Западно-европейское искусство cic - cc веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западно-европейское искусство cic - cc веков



 

Утверждение капитализма в странах западной Европы. Обострение социальных противоречий. Связь искусства с революционным движением и народно-освободительными войнами. Воздействие на развитие искусства передовой общественной мысли. Понятие о двух культурах в буржуазном обществе и значение их борьбы для развития демократического искусства. Зарождение критического реализма. Отражение в искусстве жизни во всей ее многогранности и противоречивости. Последовательное развитие искусства через романтизм к расцвету критического реализма второй половины CIC века. Формирование живописной системы импрессионизма. Роль творческой личности в искусстве последней трети CIC века. Зарождение новых художественных направлений в европейском искусстве конца CIC - начала CC веков.

Французское искусство конца CUIII - начала CIC века.. Влияние Великой французской революции на развитие художественной культуры. Классицизм как стиль эпохи. Архитектура эпохи Империи (стиль ампир). Усиление интереса к наследию античного Рима. Значение итальянской кампании и египетского похода для формирования стиля ампир. Градостроительные ансамбли ампира.

Жак Луи Давид (1748-1825) и его творчество в преддверье Великой французской революции. Высокий гражданский пафос, идеи патриотизма, долга перед отечеством. Революционный классицизм Давида и его связь с идеями Великой французской революцией. "Велизарий", "Клятва Горациев", "Брут", "Клятва в зале для игры в мяч", "Смерть Марата". Реалистический и социальный портрет в творчестве Давида "Автопортрет", "Зеленщица". Творчество Давида в период Директории и Империи. Классицистические произведения Давида. "Сабинянки". Давид и Бонопарт. Портреты Наполеона. "Коронование Жозефины". Позднее творчество Давида. Школа Давида. Развитие парадного портрета в творчестве Франсуа Жерара. Историческая и батальная живопись Антуана Гро.

Искусство Испании конца CUIII - начала CIC века. Специфика общественно-политической жизни: абсолютизм и клерикализм. Рост национального самосознания и развитие просветительства в культуре Испании.

Франсиско Гойя (1746-1828) - великий испанский художник. Новаторский характер его творчества. Ранний период творчества. Картоны для шпалерной мастерской. Ранние портреты. Французская революция и усиление социальной борьбы в Испании. Серия офортов "Капричос", образы и художественный язык. Портреты Гойи. "Портрет королевской семьи Карла IU". Народные образы в творчестве Гойи. "Маха одетая", "Маха обнаженная", "Махи на балконе". Отражение национально-освободительной войны в произведениях художника. "Расстрел повстанцев в ночь со 2 на 3 мая 1808 года", серия офортов "Бедствия войны". Позднее творчество Гойи. Мрачная фантастика росписей "Дома глухого", графическая серия "Диспаратес". Произведения последних лет. "Водоноска", "Молочница из Бордо". Значение творчества Гойи.

Искусство Англии конца CUIII - первой половины CIC века. Особенности экономического и политического развития Англии. Развитие английской пейзажной живописи в конце CUIII века. Джон Констебл (1776-1837) - мастер реалистического пейзажа, родоначальник европейской пленэрной живописи. Значение этюда в творчестве художника. Живописные открытия Констебля и их влияние на европейскую живопись CIC века. Романтизм в творчестве Уильяма Тернера (1775-1851) и Уильяма Блейка (1757-1827).

Классицизм во французском искусстве первой половины CIC века. Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1867). Двойственная природа творчества Энгра. Внимание к античным традициям и искусству эпохи Возрождения. Эстетические взгляды Энгра. Историческая живопись ("Юпитер и Фетида", "Роже и Анжелика", "Обет Людовика CIII", "Апофеоз Гомера"), поиски идеала женской красоты ("купальщицы" и "одалиски"), портреты Энгра. Рисунки Энгра.

Романтизм во французском искусстве CIC века. Исторические предпосылки. Идейные позиции романтизма. Связь романтизма с революционно-демократическим движением. Критический элемент в романтизме, обращение к темам современности и революционной борьбы народа. Новое понимание национальной истории. Интерес к средневековью, Востоку, литературным сюжетам. Утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, стремление к синтетическим формам искусства. Изменение живописной системы.

Творчество Теодора Жерико (1791-1824). Своеобразие тем и сюжетов. Эмоциональность образов, динамизм композиции и колорита ранних работ. Поездка в Италию и обобщенная монументальность форм ("Бег свободных коней в Риме"). Двойственный характер произведения "Плот "Медузы", роль этой картины в формировании школы романтизма, эскизы к ней. Портреты Жерико. Литографии Жерико.

