Рт. Язык моей специальности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рт. Язык моей специальности.



ГТ. ПЛАН И ЕГО СОСТАВЛЕНИЕ В НАУЧНОЙ СФЕРЕ. ВИДЫ ПЛАНОВ КАК СРЕДСТВО САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ СУБЪЕКТА РЕЧИ.

 

1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Запишите определения ключевых терминов. Для чего нужно составлять план? Составьте сиквейн к слову план, используя полученную информацию.

 

План – определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо (план доклада, выступления). Составление плана помогает коротко вести записи, последовательно излагать мысли, соблюдать смысловую связь, переходы от одной части высказывания к другой.

Алгоритм работы над планом:

1.Первичное чтение текста (книги, статьи).

2.Деление прочитанного текста на смысловые части.

3.Озаглавливание составных частей.

Планы бывают простые и сложные. Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий, которые отражают основную мысль главы, параграфа и части выступления. Сложный план включает пункты и подпункты, дополняющие или раскрывающие смысл основного пункта. К тексту, сложному по смысловой структуре, может быть составлен сложный план. В сложном плане главные части (они обычно обозначаются римскими цифрами) делятся в свою очередь на ряд дополнительных (они обычно обозначаются арабскими цифрами и буквами). При записи сложного плана целесообразно пользоваться следующей схемой.

I. …………………………..

1. ………………………….

а) …………………..

б) …………………..

 

2. ………………………….

а) …………………..

б) …………………..

Выделяют вопросный, назывной и тезисный планы.

Вопросный план – это план, в котором все пункты оформлены с помощью вопросительных предложений. Такой план позволяет акцентировать внимание на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова (какой, каков, почему, как, где и т.д.). Например:

1. Как называется наука о взаимоотношениях врача и больного?

2. Что включает в себя медицинская деонтология?

3. С чем неразрывно связана врачебная работа?

Назывной план – это план, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста. Например:

1. Наука о взаимоотношениях врача и больного.

2. Совокупность этических норм.

3. Связь врачебной работы с исследовательской.

Тезисный план – это план, в котором каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передаёт основную мысль составной части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца. Например:

1. Деонтология – наука взаимоотношений врача и больного.

2. Совокупность этических норм выполнения профессиональных обязанностей медицинскими работниками.

Ценность плана в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора и их последовательностью. Составление плана помогает выработать умение сжато, кратко записывать, последовательно излагать свои мысли, мобилизовать внимание, быстро восстановить в памяти прочитанное. Умение составлять план необходимо при чтении и анализа литературы, при подготовке докладов, сообщений, выступлений по научно-исследовательской работе.

2. Прочитайте данное высказывание. Сформулируйте тему и основную мысль цитаты. Выпишите ключевые слова.

 

Первым учителем в медицине являются тело и материя природы. Они обучают и показывают: по ним можно изучать, у них учиться, у себя самого ты не можешь, так как твоя собственная фантазия есть только совращение истины; не из умозрительных теорий должна проистекать практическая медицина, а из практики должна исходить теория. Чтение книг еще никого не сделало врачом; его создает практика и только она. Ведь одно лишь чтение – это скамеечка, метелка практики. Твоими глазами должны быть глаза опыта. (Парацельс)

3. Прочитайте текст. Подберите свой заголовок к нему. Составьте простой вопросный план. Трансформируйте вопросный план в назывной. Запишите оба плана. Составьте сиквейн к слову аптека.

Первые аптеки

Врачи античности готовили лекарственные средства сами. В средние века возникли первые аптеки. Поначалу ими занимались монахи, которые готовили снадобья из лекарственных растений монастырского сада. Позже появились городские аптеки.

Рецептов тогда еще не существовало. После приема пациентов врач приходил в аптеку и указывал «посохом назначения» на сосуды, стоящие на полке, из которых следовало взять составные части будущего лекарства. Затем аптекарь под наблюдением врача приготавливал его. Современное слово «рецепт» произошло от латинского слова recipe, что означает «возьми» (так врач обращался к аптекарю).

