Западно- европейское искусство cuii века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западно- европейское искусство cuii века.



Общая характеристика исторического развития стран Западной Европы. Кризис феодализма и развитие капиталистических отношений. Сложение крупных централизованных государств. Ранние буржуазные революции (Голландия, Англия). Появление и развитие национальных школ в искусстве. Разнообразие художественных стилей и направлений в искусстве XYII века - барокко, классицизм и реализм. Зарождение барокко в Италии и его распостранение в других странах Западной Европы. Связь барокко с феодально-католической реакцией и придворной культурой. Реалистическое искусство XYII века как проявление демократических тенденций в художественной культуре эпохи. Особенности реализма XYII века. Сложение системы самостоятельных жанров в живописи. Значение реалистического искусства этого периода для дальнейшего развития искусства. Классицизм XYIII века, его реалистическая основа.

Искусство Италии. Италия в конце XYI - XYII века. Экономический упадок, политическая раздробленность и испанское владычество. Формирование и развитие искусства барокко, его характерные особенности. Ведущая роль архитектуры. Церковное и дворцовое строительство. Городские ансамбли, загородные виллы с садами и парками. Стремление к грандиозным масштабам и декоративному единству. Синтез искусств в барокко. Особенности художественного языка: повышенная эмоциональность, напряженность и патетика, динамичность и живописность, усиление иррациональных элементов, стремление к иллюзии пространства. Монументальная и декоративная скульптура, стремление к материальной конкретности, использование реалистических изобразительных средств. Господство "высокого" искусства, мифологической и религиозной тематики. Ведущая роль Рима в формировании и распостранении искусства барокко.

Архитектура барокко. Джакомо делла Порта. (фасад церкви Иль Джезу как первый образец барочного фасада.) Франческо Борромини (церковь Сан Карло в Риме). Карло Мадерна. Изменение плана собора св.Петра. Развитие архитектуры виллы и парка (Палаццо Барберини в Риме, вилла д"Эсте в Тиволи).

Лоренцо Бернини (1598-1680) - крупнейший мастер итальянского барокко, многогранность его творчества. Ансамбль площади и собора св.Петра в Риме, Архитетурно-декоративные работы Бернини (сень под куполом собора св.Петра, кафедра св.Петра, Королевская лестница в Ватикане, фонтаны). Скульптура Бернини. Динамичное движение масс и эмоциональность образов. Стремление к торжественности и грандиозности. Принцип живописности в скульптуре, новое понимание материала. "Давид", "Аполлон и Дафна", "Экстаз св.Терезы". Бернини - родоначальник барочного скульптурного портрета (Людовик XIY). Соединение реалистических и барочных черт в портретах Бернини (кардинал Боргезе).

Живопись раннего барокко. Болонская академия братьев Карраччи. Идеалистическое истолкование художественного наследия искусства античности и Высокого Возрождения. Академическое направление в итальянском искусстве XYII века. Эклектичность как основа творческого метода академистов. Стремление к декоративности, идеализация образов. Творчество Аннибало Карраччи (монументальная и станковая живопись) и художников его круга (Гвидо Рени, Гверчино). Ро/спись галереи дворца Фарнезе и ее место в развитии монументально-декоративной живописи. Аннибале Карраччи и развитие идеализированного классического пейзажа. Монументально-декоративная живопись барокко (Пьетро да Картона, Гаули, Поццо). Особенности перспективного построения, иллюзия пространства, динамичность композиции, усиление живописных тенденций в плафонной живописи

Микеланджело да Караваджо (1573-1610) - глава реалистического направления в итальянской живописи XYII века. Демократические тенденции в творчестве Караваджо. Особенности живописной системы Караваджо, его отношение к свету. Жанровые произведения и натюрморт (²Вакх², "Юноша с лютней", "Корзина с фруктами"). Реалистическая трактовка религиозных сюжетов, обращение к народным типам ("Гадалка", "Призвание апостола Матфея", "Обращение Савла", "Успение Марии", "Распятие апостола Петра", "Положение в гроб"). Значение творчества Караваджо для европейского искусства XYII века.

