Преимущества и недостатки тоталитарных государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преимущества и недостатки тоталитарных государств



 

Тоталитарные режимы очень нестабильные социальные образования, что в конечном итоге, как бы они не были долгосрочны, все равно приходят к несомненной гибели. Рассмотрим ряд недостатков. С точки зрения экономики закрытость страны для внешнего рынка тормозит развитие экономики, мировой рынок заменяется принудительным разделением труда и созданием цепи завоеванных государств, чья экономика включается в экономику страны – завоевателя. К примеру, в Германии в силу огромных расходов на военную сферу наносился ущерб социальному быту населения и развитию многих необходимых отраслей производства, что привело к низкой покупательной способности населения. При огосударствлении экономики предприятий управление захватывают чиновники, которые заинтересованы в своей государственной должности. В силу этого руководители предприятий не заинтересованы в инновациях, что приводит к гибели экономики государства[21].

Со стороны политики отсутствие обеспечения прав и свобод личности в тоталитарном государстве охватывает общественную и экономическую инициативу граждан, что является залогом произвола государственных органов. В силу закрытости тоталитарного общества граждане не получают полную информацию о государстве. Наиболее важные решения принимаются единовластным лидером или верхушкой элиты под влиянием идейно –политических соображений, субъективных расчетов. Этот недостаток усиливается чрезмерной централизацией власти в руках отдельных лиц на всех уровнях управления. При тоталитарном режиме новый правитель приходит к власти через ожесточенную борьбу, угрожающую существованию всему государству или приводится к власти партийным большинством, поэтому часто к власти приходит лидер, который не отражает интересы страны и народа, а отвечает интересам государственного аппарата. Тоталитарным режимам свойственна агрессивная внешняя политика и силовой метод решения конфликтов, что нередко провоцирует вероятность начала больших войн[22].

Господство единой идеологии всегда рождает догму власти, поэтому зачастую лица государственного управления следуют идеологическим догмам (например, политика насильственной коллективизации). При долгосрочном существовании тоталитарного государства власть с течением времени лишается доверия общества и идеологической базы. Так в СССР были под запретом развитие науки и культуры.

Что касается преимущества тоталитарных государств, то это прежде всего свобода контроля со стороны социальных институтов и общественного мнения, поэтому в тоталитарных обществах самый низкий уровень преступности, особенно по сравнению со всеми другими обществами и политическими системами, практически отсутствуют такие антисоциальные явления как наркомания и проституция, количество самоубийств намного меньше. Как правило государство уделяет большое внимание поддержке рождаемости, поэтому демографическая ситуация стабильная.

Важнейшим делом считается воспитание патриотического духа. В связи с чем среди граждан высоко развиты такие важные чувства как гордость за свою страну, готовность к самопожертвованию.

В критические моменты тоталитарные государства способны к максимальной концентрации средств и усилий, в условиях нехватки ресурсов производится их распределение с наибольшей эффективностью, к примеру фашистская Германия (быстрое создание промышленности) и СССР (освоение космоса). Кроме того, тоталитарность является выходом из кризиса массового сознания (Германия), способа преодоления политической нестабильности (СССР). Таким образом на ранних этапах существования, тоталитаризм стабилизирует государство, что реализуется выходом из глубоких кризисов.

Несомненно в тоталитарном государстве существует неуязвимость государства перед влиянием извне, невозможность вмешательства других стран в его внутреннюю политику. Такие черты способствуют максимальной прочности тоталитарного государства, его защищенности как от внешних, так и внутренних угроз. Уничтожить тоталитарный режим в результате заговора, восстания или государственного переворота невозможно, если только не будет применена грубая военная сила. Так для того, чтобы ликвидировать тоталитаризм в Германии, пришлось уничтожить саму Германию (она перестала существовать, как государство, на 4 года). Кроме того во время войны тоталитарное государство является очень устойчивым и способно вести войну как после тяжелейших поражений (СССР), так и в условиях крайней ограниченности ресурсов при абсолютном перевесе вражеских сил (Третий Рейх)[23].

Однако все эти преимущества реализуются только на короткое время. По мере развития тоталитарного государства они всё менее становятся важными под давлением многочисленных недостатков. Впоследствии этого жизнь любого тоталитарного государства коротка, так как быстро сжимаются стартовые ресурсы: уничтожение извне (фашистская Германия); распадом (СССР) или преобразованием в более мирные политические режимы (КНР)[24]

 

Выводы.

Итак, составной частью бесчеловечной фашистской идеологии была «концепция тоталитарного государства», призванная обосновывать установление фашистами после узурпации ими государственной власти жестокой террористической диктатуры в собственной стране.