Со временем был принят указ, запрещающий врачам участвовать в изготовлении и продаже лекарств. С этих пор для открытия аптеки и изготовления в ней лекарств требуется особое разрешение. Аптекари, осуществляющие провизорскую деятельность, дают клятву использовать свои знания исключительно на пользу больного.

4. Спишите текст, выделяя абзацы. Составьте к тексту простой назывной план.

 

Вирус (Virus) - мелкая частица, способная копировать саму себя. Но эта способность проявляется лишь внутри живых клеток. Вирусы имеют такие малые размеры, что могут быть различимы лишь с помощью электронного микроскопа. Они могут инфицировать животных, растения и различные микроорганизмы. Основу каждого вируса составляет нуклеиновая кислота (ДНК или РНК), окруженная белковой оболочкой. Некоторые вирусы имеют наружную липидную оболочку. Вирусы могут вызывать различные заболевания: обычную простуду, грипп, корь, свинку, ветрянку, герпес, СПИД, полиомиелит и бешенство. Против некоторых из этих вирусов оказываются эффективными антивирусные средства. Для предупреждения многих вирусных заболеваний используются различные вакцины.

? Внутри каких клеток вирус копирует саму себя? Какие размеры имеют вирусы? С помощью чего их различают? Что составляет основу вируса? Какие заболевания вызывают вирусы? Какие антивирусные средства используются для предупреждения вирусных заболеваний?

 

Бацилла(-ы) – (лат. bacillus палочка) – общее название палочковидных бактерий, способных к спорообразованию

Субстрат – питательная среда для прикрепленных к ней организмов, а также вещество, подвергающееся воздействию фермента

Инкубационный период – в медицине – промежуток времени от момента заражения человека до появления первых клинических признаков заболевания

5. Прочитайте текст. Какую новую информацию вы получили? Разделите текст на смысловые части. Определите ключевые слова каждой части. Составьте к тексту сложный тезисный план и запишите его. Подготовьте пересказ текста, опираясь на составленный план.

 

Бешенство

Человек с окружающим его миром живой природы связан множеством нитей. У него, например, много общих с животными болезней. Одна из них бешенство. Болезнь известна издревле во всех уголках Земли, исключая Австралию и Антарктику. Симптомы ее вошли в поговорку: «Ты что, сбесился?». Животных, заподозренных в болезни, уничтожают немедленно. А ими покусанный человек был всегда обречен. И сегодня, если не принять немедленных мер, зараженный бешенством умирает. Болеют бешенством все теплокровные существа, и заразиться можно даже от ежика.

Очаги «бешенства» дремлют в природе. Но время от времени от тлеющих углей разрастается пожар. Часто это сопряжено с ростом численности какого-либо из животных – носителя бешенства. И в этом можно усмотреть некую естественную узду, ограничивающую чрезмерное размножение животных. Но циклические болезни зайцев, снижая их численность, никого, кроме них, не затрагивают. Что касается бешенства, то вспышка его у лис и волков коснется всех теплокровных, в том числе человека. Происходящее под пологом леса не всегда нам заметно. А если бешеный волк ворвался в деревню – беда у всех на глазах. Нападенья здорового волка на человека случаются редко. При укусах волка или лисицы надо подозревать бешенство и немедленно обращаться к врачу. В 70-е годы это был редкий случай бешенства, а в последнее время сигналы об этой напасти поступают со всех сторон.

Сто лет назад подобные истории кончались гибелью всех покусанных. Никто не знал природу болезни и способов избавления от нее. Французский микробиолог Луи Пастер догадывался, что есть ее возбудитель, такой же, как, скажем, бациллы сибирской язвы. В то время уже нащупали путь леченья заразных болезней. Если сделать прививку ослабленных микроорганизмов, то, легко переболев, человек и животные приобретают к болезни иммунитет. Все нынешние прививки восходят к гениальным прозреньям Пастера.

