Жанпейс У. А. , озекбаева Н. А. , даркембаева Р. Д. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанпейс У. А. , озекбаева Н. А. , даркембаева Р. Д.



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д. АСФЕНДИЯРОВА

 

 

ЖАНПЕЙС У.А., ОЗЕКБАЕВА Н.А., ДАРКЕМБАЕВА Р.Д.

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Учебное пособие для студентов медицинских вузов

(бакалавриат)

Часть III

 

Алматы, 2014

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Цой А.А. – доктор педагогических наук, доцент КазНПУ имени Абая.

Сулейменова О.Я. – кандидат педагогических наук, доцент КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова.

 

Жанпейс Улбосын Ахметжановна, Озекбаева Назым Асылгазиевна, Даркембаева Роза Джамхановна. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Часть III. – Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2014. - с.

 

Содержание и структура учебного пособия направлены на совершенствование и активизацию устной и письменной речи студентов, развитие речевой деятельности в учебно-профессиональной сфере общения, что в совокупности обеспечит более высокий уровень владения русским языком.

Учебник предназначен для студентов первого курса, обучающихся по специальности «Общая медицина».

 

 

Одобрено и разрешено к печати членами комиссии МС КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова.

Протокол № от 2014 г.


УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

 

РТ – речевая тема

ГТ – грамматическая (языковая) тема

- теоретические сведения для обязательного усвоения

? - вопросы к квантованному тексту

А-Я - словарно-терминологическая работа

– лингвистическая игра

- Это интересно!

- весёлая минутка

- Проверьте себя! (задания в тестовой форме)

СРСП – самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

СРС – самостоятельная работа студентов

АРМ – активный речевой материал

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Условные обозначения…………………………………………………………..

Введение…………………………………………………………………………..

Тема 1. Научная речь.

Компрессия как основной вид переработки научного текста. Виды компрессии текста-первоисточника. Основные правила компрессии текста….

СРСП…………………………………………………………………………

СРС……………………………………………………………………………

АРМ………………………………………………………………………….

Тема 2. Язык моей специальности.

План и его составление в научной сфере. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи…………………………………….

СРСП………………………………………………………………………..

СРС………………………………………………………………………….

АРМ………………………………………………………………………….

Тема3. Научные достижения учёных нашего университета.

Тезирование и конспектирование научного текста. Виды тезисов в сфере науки. Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс. Композиционно-смысловая структура научного текста. План развернутого содержания. План свернутого, сжатого содержания. Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат……..

СРСП……………………………………………………………………….

СРС…………………………………………………………………………

АРМ…………………………………………………………………………

Тема 4. Учёба и увлечение.

Аннотирование научных текстов. Виды аннотации с учетом особенностей потребителей. Справочно-библиографическое описание. Структура справочно-библиографического описания…………………………

СРСП………………………………………………………………………..

СРС…………………………………………………………………………

АРМ…………………………………………………………………………

Тема 5. Остеология – учение о костях.

Реферирование научных текстов. Виды репродуктивных и продуктивных рефератов…………………………………………………………

СРСП…………………………………………………………………………

СРС……………………………………………………………………………

АРМ…………………………………………………………………………..

Тема 6. Миология – учение о мышцах.

Рецензирование научного текста. Структура научной рецензии. Отзыв о научной работе. Структура научного отзыва.

СРСП…………………………………………………………………………

СРС……………………………………………………………………………

АРМ…………………………………………………………………………..

Тема 7. Артрология – учение о соединениях костей.

Резюме-выводы как текст вторичной информации. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов……………………………………….

СРСП…………………………………………………………………………

СРС……………………………………………………………………………

АРМ…………………………………………………………………………..

Библиография. Электронные ресурсы…………………………………………..

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Основой любой функционирующей национальной образовательной системы и ее конкурентоспособности является повышение качества образования. Качество образования студента – это отражение качества педагогического труда и основной показатель эффективности процесса обучения.

