Аналитическая и диалектическая рациональность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитическая и диалектическая рациональность.



Аналитический подход исходит из того, что мы не можем менять сам язык, мы должны выкрутиться из этой ситуации без изменения языка. Диалектика скажет, что поскольку реальность мы изменить не можем, все проблемы сходят из того, что мы применяем не правильный язык к описанию мира. И диалектика предложит такой, другой язык. Предлагает особый философский словарь, позволяющий уйти от этой проблемы, и позволяющий описывать реальности.

Аналитические методы дают нам 2 версии:

1. Атомистическая. Континуальность мира является иллюзорной. Мир можно описывать на языке предельных величин, атомов.

2. Контратомизм придерживается противоположной позиции.

Бытие есть. Это несомненно. Мысль не может поставить под вопрос его существование. Но какими характеристиками обладает бытие? Подвижно или неподвижно? Оно состоит из частей («из много») или оно едино? Бытие разворачивает себя в структурах времени? Бытие длится? Бытие континуально и в этом смысле едино?

Либо Бытие длится и в этом смысле континуально. Либо Бытие не континуально и в этом смысле дискретно, множественно.

Учение Гераклита о том, что все находится в состоянии постоянного изменения, идея вечного потока, является главной частью его метафизики. Он рассматривал огонь как основную субстанцию; все рождается благодаря чьей-либо смерти. В мире существует единство, но это единство образуется сочетанием противоположностей. «Этот космос, один и тот же для всего существующего, был, есть и будет вечно живым огнем». В подобном мире следует ожидать постоянного изменения, и постоянное изменение было тем, во что Гераклит верил. Не менее важна доктрина о слиянии противоположностей. В борьбе противоположности соединяются, чтобы породить движение, которое и есть гармония. Эта доктрина содержит в себе зародыш гегелевской философии, которая исходит из синтезирования противоположностей. Также в метафизики Гераклита мы встречаемся с понятием космической справедливости, которая предотвращается возможность того, чтобы борьба противоположностей завершилась полной победой одной из сторон. И воплощением этой справедливости является Бог.

Наше понятийное мышление не адекватно миру, оно упрощает реальность. Оно должно быть видоизменено. Но мышление никогда не может выразить логос. Смысл человеческого существования – слиться с логосом.

Варианты философского атомизма: физический, нефизический, логический (Лейбниц «Монадология»)

Атомизм.

Мир, конечно же, множественен, состоит «из много». Если мы занимаем атомистическую позицию, и отсюда возникает вопрос: эта множественность конечна или бесконечна? Античный мир ставил такой вопрос, но «боялся» дать ответ, старался избежать бесконечности. Однако можно встретить контексты, где бесконечность вполне реальна.

Если мы представим стол, можем ли мы сказать, что он состоит из бесконечного? Навряд ли. Из бесконечного трудно представить что-то конечное, завершенное. Если мир множествен, то он скорее всего должен состоять из конечного количества элементов (позиция архаики). Даже если бытие множественно, оно конечно, а не бесконечно.

Мы обязаны мыслить мир как множественный, потому что обратное противоречит. Но почему мы должны мыслить, что само это множество атомарно, т.е. состоит из атомов. Мир состоит из много и поэтому делим. Но деление конечно или бесконечно? По атомизму, он конечен.

Личности: Демокрит, Лейбниц, Гассенди. В 20-ом веке Рассел, Витгенштейн. Таким образом мы имеем дело с античным атомизмом (физический атомизм), идеальный атомизм (Лейбниц), и логический атомизм (представители 20-ого века).

 

1. Физический атомизм. Представитель Демокрит. Атом понимается как физическая величина. Это справедливо и для Демокрита, и для эллиатов. Само понятие «атом» содержит в себе все будущие противоречия – как только, мы говорим, что нечто занимает место в пространстве, значит, оно должно быть делимо. Мы закладываем ситуация парадокса (по Аристотелю) – «если атом есть, то его нет». Когда мы мыслим неделимость как нечто физическое, тогда мы и упираемся в парадокс. О простейшей неделимой частице можно говорить не противоречиво, только если она не физична, а идеальна.

2. Нефизический атомизм. Представитель Лейбниц. Лейбниц решил колоссальную задачу. Попытался разрешить парадокс дихотомии. В «пространстве» он дает свою теорию: 1) непротиворечиво мыслить атом только как идеальный объект (т.е. не физический).

2) если атомизм существует, то материи вообще нет, т.к. Лейбниц отрицал протяженность субстанции как ее атрибут, а потому единственное, что остается у субстанции это мышление. Лейбниц пришел к отрицанию реальности материи и к замене ее бесконечными собраниями душ. Мир обязательно раскладывается. Но атомы не физичны. Атомы многообразны, образуют некие конгломераты объектов. Наш физический мир, в котором мы живем, в некотором смысле является иллюзорным.

Лейбниц утверждал, что монады не могут взаимодействовать, ибо «они не имеют окон». Это утверждение приводит трудности: область динамики, где тела влияют друг друга особенно при столкновении. Монады образуют иерархию, основанную на ясности, с какой они отражают Вселенную. Человеческое тело полностью состоит из монад, каждая из которых является душой.

Пространство – как оно является чувствам и как его рассматривает физика – не существует, но оно имеет реального двойника – расположение монад в трехмерном порядке соответственно точке зрения, с которой они отражают мир. Каждая монада видит мир в определенной перспективе. Приняв этот метод рассуждения, мы можем сказать, что нет такого явления, как пустое пространство. Каждая возможная точка зрения заполнена одной и только одной существующей монадой. Двух абсолютно схожих монад не существует. Это и есть лейбницевский принцип «тождества неразличимых».

Также одной из наиболее характерных черт философии представляется доктрина о многих возможных мирах. Мир «возможен», если он не противоречит законам логики. Существует бесконечное число возможных миров, каждый из которых Бог созерцал прежде, чем сотворил действительный мир. Бог решил сотворить лучший из возможных миров, в котором добро значительно превышает зло (но зло не отсутствует!).

3. Логический атомизм (нейтральный монизм). Попробует устранить недостатки первого и второго. Представитель Б. Рассел. Легко мыслить мир, говоря, что есть язык (как любой словарь формализации), связанный с логическим аппаратом. Любая система формализация подчиняется законам логики. Реальность всегда уже описана языком. Говоря о мире, мы говорим о мире на языке. В этом смысле нет реальности как таковой. Задача: остаться в пределах одной реальности. Субъектно-предикатная конструкция – это когда есть что-то и что-то об этом утверждается («Это есть то, оно…»). Объекты сами по себе не существуют, они уже встроены в предложения (в субъектно-предикатные конструкции). Если что-то есть, то оно всегда являет собой связь. Предложения можно называть «фактами» (на языке мира, на языке вещей).

Создать такой язык, который одновременно будет и естественным, и логическим, и математическим. «Как геометрическая фигура и ее проекция» (Рассел про соотношение языка и реальности). Язык трактуется как любая система формализации. Минимальной единицей будет не вещь (не атом, и не энтелехия), а событие, факт или предложение (соответствует событию или факты с использованием языка).

Как описать реальность? Можно представить как множество объектов. Но любые объекты не существуют вне предложения («Луна»). Минимальным предметом будет то, что наделено смыслом. Это и есть требование логического атомизма! Атомарной является ситуация смысла! По Расселу, запрещается говорить фразу «Я лгу». Вы являетесь и субъектом и самим этим высказыванием. Однако решение «не говорить так» не есть решение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.008 с.)