Но сто с небольшим лет назад, сколько ученый не бился под поиском возбудителя бешенства, под микроскопом ничего не обнаруживалось. Логика борьбы со всеми другими заразными болезнями подсказывала: и тут возбудитель есть, он просто пока что неуловим. Впоследствии его обнаружили. Это был вирус – мельчайшее живое существо, вызывающее разрушение мозга. Со слюной бешеного животного занесенный в рану или даже царапину вирус заражал другой организм.

Стоит прочесть, как Пастер и его сотрудники искали путь борьбы с бешенством. Наиболее часто, как они поняли, зараза гнездится в мозгу. Не видя врага, не зная, что он собой представляет, ученые пытались его ослабить, высушивая мозг заболевших животных и прививая полученный субстрат кроликам и собакам. Стратегия оказалась верной. Несильно переболев, зараженные становились к бешенству невосприимчивы.

Но что делать на практике? Вакцинировать людей поголовно – абсурд: поражение бешенством – явление не такое уж частое. Выходит, лечить надо лишь тех, кто покусан. Но как выработать иммунитет в организме, который заразой уже поражен?

Пастер, до тонкостей постигший теченье болезни, уловил время инкубационного ее периода (от десяти дней до трех месяцев) и стал делать прививки бешенства «вслед» зараженью. Практика этих прививок неизменной остается и поныне. Сначала делается инъекция сильно ослабленного болезнетворного вируса, потом раз за разом ослабленность понижается, и к моменту, когда занесенная укусом инфекция достигнет органа, где должен вспыхнуть пожар, в нем уже вызрел иммунитет – болезнь не развивается. Но при этом важно условие: вакцинация должна начаться без промедления, лучше сразу же после укусов, иначе поражение тканей мозга наступит раньше, чем возникнет устойчивость против болезни.

Победа над бешенством принесла французским микробиологам мировую славу. С именем Пастера тысячи пострадавших людей связывали надежду на жизнь. Его парижская клиника наполнилась посетителями со всего света. 19 марта 1886 года сюда долгим путем прибыли 19 крестьян, покусанных бешеным волком в смоленской деревне. Расспрашивая их, Пастер качал головой: «Время, время упущено …». Все же взялся лечить. И одержал победу – только трое (те, у кого раны были ближе к голове) скончались, остальные вернулись домой здоровыми.

Сегодня, когда известен вирус – возбудитель бешенства, когда медикам помогает совершенная аппаратура, предупреждение бешенства стало делом обыкновенным и не таким сложным, как в годы Пастера. Но угроза болезни по-прежнему существует повсюду. Каждый год в мире курс лечения проходят полмиллиона людей, а несколько сот погибают. Но важнее болезнь не лечить, а предупреждать. Поэтому следует помнить: чрезмерная численность таких животных, как лисы и волки, и растущее число беспризорных собак – «горючий материал» для вспышек бешенства.

(В.Песков).

 

6. Прочитайте текст и объясните его название. Ознакомьтесь с вопросным планом к нему. Выпишите ключевые слова. Восстановите основное информативное содержание текста, опираясь на них и на план. Запишите полученный вариант текста «Мастер на все руки».

Мастер на все руки

Лазер, вероятно, быстрее других замечательных изобретений XX века нашел широкое применение в медицине. Сейчас очень часто можно увидеть на операции хирурга, в руках которого удобный, портативный лазер. Луч лазера значительно чище, тоньше, ювелирнее, чем любой скальпель, сумеет разъединить ткани, удалить небольшую опухоль. Одновременно лазерный луч может оплатить и закупорить ненужный сосуд, который при обычных операциях доставляет хирургам массу хлопот, заливая кровью, как они говорят, операционное поле, поле битвы за здоровье человека.

