Третий тип онтологии: характеристика и предлагаемые стратегии философского анализа (Спиноза «Этика»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий тип онтологии: характеристика и предлагаемые стратегии философского анализа (Спиноза «Этика»).



Третий тип онтологии стремиться преодолеть трудности второй онтологии. 3 тип связан с неклассическим поворотом в философии и связан с фигурой Гегеля. Суть:

1. Отказ от понятийного восприятия (определения).

2. Отсутствие разделения (в отличие от второго типа) на мир для субъекта и мир сам по себе. Но и тут возникают трудности – субъект не прозрачен, мы обрабатываем мир для себя.

3. Снятие проблемы трансцендирующего субъекта.

Мир взятый целиком является тождеством субъекта и объекта (вывод Спинозы). «Субъект в бытие», т.е. часть этого бытия.

Знание о мире является частью этого мира (Гегель). Человек есть орган божественного (абсолютного) самопознания, т.е. сам мир узнает себя по средством человеческого знания.

В рамках 3 типа онтологии – надо оставить субъект в рамках мироздания.

Можно рассмотреть на примере с рулеткой. Мы выбираем определенное число, на которое делаем ставку, например 7 красное. Но чем обусловлен этот выбор? Если вторая онтология будет считать, что этот выбор сделан субъектом, хотя человек и живет в феноменальном мире по законам детерминизма, но он как моральное существо является ноуменом, а потому свободен. Для онтологии третьего типа это событие является абсолютно реально новым. Просчитывать его бесполезно. Фундаментальная неопределенность привносится только человеком! Ответ кажется наиболее интуитивным. Способность человека нести эту неопределенность является частью мира. Реальность неопределенна руками человека! Даже абсолютно мощный компьютер не смог бы просчитать все факторы, которые привели к такому исходу.

Метафизика Спинозы является лучшим примером того, что можно назвать «логическим монизмом», а именно доктрины о том, что мир в целом есть единая субстанция, ни одна из частей которой логически не способна существовать самостоятельно. Для Спинозы мышление и протяженность это атрибуты Бога. У него есть также безграничное число и других атрибутов, но они нам не известны. Индивидуальные души и отдельные части материи имеют характер прилагательных; они не являются вещами, а просто аспектами божественного существа. Все в мире управляется абсолютной логической необходимостью. Нет такой вещи, как свобода воли в духовной сфере или случайность в мире физическом. Все, что случается, есть проявление непостижимой природы бога, и логически невозможно, чтобы события были иными, нежели они есть. Отрицательное существует только с точки зрения конечных созданий. В Боге, кто единственно полностью реален, не отрицательного, и поэтому зла. Мудрый человек, насколько ему позволяет человеческая ограниченность, пытается видеть мир таким, как его видит Бог. Только невежество заставляет нас думать, что мы можем изменить будущее; что будет – то будет, и будущее установлено так же незыблемо, как и прошлое. Когда мы достигаем, насколько можем, видения мира, аналогичного видению Бога, мы все видим как часть целого и ка кнеобходимое для блага целого.

 

1.Философия как автономная дисциплина: предмет, метод, отличие от прочих областей знания (Аристотель «Метафизика»).

Человек есть орган божественного самопознания. Сам мир узнаёт себя посредством человеческого самопознания. Человек – тот инструмент, с помощью которого мир узнаёт о том, что он субъектен. С чего начинается философия как дисциплина? Философия пытается знать некие изначальные, фундаментальные закономерности, некое предельное знание. Философия – опыт освоения пределов. Философия в некотором особом положении. Оно хочет начать с такого несомненного, что отвечало бы критерию универсальности, было бы всеобъемлющей истиной для всего.

Философия стремиться к нахождения предельного знания. Метафизика – наука о первоначалах и первопричинах. Еще в античности ставили вопрос о первоначалах.

Основные вопросы онтологии:

  • Онтология начинается с вопроса о бытии 9онтологический статус сущего).
  • Онтологический статус идеальных объектов. (тождество, бесконечность, ничто)
  • Проблема реальности реального.
  • Проблематика пространства и времени
  • Онтологический статус возможности.
  • Проблема возникновения нового.

разделение на онтологию (метафизику – амер.) и гносеологию (эпистемологию – зап.) – разделение на знание о мире и знании о знании. Философия всегда структурирована как некая онтология.

Три типа построения онтологии:

  1. Онтология обусловленного субъекта (моноистическая).
  2. Онтология обуславливающего субъекта (дуалистическая)
  3. Dasein. тождество субъекта и объекта

 

Аристотель.

Родовидовые обобщения.

Логический критерий предельности – когда для определения понятия, мы не можем обратить его в вид, определив род. Напр.: бытие – единичное, нельзя ему дать определение.

Философия берёт на себя задачу заниматься только таким предельным. Философия стремится стать опытом законченного разговора.

Категории: 1. Сущность 2. Качество 3. Количество 4. Пространство 5. Время 6. Место 7. Отношение 8. Претерпевание 9. Действие 10. Обладание(состояние).

 

«Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как, например, науки математические. А так как мы ищем начала и высшие причины, то ясно, что они должны быть началами и причинами чего-то самосущного (physeos tines kath hauten)….»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.007 с.)