Уметь спорить с достоинством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уметь спорить с достоинством



В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. В споре сразу же обнаруживаются интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и … самоуважение.

Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, - это пустой человек, и спор его пустой.

Как же ведет спор умный и вежливый спорщик? Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задает дополнительные вопросы. И еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.

В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам. На мой взгляд, в споре необходимо придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т.п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, т.е. либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

На последнем своем утверждении я хочу остановиться особо.Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечите себе спокойное отступление с достоинством.Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.

Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими).Человек не должен быть флюгером, не уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, Боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т.д.Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденными в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, - как это красиво!

(Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном).

3. Прочитайте фрагменты выступлений выдающихся ученых современности перед студентами. О чем говорится в них? По тексту (на выбор) напишите тезисы, соблюдая их структуру, используя вводные слова и необходимые речевые формы.

 

А. С чего начинать молодому ученому, с каких задач? Если начинающего альпиниста отправить сразу на покорение больших вершин, он наверняка свернет себе шею. Если же постоянно давать ему сверхумеренные задания, он настолько измельчает в своих навыках, что так никогда и не поднимется на сколько-нибудь значимую высоту. Здесь-то и проявляется искусство воспитателя, чувство и понимание меры тренировки, точного дозирования заданий – по трудности и качеству. Большие ученые, как правило, порядочные люди. Порядочный человек никогда не станет занимать не свое место в науке, человек не на своем месте уже аморален. И здесь я хочу еще раз подчеркнуть важность научной школы как среды подлинного понимания научных проблем и этики ученого.

(академик Г.И.Будкер)

 

Б. Как говорит восточная пословица, все дело случая, но случай награждает лишь того, кто его достоин. Можно привести тысячи примеров, когда те или иные исторические памятники и документы были обнаружены случайно, людьми весьма далекими от исторической науки. Но можно ли такие случайные находки называть открытиями? Нет и еще раз нет. Открытие – это всегда то, что трудом и настойчивостью исследователя оказывается связанным во времени и пространстве со всей суммой накопленных знаний, когда та или иная находка осмыслена и заняла свое место в той нескончаемой цепи, которую мы зовем историей человечества.

(академик А.П. Окладников)

 

В. В чем же сила молодого исследователя? Почему именно он, а не убежденный сединами, наделенный знаниями и званиями ученый бывает обычно творцом принципиально нового в науке? Именно молодой смотрит на традиции, на здание науки, выстроенное поколениями исследователей, глазами, еще не привыкшими к трафарету, и «его здоровый глаз, - как говорил Гете, - сразу может увидеть то, чего приглядевшийся не видит более»…Без нового, свежего взгляда, без новаторства, а иногда и бунтарства, отрицания признанных авторитетов, нет настоящего ученого. Немыслим молодой исследователь также и без другого неотъемлемого качества настоящего ученого – честности.

(академик И.И.Артоболевский)

 

Г. Мне кажется, что нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, неспособные увлечься тем, что перед ними. Ведь в любой области деятельности есть нераспаханные пласты, нерешенные проблемы, они ждут любознательных, жаждущих нового. И живой, деятельный человек всегда найдет себе поле деятельности там, где ленивый мечтатель увидит скуку. Трудолюбие – мать таланта, значит, оно ведет к успеху и признанию.

(академик А.И.Берг)

 

4. Ознакомьтесь с данной информацией. Запишите основные положения текста. В каких ситуациях вы используете краткий конспект, а в каких – подробный?

 

Конспект – это краткое письменное изложение содержания чего-либо (конспект статьи, книги, лекции), предназначенное для последующего восстановления информации с различной степенью полноты. Конспект по своему объему не должен превышать 1/3 исходного текста. Он может быть кратким или полным, подробным.

Конспектирование – сокращенная запись текста при сохранении его смысла.Конспектирование может осуществляться тремя способами: 1) цитирование (полное или частичное) основных положений текста; 2) передача основных мыслей текста “своими словами”; 3) смешанный вариант.

 

Этапы конспектирования:

- Прочитайте текст, отметьте в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составьте перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составьте простой план.

- Выясните в словаре значение новых непонятных слов, выпишите их в тетрадь.

- Вторичное чтение сочетайте с записью основных мыслей автора и их иллюстраций.

- Запись ведите своими словами, не переписывайте текст статьи. Стремитесь к краткости, пользуйтесь правилами записи текста.

- Прочитайте конспект еще раз, доработайте его.

При составлении конспекта важно обращать внимание на:

а) клише типа в статье (монографии, книге …): выдвигается гипотеза; говорится о возможностях применения; дается решение, излагается теория и т.д.

