Русское искусство cuIII века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русское искусство cuIII века



 

Древнерусское искусство.

Национальное своеобразие русской художественной культуры. Многообразие художественного наследия русского народа. Периодизация русского искусства.

Образование и расцвет Киевского государства в C-CI веках. Международные связи Киева. Принятие и распространение христианства на Руси, его роль в политическом, экономическом и культурном развитии государства. Византийские традиции и народные основы древнерусского искусства. Архитектура Киевской Руси. Крепостное зодчество Золотые ворота в Киеве. Первые каменные церкви. Собор святой Софии Киевской (1017-1037). Ее план и художественное решение, своеобразие архитектурного образа: многокупольность, пирамидальность построения. Хоры и убранство интерьера. Монументальная живопись Древнего Киева. Мозаики и фрески Софии Киевской. Светские и бытовые сюжеты, богатство орнаментов. Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря. "Дмитрий Солунский" - воплощение представлений о народном воине-герое. Развитие иконописи на Руси. Византийская икона "Владимирская Богоматерь", ее место и роль в русской художественной культуре. Распад Киевской Руси на независимые феодальные княжества. Формирование и развитие местных художественных школ, сочетание в них художественных традиций древнего Киева с местными особенностями.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества CII-CIII веков. Особенности экономического и политического устройства Владимиро-Суздальского княжества. Архитектурное своеобразие каменного зодчества Владимира.. Черты византийской и романской архитектуры в соборах Владимира. Успенский собор (1158-1161), особенности планировки и архитектурного решения. Развитие типа одноглавого четырехстолпного храма. Церковь Покрова на Нерли (1165). Планировка, характеристика архитектурного образа, декор. Связь архитектуры с пейзажем - характерная особенность древнерусского зодчества. Крепостное строительство: "Золотые ворота" (1164). Ансамбль в Боголюбово (1165-1168) - древнейший пример русского дворцового зодчества. Княжеский Дмитриевский собор (1194-1197). Сочетание конструктивного и декоративного начала в Дмитриевском соборе. связь его рельефов с народным искусством. Религиозная тематика и языческие мотивы в скульптурном декоре. Художественное своеобразие владимиро-суздальской иконы, монументальность образов (Ярославская Оранта, Дмитрий Солунский и др.). Изысканность и утонченность цветовой гаммы.

Искусство Новгорода в CI-CIII веках. Общественный строй в Новгороде, образование феодально-аристократической республики. Своеобразие новгородской культуры. Простота, сила и суровость - характерные черты новгородского искусства. Новгородский Кремль. Собор святой Софии Новгородской (середина CI в.). Особенности архитектурного решения. Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119-1140). Особенности развития небольшого четырехстолпного однокупольного храма. Церковь Спаса Нередицы (1198). Монументальная живопись Софии Новгородской, ее особенности. Развитие и переосмысление византийских художественных традиций русскими мастерами. Принцип расположения на плоскости стены, стремление к большей повествовательности, жизненная достоверность сцен и образов, Особенности колорита. Новгородская школа иконописи и ее особенности. Лаконизм и монументальность решений, строгость и простота образов, звучность и чистота колорита.

Искусство Древней Руси в период татаро-монгольского завоевания. Борьба Новгорода с немецкими рыцарями. Экономический расцвет Новгорода в конце CIII-CIU веках. Обострение социальных противоречий, развитие ересей. Формирование городской культуры. Роль купцов и посадских людей в формировании архитектурного облика города. Церковь Успения на Волотовом поле (1352). Новый тип церковной архитектуры с восьмискатным перекрытием (вторая половина CIU в.). Церкви Федора Стратилата (1361) и Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Гражданская архитектура Новгорода.

Политический строй Пскова в CIU-CU веках. Расцвет архитектуры. Четырехстолпные и бесстолпные храмы Пскова. Церковь Василия на Горке (1413). Ступенчатая конструкция сводов. Псковские звонницы. Гражданская архитектура Пскова..

Живопись Новгорода и Пскова в CIU-CU веках. Расцвет монументальной живописи. Фрески церкви Успения на Волотовом поле, черты реализма, теплота и одухотворенность образов, стремительное движение. Широкая и смелая живописная манера, особенности колористического решения. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378), повышенная эмоциональность и экспрессивность образов Феофана Грека, лаконизм композиционного и колористического решения, свобода и виртуозность рисунка и живописного мазка. Влияние творчества Феофана Грека на дальнейшее развитие русского национального искусства. Новгородская иконопись, фольклорный характер, усиление повествовательности, отражение исторических событий. Особенности колорита. Псковская иконопись, ее связь с новгородской школой и своеобразие трактовки образов и колорита.

Искусство Москвы в CIU CU1 веках. Ведущая роль Москвы в борьбе с татаро-монголами и в образовании русского централизованного государства в конце CU века. Общенародный подъем и рост национального сознания, формирование общерусской культуры и искусства. Центральная роль московской художественной школы.

Архитектура. Связь с владимиро-суздальскими традициями. Создание нового типа московского храма. Успенский собор в Звенигороде (ок.1399). Собор Андроникова монастыря в Москве (1410-1427). Строительство и перестройка Московского Кремля. Архитектурный ансамбль Соборной площади. Успенский собор (1475-1479), история строительства и значение в жизни русского государства. Использование Аристотелем Фьораванти традиций новгородской и владимирской архитектуры. "Палатный" характер архитектурного образа (монолитность объема, новое решение внутреннего пространства). Благовещенский собор (1484-1489), его назначение, особенности композиции и декора. Архангельский собор (1505-1509) Алевиза Нового. Характеристика архитектурного образа, ренессансные влияния в оформлении фасадов собора. Использование русской традиции в решении интерьера. Грановитая палата (1487-1491) Марко Руффо и Пьетро Солари. Новая форма конструкции, огромное внутреннее пространство, декоративное решение фасада. Колокольня Ивана Великого и ее роль в архитектурном ансамбле Кремля.