Эжен Делакруа (1798-1863) - глава романтической школы. Эстетические взгляды, живописное мастерство. "Ладья Данте", особенности композиционного и колористического решения. "Резня на Хиосе", влияние живописной системы Констебла на творчество Делакруа. "Греция на развалинах Миссолонги". "Смерть Сарданапала". Революционная тематика Делакруа, синтез героической мечты и символики ("Свобода, ведущая народ. 28 июля 1830 года"). Поездка художника на Восток и изменение его живописной системы ("Охота на львов в Марокко", "Алжирские женщины в покоях", "Марокканец, седлающий коня"). Портреты Делакруа. Поздние произведения Делакруа. Графика Делакруа. Значение его творчества для дальнейшего развития европейской живописи.

Романтизм в скульптуре Франции. Франсуа Рюд (1784-1855). Горельеф на Триумфальной арке на площади Звезды в Париже - "Выступление добровольцев 1792 году" ("Марсельеза"). Своеобразие композиции и пластического решения.

Романтизм в Германии первой половины CIC века. Творчество Филиппа Отто Рунге (1777-1810), мистически-аллегорические композиции и глубоко эмоциональные портреты художника. Каспар Давид Фридрих (1774-1840) - крупнейший пейзажист немецкого романтизма. Особенности пространственного построения и колористического решения, эффекты освещения в произведениях Фридриха. Теория и художественная практика "назарейцев". Стремление к интимной задушевности, безмятежной созерцательности в искусстве художников "бидермайера".

Искусство Франции середины и второй половины CIC века. Обострение социальных противоречий в общественной жизни Франции, нарастание революционного движения. Усиление критических тенденций в искусстве Франции. Реализм - ведущее направление во французской культуре второй половины CIC века. Французские революции 1830 и 1848 годов и их влияние на развитие критического реализма.

Творчество Оноре Домье (1808-1879). Политическая графика Домье и бытовая сатира (серии литографий). Переосмысление традиций романтизма в живописи Домье, тематика, особенности живописной системы. Скульптура Домье. Значение творчества Домье для развития революционно-демократического искусства CIC века.

Развитие национальной реалистической пейзажной живописи Франции. Творчество Камила Коро (1796-1875), новатора-живописца, мастера лирического интимного пейзажа. Эволюция творчества. Особенности композиционного и колористического решения его произведений. Портреты Коро. Барбизонская школа живописи. Эстетические взгляды, особенности живописной системы барбизонцев, обращение к пленэру. Теодор Руссо (1812-1867) - глава барбизонской школы. Эпическая сила его пейзажей. Особенности восприятия и передачи природы в произведениях Жюля Дюпре (1811-1889), Нарсиса Диаза де ла Пенья (1808-1876), Шарля Добиньи (1817-1878) и Констана Тройона (Труайона) (1810-1865). Влияние барбизонцев на развитие европейской пейзажной живописи.

Франсуа Милле (1814-1875) - мастер крестьянского жанра. Демократический характер творчества. Монументальность работ Милле, поэтическое и драматическое изображение природы, крестьянского туда и образа крестьянина-земледельца. "Крестьянки, собирающие хворост", "Крестьянки с хворостом", "Собирательницы колосьев", "Анжелюс", "Пастушка со стадом овец", "Человек с мотыгой". Особенности композиционного и колористического решения произведений Милле. Пейзажи Милле. "Порыв ветра". Милле и барбизонцы. Графика Милле.

Гюстав Курбе (1819-1877) - основоположник критического реализма во французской живописи, глава реалистической школы. Цель искусства Курбе - передать нравы, идеи и облик эпохи. Курбе - художник-гражданин, художник-новатор, его взгляды на искусство. Курбе в годы Парижской Коммуны. Создание Федерации художников. Разнообразие тем в его творчестве, социальная и политическая заостренность, сочность и материальность живописи. Эволюция творчества. Ранние произведения. Автопортреты. Борьба с салонным искусством. Жанровые картины Курбе. "Послеобеденный отдых в Орнане", "Дробильщики камней", "Похороны в Орнане". Монументальная трактовка темы, правдивость изображения различных типов буржуазного общества. Портреты Курбе, обнаженная натура, пейзажи. Значение творчества Курбе для дальнейшего развития реалистического искусства в Европе.