Врач общей практики должен обладать не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но и должен быть коммуникабельным, контактным, грамотно работать с научной информацией как на государственном, так и на русском языке. Владение нормированной устной и письменной речью характеризует уровень деловой квалификации и профессиональной состоятельности, так как от умения врача владеть словом зависит его профессиональная компетентность.

Настоящее пособие «Русский язык» представляет собой третью книгу комплекса пособий по практическому курсу русского языка, написанную в соответствии с Типовой учебной программой (Алматы: Қазақ университеті, 2012).

Цель учебного пособия – формирование профессионально ориентированной коммуникативной компетенции студентов-медиков, т.е. готовности решать средствами изучаемого языка коммуникативные задачи в учебно-профессиональной сфере речевой коммуникации, способности применять научную литературу по специальности для получения информации, способствующей становлению профессиональной компетентности будущего врача общей практики.

Определение содержания учебного текстового материала в рамках третьего модуля «Компрессия научной информации в учебно-профессиональной сфере» обусловлено особенностями специальности «Общая медицина» и коммуникативно-деятельностными потребностями предстоящей врачебной деятельности обучающихся. Данный раздел представляет собой профессиональный модуль, который позволяет комплексно развивать когнитивно-языковую (знания), операционально-речевую (практические навыки), коммуникативную (коммуникативные навыки) компетенции и компетенцию саморазвития будущего врача общей практики.

Структурные единицы пособия – практическое (контактное) занятие, самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП), самостоятельная работа студентов (СРС), активный речевой материал (АРМ). Теоретические сведения (ключевая основа для упражнений), квантованный текст, предтекстовые и послетекстовые задания, упражнения, направленные на продуктивное усвоение коммуникативно значимого языкового и профессионально ориентированного речевого материала, - обязательные компоненты контактных занятий.

Коммуникативная направленность обучения обеспечивается комплексным представлением лексико-грамматического материала сначала на синтаксической, а затем на ситуативно-тематической основе в рамках речевых тем, направленных на обучение профессионально ориентированному речевому общению на основе учебных текстов по специальности.

 


 

Гиппократ

РТ. НАУЧНАЯ РЕЧЬ.

Научная речь

Сфера применения научной речи очень широ­ка. Это один из стилей, оказывающий сильное и раз­ностороннее влияние на литературный язык. Непрекращающийся научно-технический прогресс вво­дит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, инвестор, инсульт, гипертония — эти и многие дру­гие термины перешли со страниц специальных изда­ний в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись прежде всего на основе язы­ка художественной литературы и в меньшей степени публицистики, то сейчас описание развитых язы­ков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества. Достаточно сказать, что из 600000 слов авторитетнейшего английского сло­варя Уэбстера (Вебстера) 500000 составляет специ­альная лексика.

Широкое и интенсивное развитие научно-техниче­ского стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров, таких, как: статья, моногра­фия, учебник, патентное описание, реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, спецификация, инс­трукция, реклама (имеющая признаки и публицисти­ки). Каждому жанру присущи свои индивидуально-сти­левые черты, однако они не нарушают единства на­учно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

Какие же требования предъявляет общество к языку науки, к научным текстам и чем эти требования обус­ловлены? Развитие точных методов исследования, коллектив­ный его характер, специфика научного мышления, стремление науки оградить себя от проникновения не­научных методов познания — все это обусловливает важнейшие стилевые особенности языка науки — преж­де всего обобщенность и отвлеченность, логичность, объективность.

Выбор языковых средств в научном тексте отражает общую направленность научной речи. Она должна быть точной, логичной, отражать объективную реальность, обобщать отдельные факты. Логичность изложения в научном тексте подчеркивается специальными средствами – вводными словами (во-первых, наконец, итак, так, а именно, например, в частности, таким образом), словосочетаниями и предложениями (как уже было указано). В лексике научного текста очень много терминов. Смысловые отношения между частями текста выделяются словами, которые указывают на причинно-следственные отношения (потому-то, тем самым, в результате, следовательно), на сопоставление или противопоставление частей (с одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, аналогично).

