Показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся



 

Уровень усвоения учебного материала Баллы Показатель оценки
Первый   Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала; нахождение правильных определений, формулировок при работе с текстом; повторение под руководством учителя отдельных фактов, операций и приёмов при проведении практических и лабораторных работ, экскурсий
  Различение изученного программного учебного материала; выполнение заданий на выписывание, перерисовывание изученных биологических объектов в тетрадь; оперирование отдельными разрозненными понятиями; несамостоятельное выполнение отдельных элементов практических и лабораторных работ, экскурсий
Второй   Фрагментарное воспроизведение программного учебного материала без осмысления связей между его элементами; неполные ответы на вопросы; выполнение заданий по образцу с существенными ошибками; выполнение и оформление фрагментов лабораторных и практических работ, экскурсий
  Воспроизведение большей части программного учебного материала с ошибками, исправляемыми при наводящих вопросах; выполнение заданий по образцу; выявление отдельных признаков, свойств биологических объектов, связей между ними, неполное выполнение и оформление заданий лабораторных и практических работ, экскурсий
Третий   Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала с несущественными ошибками; умение описывать природные объекты, проводить наблюдения, работать с определителями; выполнение заданий, решение задач; выполнение и оформление лабораторных и практических работ, отчётов по экскурсиям с несущественными ошибками
  Осознанное воспроизведение в полном объёме программного учебного материала; умение описывать и сравнивать природные объекты, проводить наблюдения, работать с определителями; самостоятельное выполнение и оформление заданий лабораторных и практических работ, экскурсий с выводами, построенными на воспроизведении и описании выполненных действий
Четвертый   Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок при выполнении заданий на поиск и объяснение биологических закономерностей; умение характеризовать, сопоставлять, классифицировать биологические объекты; самостоятельное выполнение и оформление заданий лабораторных и практических работ, экскурсий с выводами, построенными на объяснении наблюдаемых явлений и объектов
  Владение и оперирование программным учебным материалом; установление причинно-следственных связей на основе сравнения и анализа; умение характеризовать, анализировать, сопоставлять, классифицировать биологические объекты; самостоятельное, полное выполнение и оформление заданий лабораторных и практических работ, экскурсий с формулированием выводов
Пятый   Оперирование программным учебным материалом в частично изменённой ситуации; выполнение заданий на моделирование; наличие несущественных ошибок при выполнении заданий творческого характера; объяснение биологических явлений и закономерностей; выполнение заданий прикладного характера по темам лабораторных и практических работ, экскурсий с обоснованием и формулированием выводов
  Свободное оперирование программным учебным материалом в незнакомой ситуации; умение осознанно и оперативно переносить полученные знания для характеристики биологических объектов и явлений; выполнение заданий на моделирование; теоретического и прикладного характера по темам лабораторных и практических работ, экскурсий с обоснованием и формулированием выводов

Основные результаты учебной деятельности учащихся по распознаванию объектов изучения проявляются в их узнавании, обнаружении, способности их различия по существенным признакам и свойствам. (Из приведенного перечня укажите деревья: одуванчик, ива, тополь, ромашка, незабудка, сирень, клен, астра, дуб, тюльпан, черемуха.)

Овладение функцией описания проявляется в воспроизведении учащимися изучаемого материала, поиском и обнаружением связей между его различными объектами. Ученик способен провести осознанную классификацию и демонстрацию материала путем повествования, рассказа, выполнения задач и заданий по известным правилам или образцу. (Какие условия необходимы для прорастания семян?)

Функция объяснения заключается в раскрытии сущности объекта изучения и проявляется в установлении и обосновании закономерных связей, формулировании утверждений, демонстрации доказательств путем доводов и аргументов, логических выводов, выполнения различных заданий на основе известных правил, схем и алгоритмов. (Почему корневой волосок нельзя считать тканью?) Освоение учащимися процедуры объяснения свидетельствует о том, что они владеют и оперируют программным учебным материалом для решения познавательных и учебных задач, оформления результатов работы.

