода воспитание и благородство – вот качества необходимые для государства. Гражданин это тот кто участвует в суде и управлении. Семья и селение предшествовали государству.

Монархия – допустима если в государстве есть человек, который привосходит всех других.

Аристократия – предпочтительнее монархии. Власть находится в руках немногих.

Полития – республика власть большинства. Тирания – отрицательно

Олигархия – как и аристократия власть меньшинства но не достойных, а богатых.

Демократия – демократия основанная на законе.

Государство выполняет регулирующую функцию основываясь на законах.

 

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость». (У Аристотеля учение о катарсисе является уже скрытой полемикой против Платона, отрицавшего социально-педагогическую полезность музыки, в частности трагедии.)

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς]) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не вэтическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

30. Охарактеризуйте аристотелевскую критику Платона. Назовите платонические черты в философии Аристотеля.

Критика аристотелем идей платона

В отличие от Платона, рассматривавшего в качестве всего сущего лишь идеи, Аристотель с других позиций трактует соотношение в бытии общего и единичного, реального и логического. Он не противопоставляет и не разделяет их, как это делал Платон, а объединяет. Сущность, а также то, чьей сущностью она является, не могут, согласно Аристотелю, существовать раздельно. Сущность находится в самом предмете, а не вне его и они составляют единое целое. Свое учение Аристотель начинает с выяснения того, какая наука или науки должны изучать бытие. Такой наукой, которая бы, абстрагируясь от отдельных свойств бытия (например, количество, движение), могла бы познать сущность бытия, является философия. В отличие от других наук, которые изучают различные стороны, свойства бытия, философия изучает то, что определяет сущность бытия. Сущностью, считает Аристотель, является то, что лежит в основе: в одном смысле — это материя, в другом — понятие и форма, а на третьем месте — то, что состоит из материи и формы. При этом под материей подразумевается нечто неопределенное, которое “само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определенно сущее”. Правда, по Аристотелю, материя принимает определенность только с помощью формы. Без формы материя выступает лишь как возможность, и только приобретая форму, она превращается в действительность.

Сущность является причиной не только реально существующего, но и будущего бытия. В рамках этой парадигмы Аристотель определяет четыре причины, детерминирующие бытие:

- сущность и суть бытия, благодаря чему вещь такова, какова она есть;

- материя и субстрат — это то, из чего все возникает;

- движущая причина, означающая принцип движения;

- достижение поставленной цели и блага как закономерный результат деятельности.

Идеи Аристотеля о познании существенным образом переплетаются с его логическим учением и диалектикой и дополняются ими. В области познания Аристотель не только признавал значение диалога, спора, дискуссии в достижении истины, но и выдвинул новые принципы и идеи о познании и, в частности, учение о знании правдоподобном и вероятностном или диалектическом, ведущем к знанию достоверному, или аподиктическому. Согласно Аристотелю, диалектике доступно вероятностное и правдоподобное знание, а истинное знание, построенное на необходимо истинных положениях, присуще только аподиктическому знанию. Разумеется, “аподиктическое” и “диалектическое” не противопоставляются друг другу, они связаны между собой.

Диалектические знания, опирающиеся на чувственное восприятие, исходящее из опыта и движущееся в области несовместимых противоположностей, дает только вероятностное знание, то есть более или менее правдоподобное мнение о предмете исследования. Чтобы придать этому знанию большую степень достоверности, следует сопоставлять различные мнения, суждения, существующие или выдвигаемые по выявлении сущности познаваемого явления. Однако, несмотря на все эти приемы, получить таким путем достоверное знание невозможно. Истинное знание, согласно Аристотелю, достигается не с помощью чувственного восприятия или путем опыта, а благодаря деятельности ума, который обладает необходимыми способностями для достижения истины. Эти качества ума присущи человеку не от рождения. Они существуют у него потенциально. Чтобы эти способности проявились, необходимо целенаправленно собрать факты, сконцентрировать ум на исследование сущности этих фактов и лишь тогда станет возможным истинное знание. Так как из способностей мыслить, обладая которыми, мы познаем истину, — считает Аристотель — одними всегда постигается истина, а другие ведут также к ошибкам (например, мнение и рассуждение), истину же всегда дают наука и ум, то и никакой другой род (познания), кроме ума, не является более точным, чем наука.

К теории познания Аристотеля вплотную примыкает его логика. Хотя логика у Аристотеля по содержанию имеет формальный характер, она является многопрофильной, так как включает в себя учение о бытии и учение об истине и познании. Поиск истины осуществляется через силлогизмы (умозаключения) с использованием индукции и дедукции. Существенным элементом поисков истины выступают десять категорий Аристотеля (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание), которые он рассматривает как тесно взаимосвязанные друг с другом, подвижные и текучие. Вот один из примеров, показывающих, как с помощью логического анализа можно познать истину. Из двух силлогизмов: “все люди смертны” и “Сократ есть человек”, можно сделать вывод, что “Сократ смертен”.

В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.006 с.)