6. Сжато изложите содержание текста «Научная речь», используя следующие конструкции.

 

В этом тексте говорится о том, что; сфера применения научной речи; составление словарей невозможно без; развитие научно-техниче­ского стиля привело к; важнейшие стилевые особенности языка науки; научная речь должна быть точной, логичной; логичность изложения; в лексике научного стиля; смысловые отношения между частями текста.

7. Ознакомьтесь с особенностями научного стиля на примере следующего текста.

Виды мышц

Мышцы обеспечивают все многообразие движений, постоянно совершающихся в организме. Во время движения человек сокращает и расслабляет мышцы, которые отличаются друг от друга характером сокращений и расслаблений и своим строением. По характеру сокращений и расслаблений все мышцы делятся на две группы: произвольные и непроизвольные, а по строению — на три группы.

Скелетные мышцы прикреплены к костям и обеспечивают их движение. В человеческом организме насчитывается около четырехсот скелетных мышц. Среди них есть такая большая, как четырехглавая мышца бедра, с помощью которой человек выпрямляет согнутую в колене ногу. К этим мышцам относятся и маленькие, которые поднимают и опускают веко.

 

Образец рассуждения: Форма речи данного текста — письменная; признаки научного текста — объективность, логичность, ясность изложения, сжатость при насыщенности содержания.

Для текста характерна научная терминология: мышцы, сокращения, расслабления, произвольные мышцы, непроизвольные мышцы, скелетные мышцы, четырехглавая мышца бедра, веко. Слова употребляются в прямом номинативном значении; образные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Глаголы употреблены в форме настоящего времени несовершенного вида (сокращает, расслабляет, насчитывается, выпрямляет, поднимают, опускают), используется причастие (изучающих). Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов, содержат ряды однородных членов. Преобладают сложные синтаксические конструкции.

Форма речи – монологическая, тип речи, используемый в тексте, — описание.

 

8. Прочитайте. Выпишите из текста ключевые слова-термины. Объясните их значение. Постройте по образцу текст-рассуждение об особенностях данного научного текста.

 

СЕРДЦЕ (HEART, COR)

Сердце (Heart, Cor) - полый мышечный орган конусообразной формы, расположенный между легкими; его верхушка (apex) направлена вниз, вперед и влево. Размеры сердца не превышают размер сжатого кулака. Его стенки образованы в основном поперечнополосатой сердечной мышцей (миокардом), которая окружена эпикардом и выстлана эндокардом. Перегородка (septum) делит сердце на правую и левую половины, каждая из которых, в свою очередь, образована расположенным вверху предсердием и расположенным под ним желудочком. Обедненная кислородом кровь из полых вен поступает в правое предсердие, откуда через правое предсердножелудочковое отверстие попадает в правый желудочек. Он сокращается и перекачивает кровь в легкие через легочную артерию. Обогащенная кислородом кровь затем возвращается через легочные вены в левое предсердие, а из него поступает в левый желудочек. Это вызывает его сокращение, в результате которого кровь выбрасывается в аорту и далее разносится по всему организму. Направление кровотока внутри сердца контролируется с помощью клапанов.

 

? Объясните значение словосочетания конусообразная форма, нарисовав сердце. С чем сравнивается размер сердца? Как и где кровь обогащается кислородом? С помощью чего контролируется кровоток внутри сердца?

9. Прочитайте и озаглавьте микротексты. На основе полученной информации подготовьте краткие сообщения.

 

Микротекст 1.

Витамин (vitamin) - органическое вещество, которое в очень малых количествах необходимо организму для нормального роста и развития; эти вещества не могут быть синтезированы в организме, поэтому поступают в него главным образом с пищей. Витамины делятся на две группы в зависимости от того, растворяются они в воде или в жире: водорастворимые (комплекс витаминов группы В и витамин С); жирорастворимые (A, D, Е и К). Недостаточное потребление какого-либо витамина с пищей может привести к развитию у человека характерных заболеваний.

