Технологии проблемного обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии проблемного обучения.



Получили развитие еще в 20-30-е гг. ХХ века на основе разработок американского педагога и психолога Дж.Дьюи (1859-1952). С тех пор существенно видоизменены. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями и умениями, развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому дидактическое содержание учебного материала должно быть сконструировано в цепь проблемных ситуаций. Оптимальной при использовании этой технологии является работа учащихся в составе малых групп. Как последовательность методических приемов, проблемная технология может быть представлена следующим образом:

n Создание проблемной ситуации (учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, либо излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, либо ставит задачу с недостатком исходных данных или с заведомо допущенной ошибкой).

n Решение проблемы (через формулировку рабочих гипотез, или поиск дополнительной информации, анализ, синтез, дискуссию и т.п.) и формулировка выводов или решения. Помощь учителя осуществляется по мере необходимости, в разных формах.

n Обсуждение результатов, их анализ, при необходимости - корректировка полученных выводов учителем.

Исследовательские практические методы при определенном условии (постановка и разрешение проблемы) также вполне соответствуют этой технологии.

1.2. Технология интенсификации обучения на основе схемно-знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталова).

Разработана и воплощена в практику донецким учителем физики и математики В.Ф.Шаталовым в 60-80-е гг. ХХ в. Осуществляется в рамках традиционного классно-урочного обучения, реализуя его огромные, обычно недостаточно используемые резервы. Вместе с тем, эта технология является репродуктивной.

В основе этой технологии лежат методические принципы:

n применения зрительной опоры (ориентировочной основы действий);

n многократного повторения;

n обязательного поэтапного контроля.

Как последовательность методических приемов, эта технология может быть представлена следующим образом:

1. Крупный блок материала вводится одновременно, на одном уроке, оформленным в виде опорнойго конспекта. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, отражающую подлежащие усвоению единицы информации и различные связи между ними. В схему в обязательном порядке вводятся знаки и символы, направленные на конкретизацию абстрактного материала. Учитель, вводя (проговаривая) новую информацию, одновременно представляет ученикам опорный конспект.

2. Самостоятельная работа с опорным конспектом ведется дома.

3. На следующем уроке проводится повторение опорного конспекта через фронтальное воспроизведение опорных сигналов.

4. Следующий этап - вербальное воспроизведение информации, может быть многократным, с использование опорного конспекта в качестве «подсказки», затем - с рисованием его одновременно с ответом.

5. Новый этап повторения - через взаимоконтроль учащихся, практические работы, решение задач.

6. Итоговый контроль с выставлением отметки за данный блок информации.

Технология В.Ф.Шаталова оказалась очень эффективной при усвоении знаний естественно-научного характера. Она успешно применяется многими учителями физики, математики, химии, биологии. Подвергалась критике за преобладание репродуктивных методов. На сегодняшний день в базовой школе ее применение существенно затруднено (в отношении биологии) перегруженность школьных программ и недостатком времени на организацию многократных повторений и поэтапного контроля на уроках. Это же обстоятельство существенно сдерживает и распространение технологии проблемного обучения, которая реально может быть применяема сколько-нибудь часто только в классах с углубленным изучением предмета, с увеличенным количеством отводимых учебным планом уроков.

2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.004 с.)