б) конструкции типа: автор анализирует, комментирует, объясняет, доказывает, отмечает что-либо;

в) конструкции, выражающие согласие или несогласие: автор выражает уверенность в чем-либо, опровергает, отрицает что-либо; соглашается с каким-либо мнением;

г) конструкции, выражающие способы сравнения: автор сравнивает, различает что-либо;

д) конструкции, выражающие вывод: автор делает вывод; приходит к выводу и т.д.

Для конспекта характерна инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении. Конспект быстрее и легче усваивается, если другим цветом выделяются заголовки, примеры, термины, наиболее важная информация. Рекомендуется использовать различные способы подчеркивания, выделения рамкой, использование общепринятых сокращений и.т.п.

 

Антиген – высокомолекулярное соединение, способное специфически стимулировать иммунокомпетентные лимфоидные клетки и обеспечивать тем самым развитие иммунного ответа

Аллерген – вещество антигенной или гаптенной природы, способное сенсибилизировать организм и вызывать аллергию

Сенсибилизация – (от лат. sensibilis чувствительный) – повышение чувствительности организма или отдельных возбудимых образований

Нейродермит – нейродерматоз, характеризующийся зудом и мелкими папулезными высыпаниями

 

5. Прочитайте текст. По началам информативных центров, помещенных ниже, восстановите основную информацию текста. Вы получите конспект текста.

Что такое аллергия?

Этот термин ввел в 1906 году австрийский педиатр Пирке для характеристики повышенной чувствительности организма к воздействию различных антигенов внешней среды.

Аллергия – это особое состояние организма, при котором могут развиться аллергические заболевания. Вещества, вызывающие это состояние – аллергены. При некоторых условиях после попадания в организм аллергена, к нему формируется повышенная чувствительность – сенсибилизация.

При повторном попадании в организм такого аллергена развивается аллергическая реакция: образуется антитела с особыми биологическими свойствами, способные закрепиться на поверхности клеток различных органов. Это приводит к повреждению клеток, нарушению их жизнедеятельности и выражается клиническими проявлениями болезни.

В тех случаях, когда антитела (АТ) фиксированы на коже, развиваются крапивница, экзема, дерматит, при фиксации АТ в бронхах и легких – бронхиальная астма. Аллергены могут попасть в организм через пищеварительный тракт, дыхательные пути, кожи и слизистые оболочки. Аллергические заболевания не относят к наследственным, однако возможность передачи по наследству предрасположенности к аллергии существует. Если один или оба родителя имеют аллергические заболевания, то ребенок может заболеть.

Пищевая аллергия у маленьких детей часто является причиной развития серьезных заболеваний кожи и дыхательных путей, в более старшем возрасте: экземы, нейродермиты, бронхиальная астма. Болезнь легче предупредить, чем лечить.

Ø Этот термин ввел в 1906 году …

Ø Аллергия – это особое состояние организма …

Ø При повторном попадании в организм такого аллергена развивается …

Ø В тех случаях, когда антитела (АТ) фиксированы на коже, развиваются …

Ø Аллергические заболевания не относят к наследственным …

6. Ознакомьтесь с данной темой и составьте опорную схему, используя полученную информацию.

Композиционно-смысловая структура научного текста может быть представлена как: план развернутого содержания и план свернутого, сжатого содержания.

План развернутого содержания реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, выводы и заключение. Названные части дополняются списком использованной литературы, иногда приложением, глоссарием и иллюстрациями

Введение – это сформулированные проблемы исследования, изложение исходных данных о предмете речи, о задачах и методах исследования, авторской оценке их решения.

Основная часть посвящается раскрытию, детализации, доказательству, аргументации положений работы, выраженных во введении в общем виде. В начальных разделах содержится информация обзорного характера, в центральной части помещается главная информация, отвечающая требованиям новизны, ценности и достоверности. Освещается процесс исследования, дается анализ и обобщение полученных результатов, их толкование и объяснение.

Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного содержания работы.

План свернутого, сжатого содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением, в котором зафиксированы названия всех разделов текста. В заглавии работы акцентируется внимание читателя на основной идее авторской концепции в очень краткой форме, а в тексте затем раскрывается с нужной степенью подробности.

Вторым уровнем обобщения содержания научного текста является аннотация. В ней обобщается содержание всего текста.

Оглавление научной работы – последнее звено в рамках сжатого выражения содержания. Оно кратко представляет все важнейшие смысловые компоненты содержания: подтемы и микротемы данного текста.

7. В таблице 1 совпадение по вертикали и горизонтали обозначьте знаком «+», несовпадение – знаком «-».

Таблица 1.

План всего содержания План свернутого содержания План развернутого содержания
Аннотация Введение Заглавие Заключение Оглавление Основное содержание    

Генофонд – совокупность генов вида или популяции с характерными для данной группы организмов частотами мутаций

Парадокс – странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу

Патология – любое отклонение от нормы

 

8. Прочитайте и определите основную мысль текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.126.38 (0.076 с.)