Падение Парижской коммуны, усиление реакции, отказ от социально-идейной направленности искусства, увлечение теорией "чистого искусства". Протест молодых художников Франции против засилья салонного искусства. Расширение тематики реалистической живописи. Изображение жизни современного города, острая наблюдательность и поиски новой выразительности. Образование "Салона отверженных". Творчество Эдуарда Мане (1832-1883). Мане и классическое искусство. Переосмысление традиций реалистического искусства Франции в условиях современности. Новаторство творческого метода Мане, обновление живописного языка, поиски в области жанра ("Завтрак на траве", "Олимпия", "Завтрак в ателье", "В лодке", "Бар в Фоли-Бержер"), портрета, пейзажа и натюрморта. Мане и импрессионисты. Влияние искусства Востока на формирование новой живописи.

Творческий метод импрессионизма. Эстетические взгляды, творческие принципы, достижения. Особенности живописной системы. Свежесть и непосредственность восприятия жизни, мимолетность впечатлений, передача изменчивых состояний природы, освещения, цвета. Тема современного города в творчестве импрессионистов. Клод Моне (1840-1926), один из ведущих художников импрессионизма. Обращение к пленэру и выработка импрессионистической живописной техники. Пейзажи Камила Писсарро (1830-1903). Портрет и жанровые композиции Огюста Ренуара (1841-1919). Решение живописно-колористических проблем, обаяние ренуаровских образов. Особенности творчества Эдгара Дега (1834-1917), сложный, порой противоречивый его характер. Отличие от импрессионистов. Поиски новых композиционных решений, острота характеристик. Основные темы его произведений. Влияние искусства Дега на творчество художников конца 19 века.

Скульптура Франции конца CIC - начала CC века. Огюст Роден (1840-1917).реалистическая основа его творчества и влияние на него импрессионизма и символизма. Стремление к обобщению, монументальности. Новые приемы лепки формы, "живописность" как пластически-образное средство его произведений, новые принципы композиционного решения. Влияние Родена на развитие европейской скульптуры CC века.

Символизм в европейской художественной культуре второй половины-конца CIC века. Тенденции романтизма и современной философии (А.Шопенгауэра, Ф.Ницше) в эстетике символизма. Р.Вагнер и теория символизма. Исторические предшественники. Прерафаэлиты в Англии и их влияние на формирование символизма (творчество Д.Г.Россетти, Дж.Э.Миллеса, Х.Ханта, У.Морриса, Э.Берн-Джонса). Историческая стилизация, декоративизм, мистический характер образов - основа живописи символизма (произведения Пюви де Шаванна, Одилона Редона, Гюстава Моро, Арнольда Беклина, Фердинанда Ходлера, Франца Штука). Символизм как предтеча нового стиля.

Тенденции экспрессионизма в творчестве Эдварда Мунка (1863-1944).

Формирование стиля модерн в художественной культуре Европы конца CIC - начала CC века. Стремление к синтезу искусств при определяющем значении архитектуры, преодоление эклектики в художественном творчестве. Архитектура и промышленная революция. Использование новых технических и конструктивных средств и материалов. Декоративизм модерна. Орнамент модерна. Интернациональный, исторический и национальный варианты модерна. Архитектура Англии, Скандинавии, Бельгии, Германии и Испании.

Постимпрессионизм во французском искусстве конца CIC - начала CC века. Активное взаимодействие отдельных направлений и индивидуальных творческих систем. Неоимпрессионизм в искусстве Франции конца CIC века. Жорж Сера (1859-1891) и Поль Синьяк (1863-1935).

Поль Сезанн (1836-1906), крупнейший мастер постимпрессионизма. Четкость пластической формы, возврат к классической композиции, новое понимание цвета, его структурность и конструктивное значение. Синтез формы и цвета как основа художественной программы. Значение творчества Сезанна для развития искусства CC века.

Винсент Ван Гог (1853-1890). Демократизм и социальный характер творчества. Повышенная эмоциональная выразительность живописи, роль цвета и живописной фактуры.

Поль Гоген (1848-1903). Поиски обобщенно-декоративного живописного языка. Неприятие современного ему общества, обращение к красоте и гармонии естественной жизни человека, не испорченного цивилизаций. Интерес к традиционному укладу жизни, к искусству греческой архаики, стран древнего Востока, первобытным культурам. Своеобразие живописной системы "синтетизма". Поль Гоген и художники группы "Наби".

