Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткосрочная экономическая политика в РФ: текущие перспективы

Поиск

Цели финансовой политики различаются по срокам и могут быть связаны с циклами финансового планирования. Цели на краткосрочную перспективу оказывают воздействие на параметры сектора государственного (муниципального) управления, поддающиеся изменению в краткосрочный период.
Финансовые цели на краткосрочную перспективу определяются посредством установления значений (изменений) ключевых финансовых параметров сектора государственного (муниципального) управления
Основная составляющая финансовой политики - изменение финансовых параметров сектора государственного (муниципального) управления. Главными параметрами сектора государственного управления служат его размер, структура и эффективность. В зависимости от условий к краткосрочным финансовым параметрам также могут относиться уровень долговой нагрузки, состояние основных фондов и другие параметры.
Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика включает следующие направления:
1) налоговую политику;
2) бюджетную политику;
3) денежно-кредитную политику;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционную политику;
6) социальную политику.
Для реализации финансовой политики необходимо:
• снижение социальной напряженности;
• оздоровление государственных финансов;
• восстановление нормального функционирования банковской сферы;
• сбалансированность товарных и денежных потоков;
• разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

• комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
• введение единого реестра налогоплательщиков;
• ужесточение налогового администрирования;
• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:
• приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;
• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;
• вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;
• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;
• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;
• совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
• усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом.
Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:
• выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
• упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
• регулирование вынужденной миграции.
Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:
• повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
• создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
• развитие ипотечного кредитования;
• привлечение прямых иностранных инвестиций.
Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики

Инвестиционный потенциал НЭ

Инвестиционный потенциал национальной экономики характеризуется рядом показателей, количественных и качественных. Оценка с количественной стороны показывает возможные поступления инвестиций в экономику страны из основных источников инвестирования. Такая характеристика должна отражать объемы инвестиций в основные фонды производственного и непроизводственного назначения, объемы прямых и портфельных инвестиций (применительно к вливанию иностранного капитала в национальную экономику), объемы поступления финансовых средств и объемы ввода в действие основных производственных фондов и т. д. Эта характеристика также отражает объемы предоставляемых кредитов на безвозвратной и возвратной основе.

За прошедшие годы в России значительно сократился объем инвестиций в экономику. Абсолютный уровень инвестиций с 1991 г. снизился на 3/4, причем объем инвестиций производственного назначения сократился на 4/5 и в 1999 г. составил 22% от уровня 1991 г.

Основной объем инвестиций производят предприятия (83%), в том числе 20% — за счет привлеченных средств. Более половины этих вложений приходится на федеральные естественные монополии. Это означает, что обрабатывающая промышленность испытывает острейший недостаток инвестиций при отсутствии внутренних источников накоплений.

Инвестиционный кризис признается основным фактором резкого снижения производственного потенциала России. За годы реформ доля валового накопления, в том числе накопления основного капитала в структуре ВВП страны, заметно снизилась — в этом отношении Россия стала уступать многим своим конкурентам.

Снижение возможностей для роста капиталовложений привело к изменению производственной и технологической структуры инвестиций в основной капитал.

Удельный вес активной части основного капитала, главной составляющей которой являются машины и оборудование, снизился с 1990 по 1997 г. почти на треть. В результате если в 1990 г. разрыв между долей активной части инвестиций в основной капитал и пассивной его частью составлял 1,6 раза в пользу последней, то к 1998 г. он увеличился до 2,7 раз. Необходимость радикального обновления производственного аппарата страны и коренных изменений его структуры выдвинулась в число ключевых проблем перспективного периода. На высокую степень изношенности производственного аппарата указывают существенные изменения возрастной структуры основного капитала.

Средний возраст производственного оборудования в промышленности России за период 1990 по 1998 г. увеличился более чем на 50% и достиг почти 17 лет; среднегодовой прирост этого показателя составил 5,6% (для сравнения с 1985 по 1990 г. среднегодовой прирост составил 1,4%).

Быстрое старение парка оборудования в промышленности в России ведет к увеличению доли оборудования, находящегося в критическом возрасте. Значительное количество машин и оборудования функционирует за пределами экономически оправданного времени. Средние фактические сроки службы как основного капитала в целом, так и его активной части еще в дореформенные годы значительно превышали нормативные периоды эксплуатации.