Живопись. Основные характерные черты московской художественной школы. Развитие и идейно-композиционное значение иконостаса на Руси. Основные чины русского иконостаса. Работы Феофана Грека в Благовещенском соборе Московского Кремля. Иконы Деисусного чина. "Донская Богоматерь", "Преображение". Творчество Андрея Рублева (ок.1370-ок.1430) - величайшего художника Древней Руси. Гуманизм Рублева, одухотворенность его образов, совершенство композиции, богатство и звучность цветовой гаммы его произведений. Монументальная живопись, иконы, миниатюра (работы в Благовещенском соборе Московского Кремля, в Успенском соборе города Владимира, в церкви Успения в Звенигороде, миниатюры Евангелия Хитрово). "Троица" - идеи единения, мира, любви. Значение творчества Андрея Рублева в развитии русской культуры. Творчество Дионисия (ок.1440-ок.1506), главы Московской живописной школы второй половины CU века. Преломление византийских традиций и достижений русских художников, прежде всего, Андрея Рублева, в иконописи и монументальной живописи (фрески Ферапонтова монастыря) Дионисия. Торжественность, праздничность и изысканность живописной системы Дионисия.

Русское искусство CUI века. Быстрый экономический и политический рост Русского государства. Дальнейший расцвет русской художественной культуры. Каменное строительство Москвы. Оборонительные сооружения. Радиально-кольцевая планировка города. Строительство монастырей-крепостей в Москве и за ее пределами. Художественное значение крепостных сооружений CUI века. Создание нового типа башнеобразного храма-памятника. Связь каменного зодчества с деревянной архитектурой. Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Динамичность архитектурного решения, связь с пейзажем. Воплощение идеи величия и силы в архитектурном образе церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (1547). Собор Василия Блаженного (1554-1560)- новый тип мемориального храма. Архитекторы Барма и Постник. Отход от традиций культового зодчества, композиционные особенности, декоративное решение. Живопись. Появление новых тем, повествовательный характер, обращение к притчам и т.п. Интерес к сложным аллегорическим композициям. Икона "Церковь воинствующая" - памятник победы над Казанским Ханством. Появление светских мотивов в иконе и миниатюре. Строгановская школа живописи (конец CUI-начало CUII веков). Многофигурность, миниатюрный характер, орнаментальность и декоративность строгановских икон. Значение искусства CUI века для дальнейшего развития русского искусства.

Русское искусство CUII века. CUII век - последний этап русского феодального средневековья. Национальный подъем, рост активности народных масс, Польско-шведская интервенция и борьба с нею, обострение классовых противоречий. Крестьянские войны под руководством Ивана Болотникова и Степана Разина. Рост ремесла и развитие торговли. Своеобразие культуры 17 века. Возрастающее значение светского начала в искусстве, усиление роли народных художественных традиций, декоративность, красочность, праздничность произведений искусства. Оружейная палата и ее роль в развитии русского искусства CUII века.

Создание общенациональной архитектурной школы. Три периода развития архитектуры в CUII веке, их особенности. Шатер в русской архитектуре CUII века. Русская гражданская и крепостная архитектура. Теремной дворец в Московском Кремле. Распространение светских архитектурных форм на церковное зодчество, светский характер декоративности и пышности архитектурных решений. Монастырские трапезные залы. Новое решение пространства, особенности декоративного убранства. Зодчество Ярославля. Архитектура Москвы конца CUII века. "Нарышкинский стиль". Церковь Покрова в Филях. Колокольня Новодевичьего монастыря. Смешанный характер архитектуры. Крутицкий теремок. Строгановская церковь Рождества Богоматери в Нижнем Новгороде. Сухарева башня - пример светской архитектуры этого периода. Постепенное преодоление отрыва русского зодчества от архитектуры Западной Европы, разнообразие типов и образов архитектурных сооружений.

Изразцы и белокаменная резьба в древнерусской архитектуре и интерьере. Изменение композиций и цветового решения в изразцах в зависимости от эпохи. Расцвет производства изразцов. Техника изготовления.

Живопись. Постепенный отход от иконописных традиций, попытки реалистического отображения действительности. Освоение живописного пространства, привнесение в иконопись элементов линейной и воздушной перспективы, светотени, Изображение реальной архитектуры, реального пейзажа. Московская школа живописи и ее связь с живописными приемами строгановской школы. Творчество Симона Ушакова (1626-1686). Его деятельность в Оружейной палате. Эстетические взгляды и теоретические труды Симона Ушакова. Новые приемы реалистической трактовки образов, применение светотеневой лепки объема. Икона "Насаждение древа государства Российского", ее идейно-политический смысл.. Значение творчества Симона Ушакова как художника переходного периода. "Парсуны" - первые портретные изображения в русской живописи. Усиление светских и реалистических тенденций в живописи второй половины - конца CUII века. Монументальная живопись. Основные черты. Фрески Ярославля. Светский характер трактовки религиозных сюжетов, изображение деятельности человека, животных, природы, архитектуры. Исторические сказочные сюжеты, Декоративно-орнаментальное, "ковровое" композиционное решение росписей.

Русский лубок.

Прикладное искусство Древней Руси, тесная связь его с народным творчеством. Большое разнообразие отраслей прикладного искусства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.007 с.)