 

Микротекст 2.

Витамин A (vitamin А), ретинол (retinal) - жирорастворимый витамин. В большом количестве он содержится в продуктах животного происхождения (особенно в молочных продуктах, яичных желтках и печени) и в некоторых продуктах растительного происхождения (например, в моркови, капусте и листьях салата); в организме он образуется из пигмента каротина. Этот витамин необходим для нормального роста костей, сохранения зрения при сумеречном свете и поддержания структуры и функции слизистых оболочек. Дефицит витамина А приводит к прекращению роста, развитию у человека ночной слепоты, ксерофтальмии, кератомаляции и в конечном итоге к полной потере зрения.

 

Микротекст 3.

Витамин С (vitamin C), кислота аскорбиновая (ascorbic acid) - водорастворимый витамин; активный антиоксидант.Витамин С обладает антисклеротическим и антиканцерогенным действием, замедляет процессы старения, уменьшает вредные последствия стресса и загрязнений окружающей среды, курения и алкоголя. Он играет важную роль в образовании межклеточных структур соединительной ткани, синтезе коллагена и в обеспечении ее нормального состояния. Дефицит витамина C в организме приводит к развитию цинги. Рекомендуемое ежедневное потребление этого витамина для взрослых составляет 70 мг. В большом количестве он содержится в свежих овощах и цитрусовых фруктах.

 

Микротекст 4.

Витамин Е (vitamin Е) - представитель группы химически родственных соединений (токоферолов (tocopherols) и токотриенолов (tocotrienols)); все они являются активными антиоксидантами. Они повышают устойчивость клеточных мембран к их окислению. Наиболее эффективным из всех этих соединений является -токоферол (-tocopherol). В большом количестве витамин Е содержится в растительном и сливочном масле, яйцах, а также в неочищенных злаковых. Обычно он встречается в самых разных продуктах питания, поэтому его дефицит в организме возникает крайне редко. Витамины А, С и Е являются синергистами с точки зрения их антиоксидантного действия. Они снижают риск возникновения различных злокачественных новообразований, предотвращают развитие сердечно-сосудистых заболеваний и, в первую очередь, атеросклероза и его последствий.

 

Микротекст 5.

Витамин D (vitamin D) - жирорастворимый витамин; участвует в усвоении кальция и фосфора из кишечника, их обмене и кальцификации костей. Этот витамин может присутствовать в двух формах: в виде эргокальциферола (ergocalcifcrol) (или витамина D2 (vitamin D2), кальциферола (calciferol)), который образуется в растениях при облучении эргостерола ультрафиолетовыми лучами, и в виде холекальциферола (cholecalciferol) (или витамина D3 (vitamin D3)), образующегося под действием солнечных лучей на широко распространенный в коже 7-дегидрохолестерин. Дефицит витамина D в организме, вызванный недостаточным потреблением его с пищей или недостаточным пребыванием человека на солнце, приводит к декальцификации костей, а также к развитию рахита и остеомаляции. В большом количестве витамин D содержится в печени и рыбьем жире. Рекомендуемое ежедневное потребление этого витамина для детей до пяти лет составляет 10 мкг, а для детей после пяти лет - 2,5 мкг. Витамин D является токсичным веществом, поэтому не следует принимать его в слишком больших дозах.

 

10. Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите ключевые слова и словосочетания. В сжатой форме письменно изложите содержание текста.