Искусство Фландрии. Нидерландская революция CUII века и раздел Нидерландов. Подчинение Фландрии испанскому абсолютизму,Распостронение стиля барокко во Фландрии. Особенности фламандского искусства: сочетание барочной декоративности и реалистических тенденций, устойчивость местных реалистических народных традиций.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – глава фламандской школы живописи. Национальные истоки, высокий гуманизм и жизнерадостный характер его творчества. Разносторонний характер его деятельности. Рубенс – художник, гуманист, дипломат. Основные этапы развития его искусства, Реалистические и барочные черты в работах Рубенса. (“Персей и Андромеда”, “Похищение дочерей Левкиппа”, ”Пьяный Силен”, ”Вакханалия” и др.) Методы работы, роль мастерской Рубенса. Историческая живопись Рубенса, серия картин “История Марии Медичи”, монументально-декоративный характер работ и реалистическая полнокровность образов. Стремление выразить несокрушимость жизненных сил природы в пейзажах, сценах охоты (”Охота на кабана”, ”Пейзаж с радугой”). Значение пейзажей Рубенса в развитии реалистического пейзажа. Жанровые сюжеты в позднем творчестве Рубенса. Портреты Рубенса (“Автопортрет с Изабеллой Брандт”, “Соломенная шляпка”,”Портрет Елены Фурман с детьми”, ”Шубка”, ”Камеристка”, автопортреты, Парадные портреты). Роль Рубенса в формировании фламандской национальной школы живописи, Значение творчества Рубенса для мирового искусства.

Антонис ван Дейк (1599-1641) – мастер парадного аристократического портрета. Художественные особенности этого жанра. Рисунки и офорты художника. Влияние искусства Ван Дейка на формирование английской национальной школы живописи и на дальнейшее развитие европейского портрета.

Якоб Иорданс (1593-1678). Реалистический характер, народные истоки, демократизм сюжетов и типажей, Жанровая трактовка религиозных и мифологических сюжетов. Барочные тенденции в творчестве Иорданса, особенности композиционного и колористического решения его работ -“Сатир в гостях у крестьянина”, “Бобовый король”, “Король пьет”, “Четыре евангелиста”, “Воспитание Юпитера”, “Одисей в пещере Полифема”, “Поклонение пастухов” и др.

Адриан Броувер /Брауэр/ (1608-1638) и его значение в развитии жанровой живописи CUII века. Связь искусства Броувера с голландской школой. Бытовые сюжеты, их острота, психологической выразительности образов. Новаторство пейзажей Броувера.

Франс Снейдерс (1579-1657) – крупнейший мастер европейского натюрморта. Реалистические основы его творчества, декоративный характер, колористическое богатство, своеобразие композиции его работ. ²Лавки²Снейдерса.

Искусство Голландии. Особенности социально-экономического развития Голландии, победа нидерландской революции в северных штатах и образование буржуазной республики, Кальвинизм и его роль в голландской культуре, отсутствие предпосылок для развития придворного и церковного искусства. Демократизация голландской культуры первой половины CUII века, преобладающее значение в ней станковой живописи. Реалистический характер и жанровое многообразие голландской живописи (портрет, жанр, пейзаж, интерьер, натюрморт). Развитие изобразительных средств живописи, передача свето-воздушной среды, света и материальности предметного мира. Значение рисунка и офорта в творчестве голландских художников. Особое место голландской живописи в европейском искусстве CUII века.