Лазер позволил осуществить уникальную операцию: не разрезая глаза, прижечь, вернее, приварить сетчатку к глазному дну. Несколько уколов горячей световой иглой сквозь глазное яблоко – и угроза потери зрения для пациента исчезает навсегда.

Много надежд возлагают на лазер и исследователи, занятые разработкой новых средств связи. Подсчитано, что световой сигнал лазера может нести на себе одновременно двести телевизионных передач или тысячу телефонных разговоров. Чтобы такому световому общению людей не мешала перемена погоды, лазерный луч лучше пропускать по волоконному световоду, проложенному под землей. К тому же стекло, в отличие от медных проводов, как известно, совсем не боится сырости и влаги…

Лазер прекрасно решает не только сложные медицинские или физические задачи, но и достаточно простые, почти бытовые – например, служит световой указкой на конференциях и семинарах в больших залах, где экран или плакаты со схемами и чертежами расположены далеко от докладчика.

 

План:

1. Какое изобретение XX века нашло широкое применение в медицине?

2. Какую операцию позволил осуществить лазер?

3. Как используют лазер связисты?

4. Где еще можно использовать лазер?

 

7. Разделитесь на микрогруппы. Каждая микрогруппа должна прочитать текст и самостоятельно составить любой вид плана к прочитанному тексту. Теперь сравните полученные планы и запишите наиболее оптимальный вариант плана.

А может вам лечиться?

Труднее всего человеку распознать и признать, что у него психологическая зависимость. Между тем объектом одержимости может быть что угодно. Дошло до того, что посетителям психологических сайтов в последнее время стали предлагать пройти тест на зависимость от тестов. Впрочем, эту вредную привычку можно отнести к одной из самых распространенных зависимостей – виртуальной. Чтобы узнать, не переросло ли ваше пристрастие в зависимость, попробуйте взглянуть на себя со стороны. Итак, у вас:

Зависимость от еды, если вы привыкли «заедать» проблемы, не в состоянии ограничить себя в пище. Со временем обжоры, как и при других формах зависимости: переживают – едят – толстеют – переживают еще больше из-за полноты и, как следствие, едят еще больше.

Зависимость от диеты – неудержимое стремление к голоданию или потере веса. Подобная форма более характерна для женщин. Вам стоит обратиться к специалисту, если внешность и фигура стали для вас гораздо важнее здоровья, семьи, отношений и прочих сторон жизни.

Игромания. Зависимость от азартных игр сопоставима с химическими зависимостями, поскольку игрок со временем проходит те же стадии социального падения. Так же как наркоманы и алкоголики, игроман ради денег на очередную ставку способен пойти на преступление.

Трудоголизм, если вы живете только работой, не уделяя достаточно времени для восстановления сил и своей личной жизни. Трудоголики, как правило, хорошо зарабатывают, но не удовлетворены даже самыми большими заработками. Зависимость от работы не оставляет времени на удовольствия от траты денег. Поэтому трудоголиков часто раздражают «лишние» расходы других членов семьи.

«Шопоголизм», если вам присуще ради сиюминутного улучшения эмоционального состояния совершать непродуманные, ненужные покупки. На самом деле такое изредка случается с очень многими людьми. Но шопоголиков отличает то, что они, потратив деньги на ненужные покупки, испытывают сильный стресс и вновь отправляются в магазин.

Фанатизм – это тоже зависимость. Потребность иметь объект поклонения может привести к тем же негативным последствиям, что и все остальные виды зависимого поведения. От пагубной привычки преследовать любимых артистов стоит лечиться немедля.

Интернет-зависимость может даже вызывать что-то вроде наркотической «ломки». Зависимый от виртуальной жизни человек теряет интерес к реальной жизни, в том числе и к самому себе – своему здоровью, внешнему виду и взаимоотношениям с близкими.

(Газета «Известия Казахстана»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.133.148 (0.038 с.)