Роль инвестиционного потенциала России особенно значительна в процессе преодоления отставания технического уровня отраслей, ориентированных на внутренний рынок, коренной реконструкции морально и физически устаревших производственных модностей, модернизации на качественно новой технической основе действующих производственных мощностей, реструктуризации научно-технического комплекса страны в плане создания новых промышленных образцов и развития опытных производств и т.п., использовании сравнительных конкурентных преимуществ российской промышленности и последовательном преодолении ее слабостей.

Важное значение имеет социальный аспект развития инвестиционного потенциала.

Это, прежде всего: содействие в обеспечении занятости и доходов населения, развитие и увеличение количества объектов социальной инфраструктуры, поддержка отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение (медицинская промышленность, здравоохранение, производство средств защиты и профилактики населения и т. п.), реформирование социального сектора экономики, проведение прогрессивной технической политики в области капитального строительства и реконструкции жилья и т. д.

С одной стороны, инвестиционный потенциал — это вложение свободного капитала в хозяйствующие объекты, а также в ценные бумаги с целью получения дохода или установления влияния, контроля над инвестируемым объектом, с другой — это содействие и реальное участие в социально-экономической деятельности объектов и сфер национальной экономики. Следовательно, первоочередное назначение инвестиционного потенциала — участие в материальном производстве как основе функционирования национальной экономики.

Главное же назначение инвестиционного потенциала созвучно основной общенациональной задаче и предполагает переход к стабильному динамичному экономическому росту.

Иными словами, инвестиционный потенциал как неотъемлемая часть экономического потенциала страны служит предпосылкой и базой решения социально-экономических задач, стоящих перед национальной экономикой РФ.

Необходимо четко обозначить те условия развития российской экономики, без которых невозможна активизация инвестиционно-инновационной политики.

1. Первое и основное условие — выработка нового стратегического курса инвестиционно-инновационной политики, соответствующего реалиям современного этапа формирования российской социально ориентированной экономики, обеспечивающей возобновление экономического роста. Речь идет, прежде всего, о переходе от инвестиционной политики выживания к активной инвестиционной политике, обеспечивающей экономический рост.

2. Принципиально важно не просто активизировать инвестиционный процесс, а реально совмещать его с инновациями. Новые вложения должны не просто накладываться на старую структуру экономики, а обеспечивать ее структурную перестройку, стимулировать внедрение новой техники и технологий.

3. Инвестиционная активность должна всемерно поощряться экономической политикой государства, особенно путем создания благоприятного инвестиционного климата, репатриации «утекающих» за рубеж российских капиталов и привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

4. Инвестиционный потенциал все в большей степени приобретает региональный характер, в связи с чем в регионах необходим учет и использование всех источников финансирования инвестиций. Их поддержка и стимулирование должны явиться важнейшим элементом новой региональной инвестиционной стратегии.

5. В качестве «локомотива» инвестиционного «бума» должны выступить отрасли ТЭК и металлургического комплекса. Доходы, получаемые этими отраслями, должны быть направлены на модернизацию и реконструкцию их предприятий, с активным включением в этот процесс отечественного машиностроения.

6. Необходимо обеспечить минимизацию рисков при вложении капиталов в инвестиционную и инновационную деятельность путем ранжирования факторов риска и выработки механизмов, обеспечивающих их снижение. В данном случае речь идет о рисках: технологических, финансовых, экономических, социальных, криминогенных, политических, правовых (нормативной базе и формах государственной защиты капитала).

Сегодня уровень развития социальной инфраструктуры резко дифференцирован по регионам. Это накладывает свои особенности на проведение инвестиционной политики, что далеко не всегда принимается во внимание в соответствующих законодательных документах. Если для перераспределения текущих расходов действуют механизмы бюджетного федерализма, то для инвестиционных субвенций они отсутствуют. В результате в распределении инвестиций между регионами все еще царит произвол и субъективизм.

В связи с этим требуется первоочередное решение таких проблем, как:

— создание правовой базы, регулирующей разделение функций, прав, меры контроля и ответственности за проведение инвестиционной политики между центром и регионами. Предоставление богатым регионам большей свободы в поисках ресурсов для социальных инвестиций;

— отработка критериев определения регионов, действительно нуждающихся в федеральной поддержке, с учетом сложившихся разрывов в стартовых условиях социального развития, не зависящих от самих регионов;

— объективная оценка потребностей регионов в межбюджетных потоках для финансирования капитальных затрат; инвентаризация ресурсов, поступающих в регионы по всем каналам, включая отраслевые программы.

Для этого необходим ряд условий.

