Раннехристианское искусство и искусство Византии. Западно-европейское искусство средних веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раннехристианское искусство и искусство Византии. Западно-европейское искусство средних веков



 

Эгейское искусство.

Исторические особенности эгейской культуры, ее связь с традициями Египта и Месопотамии. Крит и Микены - основные центры эгейской культуры. Архитектура Крита. Кносский дворец, особенности планировки, многоэтажность, размеры, открытый характер, система освещения. Критская керамика (ваза с осьминогом). Живопись Крита. Тематика, композиционное и колористическое решение ("Дамы в голубом", "Акробаты с быком", "Парижанка", "Дельфины и рыбы", "Царь-жрец"). Прикладное искусство (кубок из Вафио) и мелкая пластика ("Богини со змеями"). Художественная культура древних Микен. Принципиальное отличие микенской архитектуры от архитектуры Крита. Крепостной характер сооружений Микен и Тиринфа (цитадели, гробницы, мегарон и его дальнейшее развитие). Мегарон - прообраз греческого храма. "Львиные ворота" в Микенах, "Сокровищница Атрея" как пример крепостной и погребальной архитектуры. Особенности керамики и мелкой пластики. Меч и кинжалы с изображением сцены охоты, золотая маска Агамемнона из "Сокровищницы Атрея". Влияние крито-микенской культуры на развитие греческой культуры.

 

Искусство Античной Греции.

Основные этапы развития античного искусства. Античная демократия и греческое искусство. Роль мифологии в развитии греческого искусства. Искусство Гомеровской Греции (IX-YIII вв. до н.э.). "Геометрический стиль" в вазописи Гомеровского периода. Мелкая пластика. Дипилонские сосуды.

Греческая архаика (YII-YI вв. до н.э.). Сложение рабовладельческого строя в Греции, формирование городов-государств. Использование достижений восточной культуры в период формирования основных принципов греческого искусства, их творческое переосмысление и создание новых художественных форм. Особенности древнегреческой архитектуры. Понятие ордера, его конструктивная и художественная функции. Ордера: дорический, ионический, коринфский. Основные типы греческих храмов. Появление классического греческого храма - периптера. Гуманистический характер греческой архитектуры, ее связь с окружающей средой. Эволюция архаической скульптуры. Типы статуй, их характерные черты - отсутствие динамики, (статуи куросов и кор). Стремление к передаче движения - коры с Афинского Акрополя. Синтез искусств в греческом храме. Скульптура фронтонов. Древнегреческая живопись. Вазы "коврового" и чернофигурного стилей.

Греческая классика (Y-IYвв. до н.э.) - расцвет афинской демократии и подъем греческой культуры. Архитектура и скульптура ранней классики, развитие периптера, утверждение принципов античного реализма (скульптура фронтона храма Зевса в Олимпии, "Дельфский возничий", "Посейдон", рельефы "Афина", "Рождение Афродиты", появление скульптурной группы "Тираноборцы"). Проблема передачи движения и направленного действия в скульптуре. Творчество Мирона ("Дискобол"). Совершенствование композиционных решений скульптурной группы, принцип взаимоуравновешенных и противоположно направленных движений ("Афина и Марсий") Афина - идеал прекрасного женского образа. "Канон" Поликлета, прием "хиазма" как средство гармонического сочетания покоя и движения в скульптуре ("Дорифор", "Диадумен", "Раненая амазонка"). Воплощение в скульптуре древнегреческого идеала физического и духовного совершенсва человека.

Искусство высокой классики (третья четверть Y в. до н.э.). Победоносное завершение греко-персидских войн, рост полисов, ведущая роль Афин. Господство в искусстве героических гражданских идеалов. Архитектура. Ансамбль Афинского Акрополя - высшее достижение греческого синтеза искусств. Новый принцип планировки - принцип свободного равновесия. Взаимодействие ансамбля с окружающей средой. Социальные функции Акрополя. Пропилеи, храм Ники Аптерос, Эрехтейон. Парфенон (зодчие Иктин и Калликрат) - классический образец древнегреческого храма, соединение в нем всех достижений греческого искусства. Скульптура. Фронтоны, метопы и фриз Парфенона ("Кефал", "Мойры"). Фидий и скульпторы его круга. Соединение гуманистического идеала с совершенной пластической формой. Статуя Афины Парфенос, Афины Промахос, Зевса Олимпийского. Аттические надгробия и греческий идеал умеренного проявления чувств. Принципы искусства высокой классики в краснофигурной и белофонной вазописи.