Сформированность преобразовательной функции проявляется не только в свободном владении и оперировании усвоенным учебным материалом различной степени сложности, но и в способности самостоятельно создавать алгоритмы для выполнения заданий и получать практические результаты, связанные с конкретной ситуацией, степень знакомства с которой может быть различной. (Могут ли корни растений не иметь корневых волосков? Ответ обоснуйте.) При этом распознавание, воспроизведение программного учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях характеризуются полнотой, осознанностью, системностью и прочностью.

Устный контроль

Устный контроль представлен многочисленными формами, из которых наиболее часто применимы:

1. Фронтальный опрос,

2. Индивидуальный опрос учащегося у доски, желательно с комментирова­нием ответа другими учащимися,

3. Взаимоопрос учащихся, в том числе и с элементами игры (один ряд спрашивает учащихся другого ряда и т.п.),

4. Индивидуальный (групповой) опрос на зачете,

5. Конкурс на лучший ответ,

6. Устная олимпиада и др.

Устный контроль способствует развитию речи учащихся, позволяет оперативно проверить знания, привлечь к осуществлению контроля самих учеников, хорошо сочетается с навыками практической работы. Поскольку при обучении биологии устный опрос учащихся является одним из основных методов контроля, к нему предъявляется ряд требований:

1. Всем формам устного контроля должна сопутствовать обстановка де­лового сотрудничества учителя и учеников, атмосфера взаимного до­верия и доброжелательности.

2. Выставлению отметок должна сопутствовать предельно понятная школьникам мотивировка каждой отметки.

3. Ученики должны иметь возможность исправить отрицательную от­метку.

4. Недопустимо вместо оценки знаний и трудолюбия учащегося давать оценку его моральным качествам.

5. Во время опроса должны быть заняты все дети класса, а не только опрашиваемые.

6. Не допускать реплик, которые бы заранее настраивали учащегося на плохой ответ.

7. Не использовать отметку в качестве дисциплинарного взыскания.

8. Не ставить несколько отрицательных отметок подряд (более 2) – это вызывает у уче­ника чувство обреченности и недоброжелательности по отношению к учителю. После выставления 2 отрицательных отметок необходимо предоставить ученику конкретную возможность для их исправления.

Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных знаний, но в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом явлении или объекте, умеют ли учащиеся обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. Метод индивидуального опроса позволяет выявить степень владения изученным материалом, умение формулировать, высказывать и аргументировать свои суждения. Важно использовать вопросы, требующие сравнения, установления причинно-следственных связей, основных признаков и свойств, формулировки выводов и обобщений.

К недостаткам устного контроля относят:

– ограниченные возможности контроля общеучебных умений и навыков,

– ограниченные возможности дифференцированного подхода к контролю (например, на качество ответа учащихся с замедленной реакцией может оказать влияние недостаток времени, отведенного для ответа),

– избыточное увлечение фронтальным опросом может повлечь формирование у учеников привычки к коротким однозначным ответам.

Общее количество вызванных для ответа учеников зависит от объема изучаемого материала и от работы, которую учитель наметил провести на уроке. В отдельных случаях проверка знаний как самостоятельный этап урока может вообще отсутствовать. Лучше не довести до конца один из элементов урока, чем скомкать весь урок, не сделав главного – изучения новых знаний и их закрепления.

Опрос на уроке необходимо производить по заранее подготовленным вопросам. Формулировка заданий должна быть обращена не только к памяти ученика, но и требовать понимания биологических явлений и процессов. В опрос также необходимо включать ранее изученный материал, логически связанный с темой урока и использовать его для подготовки к изложению нового материала; стремиться по возможности привлекать к ответу собственные наблюдения учащихся и выводы из этих наблюдений. Учитель не должен отвечать сам вместо ученика, пропускать ошибки учащихся, довольствоваться неполными, неточными ответами. Необходимо уметь на ходу углубить и направить опрос, добиться исчерпывающего ответа, одновременно не забрасывая ученика рядом вопросов, тем самым мешая ему собраться с мыслями. Недопустимо неверно оценивать ответ: заниженная отметка порождает у ученика чувство несправедливости, завышенная – роняет авторитет учителя.