1. Наличие целостной Концепции инвестиционной политики России, предполагающей, исходя из ближайших и стратегических интересов страны:

— сочетание инвестиций с инновациями;

— определение наиболее эффективных направлений использования ограниченных ресурсов и их быструю окупаемость;

— контроль за расходованием и возвратностью государственных средств, сроками их окупаемости.

2. Государственное содействие активизации инвестиционных процессов посредством правового, налогового механизмов, амортизационной политики, привлечения частного и иностранного капиталов и других факторов.

3. Интенсификация рыночных механизмов и их инфраструктуры (банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний и других учреждений рыночной инфраструктуры).

4. Хозяйственная и финансовая самостоятельность регионов в рамках федеративного устройства РФ.

В рыночной экономике, хотя и действует механизм саморегулирования инвестиционно-инновационных процессов, когда инвестирование является следствием принятия инновационных решений, однако этот механизм требует государственной поддержки и развития. В условиях конкуренции достижения НТП пользуются наибольшим спросом, а капиталовложения лишь обслуживают процесс их внедрения в производство.

Инвестиционно-инновационные процессы в индустриально развитых странах косвенно поддерживает государство с помощью жесткой амортизационной политики, таможенных тарифов, налогов, воздействия на норму банковского процента, бюджетного финансирования государственных программ и т. п. В то же время государство осуществляет и прямую поддержку науки, которая рассматривается как стратегический источник инноваций.

Так, в США из федерального бюджета финансируется от 65 до 70% затрат на фундаментальную науку.

В трансформируемой российской экономике саморегуляторы практически отсутствуют, рыночная экономика еще формируется, и не вступила в фазу подъема, а управление наукой разрушено и не заменено другими, более эффективными формами руководства, учитывающим рыночные реалии. Вследствие этого снизился спрос на научную продукцию, сократился объем финансирования; начались процессы физического старения производственного аппарата, его дальнейшего технического отставания.

Для исправления сложившегося положения необходима активная государственная политика, предотвращающая разрушение ядра научно-технического потенциала, так как утрата инновационного потенциала в силу разрушения естественного механизма воспроизводства отечественной науки может привести к длительному (15-25 лет) «провалу» в его функционировании, что может лишить страну источников будущего развития.

Анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время необходимо разработать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны.

Основным инструментом научно-технической и инвестиционной политики должны стать федеральные целевые программы (научно-технические, инновационные, производственные, социально-экономические, оборонные и др.).

При этом необходимо подчеркнуть, что для успешного использования программно- целевых методов реализации инновационно-структурной политики чрезвычайно важно:

— обосновать и законодательно закрепить иерархию социально-экономических целей государства и субъектов Российской Федерации, которая должна отражать современные представления об общественном прогрессе.

При этом для консолидации общества необходимо обеспечить максимальную согласованность и оптимальное соотношение глобальных и локальных целей, общегосударственных интересов с целями развития страны и ее регионов;

— повышать экономическую и социальную эффективности расходования средств федерального и региональных бюджетов, контролировать их использование федеральными, отраслевыми и региональными структурами; перейти от чисто государственного к смешанному финансированию федеральных программ с использованием отечественного и зарубежного капитала при условии выработки системы государственных гарантий;

— преодолеть разрыв между научно-технической и инвестиционной политикой, который неизбежен, когда приоритеты этих двух направлений государственной деятельности традиционно устанавливаются разными ведомствами и не стыкуются между собой, что является одной из причин, сдерживающих распространение НИОКР в производстве и социальной сфере. Для преодоления этого разрыва необходимо перейти от инвестиционных и научно-технических программ к комплексным инвестиционно-инновационным программам и федерально-региональным программам с ярко выраженной социальной ориентацией;

— закреплять преемственность приоритетов финансирования одобренных программ, не допуская их замораживания, омертвления средств и растягивания сроков финансирования на каждой новой стадии обсуждения ежегодного бюджета и корректировки его расходов на стадии исполнения;

— разработать единую методологическую базу экспертизы программ, показателей и форм, увязав ее с требованиями инжиниринговой экономики и обеспечив совместимость с методами, используемыми в зарубежной практике для оценки эффективности инвестиций;

— обеспечить государственную поддержку рыночного механизма конкуренции.

Программы должны включить объективную оценку возможностей достижения конкурентоспособности разработок и продукции, сроков их самоокупаемости и возвращения инвесторам затраченных средств для финансирования других программ.

Инвестиционная деятельность требует современных методов регулирования и поддержки. Это связано с длительностью инвестиционного цикла, повышенным риском инновационно-инвестиционного бизнеса, особенно в трансформируемой экономике.