Фашистские идеологи во многом опирались на воззрения своих предшественников.

Германский фашизм представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими, крайней агрессивностью. Фашизм в Германии основывался на националистической, расистской демагогии, которая возводилась в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства была объявлена охрана национальной общности, решение геополитических социальных задач, защита чистоты расы.

Первым коммунистическим тоталитарным государством в мире Советский Союз. Одной из причин долгого существования тоталитаризма в СССР было воспитание в людях слепой веры в коммунистический идеал, преданности Сталину - «вождю партии» и всего советского народа, нетерпимости к иной идеологии и иному образу мыслей и жизни, готовности не размышляя повиноваться «воле партии».

Также есть еще одна причина долгого существования тоталитаризма- это система террористического контроля и репрессий, что являлось главной опорой партии и большевизма.

Однако тоталитарные режимы очень нестабильные социальные образования, что в конечном итоге, как бы они не были долгосрочны, все равно приходят к несомненной гибели.

Господство единой идеологии всегда рождает догму власти, поэтому зачастую лица государственного управления следуют идеологическим догмам. Так в СССР были под запретом развитие науки и культуры.

Что касается преимущества тоталитарных государств, то это прежде всего свобода контроля со стороны социальных институтов и общественного мнения, поэтому в тоталитарных обществах самый низкий уровень преступности, особенно по сравнению со всеми другими обществами и политическими системами, практически отсутствуют такие антисоциальные явления как наркомания и проституция, количество самоубийств намного меньше. Как правило государство уделяет большое внимание поддержке рождаемости, поэтому демографическая ситуация стабильная.

Несомненно, в тоталитарном государстве существует неуязвимость государства перед влиянием извне, невозможность вмешательства других стран в его внутреннюю политику.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, тоталитаризм - это система политической власти, при которой государство с помощью силовых структур устанавливает тотальный контроль над всеми сферами жизни общества. Оно отличается от авторитаризма - другого недемократического строя - тем, что пытается проникнуть в мысли, личную жизнь и даже верования каждой личности. Он пытается принудительно регулировать даже семейную жизнь граждан и устанавливает систему тотальной слежки.

На территории бывшего Советского Союза до сих пор среди граждан встречаются ностальгические страдания по временам Сталина и тоска по «твердой руке». Им противостоят люди с противоположными взглядами, утверждающие, что тоталитаризм - это сталинизм. Они приводят в пользу своей теории следующие аргументы: в сталинской империи господствовала официальная идеология «марксизма-ленинизма», которую должны были разделять все граждане. Верность этому мировоззрению должны были демонстрировать все и повсюду – к примеру, упоминаниями о великих свершениях социалистического хозяйствования должны были предваряться даже далекие от политики научные работы о математике.

Вторым аргументом того, что тоталитаризм - это сталинизм, является то, что в Стране Советов того периода был установлен полицейский контроль, причем тотальный. С детского садика воспитывалось чувство, что вся страна живет в окружении врагов, как внешних – империалистических «стран каплагеря», так и внутренних – диверсантов, которые вредительствуют. Этим «врагом народа» мог оказаться любой гражданин, и большинство населения боялось представителей специальной всевластной силовой структуры – ЧК, НКВД, позже КГБ.

В пользу того, что тоталитаризм - это сталинизм, свидетельствует и однопартийная система власти. Коммунистическая партия продуцирует идеологический абсолютизм – всякий «уклонизм» жестоко преследуется. Все организации, пресса и образование подчинены господствующей партии. Все граждане лишены права на инакомыслие. Экономика полностью регулируется государством, всякое частное предпринимательство воспринимается как посягательство на нерегулируемое державой получение доходов. В широких масштабах использовался рабский труд (ГУЛАГ).

Так по какому же строю ностальгируют наши некоторые наши пенсионеры? Если было все так плохо, то откуда такие сантименты к образу «друга всех физкультурников» и «отцу народов» Сталину? Да, Советский Союз 1930-х являлся тоталитарным режимом, но в более поздний период его нельзя было уже так назвать. Более поздний советский строй, скорее, попадал под описание авторитаризма. Эти две системы недемократического государственного устройства - авторитаризм и тоталитаризм – имеют много общих черт, однако одно очень важное отличие. Первый строй не стремится проникнуть и установить контроль над всеми сферами жизни общества, ограничиваясь только политической и духовно-идеологической.