 

Адреналин (Adrenaline), Эпинефрин (Epinephrine) - важнейший гормон, вырабатываемый мозговым веществом надпочечников. Он выбрасывается в кровь при "испуге, бегстве или в сражении", давая возможность человеку приспособиться к сложившейся ситуации и оказывая влияние на кровообращение, мышечную систему и обмен веществ в его организме. Под действием этого гормона увеличивается частота и сила сокращений сердечной мышцы, а также частота и глубина дыхания, повышается скорость протекания обменных процессов, улучшается работоспособность мышц, мышечная усталость наступает значительно позднее. Одновременно снабжение кровью мочевых органов и желудочно-кишечного тракта уменьшается, их мышцы расслабляются, а сфинктеры, наоборот, сокращаются. Первоначально считалось, что адреналин выделяется в организме человека благодаря симпатическим нервам, поэтому их раньше называли адренергическими нервами. Фактически основным выделяемым веществом является норадреналин, из которого затем образуется адреналин. Инъекции адреналина хорошо помогают при лечении бронхиальной астмы, так как при этом происходит расслабление мускулатуры бронхов. Адреналин применяется при хирургических вмешательствах или впрыскивается через эндоскоп для уменьшения кровопотери, так как под действием этого вещества происходит сужение кровеносных сосудов, расположенных в коже и слизистых оболочках. Адреналин входит в состав ряда растворов, применяющихся для длительной местной анестезии, особенно в стоматологии.

? Когда адреналин выделяется в организме человека? Что происходит под действием этого гормона? Для чего применяется адреналин?

 

А-Я

Кровообращение – қанайналым – circulation (circulation of the blood)

Кровеносные сосуды – қан тамырлары – blood –vessels

Вена – күре тамыр, көктамыр – vein

Клапан – қақпақша, жапқыш - valve

Сердечный – жүректі - cardiac

Орган – мүше - orqan

Мышца - бүлшық ет – muscle

 

☼ ЭТО ИНТЕРЕСНО! Лестница скажет, здорово ли сердце

Американские медики рекомендуют не беспокоиться о своем здоровье тем, кто может без отдышки и появления боли в груди подняться по лестнице до 3 этажа. «Это самый простой способ проверить, нужно ли обращаться за помощью к кардиологам: даже дилетант в медицине, исследуя реакцию собственного организма на физическую нагрузку, может довольно точно определить, как работает сердце», - заявил ведущий эксперт Американской ассоциации по предотвращению сердечных заболеваний Глен Леви.

 

Хирург после операции признается пациенту:

- У Вас в животе забыли ножницы, придется резать снова…

- Раз надо – режьте, только сделайте в этот раз живот на пуговицах.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

1. Компрессия научного текста – это…

1.сжатие

2.перевод

3.переделка

4.изменение

5. сочинение

2. Текст, созданный в результате компрессии по отношению к тексту-первоисточнику называется…

1.вторичным

2.повторным

3.переделанным

4.измененным

5.сочиненным

3. Клише – это…

1.пословицы

2.стандартные выражения

3.поговорки

4.цитаты

5.загадки

4. Ключевые слова – это…

1.цитаты

2.главные слова

3.абзац

4.эпиграф

5.слова, содержащие основной смысл высказывания

5. Компрессия текста основана на…

1.раскрытии смысловой структуры текста – первоисточника и выделении в нем основной информации

2.переписывании информации

3.искажении информации

4.изменении информации

5.написании новой информации

6. Работа над компрессией текста необходима при составлении:

1.тезисов, конспектов, аннотации

2.отчетов, актов

3.заявлений, доверенности

4. рефератов, резюме, рецензии

5. протоколов, объяснительной записки

7. Вторичный текст -

1.статья

2.конспект

3.диссертация

4.монография

5. стихотворение

8. Вторичные тексты -

1.статья

2.диссертация

3.тезисы

4.монография

5.конспект

9. Вторичные тексты -

1.статья

2.реферат

3.аннотация

4.диссертация

5.лекция

10. Вторичные тексты -

1.статья

2.резюме

3.монография

4.лекция

5.рецензия

СРСП

1. Прочитайте текст и выполните задания 1-13.