Франс Хальс /Гальс/ (ок.1580-1666) – крупнейший мастер реалистического портрета. Новаторство Хальса в области группового портрета и эволюция группового портрета в творчестве Хальса (“Групповой портрет стрелков роты св.Георгия”, “Групповой портрет стрелков роты св.Адриана”, “Регенты госпиталя св.Елизаветы”, “Регентши приюта престарелых”), демократизм народных портретов и полуфигурных жанровых композиций (“Цыганка”, “Мальчик с лютней”, “Шут”, “Мулат”, “Рыбак, играющий на скрипке” и др. Характерные особенности портретов Хальса. Живописные приемы Хальса. Значение творчества Хальса для развития голландского портрета.

Рембрандт ван Рейн (1606-1669) – крупнейший мастер голландского искусства CUII века и великий художник-реалист западно-европейского искусства. Демократическая направленность творчества Рембрандта, психологизм образов. Основные этапы творчества. Ранний период: влияние барокко и живописной системы Караваджо. Портреты и мифологические композиции 1630-х годов (“Урок анатомии доктора Тульпа”, “Автоппортрет с Саскией на коленях”, портрет Саскии, “Флора”, “Жертвоприношении Авраама”, “Похищение Ганимеда”, “Даная” и др.) Художественный метод Рембрандта. “Ночной дозор”. 1640-е годы: разрыв художника с буржуазной средой и поиск нового героя, интерес к философским и психологическим проблемам (“Давид и Ионафан”, “Святое семейство”).1650—1660-е годы – поздний период творчества – психологическая глубина образов, глубокий жизненный смысл. Особенности живописной системы Рембрандта, интенсивность и эмоциональная насыщенность колорита, выразительность и красота живописной фактуры. Поздние портреты (“Старушка”, “Портрет старика в красном”, “Портрет жены брата”, “Читающий Титус”, портреты Хендрикье Стеффельс) и картины на библейские темы (“Давид и Урия”, “Аман, Эсфирь и Артоксеркс” и др.) Морально-этическая проблематика в позднем шедевре мастера “Блудный сын”. Рисунки и офорты Рембрандта. Значение художественного наследия Рембрандта.

Ян Вермеер Дельфтский (1632-1675). Созерцательность и лиризм его образов, тонкая передача оттенков настроения, живописные приемы, мастерство в передаче света и фактуры материалов, особенности композиций и пространвтенных построений. Жанровые картины, портреты, пейзажи Вермеера,

“Малые голландцы”. Камерный характер их творчества, небольшой размер картин, тонкость письма, выразительность малых деталей, красота световых и цветовых нюансов, ощущение уюта, единения людей в пейзажной среде или интерьере. Эволюция жанровой живописи. Адриан ван Остаде (1610-1685) – мастер крестьянского жанра. Влияние творчества Броувера на ранние произведения Остаде (“Драка”). Добродушный юмор, поэтичная созерцательность, идеализация крестьянской жизни в поздний период творчества (“Деревенский кабачок”, “Деревенские музыканты”, “В мастерской художника”), Ян Стен (1626-1679), повествовательные, сатирические и морализующие тенденции в его творчестве. Жанровые произведения Питера де Хоха, Герарда Терборха, Габриэля Метсю, Карела Фабрициуса.

Голландский пейзаж. Особенности композиции и тональности голландского пейзажа, Ян ван Гойен. Сочетание реалистических и романтических тенденций в творчестве Якоба Рейсдаля (1628-1682). Эмоциональная насыщенность его пейзажей (“Вид деревни Эгмонд”, “Лесное болото”, “Еврейское кладбище”). Мейндерт Гоббема (“Аллея в Миддельхарнисе”, “Лес”, “Водяная мельница”), Пауль Поттер – создатель голландского анималистического жанра.

Голландский натюрморт. Развитие жанра, изображение мира вещей в их связи с жизнью человека, разработка тонально единой композиции в наттюрморте первой половины CUII века (“Завтраки” Питера Клааса, Виллема Хеды). “Десерты” и аллегорические натюрморты второй половины (Абрахам ван Бейерен, Виллем Кальф).

Значение голландского искусства CUII века на развитие реалистического искусства Западной Европы.

