Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Формирование грамматической стороны речи
Направления работы по формированию грамматического строя речи
| Морфология – раздел грамматики, изучающий стой слова, грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова
| Синтаксис – подраздел грамматики, изучающий строй предложения, словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов
| Словообразование – подраздел грамматики, изучащий закономерность образования слова на базе другого слова (или других слов), которым оно мотивировано, то есть выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств
| Задачи образовательной работы по формированию грамматического стоя речи
| Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изучение по родам, числам, лицам, временам)
| Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте
| Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования
| Пути формирования грамматически правильной речи
| Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых
| Специальное образование детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок
| Формирование грамматических навыков в практике речевого общения
| Исправление грамматических ошибок
| Исправление грамматических ошибок
- Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, различать правильную речь.
- Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей так у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
- Необходимо не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно.
- Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и в момент эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
- С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, то воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формирует фразу или словосочетание. Дети старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их.
- В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей.
- При исправлении детских ошибок взрослым не следует быть навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким
| | | | | | | |
Содержание образовательной работы по формированию грамматического строя речи
Разделы грамматики
| Возраст детей
| 3-4 года лет
| 4-5 лет
| 5-6 лет
| 6-7 лет
| Морфология
| Согласование слов в роде, числе, падеже; употребление существительных с предлогами в, на,над, под,за
| Совершенствование умения правильно называть предметы; употреблять форму повелительного наклонения глаголов хотеть, ехать, бежать
| Совершенствование умения согласовывать существительные с числительными и прилагательными; формирование умения использовать несклоняемые существительные
| Закрепления умения согласовывать существительные с другими частями речи
| Словообразование
| Употребление существительных в форме единственного и множительного числа; существительных, обозначающих животных и их детенышей; формы множественного числа существительных в родительном падеже
| Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, по аналогии, употребление этих существительных в именительном и винительном падежах;правильное использование формы множественного числа родительного падежа существительных
| Образование формы множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; образование однокоренных слов по образцу
| Образование по образцу существительных с суффиксами, глаголов с приставками; сравнительных и превосходных степеней прилагательных; совершенствование умения образовывать однокоренные слова
| Синтаксис
| Употребление предложений с однородными существительными; обучение правильному согласованию слов в предложении
| Правильное согласование слов в предложениях; обучение использованию простых форм сложных предложений
| Обучение составлению простых и сложных предложений; обучение использованию прямой и косвенной речи
| Использование предложений разных видов
| Методы формирования грамматической правильной речи
| - Дидактические игры
- Игры –драматизации
| -Словесные упражнения
-Рассматривание картин
| Пересказ коротких рассказов и сказок
| Развитие связной речи
| Связная речь- это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Главная функция связной речи- коммуникативная
| Формы связной речи и направления работы по развитию связной речи
| Диалогическая речь –первичная естественная форма языкового общения. Главная особенность диалога- чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.
Для диалога характерны:
-разговорная лексика и фразеология;
-краткость, недоговоренность, обрывистость;
-простое и сложное бессоюзное предложения;
- кратковременное предварительное обдумывание
| Монологическая речь-связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателя. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателю. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.
Для монолога характерны:
- литературная лексика;
-развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность;
-синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов);
-связность монолога обеспечивается одним говорящим
| Формы обучения детей связной речи
| Диалогическая
-Диалог
-Беседа
| Монологическая
-Рассказ об игрушке – Рассказ по серии картин -Пересказ
-Рассказ по картинке – Рассказ из личного опыта - Рассуждения
| Методы и приемы обучения связной речи
| Образец рассказа
| Коллективное составление рассказа
| Образец рассказа- это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное для подражания и заимствования. Наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми
Частичный образец- начало или конец рассказа- разновидность образца рассказа
Анализ образца рассказа- привлечет внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов
| Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми.
Составление рассказа подгруппами- «командами»- разновидность коллективного составления рассказа.
Составление рассказа по частям- также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок
Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель- это схема является, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи.
| Содержание обучения связной речи
| речь
| Возраст детей
| Ранний возраст
| Младшая группа
| Средняя группа
| Старшая группа
| Подготовительная к школе группа
| Диалогическая
| -Развитие понимания речи окружающих
-Использование активной речи детей как средства общения
-Умение выражать просьбы и желания словом.
- Умение отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?)
-Развитие инициативной речи ребенка
| -Умение легко и свободно вступать в общение со взрослыми и детьми
- Умение выражать свои просьбы словами.
-Умение понятно отвечать на вопросы взрослых.
Развитие потребности делиться впечатлениями
-Воспитание привычки пользоваться простыми формулами речевого этикета
| -Умение отвечать на вопросы и задавать их
-Умение отвечать на вопросы как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса.
- Умение участвовать в коллективных беседах
- Формирование умений приветствовать знакомых с использованием синонимических формул этикета
| -Умение более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на вопросы по-разному, кратко и распространенно.
- Развитие умения участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.
-Формирование умения формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанными строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
-Умение содержательно общаться по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных телепередач.
- Владение разнообразными формулами речевого этикета.
| Монологическая
| -Создание предпосылок для развития монологической речи
- Умение слушать и понимать короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию
- Умение в 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке
| -Начинается целенаправленное обучение связной монологической речи.
- Умение пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы
-Умение рассказывать по наглядному материалу.
-Составление коротких (в 3-4 предложения) описаний игрушек и картинок
- Составление высказываний повествовательного типа
-Обучение рассказыванию из личного опыта
| -Пересказ незнакомых рассказов и сказок
-Обучение самостоятельному построению высказываний описательного и повествовательного типов
-Обучению структурному оформлению описаний и повествований, разным зачинам рассказов, средствами связи между предложениями и их частями
-Обучение составлению рассказа по серии картинок с помощью взрослого.
-Составление небольших рассказов из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал
| -Умение связно, последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя.
- Обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок: развитие сюжета, соблюдению композиции и последовательности изложения.
-Развитие умения давать развернутые описания игрушек, предметов, картин
- Составление рассказов из личного опыта
-Формирование элементарных представлений о структуре описания и повествования
| -Обучение построению разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры.
- Использование разных типов внутритекстовых связей.
- Творческое рассказывание без наглядного материала.
- Умение анализировать и оценивать рассказы с точки зрения их содержания структуры, связности
- Формирование элементарного осознания и формы описаний, повествований и рассуждений
| Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Знакомство детей с художественной литературой
| Цель:формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг)
| Задача
| Вызвать интерес к художественной литературе как к средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний
| Приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное воспитание и эстетический вкус
| Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте
| Развивать литературную речь
| Формы
| Чтения литературного произведения
| Рассказывание литературного произведения
| Беседа о прочитанном произведении
| Обсуждение литературного произведения
| Инсценирование литературного произведения
| Театрализованная игра
| Игра на основе сюжета литературного произведения
| Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного
| Сочинение по мотивам прочитанного
| Ситуативная беседа по мотивам прочитанного литературного произведения
| Основные принципы организации работы по воспитание детей интереса к художественному слову
| Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция
| В отборе художественных текстов учитывается предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда
| | | | | | | | | | | | | | | | | | Развитие речи (смотреть «Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» страницы 91-99);
Приобщение к художественной литературе
(смотреть «Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» страницы 99-101);
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
| Дополнительные образовательные услуги
| Программа«От звука к букве» Е.В. Колесниковаиспользуется при организации обучения детей дошкольного возраста грамоте. Данная программа направлена на пробуждение интереса к чтению, развитию компонентов устной речи. (Утверждена на педагогическом совете 2014 год)
|
Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)
|