1. Зачатки врачевания и гигиенических знаний родились из наблюдений и опыта на самых ранних стадиях существования человека и закрепились в обычаях и приемах лечения и защиты от болезней, составивших народную медицину и гигиену. 2. Значительную роль среди предупредительных и лечебных мер играло использование сил природы (солнца, воды, воздуха), эмпирически найденных лекарственных средств растительного и животного происхождения.

3. Первоначально болезни рассматривались как внешнее и враждебное человеку живое существо, проникающее в тело и вызывающее болезненное состояние. 4. Беспомощность перед силами природы, непонимание окружающего мира привели к возникновению представлений о злых духах, вселяющихся в человека, и применению ряда магических средств и приемов лечения (заклинания, заговоры, молитвы и другое), заключавших в себе зачатки психотерапии. 5. Развивались знахарство, шаманство; возникла жреческая, храмовая медицина.

6. Письменные памятники Древнего Востока (древнеегипетские медицинские папирусы; законы Хаммурапи; законы Ману и Аюрведа в Индии и другие) свидетельствуют, что в древних государствах законодательным путем были регламентированы условия деятельности врачей вплоть до размеров гонораров за лечение и установления различных степеней ответственности за нанесение ущерба больному.

7. Врачи и жрецы, наряду с мистическими, магическими формами врачевания, использовали рациональные лечебные приемы и целебные средства народной медицины. 8. Большое значение придавалось диететике, гигиеническим предписаниям, массажу, водным процедурам, гимнастике. 9. Применялись хирургические методы: трепанация черепа, в случаях трудных родов - кесарево сечение и эмбриотомия. 10. Древнекитайская медицина использовала более 2000 лекарственных средств, среди которых особое место занимали женьшень, корень ревеня, камфора и др. 11. Несколько тысячелетий насчитывает своеобразный метод иглотерапии.
12. Обширные сведения о медицине народов, живших в 1-м тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии, Ирана, Азербайджана и Афганистана, содержит священная книга зороастризма "Авеста". 13. В тот период сложились первые представления об анатомии и физиологии человека. 14.Важное место отводилось предупреждению болезней. 15. «Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя», - говорили врачи того времени.

 

1. Как бы вы озаглавили текст. Запишите свой заголовок текста.

2. Скажите, сколько абзацев в тексте? Сколько микротем? Какой одной темой они объединены? Запишите ключевые слова каждого абзаца.

3. Найдите в 1-м предложении имена существительные с лексическим значением «начало, первые ростки чего-нибудь», «совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений».

4. К какому прилагательному во 2-м предложении подходит синоним профилактические?

5. Подберите антонимы к выделенным словам в 3-м и 4-м предложениях и запишите их в начальной форме.

6. Подберите синонимы к выделенным словам в 5-м, 6-м и 7-м предложениях и запишите их в начальной форме.

7. Докажите, что 8-е, 9-е и 13-е предложения содержат однородные члены. Составьте схему любого предложения.

8. Выпишите 10-е предложение и докажите, что оно является сложноподчиненным предложением. Укажите вид придаточного предложения.

9. Выпишите грамматические основы 11-го и 14-го предложений. Какой частью речи они выражены?

10. Объясните расстановку знаков препинания в 12-м предложении. Какой частью речи является выделенное слово? Обоснуйте свой ответ.

11. Запишите 15-е предложение и прокомментируйте, как вы понимаете данное выражение. Составьте его схему.

12. Составьте любой вид плана (вопросный, назывной, тезисный) к данному тексту и запишите.

13. Подготовьте краткий пересказ прочитанного текста по составленному плану.

СРС - Подготовьте доклад на тему: «Научная речь».

АРМ

1. Прочитайте текст. Объясните его название.

 

ГТ. ПЛАН И ЕГО СОСТАВЛЕНИЕ В НАУЧНОЙ СФЕРЕ. ВИДЫ ПЛАНОВ КАК СРЕДСТВО САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ СУБЪЕКТА РЕЧИ.

