Фразеологические обороты о теле человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фразеологические обороты о теле человека



Самой выдающейся частью тела является голова. Именно с ней связано большинство фразеологических оборотов. Волосы встают дыбом и голова идет кругом от избытка и разнообразия этих выражений. Если попытаться совместить некоторые из них, то можно составить некий идеал человека. Он должен быть с царем в голове, ни при каких обстоятельствах не вешать нос, не болтать попусту языком, держать ушки на макушке. У такого идеала толпы поклонников и поклонниц будут виснуть на шее, строить глазки и хлопать ими же.

Язык – вещь гибкая, и какие только выражения не взбредают нам в голову. Что мы только с несчастной головой не делаем – и на отсечение ее даем, и кружится она у нас, и варит, и висит над ней что-то, все, чему не лень. В голову можно вбить все, что угодно, можно свалить с больной головы на здоровую. Каша в голове от такого количества вариантов!

Чтобы не ударить в грязь лицом, стоит упомянуть и о других частях этой самой головы. Мы говорили о голове в целом, а теперь рассмотрим частности: органы зрения, речи, слуха и «нюха». Им тоже не сладко.

Разуйте глаза, не хлопайте ими, не таращьте глаза, не сверкайте ими, смотрите во все глаза, да так, чтобы искры из глаз посыпались!

Можно впиться глазами в органы «нюха». Не стоит воротить носом, а лучше держите нос по ветру, тогда сможете утереть нос своим конкурентам! Именно на носу у нас висит много проблем, именно дальше него мы ничего не видим, его можно даже повесить. Но кто-то и здесь бровью не поведет. Тогда тащим за уши дальше. Господь нас наградил ушами для того, чтобы мы их держали на макушке и смешили ими дураков. Верьте своим ушам, иначе не видать вам успеха, как своих ушей.

Особо непослушных мы возьмем за горло и потащим в дебри фразеологизмов. И не стоит нам становиться поперек …шеи, а то мы ведь можем взять вас горлом и стать вам на ваше, опять же, горло. Многие уже сыты по горло, а у кого-то маковой росинки во рту не было; кто-то капли в рот не берет, а кто-то заливает себе все глаза. Можно набрать в рот воды и сидеть, но тогда жизнь пройдет мимо. Но лучше вовремя сдержать язык за зубами, а когда можно, то чесать им, сколько не жалко.

До седых волос можно говорить о голове, но мы пойдем дальше глядеть сквозь пальцы на наши руки. Плечом к плечу, лицом к лицу жить будет не скучно, да и вынести плечи могут все, если свалится беда вам на голову или на плечи, то вы ее с плеч долой! И порядок. По пальцам можно пересчитать многое, но не фразеологические обороты о руках. В руках может и гореть, руки можно опустить, протянуть, наложить, замарать; существуют разные весовые категории рук – легкие и, что характерно, тяжелые. Положа руку на сердце, скажу честно, что попадаться человеку лучше всего под веселую и легкую руку, жар загребать хорошо чужими руками, свои все-таки жалко, родные ведь.

Не обводя вас вокруг пальца, перейдем к ногам. Встанем грудью за ноги и со всех ног кинемся перечислять возможности опорно-двигательного аппарата – можно в ноги кланяться, валиться с ног, шагать в ногу. Не попадайтесь на глаза тем, кто встал сегодня с левой ноги. Есть еще люди, которые не с той ноги родились. Но их единицы. Не рекомендуется зимой ходить на босу ногу, иначе можно остаться без ног. Желаю вам жить на барскую ногу и не терять почву из-под ног.

Много тут еще вертится под ногами оборотов, но мы со всех ног пойдем дальше. Так что, давай Бог ноги!

Не стоит отбиваться руками и ногами от обилия фразеологических оборотов, так как мы их употребляем очень активно, даем волю всему – от кулаков до языка, можем намять бока или крепко за них взяться.

Итак, теперь можно убедиться в том, что фразеологические обороты о человеческом теле актуальны всегда и применимы во всех сферах нашей жизни.

 

1. Выпишите из текста фразеологизмы с ключевым словом нос. Подберите к ним соответствующие выражения на родном языке.

2. Выпишите из текста фразеологизмы с ключевым словом глаза. Подберите к ним соответствующие выражения на родном языке.

3. Выпишите из текста фразеологизмы с ключевым словом голова. Подберите к ним соответствующие выражения на родном языке.

4. Выпишите из текста фразеологизмы с ключевым словом ноги. Подберите к ним соответствующие выражения на родном языке.

5. Опишите устно ситуации, в которых можно использовать любой из этих фразеологизмов.

