Рейтинг некоторых регионов РФ по уровню развития гчп на начало 2013 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рейтинг некоторых регионов РФ по уровню развития гчп на начало 2013 года



Название субъекта РФ Значение Рейтинга Название субъекта РФ Значение Рейтинга
  СПб 7,8   Кировская обл. 5,3
  Татарстан 6,6   Ульяновская обл. 5,3
  Воронежская обл. 6,5   Ленинградская обл. 5,0
  Ярославская обл. 6,3   Карелия 4,9
  Тульская обл. 6,1   Липецкая обл. 4,9
  Белгородская обл. 5,9   Московская обл. 4,9
  Нижегородская обл. 5,7   Рязанская обл. 4,7
  Вологодская обл. 5,6   Омская обл. 4,7
  Калужская обл. 5,6   ХМАО 4,7
  Новосибирская обл. 5,5   Самарская обл. 4,6
  Ростовская обл. 5,5
  Свердловская обл. 5,5   Карачаево-Черкессия 0,0
  Москва 5,5   Приморский 0,0
  Красноярский край 5,4   Сахалинская 0,0
  Краснодарский край 5,4   Чукотский АО 0,0

 

Учитывая активные действия правительства Москвы по продвижению проектов ГЧП, можно предположить, что уже в следующем году столица достигнет первой пятерки в указанном рейтинге. Отсутствие московского закона о ГЧП вскоре может быть компенсировано принятием и применением федерального. К тому же в настоящее время возможна реализация любых форм ГЧП-проектов, и не обязательно иметь для этого собственный закон. Практика показывает, что если соглашение выгодно государству, претензий со стороны проверяющих органов быть не должно.

Внутри МКАД ГЧП возможно при реорганизации промзон. При дефиците новых площадок для строительства, территории старых промышленных предприятий, занимающих до 30% территории столицы, представляют большую ценность для девелоперов. Поэтому Москва будет вправе требовать от потенциальных инвесторов проекты, выгодные не только бизнесу, но и городу в целом.

С начала нового тысячелетия ГЧП британского образца стали внедряться в странах развивающейся экономики — Индии, Малайзии, некоторых странах Восточной Европы, где проблема создания инфраструктуры стоит особенно остро. Какова доля России в мировом рынке проектов ГЧП? Что можно сказать о динамике роста проектов ГЧП в стране и насколько уместен в российских условиях британский опыт?

Как и большинство стран с развивающейся экономикой, Российская Федерация активно использует поддержку для ГЧП международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития. Эти организации предоставляют полный цикл услуг по сопровождению ГЧП — экспертизу, гарантии и кредиты, риск-менеджмент. Но международные инвестиции в проекты национального значения сопряжены со многими трудностями, что в конечном итоге повышает их цену. Могут ли российские проекты рассчитывать на привлечение частного иностранного капитала?

Важным условием для успешного функционирования ГЧП является политическая стабильность: инфраструктурные проекты, как правило, достаточно затратные. Они приносят прибыль лишь со временем. В странах с развивающейся экономикой, где проекты осуществляются с большим участием иностранного капитала, инвесторы подвергаются помимо прочих рисков еще и валютному риску: курс национальной валюты может сильно измениться, а доходы от инфраструктурного объекта всегда бывают выражены в национальной валюте. Учитывая последнее, шансы на участие крупных международных игроков в российских проектах стоит оценить как умеренно оптимистичные, а значит, расчитывать придется в основном на собственные силы.

Для успешного функционирования ГЧП также необходимо макроэкономическое равновесие: в странах со стабильной экономикой, низким уровнем инфляции легче находятся инвесторы для проектов ГЧП. Неразвитость государственных институтов создает дополнительную неопределенность для иностранных инвесторов при подсчете рисков. Успешное и стабильное функционирование государственных институтов может гарантировать инвестору большую степень защищенности заключаемой сделки.

Принято считать, что если странам с бюджетным дефицитом и большим внутренним и внешним долгом проекты ГЧП жизненно необходимы, то страны, имеющие внешние доходы (сырьевые) и небольшое долговое бремя, могут обойтись и без ГЧП. Именно в развитой стабильной экономике инвестиции в инфраструктуру являются надежным капиталовложением, ведь на уровень потребления воды или использования транспорта не влияют ни рост инфляции, ни кризисы на фондовых или отраслевых рынках.

Каково место российского ГЧП в сложившейся мировой практике? Если не брать в расчет фактор территории, то объемы проектов российского ГЧП сопоставимы с аналогичными объемами некоторых европейских стран. Но у российских проектов, безусловно, есть своя специфика. Правительственная комиссия может пересмотреть условия соглашений. Так, к примеру, в 2010 году было введено требование о необходимости предоставления инвесторами безотзывных банковских гарантий. Смогло бы государство (например, в той же Великобритании) также легко вносить в готовые соглашения невыгодные для противоположной стороны изменения? Не до конца отработан механизм отбора кандидатов: можно ли считать ОАО «РЖД» тем самым заветным частником, рискующим своим собственным капиталом для развития инфраструктуры, или российское ГЧП — это просто форма перераспределения государственной прибыли?