 

1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Запишите определения ключевых терминов. Для чего нужно составлять план? Составьте сиквейн к слову план, используя полученную информацию.

 

План – определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо (план доклада, выступления). Составление плана помогает коротко вести записи, последовательно излагать мысли, соблюдать смысловую связь, переходы от одной части высказывания к другой.

Алгоритм работы над планом:

1.Первичное чтение текста (книги, статьи).

2.Деление прочитанного текста на смысловые части.

3.Озаглавливание составных частей.

Планы бывают простые и сложные. Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий, которые отражают основную мысль главы, параграфа и части выступления. Сложный план включает пункты и подпункты, дополняющие или раскрывающие смысл основного пункта. К тексту, сложному по смысловой структуре, может быть составлен сложный план. В сложном плане главные части (они обычно обозначаются римскими цифрами) делятся в свою очередь на ряд дополнительных (они обычно обозначаются арабскими цифрами и буквами). При записи сложного плана целесообразно пользоваться следующей схемой.

I. …………………………..

1. ………………………….

а) …………………..

б) …………………..

 

2. ………………………….

а) …………………..

б) …………………..

Выделяют вопросный, назывной и тезисный планы.

Вопросный план – это план, в котором все пункты оформлены с помощью вопросительных предложений. Такой план позволяет акцентировать внимание на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова (какой, каков, почему, как, где и т.д.). Например:

1. Как называется наука о взаимоотношениях врача и больного?

2. Что включает в себя медицинская деонтология?

3. С чем неразрывно связана врачебная работа?

Назывной план – это план, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста. Например:

1. Наука о взаимоотношениях врача и больного.

2. Совокупность этических норм.

3. Связь врачебной работы с исследовательской.

Тезисный план – это план, в котором каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передаёт основную мысль составной части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца. Например:

1. Деонтология – наука взаимоотношений врача и больного.

2. Совокупность этических норм выполнения профессиональных обязанностей медицинскими работниками.

Ценность плана в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора и их последовательностью. Составление плана помогает выработать умение сжато, кратко записывать, последовательно излагать свои мысли, мобилизовать внимание, быстро восстановить в памяти прочитанное. Умение составлять план необходимо при чтении и анализа литературы, при подготовке докладов, сообщений, выступлений по научно-исследовательской работе.

2. Прочитайте данное высказывание. Сформулируйте тему и основную мысль цитаты. Выпишите ключевые слова.

 

Первым учителем в медицине являются тело и материя природы. Они обучают и показывают: по ним можно изучать, у них учиться, у себя самого ты не можешь, так как твоя собственная фантазия есть только совращение истины; не из умозрительных теорий должна проистекать практическая медицина, а из практики должна исходить теория. Чтение книг еще никого не сделало врачом; его создает практика и только она. Ведь одно лишь чтение – это скамеечка, метелка практики. Твоими глазами должны быть глаза опыта. (Парацельс)

3. Прочитайте текст. Подберите свой заголовок к нему. Составьте простой вопросный план. Трансформируйте вопросный план в назывной. Запишите оба плана. Составьте сиквейн к слову аптека.

Первые аптеки

Врачи античности готовили лекарственные средства сами. В средние века возникли первые аптеки. Поначалу ими занимались монахи, которые готовили снадобья из лекарственных растений монастырского сада. Позже появились городские аптеки.

Рецептов тогда еще не существовало. После приема пациентов врач приходил в аптеку и указывал «посохом назначения» на сосуды, стоящие на полке, из которых следовало взять составные части будущего лекарства. Затем аптекарь под наблюдением врача приготавливал его. Современное слово «рецепт» произошло от латинского слова recipe, что означает «возьми» (так врач обращался к аптекарю).

Со временем был принят указ, запрещающий врачам участвовать в изготовлении и продаже лекарств. С этих пор для открытия аптеки и изготовления в ней лекарств требуется особое разрешение. Аптекари, осуществляющие провизорскую деятельность, дают клятву использовать свои знания исключительно на пользу больного.

