Общие понятия методики преподавания биологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие понятия методики преподавания биологии



Учебный предмет биологии, его цели и структура

Биологические науки являются важнейшей базой, определяющей систему научных представлений о феномене жизни во всех аспектах его структурной организации и временной динамики. Кроме того, эти науки имеют колоссальное значение как в прикладных направлениях развития цивилизации (сельское хозяйство, медицина, биотехнологии, использование природных ресурсов, и др.), так и в духовно-мировоззренческой сфере человеческой культуры.

Приоритетной целью школьного биологического образования является формирование у учащихся культуры взаимодействия с живыми системами. Под живыми системами в данном определении понимаются формы организации жизни на всех ее системных уровнях, от молекулярного до биосферного, под взаимодействием – все формы контакта с живыми системами, в которых человек участвует в каком бы то ни было качестве и в каком бы то ни было виде деятельности (наблюдение, исследование, экспериментирование, осмысление, ситуативное воздействие, целенаправленное преобразование, и т.п.). В таком контексте культура взаимодействия с живыми системами включает в качестве составляющих экологическую культуру, культуру образа жизни, культуру самоопределения (в т. ч. профессионального), мировоззренческую и исследовательскую культуру, и др.

В школах Республики Беларусь биология изучается с 7 по 11 классы. По содержанию биологические курсы распределены следующим образом:

7 класс – растения, протисты, грибы;

8 класс – животные (от кишечнополостных до млекопитающих);

9 класс – человек (анатомия, физиология, гигиена);

10 класс – общая биология (цитология, биохимия, генетика);

11 класс – экология и теория эволюции (включая антропогенез).

3.2. Стандарты образования

Ключевым документом, определяющим содержание школьных биологических дисциплин, является стандарт образовательной области «Биология». Он содержит следующие взаимосвязанные компоненты:

1. Общая характеристика образовательной области «Биология».

2. Уровни предъявления содержания биологического образования.

3. Требования к подготовке учащихся.

4. Измерители и система контроля выполнения требований образовательного стандарта.

В разделе «Общая характеристика образовательной области «Биология» обосновываются и формулируются основные цели изучения биологии в общеобразовательной школе, рассматриваются основные содержательные линии и место биологии в базисном учебном плане.

В разделе «Уровни предъявления содержания биологического образования» раскрывается базовое содержание образовательной области «Биология» (теории, законы, понятия, представления, факты, умения и навыки), которое должно быть усвоено всеми учащимися. Базовый уровень является нижней границей стандарта, основой для изучения предмета на повышенном и углубленном уровнях.

В разделе «Требования к подготовке учащихся» установлен перечень требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам учащихся по каждой из содержательных линий базового образования, как планируемых результатов обучения.

В разделе «Измерители и система контроля выполнения требований образовательного стандарта» характеризуется система контроля уровней достижений учащихся, а также приводятся образцы соответствующих измерителей результатов обучения.

 

Учебная программа

Учебная программа определяет примерное содержание каждой из изучаемых тем в виде перечня понятий, умений и навыков, которые необходимо сформировать у учащихся. Кроме того, программа определяет примерное количество учебных часов, выделяемых для изучения данного раздела, а также перечисляет обязательные в этом разделе лабораторные, практические работы и экскурсии.

 

Формы обучения

 

Преподавание школьной биологии традиционно основывается на двух основных формах – уроке и экскурсии.

 

Технологии обучения

 

Понятиетехнологии обучения (= педагогическая технология ) вошло в широкий обиход сравнительно недавно – уже в 90-е годы 20 века. В обиходном языке понятие «технология» означает совокупность методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В определениях же понятия «педагогической технологии», даваемых разными авторами, существует явный разнобой: это и «содержательная техника реализации учебного процесса» (Беспалько,1989), и «процессуальная часть дидактической системы» (Чошанов,1996), и «системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (Кларин,1989), и пр.

Рассмотрение существующих технологий обучения целесообразно начинать с традиционной поурочной объяснительно-иллюстративной технологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.004 с.)