Анри Тулуз Лотрек (1864-1901). Острота наблюдений, элементы гротеска в его творчестве. Основная тематика, особенности художественного языка. Графика художника. Влияние творчества Тулуза Лотрека на развитие европейской графики CC века.

 

Искусство CC века.

Особенности экономической, общественной и политической жизни стран Западной Европы в начале CC века. Научно-техничская революция. Возникновение авнгардных направлений в культуре. Интернациональный характер авангарда. Влияние Первой мировой войны на развитие искусства. Сложный и противоречивый характер художественной культуры CC века. Роль Великой Октябрьской социалистической революции в формировании новой политической ситуации в Европе. Социалистические и национально-освободительные революции, распад колониальной системы. Европа между Мировыми войнами. Кризис капитализма и кризис буржуазнлой культуры. Фрейдизм и европейская художественная культура. Культ индивидуализма и самовыражения, субъективного восприятия действительности, утверждение принципа "свободы творчества". Реалистическое искусство Европы, Америки и стран Латинской Америки.

Стремление восстановить единство эстетики и практики, выработать новый принцип целесообразности архитектурной формы, использование новых строительных технологий в деятельности группы Баухауз (В.Гроппиус). Теория и художественная практика крупнейшего архитектора CC века Шарля Ле Корбюзье (1887-1965).

Фовизм - первое авангардистское направление в европейском искусстве. Декоративизм, плоскостность пространственного построения, отсутствие объема, орнаментальная ритмичность, яркая звучность цвета, бессюжетность произведений при сохранении яркой индивидуальности художественной манеры. Жанровое разнообразие живописи фовистов (А.Матисс, А.Дерен, А.Марке, М.Вламинк, Р.Дюфи, Ж.Руо). Анри Матисс (1869-1954), эволюция творчества.

Вопросы формы в художественной практике кубистов, выявление геометрической структуры, конструкции видимых форм, создание новой реальности, специфика передачи пространственно-временных отношений на плоскости. Отношение к цвету. Эволюция кубизма (сезанновский, аналитический, синтетический кубизм, кубистическое рококо). Кубизм в творчестве П.Пикассо, Ж.Брака, Ф.Леже.

Пабло Пикассо (881-1973) - величайший художник CC века. Универсализм и многогранность таланта. Гуманизм искусства Пикассо. Основные периоды творчества. Антивоенная тема в творчестве художника. Графика Пикассо.

Экспрессионизм в Германии. Выражение протеста с окружающей действительностью, пессимизма, антимилитаризм в острых, экспрессивных, гротескных формах. Группа "Мост" (Э.Л.Кирхнер, К.Шмит-Ротлуф, Э.Хеккель, Э.Нольде, М.Пехштейн, О.Мюллер). Истоки экспрессионизма, особенности живописной системы. Группа "Синий всадник" (В.Кандинский, Ф.Марк, П.Клее). Отсутствие единой живописной системы, черты символизма, близость к французским фовистам, тенденции абстракционизма в их творчестве. Группа "Штурм" (М.Бекман, Г.Гросс, О.Кокошка). "Новая вещественность". Антивоенная тема в творчестве Отто Дикса (1891-1969) и Георга Гросса (1893-1959). Революционная направленность графических серий Кете Кольвиц и Франса Мазереля.

"Лирический экспрессионизм" художников "парижской школы" (М.Шагал, А.Модельяни, М.Утрилло).

"Манифест футуризма" Томмазо Маринетти. Идейно-эстетическая программа и художественная практика итальянских футуристов. Стремление к эмоциональному выражению динамики современного мира, прежде всего, индустриального города. Пространство и время в искусстве футуристов. Особенности композиционно-колористического решения (У.Боччони, К.Карра, Л.Руссоло, Д.Северини, Д.Балла).

Группа "Дада" (М.Дюшан, М.Эрнст, Ф.Пикабия) - первое объединение художников контрискусства. Нигилизм, интеллектуальный бунт,, манифистации антикультурного и антисоциального характера. Канонизация случайности, приемы пародии на творчество и разрушение художественной формы. Формирование искусства сюрреализма. Культ роли подсознания в творческом процессе. Бессознательное начало, приемы "психического автоматизма" в создании сверхреальности. "Метафизическая живопись" Джорджо де Кирико (1888-1978) и сюрреализм. "Веристский" ("параноико-критический") сюрреализм (С.Дали, М.Эрнст, Р.Магритт) и "абсолютный" (абстрактный) сюррреализм (Х.Миро, Ив Танги). Использование новых техник и материалов в сюрреализме.

