Лабораторно-практический контроль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторно-практический контроль



И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

Практические методы обучения биологии могут быть ис­пользованы на разных этапах познавательной дея­тельности учащихся. Если наблюдения и опыты ученики проводят в период изучения нового материала, то мы имеем дело с лабораторными работами.

Лабораторно-практический контроль включает ряд аспектов контроля, таких как проверка:

– навыков и умений постановки эксперимента;

– навыков работы с увеличительными приборам;

– умения пользоваться определителями;

– навыков работы с раздаточным материалом;

– практических умений по закладке и проведению опытов на пришкольном участке.

Оценка навыков выполнения лабораторных и практических работ обладает определенной спецификой. Основные критерии такой оценки следующие:

1. Внимательность учащегося при изучении письменной инструкции по проведению работы;

2. Соблюдение правил техники безопасности и гигиены труда;

3. Организация рабочего места, выполнение расчетов;

4. Технология операций по проведению работы;

5. Правильность и самостоятельность подбора инструментов, приборов и материалов;

6. Отношение к труду, дисциплина во время выполнения работы;

7. Оформление отчета.

Отметка за выполнение практической работы вполне уместна потому, что к моменту ее выполнения осуществлена уже значительная часть познавательного цикла. При выставлении отметки необходимо учитывать не только знания, но и умения, которыми овладели учащиеся.

Аналогично теоретическим знаниям, исследовательские умения также «выстраиваются» по степени овладения ими учащихся. Первый уровень (1-2 балла) – ученик повторяет, копирует практические действия поэтапно за учителем или одноклассником. Второй уровень (3-4 балла) – действие приобретает самостоятельный характер, но не всегда осознается, зачем это необходимо сделать, почему следует делать эту операцию так, а не иначе. Как правило, выполняется только часть программной лабораторной работы, исследуется только один объект или свойство. Ученик нуждается в помощи учителя или одноклассников для формулирования вывода, выполнения того или иного практического действия (например, настройки микроскопа). Следующий уровень (5-6 баллов) требует самостоятельного выполнения всей лабораторной работы, предполагающей осознанное использование какого-то одного практического умения: наблюдения, сравнения, описания, использования готовых препаратов или приготовления микропрепарата самим учеником и т.д.

Если требуется проанализировать полученные данные и сделать вывод на основании сравнения, сопоставления, выделения существенных особенностей, то предполагается, что ребенок конструирует новые для себя знания. Оценивается такая работа в 7-8 баллов. Здесь имеет место синтез теоретических и практических умений. 8 баллов может получить также и ученик, который объяснил особенности применения именно этого приема или метода для аналогичных исследований или применил данный прием для исследования нескольких объектов. Поэтому, многие программные лабораторные работы должны быть «усилены» дополнительными заданиями или вопросами для выхода на уровень применения знаний и умений.

Для учеников, проявляющих повышенный интерес к экспериментальным биологическим методикам (9-10 баллов), предлагаются специальные дополнительные задания, направленные на более глубокое освоение практических умений, дополнительные лабораторные работы или более глубокий теоретический анализ полученных экспериментальным способом данных.

 

Литература

Основная:

1. Гричик В.В., Минец М.Л. Контроль на уроках биологии. – Мн., изд. БГУ, 2010.

2. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. Мн.: Книжный дом, 2004.

3. Гричик В.В. Планирование и проведение урока биологии: Методические рекомендации по курсу «Методика преподавания биологии» / В.В. Гричик. Мн.: БГУ, 1997.

4. Конюшко В.С., Лешко А.А., Чубаро С.В. Страницы экологического краеведения. – Мн., НИО. – 2000.

 

Дополнительная:

 

1. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования: Характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий. М., «Книга», 1986, 287 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

3. Инструктивно-методическое письмо МО РБ по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе // «Бiялогiя: праблемы выкладання», 2009. - № 5. – С. 3-12.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1989.

5. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999, 288 с.

6. Опыты и наблюдения на уроках биологии: Метод. пособие / Под ред. Л. М. Лукьяновича. Мн., 1991.

7. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. - М., «ACADEMIA», 2003. - 265 с.

8. Яковлев И. М. и др. Методика и техника урока в школе / И.М. Яковлев. М., 1985.

9. Журнал «Бiялогiя: праблемы выкладання», 1995-2010.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.004 с.)