Письменный контроль

Письменный контроль представлен достаточным разнообразием форм, среди которых наиболее распространены:

1. Упражнения, задания, в том числе тестовые, задачи, диктанты, письменные ответы на вопросы, содержащиеся в учебных пособиях, дидактических материалах,

2. Составление планов-конспектов, опорных схем, аналитических и обобщающих таблиц, диаграмм, схем, алгоритмов,

3. Оформление отчётов по результатам лабораторных опытов, практических работ, экскурсий,

4. Рефераты.

Очень перспективный и педагогически важный прием проверки – тест. Тест – это инструмент, который состоит из инструкции по его выполнению, системы тестовых заданий, соответствующих эталонов их выполнения и схемы для обработки и анализа результатов. Преимущества тестов достаточно велики. Во-первых, это более качественный и более эффективный способ оценивания, т.к. здесь используются стандартные процедуры проведения и контроля показателей качества по каждому из предложенных учащимся заданий. Во-вторых, тесты дают возможность оперативной коррекции знаний и умений учащихся по каждому элементу содержания обучения: ключевым понятиям, фактам, правилам, законам и т.п. При этом можно сравнивать сегодняшние и прежние успехи учеников, обученность различных групп учащихся. В-третьих, с помощью тестов за сравнительно небольшой промежуток времени можно охватить проверкой большой материал: темы, полугодия, учебного года. И, наконец, в тестах заключен большой интервал оценивания, т.е. он хорошо согласуется с поуровневым оцениванием по 10-балльной системе оценки учебных достижений учащихся. Это возможно за счет включения в тест как репродуктивных, так и эвристических заданий.

В тестах могут быть представлены задачи и задания различных уровней сложности, от простых до очень сложных, среди которых задания: с выбором ответа; бинар­ные (да или нет); на заполнение пропусков; со сво­бодно конструируемым ответом (являются наиболее трудными для учащихся) и др. Время ра­боты с тестом ограничено, но достаточно для выполне­ния всех или большей части заданий.

Существуют различные способы предъявления тестов учащимся:

1. На печатной основе. На отдельных листах или в брошюре помещены тестовые задания, по каждому из которых учащиеся фиксируют свои ответы.

2. С помощью компьютера. Здесь на каждый мони­тор в произвольной последовательности выдаются тестовые задания, но так, что в отведенное время каждый учащийся может получить их полный комплект.

3. Вербально. Учитель диктует вопросы или задания (продлить начатую им фразу, записать формулу, вычис­лить, изобразить графически и т.п.), а учащиеся фикси­руют свои ответы в тетради или на отдельном бланке.

4. На классной доске или в проекции на экран. Ответы учащиеся фиксируют на отдельном бланке или в тетради.

Каждый из выше перечисленных способов предъявления тестов имеет свои достоинства и недостатки. Например, два последних способа являются наиболее дешевыми, но менее удобными для восприятия учащимися. Вербальный тестовый контроль не учитывает темпа познавательной деятельности учащихся. Тест на печатной основе удобен для школьников, но требует затрат средств на бумагу и тиражирование материалов. Тестирование с использованием компьютера позволяет использовать интерактивный режим работы, а также дает возможность предварительной тренировки учащихся, просмотра ошибок и коррекции пробелов в знаниях и умениях.

К недостаткам письменных форм контроля относятся:

1. Ограниченные возможности в выявлении общеучебных умений и навыков, дифференциации заданий;

2. Нерациональная организация труда педагога при проверке результатов контроля, требующей дополнительных затрат времени;

3. Не происходит развития устной речи учеников;

4. Невозможность сочетать письменный контроль с проверкой практических навыков.

Однако по сравнению с устными формами письменный контроль представляет больше возможностей рациональной организации времени на уроке, позволяет более объективно оценивать учащихся, которые «теряются» при устном контроле, волнуются при ответе, и развивает навыки письменной речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.015 с.)