4. Спишите текст, выделяя абзацы. Составьте к тексту простой назывной план.

 

Вирус (Virus) - мелкая частица, способная копировать саму себя. Но эта способность проявляется лишь внутри живых клеток. Вирусы имеют такие малые размеры, что могут быть различимы лишь с помощью электронного микроскопа. Они могут инфицировать животных, растения и различные микроорганизмы. Основу каждого вируса составляет нуклеиновая кислота (ДНК или РНК), окруженная белковой оболочкой. Некоторые вирусы имеют наружную липидную оболочку. Вирусы могут вызывать различные заболевания: обычную простуду, грипп, корь, свинку, ветрянку, герпес, СПИД, полиомиелит и бешенство. Против некоторых из этих вирусов оказываются эффективными антивирусные средства. Для предупреждения многих вирусных заболеваний используются различные вакцины.

? Внутри каких клеток вирус копирует саму себя? Какие размеры имеют вирусы? С помощью чего их различают? Что составляет основу вируса? Какие заболевания вызывают вирусы? Какие антивирусные средства используются для предупреждения вирусных заболеваний?

 

Бацилла(-ы) – (лат. bacillus палочка) – общее название палочковидных бактерий, способных к спорообразованию

Субстрат – питательная среда для прикрепленных к ней организмов, а также вещество, подвергающееся воздействию фермента

Инкубационный период – в медицине – промежуток времени от момента заражения человека до появления первых клинических признаков заболевания

5. Прочитайте текст. Какую новую информацию вы получили? Разделите текст на смысловые части. Определите ключевые слова каждой части. Составьте к тексту сложный тезисный план и запишите его. Подготовьте пересказ текста, опираясь на составленный план.

 

Бешенство

Человек с окружающим его миром живой природы связан множеством нитей. У него, например, много общих с животными болезней. Одна из них бешенство. Болезнь известна издревле во всех уголках Земли, исключая Австралию и Антарктику. Симптомы ее вошли в поговорку: «Ты что, сбесился?». Животных, заподозренных в болезни, уничтожают немедленно. А ими покусанный человек был всегда обречен. И сегодня, если не принять немедленных мер, зараженный бешенством умирает. Болеют бешенством все теплокровные существа, и заразиться можно даже от ежика.

Очаги «бешенства» дремлют в природе. Но время от времени от тлеющих углей разрастается пожар. Часто это сопряжено с ростом численности какого-либо из животных – носителя бешенства. И в этом можно усмотреть некую естественную узду, ограничивающую чрезмерное размножение животных. Но циклические болезни зайцев, снижая их численность, никого, кроме них, не затрагивают. Что касается бешенства, то вспышка его у лис и волков коснется всех теплокровных, в том числе человека. Происходящее под пологом леса не всегда нам заметно. А если бешеный волк ворвался в деревню – беда у всех на глазах. Нападенья здорового волка на человека случаются редко. При укусах волка или лисицы надо подозревать бешенство и немедленно обращаться к врачу. В 70-е годы это был редкий случай бешенства, а в последнее время сигналы об этой напасти поступают со всех сторон.

Сто лет назад подобные истории кончались гибелью всех покусанных. Никто не знал природу болезни и способов избавления от нее. Французский микробиолог Луи Пастер догадывался, что есть ее возбудитель, такой же, как, скажем, бациллы сибирской язвы. В то время уже нащупали путь леченья заразных болезней. Если сделать прививку ослабленных микроорганизмов, то, легко переболев, человек и животные приобретают к болезни иммунитет. Все нынешние прививки восходят к гениальным прозреньям Пастера.

Но сто с небольшим лет назад, сколько ученый не бился под поиском возбудителя бешенства, под микроскопом ничего не обнаруживалось. Логика борьбы со все



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.165 с.)