Искусство поздней классики (к.Y-IY вв. до н.э.). Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского. Утрата гражданских идеалов высокой классики, рост индивидуалистических тенденций в искусстве. Архитектура. Усыпальница Кария Мавсола в Галиканнасе. Скульптура. Великие мастера позднеклассического периода. Творчество Скопаса. Мастерство в передаче мимики, драматического состояния модели ("голова раненого воина", "Менада"). Новое пространственное решение рельефа - развертывание движения в глубину и на зрителя (рельеф Галикарнасского мавзолея "Битва греков с амазонками"). Утонченность стилистики Праксителя, его стремление передать прекрасный гармонический образ человека в новых жизненных условиях ("Гермес с Дионисом", "Афродита Книдская"). Возврат к традициям высокой классики в творчестве Лисиппа и Леохара. Изменения канона в пропорциях фигуры человека, утверждение принципов круглой скульптуры (портреты Александра Македонского, "Апоксиомен", "Отдыхающий Гермес", "Геракл, борющийся со львом", "Аполлон Бельведерский").

Искусство эпохи эллинизма (III-I вв. до н.э.). Падение и распад империи Александра Македонского. Упадок старых эллинистических центров и расцвет новых - на Востоке. Распостранение греческой культуры, взаимовлияние греческого искусства и искусства восточных цивилизаций. Художественные школы эллинизма (афинская, александрийская, пергамская и родосская). Противоречивый характер этого периода. Отражение драматизма эпохи в культуре и искусстве. Градостроительство. Возрождение монументально-героического искусства ("Ника Самофракийская"), развитие классических традиций ("Афродита Милосская"). Культ колоссального ("Колосс Родосский") в сочетании со стремлением к камерности и интересом к быту (терракотовые статуэтки из Танагры). Стремление к патетике, внешним эффектам, виртуозности исполнения у родосских мастеров ("Лаокоон", "Фарнезский бык"). Новые черты эллинистической скульптуры в рельефах Пергамского алтаря. Величественные образы гигантов и богов, пластика и драматизм сюжета, использование эффектов контраста света и тени в горельефе для усиления эмоционального воздействия. Образы галлов ("Раненый галл", "Галл, убивающий свою жену"). Проблема передачи переживаний человека в эллинистическом портрете (статуя Демосфена). Эллинистические камеи, высокое мастерство, филигранная техника исполнения.

 

Искусство Древнего Рима.

Общая характеристика, периодизация. Этрусское искусство, особенности художественного творчества. Архитектура (храмы, гробницы), монументальная живопись и вазопись. Скульптура, прикладное искусство. Влияние этрусского искусства на культуру Древнего Рима.

Объединение Италии под властью Рима. Сходство и различие римской и греческой культур. Искусство Римской республики (конец YI-конец I вв. до н.э.), его особенности. Принципы римской архитектуры, ведущая роль гражданской архитектуры (мосты, акведуки, виллы, театры, термы). Римский форум. Система римских архитектурных ордеров. Развитие новой строительной техники, изобретение бетона, арка, своды (крестовый, цилиндрический, коробовый), купол. Культ предков и его влияние на развитие римского портрета. Статуи ораторов. "Капиталийская волчица".

Завоевания Рима в III - I в. до н.э., образование Римской империи. Храм в Ниме - римский вариант периптера. Круглый храм в Тиволи. "Алтарь мира". Эволюция жилой архитектуры: дом с атриумом, дом с перистильным двориком. Декоративное убранство дома: росписи, мозаика, скульптурный декор. Техника римской монументальной живописи. Четыре стиля в живописи Помпей. Скульптурный портрет времен императора Августа, его отличие от портретов республиканского периода. Парадный портрет, особенности трактовки и образного решения. Статуя Августа, портрет Ливии. Камерный римский портрет. Искусство Римской империи I - III вв. н.э. Особенности экономического и политического развития. Архитектура. Постановка градостроительных проблем. Строительство форумов, общественных и дворцовых сооружений, отражающих рост могущества Римской империи. Использование греческого ордера в качестве декора, сочетание его с арками. Колизей и Пантеон - вершины римского строительного искусства. Триумфальные мемориальные сооружения Древнего Рима - новая форма архитектуры. Триумфальные арки, колонна Траяна. Эволюция римского скульптурного портрета. Развитие реалистических тенденций в римском портрете. Портреты Нерона, императора Виттелия. Острохарактерный реалистический портрет времени Северов. "Портрет императора Каракаллы". Римская монументальная скульптура, ее развитие, особенности, отличие от греческой. Конный памятник Марку Аврелию. Рельефы колонны Траяна. Особенности римского рельефа и его эволюция. Римская мозаика.

Искусство римских провинций. Ансамбли Баальбека и Пальмиры. Взаимодействие римских, эллинистических и местных традиций в культуре римских провинций. Фаюмский портрет.

Искусство Римской империи IY - Y вв. н.э. Изменение формы римского государства по типу восточных деспотий. Архитектура. Базилика Максенция. Планировка, конструкция, характерные особенности. "Базилика св.Павла за стенами". Особенности планировки и декоративного убранства центрических храмов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.130.41 (0.008 с.)