 

6. Прочитайте текст. Вы согласны с мнением профессора Г.П.Лыщинского? Из какой области знаний приведены им примеры? Как вы думаете, можно ли считать язык медицины сухим и невыразительным? Обоснуйте свой ответ.

 

Для научного изложения характерна в целом не­личная манера. В начале века научное повествование было близко к простому рассказу о событии. Автор не­редко вел изложение от 1-го лица, рассказывал о своем состоянии, чувствах, например:

Я занимаюсь наблюдением над этими животными мною лет, мой глаз очень изощрился поэтому в способности видеть их там, где огромное большинство не заменит их даже тогда, когда на место нахождения паука обраще­но внимание наблюдателя (Вл. Вагнер).

Для современной научной речи такая манера не ха­рактерна. "Авторское я ", как правило, исключается, его заменяет более скромное и объективное "автор­ское мы", означающее "мы с вами", "я и аудитория".

Длительный звук мы называем музыкальным.

Итак, мы имеем теорему...

Значение личного местоимения мы здесь настоль­ко ослаблено, что оно вполне может быть исключе­но: мы называем — называется, мы имеем теорему — име­ется теорема.

Однако неверно было бы думать, что язык науки сух, невыразителен. Выразительность его заключает­ся не во внешних словесных украшениях — ярких ме­тафорах, броских эпитетах, разнообразных риториче­ских оборотах. Красота и выразительность языка на­учной прозы — в краткости и точности выражения мысли при максимальной информативной насыщен­ности слова, в энергии мысли. "В течение столетий взаимодействуя с мощной стихией русского языка, — пишет профессор Г.П. Лыщинский, — наука сумела вы­работать великолепный собственный язык — точный, как сама наука, и лаконичный, звонкий, выразитель­ный. Я читаю, например: детерминированная система, квазиупругое тело, электромашинный усилитель, — и каж­дое такое словосочетание дает мне, специалисту, уди­вительно многостороннюю и удивительно сжатую ха­рактеристику предмета, явления, устройства. Мне ка­жется, по своей емкости и, если хотите, изяществу язык подлинной науки близок к языку поэтическо­му, и, надо полагать, не случайно современная по­эзия охотно допускает на свои страницы терминоло­гию из научного лексикона".

Итак, научный стиль — своеобразная и влиятель­ная разновидность современного русского литератур­ного языка. Если раньше литературный язык обога­щался главным образом за счет диалектов, то теперь основной источник его пополнения — терминология, специальная лексика. Вслед за новыми предметами и понятиями в наш язык мощным потоком вливаются новые слова: акселерация, алгоритм, антибиотики, ан­титело, гидропоника, голограмма, датчик, запрограмми­ровать, канцерогенный, компьютер, лазер, микрофильми­рование и тысячи других. Как правило, более 50% новых слов, приходящих в язык, — это терминологическая лексика.

Происходит не только количественное, но и ка­чественное изменение литературного языка под воз­действием научной речи. Научные термины органи­чески врастают в литературный язык, о чем свиде­тельствует их переосмысление, метафорическое использование: душевная травма, общественный резо­нанс, моральный вакуум, вирус стяжательства.

Терминология и раньше служила источником и ма­териалом образных средств языка. Но в наше время роль ее в этом отношении неизмеримо выросла. Зна­мение времени — использование терминов в поэзии.

Наша измученная земля

Заработала у вечности,

Чтоб счастье отсчитывалось от бесконечности,

А не от абсолютного нуля. (Б. Слуцкий)

 

8. Прочитайте выразительно стихотворение. Сформулируйте его тему и основную мысль.

 

Поклонись врачу…

Тихо… Молча… Поклонись врачу.

За его работу и в жару,

и в холод.

Не задует ветром яркую свечу.

Будь ты стар, будь юн

иль сердцем молод.

 

Никогда не скажет: «Не хочу!»

Перемелет страх, одолеет голод.

Тихо… Молча… Поклонись врачу.

Будь ты стар, будь юн

иль сердцем молод.

 

От безумной боли плачу и кричу,

Но болезнь и страх не втянут в омут,

Если молча поклонюсь врачу,

Пусть ты стар, пусть юн

иль сердцем молод.

 

О работе вашей я сказать хочу:

Жизнь врача – как крик,

груз забот – как молот.

Тихо… Молча… Поклонись врачу.

Будь ты стар, будь юн

иль сердцем молод.

 

А когда от боли я не закричу,

И в душе моей вдруг растает холод,

Будь я стар, будь юн

иль сердцем молод.

Тихо… Молча… Поклонюсь врачу.

(Алексей Денисиевский).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.02 с.)