Последовательное проведение системы мер по регулированию инвестиционной деятельности во многом зависит от поддержки стратегически важных проектов и программ. Результативность системы определяется:

— комплексным использованием всех макроэкономических рычагов и экономических стимулов, формирующих благоприятный инвестиционный климат и побуждающих предпринимателей к эффективному инвестированию;

— сбалансированным применением внутренних и внешних факторов развития и защиты отечественного инвестиционного рынка и привлечения иностранного капитала на выгодных для отечественной экономики условиях;

— всемерной поддержкой малого, среднего и венчурного бизнеса, формирующего слой эффективных собственников;

— стабильностью, предсказуемостью применяемых «правил игры», нормативов и стимулов, недопущением их ухудшения по уже заключенным инвестиционным контрактам;

— согласованностью мер регулирования, стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Исходной формой государственного регулирования является выработка стратегических ориентиров для инвестирования частного, государственного, иностранного и смешанного капитала. В силу продолжительности инвестиционного цикла и срока окупаемости вложенного капитала необходимо предвидение будущих тенденций в структуре экономики и конъюнктуре рынка.

Формирование современной системы регулирования инвестиционного процесса связано с восстановлением управляемости экономики на основе гибкой, адекватной системы государственного регулирования, внедрения индикативных методов регулирования, проведением селективной структурной политики на основе использования программных и других эффективных методов управления.

Центральное место в этой работе должно быть отведено системе государственного индикативного регулирования, которая постепенно формируется, опираясь на достижения экономической теории, практики и опыта народнохозяйственного планирования. К основным структурным звеньям этой системы относятся: прогнозы развития экономики; индикативное планирование; стратегическое управление; программно-целевое управление; система корпоративного управления.

Система государственного индикативного регулирования рыночной экономики предполагает: определение целей и параметров социально-экономического развития; адаптацию субъектов хозяйствования к элементам хозяйственного механизма и изменяющейся конъюнктуре в производстве и распределении; выбор и установление приоритетов экономики с учетом долговременных тенденций научно-технического развития и требований рынка.

Индикативное регулирование предполагает не только пассивную фиксацию экономических параметров, но и активное управление ключевыми направлениями трансформации макроэкономических процессов. Создание системы государственного индикативного регулирования равнозначно социально-экономической, производственно-конъюнктурной адаптации всех субъектов хозяйственной деятельности к новым условиям функционирования. Комплекс используемых индикативных регуляторов должен содержать группы макроэкономических функциональных и ресурсных показателей.

К основным показателям такого рода относятся:

— параметры динамики, структуры и эффективности экономики в целом и важнейших ее сфер;

— финансовые и кредитно-денежные параметры, включая динамику цен, состояние фондового рынка и др.;

— социально-экономические параметры: занятость, уровень жизни, социальная защита населения и др.;

— параметры национальной безопасности страны;

— внешнеэкономические характеристики.

Система индикативного планирования инновационно-инвестиционной деятельности должна носить сквозной и многоуровневый характер:

— охватывать все взаимоувязанные звенья технологической цепочки, необходимой для реализации инвестиционных проектов и программ;

— пронизывать все виды прогнозов и программ — федеральный, отраслевой (межотраслевой), региональный (межрегиональный), муниципальный, межгосударственный, международный;

— обеспечивать согласованность, пропорциональность во времени, объеме и структуре инвестиционной деятельности, опираясь на систему индикаторов, нормативов (ориентиров) и экономико-математических моделей.

Основная задача индикативного планирования — приостановление процесса дерегулирования производства.

Следует более активно и дифференцировано осуществлять государственную поддержку стратегических инвестиций, как в форме прямого бюджетного инвестирования отдельных объектов, так и льготного кредитования на смешанной основе.

Важность финансово-кредитного регулирования инвестиционного процесса обусловливает необходимость отработки и систематизации схем такого финансово-кредитного регулирования.

Прямое финансирование инвестиционных объектов за счет федерального, регионального и муниципального бюджетов осуществляется по проектам оборонного, социального, научно-фундаментального характера и в исключительных случаях — по рисковым проектам, направленным на освоение базисных инноваций, определяющих конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках. Для этого необходимы тщательное технико-экономическое обоснование проектов, разработка бизнес-планов и размещение бюджетных инвестиций на конкурсных началах.