При авторитаризме существует целый пласт населения, который чувствует себя при этом режиме комфортно и безопасно – рабочие больших городов в СССР, средний класс при генерале де Голле во Франции, крупные промышленники при Пиночете. При тоталитаризме в безопасности себя не чувствует никто, кроме властной верхушки. История ХХ века особо изобилует такими режимами. Родился термин «тоталитаризм» в Италии времен Муссолини, но нашел свое крайнее проявление чуть позже – в нацизме Третьего Рейха Гитлера, идеологии красных кхмеров, маоизме, Туркмении при Туркменбаши и идеологии «чучхе» в Северной Корее

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма, 1951, русский перевод – М.,1995

2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм (перевод с фр. Семёнов Г.И.) М.,1993

3. Баллестрем К. Г. Апории теории тоталитаризма. //Вопросы философии, 2012, № 4.

4. Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, политика М.: «Высшая школа», 1985. 280 с.

5. Быков Д. На пустом месте. — Спб — М., 2015. — с. 280

6. Галкин А. Германский фашизм М.: «Наука», 1967. 370 с.

7. Гозман Л., Эткинд А. От культа власти к культу людей. Психология политического сознания. "Нева", 2009, N7.

8. Джилас М. Лицо тоталитаризма. //М.:"Новости", 2012.

9. Желев Ж. Фашизм (перевод с болгарского) М., 1991. 336 с.

10. Загладин Н. В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века. //Кентавр, 2012, N 5-6.

11. Игрицкий Ю. И. Концепции тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе. //История СССР, 2010, N 6.

12. История отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2016.

13. Ланьков А. Северная Корея: вчера и сегодня. Изд.: «Восточная литература», перераб. и доп. 2013.

14. Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии М., 1977. 290 с.

15. Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма // Общественные науки и современность 1993. №5. С. 39-52.

16. Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996 – 427 с.

17. Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации // Обществознание в школе. 1999. №1. С. 10-16.

18. Познер В. Прощание с иллюзиями. — М., 2014

19. Работяжев Н.В. Политическая система тоталитаризма: структура и характерные особенности // Вестник МГУ. Сер. 12: Политические науки. 1998. №1. С. 3-23.

20. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000.

21. Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. – 768 с.

22. Устрялов Н.В. Итальянский фашизм М.: «Вузовская книга», 1999. 192 с.

23. Хомский Н. Будет так, как скажем мы! М: «Азбука-Аттикус», «КоЛибри». 2013.

 


[1] Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996 – С. 219.

[2] Арендт Х. Истоки тоталитаризма, 1951, русский перевод – М.,1995. – С. 122.

[3] Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996 – С. 225.

[4] Галкин А. Германский фашизм М.: «Наука», 1967. – С. 64.

[5] Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. – С. 419.

[6] Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000. – С. 138.

[7] Загладин Н. В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века. //Кентавр, 2012, N 5. – С. 18.

[8] Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, политика М.: «Высшая школа», 1985. – С. 51.

[9] Работяжев Н.В. Политическая система тоталитаризма: структура и характерные особенности // Вестник МГУ. Сер. 12: Политические науки. 1998. №1. С. 5.

[10] Игрицкий Ю. И. Концепции тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе. //История СССР, 2010, N 6. – С. 14.

[11] Устрялов Н.В. Итальянский фашизм М.: «Вузовская книга», 1999. 1- С. 56.

[12] Галкин А. Германский фашизм М.: «Наука», 1967. – С. 123.

[13] Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма // Общественные науки и современность 1993. №5. С. 39.

[14] Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации // Обществознание в школе. 1999. №1. С. 10.

[15] Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996 – С. 148.

[16] Баллестрем К. Г. Апории теории тоталитаризма. //Вопросы философии, 2012, № 4. – С. 33.

[17] Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, политика М.: «Высшая школа», 1985. – С. 55.

[18] Устрялов Н.В. Итальянский фашизм М.: «Вузовская книга», 1999. 1- С. 89.

[19] История отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2016. – С. 188.

[20] Арон Р. Демократия и тоталитаризм (перевод с фр. Семёнов Г.И.) М.,1993. – С. 99.

[21] Арон Р. Демократия и тоталитаризм (перевод с фр. Семёнов Г.И.) М.,1993. – С. 119.

[22] Ланьков А. Северная Корея: вчера и сегодня. Изд.: «Восточная литература», перераб. и доп. 2013. – С. 27.

[23] Хомский Н. Будет так, как скажем мы! М: «Азбука-Аттикус», «КоЛибри». 2013. – С. 47-48.

[24] Гозман Л., Эткинд А. От культа власти к культу людей. Психология политического сознания. "Нева", 2009, N7. – С. 24



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.162.124.193 (0.04 с.)