Искусство Испании. Особенности исторического развития Испании. Испанский монархизм и католическая церковь. Общая характеристика испанского искусства CUII века. Расцвет испанской живописи, влияние на нее искусства итальянского барокко. Народные истоки и демократизм творчества крупнейших испанских художников.

Архитектура и скульптура Испании конца CUI-CUII века, Эррера (1530-1597) – Эскориал. Декоративизм и пышность испанского барокко, влияние восточных мотивов в архитектуре Испании. Раскрашенная деревянная скульптура, реализм, повышенная эмоциональность, народный характер образов.

Живопись Испании CUII века. Роль готики и нидерландской живописи в формировании испанского национального искусства, итальянское живопись CUI века и развитие придворного искусства Испании. Маньеризм в искусстве Испании CUI века. Эль Греко (1541-1614). Поздневизантийские традиции и влияние веницианской школы в творчестве Эль Греко. Особенности композиционного и колористического решения произведений художника, деформация формы и колорит как средства эмоциональной выразительности, мистицизм образов. Декоративность барокко и яркий реализм “Святой Маврикий“, “Святой Мартин и нищий“, “Погребение графа Оргаса“, “Толедо в грозу“, “Апостолы Петр и Павел“. Портреты Эль Греко. Трагизм и психологическая выразительность образов. Реалистические тенденции в творчестве художника. Портреты инквизитора Ниньо де Гевара и поэта Ортенсио Парависино. Поздние произведения Эль Греко. “Снятие пятой печати“, “Лаокоон“.

Хосе Рибера (1591-1652) – родоначальник испанской реалистической живописи. Влияние Караваджо на творчество художника. Народные типы, жизненная убедительность в трактовке религиозных образов и сюжетов. “Мученичество святого Варфоломея“, “Святой Иероним“, “Святой Онуфрий“. Сочетание приемов парадного портрета и жанра (“Хромоножка“). Поэтичность женских образов. “Святая Инесса“. Графика Риберы.

Франсиско Сурбаран (1598-1664). Реалистическая достоверность, конкретность образов монументальных религиозных композиций. Лаконизм и пластическая выразительность художественного языка Сурбарана, особенности колорита. Портрет и натюрморт в его творчестве.

Диего Веласкес (1599-1660) – крупнейший испанский художник, великий реалист CUII века. Ранний (севильский) период его творчества, влияние караваджизма, “бодегонес“ Веласкеса (“Завтраки“, “Водонос“). 1620-е годы в творчестве Веласкеса. Изменение живописной манеры, тонкость и богатство колорита, мягкость светотени. Реалистическая жанровая трактовка мифологических сюжетов. “Вакх“, “Кузница Вулкана“. Ранние портреты Веласкеса (портрет Филиппа IU). Расцвет творчества художника в 1630-40-е годы, его многообразие и основные черты. Реализм исторической картины “Сдача Бреды“, морально-этический смысл, психологическое раскрытие темы. Парадные портреты Веласкеса,значение пейзажа в портретах художника. Гуманизм Веласкеса, утверждение духовной красоты и достоинства простого человека. “Менипп“, “Эзоп“, портреты шутов. Позднее творчество Веласкеса. “Менины“, “Пряхи“, “Венера с зеркалом“. Портреты инфант. “Портрет Иннокентия C“-пример наивысшего расцвета портретного искусства художника. Значение творчества Веласкеса.

Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682). Жанровая и религиозная живопись.Тонкость колорита, свето-воздушные эффекты, поэтичность образов его произведений.

Искусство Франции. Экономическое и политическое положение Франции в первой половине CUII века. Прогрессивная роль французского абсолютизма и рост национального самосознания. Культура Франции CUII века, расцвет философии, литературы и изобразительного искусства. Переходный характер архитектуры первой половины века.

Новый этап в развитии национальной школы живописи. Влияние итальянского барокко на придворно-аристократическое искусство Франции. Симон Вуэ.