Другая форма — льготное смешанное кредитование приоритетных проектов — конверсионных, аграрных, для привлечения частных инвестиций, венчурного капитала, развития малого и среднего бизнеса. Существующий порядок выдачи льготных кредитов для привлечения частных инвестиций следует изменить, повысив размер выделяемых на эти цели средств, увеличив проектные сроки окупаемости и допуская возможность государственного участия 30-35% от общей стоимости проекта, с учетом его инновационного характера и эффективности.

В финансовом обеспечении инновационных проектов центральное место занимает система внебюджетного финансирования, которая должна рассматриваться не в виде отдельных каналов поступления финансовых средств, а в виде комплексной системы привлечения ресурсов, гарантий, информационной базы, стимулов и др., направленных на активизацию финансовых поступлений из различных источников. Важнейшим инструментом реализации стратегических приоритетов являются налоговые и таможенные льготы. Безусловно, эти льготы должны быть увязаны с инновационно-инвестиционной деятельностью. Важнейшие из льгот:

— освобождение от НДС и таможенных пошлин поставок инвестиционного оборудования, а также поставок оборудования по проектам малого, среднего и венчурного бизнеса;

— налоговые каникулы или налоговый кредит на первые два-три года освоения проектной мощности и выпуска новой продукции, особенно принципиально новой, основанной на изобретениях;

— уменьшение налогов на прибыль и сокращение нормативов обязательного резерва денежных средств в Центробанке для коммерческих банков в части их инвестиционных кредитов;

— освобождение предприятий от налога на прибыль в части, направленной на инновации, реинвестиции;

— налоговые льготы при использовании лизинга, чтобы удешевить поступающее по нему оборудование.

Следует подчеркнуть, что рост внутренних инвестиций должен служить индикатором инвестиционной стабильности, привлекающим иностранных инвесторов. Для частных инвесторов очень важна информационная достаточность рынка капитальных вложений.

Важным фактором усиления инвестиционной активности является улучшение методов оценки эффективности проектов при их экспертизе, отборе, конкурсах и выделении капитальных вложений. Для этого представляются необходимыми следующие меры.

Программы развития производства и отдельные инвестиционные проекты следует оценивать по показателям общеэкономической, бюджетной и коммерческой эффективности. Это важно делать на всех стадиях, особенно на уровне разработки программ и инвестиционных проектов. Необходимо пересмотреть Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов, в соответствии с которыми бизнес-план инвестиционных проектов оценивается Министерством экономики РФ только с точки зрения коммерческой эффективности и на период ближайших двух-трех лет.

Целью размещения инвестиционных ресурсов является рост эффективности инвестиций. Поэтому по каждому проекту необходимо обеспечить анализ и расчеты показателей эффективности объемов проектирования и бюджетной эффективности, отражающей чистые доходы федерального и региональных бюджетов (с учетом налоговых поступлений в бюджет).

Эффективность инвестиционных программ и проектов следует характеризовать не только сроком окупаемости и внутренней нормой рентабельности, но и суммой эффекта за расчетный период.

Разрешить применение налоговых льгот в случае достаточно высокой общеэкономической эффективности проектов (до уплаты налогов) и низкой коммерческой эффективности (после уплаты налогов). Стремление к полному и жесткому запрету налоговых льгот нередко приводит к отказу от финансирования и реализации эффективных проектов.

Расчетный период для оценки эффективности инвестиционных проектов должен охватывать период до 10 лет.

Желательно отказаться от необоснованно завышенного требования об окупаемости инвестиций в срок не более 2-х лет, так как это приводит к искусственному завышению цен продукции (работ и услуг). С этой целью целесообразно изменить подход к необходимому уровню рентабельности новых проектов, поддержанию проектов с достаточно высокой по мировым стандартам рентабельностью 25-40%.

Острая проблема современной научно-технической политики — сохранение и развитие научно-технического потенциала регионов, использование которого в условиях возрастающей роли региональных органов самоуправления позволит осуществлять региональные программы структурной перестройки экономики, будет способствовать образованию региональных «точек» роста.

В сегодняшних условиях региональная инвестиционная политика должна нацеливаться на поддержку ведущих предприятий регионов, структурную перестройку экономики последних и максимальное использование их природного, кадрового и производственного потенциала.

В настоящее время важно реализовывать новые подходы к организации инвестиционного процесса. В какой-то мере ряд таких подходов уже используется на практике в последние годы. К ним в первую очередь относятся повышение роли амортизационных отчислений как мощного источника финансирования капиталовложений и размещение централизованных (из федерального бюджета) инвестиционных ресурсов на конкурсных началах (при этом вводится обязательная сертификация проектов, которая призвана удостоверить их качество и поднять к ним доверие иностранных инвесторов).