Характерна для российской ситуации и общая для развития ГЧП проблема отсутствия видимой альтернативы: на настоящий момент Инвестиционный фонд является единственным и, как следствие, наиболее эффективным средством стимулирования частных инвестиций в проекты социальной инфраструктуры.

У проектов ГЧП есть еще одно важное преимущество — публичность, открытость и прозрачность сделок. Вероятно, именно эта особенность повлияла в свое время на принятие решения о внедрении форм ГЧП в Российской Федерации. Минимизация рисков, связанных с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств, — это то самое преимущество, которое получает государство от партнерства с частным бизнесом в формате ГЧП. Насколько эффективным окажется это сотрудничество, покажет время.

В России понятие ГЧП впервые в законодательстве появилось в Законе Санкт-Петербурга от 25.12.2006 №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»[5]. К настоящему времени подобные законы приняты в 69 субъектах РФ[6], однако большая их часть является декларативными документами. Помимо региональных актов, регламентируют сферу ГЧП также Федеральный закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [7] и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В какой-то степени регулирует ГЧП и Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»[8] (предоставление бизнесу льгот на определенной территории – тоже вариант ГЧП в широком смысле). Тем не менее, все эти нормативно-правовые акты покрывают далеко не все возможные формы ГЧП.

Из вышеобозначенных типов ГЧП в Российском законодательстве закреплены лишь три (BOT, BTO, BOO)[3]. Тем не менее, ГЧП в России работает и без проработанной законодательной базы: на начало 2013 года в России было запущено и реализовано порядка 300 таких проектов[9].

Федеральный закон о ГЧП в России обсуждается еще с середины 2000-х годов, но первая его редакция была подготовлена только к июню 2012 года[10]. Вторая версия закона появилась уже через 4 месяца[11]. 13 марта 2013 года Правительство внесло в Госдуму уже третий вариант законопроекта «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации»[12]. В предыдущих редакциях из сферы применения закона были исключены объекты ЖКХ и оборонного значения[13]. Сейчас таких ограничений не будет. Из нововведений также отмечается введение единого конкурса на весь проект ГЧП (вместо раздельных на каждый вид работ), а также, наоборот, отмена конкурса на передачу земельных участков, необходимых для строительства объекта ГЧП. Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует.[14]26 апреля 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», определяющий основы государственно-частного партнерства. Второе чтение запланировано на осеннюю сессию. Однако Россия уже заключила целый ряд международных договоров которыми предусмотрены принципы частно-государственного партнерства, а в соответсвии с положениями пункта 4 статьи 15 Конституции РФ такие положения имеют приоритет над российскими законами.

Развитие ГЧП в России сдерживается не только отсутствием проработанного законодательства. Не меньшее значение имеет отсутствие механизмов долгосрочного финансирования[15]. Российский бизнес (в частности, банки) не готов участвовать в длительных проектах (соглашения о ГЧП заключаются обычно на 10-50 лет). Сейчас большинство крупных проектов ГЧП реализуется в режиме «ручного управления». Так, строительство Западного скоростного диаметра стало возможным только после вмешательства Владимира Путина[16].

В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Дирекция ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития.[17]

В мировой практике специализированные негосударственные организации, занимающиеся методическим сопровождением проектов ГЧП[18] и развитием рынка инфраструктурных инвестиций в целом, появились в начале 2000-ых. Первой можно считать Partnerships UK в Великобритании, затем аналогичные центры возникли в ЮАР, Австралии (штат Виктория) и т.д. Предшествовали появлению центров развития ГЧП государственные структуры, которые осуществляли функции методического сопровождения и разработки первичной нормативной базы в сфере ГЧП. Большинство центров развития ГЧП отвечают за разработку технико-экономического обоснования и составление планов реализации проектов ГЧП, а также занимаются последующим консультационным сопровождением ГЧП-проектов. Некоторые центры, например, Parpublica и Partnerships BC помогают министерствам в разработке бизнес-планов и проведение анализа “цена-качество”. Другие, например, MAPPP, Paptnerships SA и South Africa PPP Unit занимаются исключительно анализом документов и технико-экономических обоснований к проектам ГЧП, написанных государственными организациями.

По аналогии с зарубежными центрами для становления и развития рынка ГЧП в России был учрежден Центр развития государственно-частного партнерства. Центр развития ГЧП издает электронный журнал «Государственно-частное партнерство в России», учредил первый ГЧП-институт, активно участвует в законодательной и иной деятельности по становлению и совершенствованию государственно-частного партнерства в России.

В №1 «ГЧП-журнала» (февраль 2013) был опубликован рейтинг «ГЧП-старт», характеризующий готовность субъектов РФ к строительству объектов публичной инфраструктуры с привлечением частных инвесторов на принципах ГЧП. Под "готовностью субъекта РФ к реализации проектов ГЧП" понимается выполнение ряда условий, обеспечивающих благоприятный климат для реализации инвестиционных проектов на принципах ГЧП[



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.007 с.)