Нефигуративная живопись, беспредметное искусство - одна из важнейших форм выражения в искусстве CC века. Абстракционизм в европейском искусстве. Предельное абстрагирование изображений от конкретных объектов окружающего мира. Роль формальных экспериментов с цветом, линией, пятном, геометрической формой и разрушение реального зрительного образа. Геометрический абстракционизм (супрематизм К.Малевича, конструктивизм П.Мондриана) и лирический абстакционизм (абстрактный экспрессионизм) - (В.Кандинский, Ф.Купка). Вклад абстракционизма в современный дизайн, декоративно-прикладное искусство.

Поп-арт и неоавангардные направления в культуре стран Западной Европы и Америки (гиперреализм, концептуализм и др.)

 

ВОПРОСЫ ПО КУРСУ "ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА CIC - CC ВЕКОВ"

 

1. Развитие английской пейзажной живописи первой половины 19 века. Творчество Д.Констебля. Реалистический пейзаж, особенности живописной системы.

2. Романтический пейзаж Тернера.

3. Искусство Испании конца 18 – начала 19 века. Искусство Ф.Гойи. Ранний период творчества. Картоны для королевской шпалерной мастерской. Ранние портреты.

4. Портретное искусство Гойи.

5. Исторические произведения Гойи. “Расстрел в ночь на 3 мая…”

6. Графические серии Гойи. “Капричос”, “Бедствия войны”, “Диспаратес”.

7. Образ женщины в творчестве Гойи. “Маха одетая”, “Маха обнаженная”, “Водоноска”, “Молочница из Бордо”.

8. “Росписи дома глухого” Гойи.

9. Искусство Франции первой половины 19 века. “Революционный классицизм” Л.Давида. “Клятва Горациев”, “Смерть Марата”, “Клятва в зале для игры в мяч”. Портреты Давида.

10. Поздние произведения Давида. “Сабинянки останавливают битву…”, “Коронование Жозефины”, портреты Наполеона.

11. Неоклассицизм О.Д.Энгра. Интерес к классике и творчеству Рафаэля. Мифологические и религиозные произведения Энгра. “Купальщицы” и “Одалиски”.

12. Портреты Энгра.

13. Романтизм во французском искусстве Франции 19 века. Творчество Т.Жерико.

14. Творчество Э.Делакруа. Ранний период. “Ладья Данте (Данте и Вергилий)”, “Резня на Хиосе”, “Свобода, ведущая народ”.

15. “Восточная серия” Делакруа. “Охота на львов в Марокко”, “Мароканец, седлающий коня”. “Алжирские женщины в покоях”. Изменение живописной системы.

16. Портреты Делакруа и его монументальная живопись.

17. Французский национальный пейзаж. Барбизонская школа живописи. Творчество Т.Руссо, Ш.Добиньи, Диаза де ля Пеньи, Ф.Дюпре, Тройона

18. Творчество К.Коро. Отличие живописной системы Коро от творческого метода барбизонцев.

19. Творчество Ф.Милле. Крестьянская тема, образы природы, портрет.

20. Живопись и графика О.Домье

21. Реализм в творчестве Курбе.

22. Творчество Э.Мане

23. Живописная система импрессионистов. Пейзаж в творчестве импрессионистов. К.Моне, К.Писсаро, А.Сислей

24. Портрет и жанр в творчестве импрессионистов. О.Ренуар

25. Творчество Э.Дега

26. Творчество прерафаэлитов

27. Европейский символизм

28. Неоимпрессионизм во французском искусстве, Ж.Сера и Синьяк

29. Постимпрессионизм во французском искусстве.

30. Творчество Ван Гога.

31. Творчество П.Сезанна.

32. Синтетизм П.Гогена

33. Творчество Тулуза де Лотрека

34. Европейский модерн

35. Фовизм в живописи Франции

36. Творчество А.Матисса

37. Кубизм в европейском искусстве

38. Творчество П.Пикассо

39. Экспрессионизм и "Новая вещественность" в искусстве Германии

40. "Лирический экспрессионизм" художников "Парижской школы"

41. Теория и практика футуризма

42. Архитектура 20 века и творчество Ле Корбюзье

43. "Дада" и искусство сюрреализма

44. Абстракционизм в европейском искусстве

45. Неоавангардистские направления в культуре 20 века

 

РУССКОЕ ИСКУССТВО ХIХ ВЕКА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.052 с.)