Краткий исторический очерк методики естествознания 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий исторический очерк методики естествознания



В Европе биологические знания стали вводиться в систему обучения еще в средние века в первую очередь в рамках подготовки врачей. Учащиеся медицинских школ и университетов получали знания в первую очередь из области анатомии человека и траволечения. Это стимулировало создание «анатомических театров», закладку ботанических садов и создание гербариев. Особенно широкое развитие эти процессы получили в 18 веке. В частности, с 1775 по 1781 гг. анатомический театр и ботанический сад существовали при Гродненской медицинской академии. Уже в 1778 г. в этом ботаническом саду насчитывалось около 2000 видов растений, его куратором был достаточно известный в те времена ботаник Ж.Э. Жилибер.

Со второй половины 18 века курсы естествознания стали вводиться в учебные планы школ и гимназий. На территории Российской империи, в состав которой в то время входила и Беларусь, в это время вышел первый учебник естествознания на русском языке - «Начертание естественной истории» В.Ф.Зуева (первое издание - 1786 г.). В предисловие к учебнику автор включил несколько методических рекомендаций - вести преподавание путем живого собеседования, закрепляя знания повторением, использовать наглядные пособия, учить детей распознавать и самостоятельно описывать натуральные объекты.

В 40-х годах 19 века появилась первая книга, посвященная методике преподавания естествознания. Ее автор, немецкий педагог Август Любен, предлагал преподавать биологические дисциплины по индуктивному принципу, обратил внимание на их развивающий потенциал.

С середины 19 в. усилилась тенденция разделения естествознания на ботанику и зоологию. Появились специальные учебники: «Краткая ботаника» И.И. Шиховского, «Руководство к зоологии» Ю.И. Симашко, и др. По сравнению с учебником В.Ф. Зуева, эти книги были «шагом назад», так как были перегружены фактическим материалом из морфологии и были слишком объемными (в учебнике Ю.И. Симашко было 500 страниц!). С резкой критикой сложившихся во второй половине 19 века традиций в преподавании естествознания в России выступил известный ботаник А.Н. Бекетов. Он вскрыл существенный недостаток учебников того времени - тенденцию описывать строение в отрыве от функции, - и пропагандировал индуктивную методику А. Любена.

В 70 - 80-е гг. 19 века А. Я. Герд основную задачу школьного курса естествознания сформулировал так: «привести учащегося к определенному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук», понимая под этим мировоззрением в первую очередь учение Ч. Дарвина об эволюции. А.Я. Герд предложил новую структуру школьного курса естествознания, согласно которой изучение ботаники, зоологии и строения человека в итоге подводило детей к пониманию истории развития органического мира и теории Дарвина. Особое внимание А.Я. Гердт уделял применению опытов и наблюдений за живыми объектами в школе, он же был пионером широкого внедрения в учебный процесс экскурсий.

В конце 19–начале 20 веков особую методику преподавания естествознания пропагандировал немецкий педагог Ф. Юнге. Он предложил оригинальную систему изучения естествознания не по предметам (зоология, ботаника и т.п.), а по «общежитиям природы» (лес, луг, пруд и др.). Такая система в сочетании с экскурсиями, прогулками на природе приобщала детей к природе, развивала наблюдательность. Первое время система Ф. Юнге нашла последователей, однако позже подверглась резкой критике из-за низкого уровня общебиологической подготовки детей и утратила популярность.

В первые десятилетия Советской власти на некоторое время школьная биология была по существу сведена к сельскому хозяйству. Так, в период обучения по так называемым комплексным программам (1923–1931 гг.) ведущей задачей преподавания была объявлена связь теории с практикой. Курсы ботаники и зоологии были отменены, природа рассматривалась как сырьевая база для производства, и весь материал был сгруппирован по т.н. «комплексам». Например, при изучении комплексной темы «Сельскохозяйственное сырье» школьники знакомились со строением тела коровы, курицы, рыбы, изучали лен, хлопок, шерсть и т. п. В теме «Империализм и борьба рабочего класса» изучали эволюционное учение.

В 1931 г. комплексные программы были отменены, но возврат к предметному преподаванию биологии произошел не сразу. С конца 1920-х гг. широкое распространение получил т.н. «метод проектов», по которому учащиеся должны были «обучаться в действии». Например, выполняя проект «вырастить цыплят», ученики должны были отыскать в справочной литературе информацию о породах кур, побеседовать со специалистом-зоотехником и рассчитать рационы, расписать технологию ухода и получить конкретный результат.

Наряду с этим, все это время ряд методистов продолжали отстаивать предметное преподавание естествознания. Благодаря их усилиям, с 1932 г. систематические курсы биологии в средней школе были восстановлены; система этих курсов в основе своей сохранилась по сей день («Ботаника», «Зоология», «Анатомия и физиология человека», «Эволюционное учение» - позже «Общая биология»).

Среди ученых – методистов естествознания советского периода в первую очередь следует назвать Б.Е. Райкова. Его книга «Общая методика естествознания» выдержала ряд изданий и не утратила интереса по сей день. С 1946 г. под его редакцией начал выходить специальный научно-методический журнал «Биология в школе». На его страницах находили и находят отражения как разработки ученых – биологов и методистов, – так и практический опыт учителей. (С середины 1990-х гг. аналогичный журнал – «Бiялогiя: праблемы выкладання» – начал выходить и в Беларуси).

Первая половина – середина 20 столетия в биологии знаменовалась рядом важнейших открытий, становлением и бурным развитием новых научных направлений (синтетическая теория эволюции, генетика и молекулярная биология, и др.), на принципиально новый уровень вышли представления об обмене веществ и энергетических процессах в клетке. Широкое распространение получили учения о биосфере, экосистеме и популяции. Все это стимулировало необходимость пересмотра и дополнения школьных программ. Именно в это время перед школьной биологией стала постепенно нарастать серьезная проблема урегулирования баланса между выделяемым на школьные предметы количеством учебных часов и нарастающим объемом изучаемого материала. К сожалению, важность этого не была в достаточной мере осознана, и с того времени проблема перегруженности школьных биологических курсов продолжает обостряться. В Беларуси эта проблема усугубляется еще и общей перегрузкой учебных планов из-за двух изучаемых языков (русского и белорусского).

К числу положительных явлений 1980-2000-х гг. в методике преподавания биологии нужно отнести усиление акцентов на личностный (в противовес предметному) подход в определении задач учебного процесса. Перед педагогами встала задача не столько обучать детей основам науки, сколько развивать личность ученика в процессе обучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.200.155 (0.005 с.)