Реалистическое направление во французском искусстве первой половины CUII века. Тематическое разнообразие графики Жака Колло (жанр, военные сюжеты, пейзаж). Эпический характер произведений Жоржа де Латура (1593-1652). Влияние Караваджо на творчество художника, особенности живописной системы. Жанровые и религиозные произведения - “Игра в карты“, “Новорожденный“, “Мария Магдалина“, “Святой Себастиан“, “Автопортрет“ и др.. Развитие “крестьянского жанра“ в творчестве братьев Ленен. Живописное мастерство крупнейшего реалиста Франции CUII века Луи Ленена (1593-1648). Воспевание патриархального быта - “Трапеза крестьян“, “Посещение бабушки“, роль пейзажа в его произведениях - “Остановка всадника“, “Семейство молочницы“. Утверждение моральной и художественной ценности простого человека в произведениях Ленена, простота и жизненная правдивость образов, монументальная трактовка жанровых сцен.

Влияние рационалистической философии Декарта на формирование мировоззрения классицизма. Никола Пуссен (1594-1665) – родоначальник и крупнейший представитель классицизма в искусстве Франции CUII века. Роль античности и итальянского искусства эпохи Возрождения в формировании искусства Пуссена. Разработка строго организованной, математически выверенной рассудочной композиции, четкое деление пространства на планы, использование в построении композиции приемов римского рельефа, преобладание линейно-пластического начала над колористическим. Новое понимание цвета. Поиски гармонии и героизма в образе человека и природы. Утверждение воспитательного значения искусства, выражение глубоких морально-этических проблем в произведениях Пуссена. Религиозная, мифологическая и историческая живопись Пуссена - “Битва“, “Смерть Германика“, “Танкред и Эрминия“, “Парнас“, “Аркадские пастухи“. “Царство Флоры“, “Великодушие Сципиона“, “Эсфирь перед Артоксерксом“. Классический (“исторический“ или “героический“) пейзаж в творчестве Пуссена, значительность и монументальность образов природы, их героический характер - “Пейзаж с Полифемом“, “Пейзаж с Геркулесом и Какусом“, пейзажный цикл “Времена года“. “Автопортрет“ Пуссена. Значение творчества Пуссена в европейском искусстве.

Новое содержание классического пейзажа в творчестве Клода Лоррена (1600-1682). Лирическое настроение, элегический характер его пейзажей. Идеальные образы природы, внимание к передаче световоздушной среды, эффекты освещения в его произведениях. Большая композиционная свобода при сохранении классицистической схемы, мягкость живописной манеры, гармоничность колорита с объединяющей ролью светотени – основа его художественного языка - “Утро“, “Полдень“, “Вечер“, “Ночь“, “Утро в гавани“, “Похищение Европы“ и др.Влияние Лоррена на развитие европейского пейзажа.

Французская архитектура второй половины CUII века. Завершение централизации французского государства. Господство классицизма – придворного, официально признанного направления в искусстве. Утверждение Королевской Академии живописи и скульптуры. Расцвет и ведущее значение архитектуры в означенный период и основание Академии архитектуры. Дворцовое строительство. Ансамбль дворца и парка в Версале (Луи Лево, Андре Ленотр и Жюль Андруэн Мансар). Строгость архитектурных форм, организующая роль классического ордера. Богатство декоративного убранства интерьеров. Восточный фасад Лувра (Клод Перро) – пример Большого стиля эпохи.

Живопись. Шарль Лебрен как глава официального придворного искусства. Риго и Ларжильор – крупнейшие мастера придворного парадного портрета.

Расцвет скульптуры Франции во второй половине CUII века. Развитие декоративной садово-парковой скульптуры (Франсуа Жирардон). Скульптурный портрет. Пьер Пюже (1620-1694), реалистические устремления в его творчестве. Трагический пафос. Жизненная выразительность и монументальность его работ (“Атланты“, “Милон Кратонский“, “Геркулес“).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.016 с.)