Приоритетное направление — содействовать созданию негосударственных научно-технических фирм, субъектами которых могут быть отдельные ученые и предприниматели, промышленные и коммерческие предприятия, ищущие эффективные сферы вложения капитала.


Финансовые источники инвестиционного потенциала экономики России


За последние годы в экономике России объем инвестиций в основной капитал сократился в 5 раз. Причинами тому послужили недостаточно благоприятные условия для притока капиталов, определенные проблемы в законодательной, экономической, финансовой и международной сферах, изменения в политической и социально-экономической обстановке в стране и т. д.

Практически все отрасли экономики сталкиваются сейчас с нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания имеющегося производственного потенциала в рабочем состоянии.

Специфика ситуации заключается в том, что инвестиционный голод обусловлен не отсутствием ресурсов капитала, которые могут быть использованы для инвестиционных целей. В стране такие ресурсы есть. В достаточно крупных масштабах они сосредоточены в банковской сфере. Серьезным потенциальным источником инвестиционного капитала является «теневая» экономика, масштабы которой по последним оценкам достигают 40% ВНП страны. Более 100 млрд. долл. находится на руках у населения. Вдвое, если не больше, вывезено за рубеж в порядке «бегства капитала» и осело за границей. Вместе с тем в Сберегательном банке РФ и коммерческих банках российские вкладчики хранят суммы, сопоставимые по размерам с названной долларовой наличностью.

У России есть и мощные источники доходов, которые могут быть направлены на инвестиции. Во-первых, это огромные запасы топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель и других природных богатств. Во-вторых, это активизация рынка недвижимости и, в частности, введение в рыночный оборот земельных участков. В-третьих, это использование определенной части, не задействованной в хозяйственном обороте государственной собственности (замороженные объекты, неэксплуатируемые месторождения полезных ископаемых, неиспользуемые земельные и лесные угодья и т. п.). В-четвертых, это средства от переоценки фондов с максимальным приближением к их реальной рыночной стоимости и пересмотра амортизационных отчислений. В-пятых, это доходы от внешнеэкономической деятельности. В-шестых, это дальнейшее становление и развитие российского рынка ценных бумаг и т. д.

Основным источником финансирования являются средства предприятий, прежде всего амортизационные фонды, обитая, величина которых оценивается ныне в 370-400 млрд. руб. Из них на инвестиции используется примерно 35-40%. Еще 100-120 млрд. руб. могут быть инвестированы из прибыли. Предприятия, таким образом, располагают инвестиционным потенциалом в 480-500 млрд. руб. Инвестиционный потенциал населения составляет свыше 100 млрд. руб., сегодня он используется на 15-20%. Всего внутренние источники обладают инвестиционным потенциалом примерно в 670-690 млрд. руб., который используется на 50%.

Ощутимое воздействие на развитие национальной экономики могут оказать и иностранные инвестиции.

Общий объем капитальных вложений в стране складывается из средств централизованных капитальных вложений, направляемых на эти цели прибыли и амортизации предприятий, эмиссии корпоративным сектором экономики акций и облигаций и кредитов.

Современная структура источников инвестиционных вложений характеризуется снижением доли бюджетных средств (до 13,1% общего объема капитальных вложений) и увеличением доли собственных средств предприятий, частных инвестиций и заемных средств.

Основным источником финансирования инвестиций на развитие и модернизацию производства служат средства предприятий. Поэтому одна из сложнейших проблем российской экономики в 90-х гг. — рекапитализация отечественных предприятий, восстановление их инвестиционно-инновационного потенциала. Еще перед началом рыночных реформ 90-х гг. финансовое положение предприятий ряда отраслей нашей экономики было неблагополучным.

Многие из них были малорентабельными и убыточными (в начале 80-х гг. доля убыточных предприятий составляла 20-25%), испытывали недостаток в собственных оборотных средствах, что затрудняло процессы накопления в экономике страны. Но тогда эти трудности сглаживались благодаря более отлаженному хозяйственному и финансово-кредитному механизму, мощной системе государственных спецбанков, которые в широких масштабах кредитовали и финансировали инвестиции предприятий, предоставляли им ссуды на эксплуатационные затраты, пополнение и прирост оборотных средств.

Спад производства, кризис неплатежей, рост издержек производства, с одной стороны, обусловили резкое снижение массы прибыли, с другой стороны, высокое налоговое бремя не позволяет предприятиям рассматрива<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.016 с.)