Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема пространства и времени (Кант «Пролегомены»)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Существуют ли они? 2. Что они есть? 3. Как они существуют? И с чувственным, и с рациональным осознанием времени есть проблемы. С одной стороны пространство и время кажутся нам вполне понятными. Однако при попытке определить, что это такое, мы упираемся в некоторые трудности. Пространство и время невеществены, не субстанциональны. Философия пытается дать наиболее существенные характеристики пространства и времени. И в Аристотелевских, и в кантовских категориях имеют место быть пространство и время. Пространство и время в философии являются категориями, т.е. они структурируют любой опыт. Нельзя указать момент реальности, который бы не был структурирован с помощью пространства и времени. Это первый признак категорий. Второй признак: нахождение логического рода для пространства и времени, т.е. дать определение. Пространство определяется как некоторое место. Время определяется как длительность, или как память, однако она характерна только для прошлого. С точки зрения физики время появилось в определенный момент (например, с Большого взрыва). Время физически можем включить только в само себя. Тоже самое характерно для пространства. Парадоксы пространства и времени: 1. Пространство и время тяготеют к представлению как нечто. Особенно это характерно для пространства. Оно изначально вводится как онтологическая и физическая пустота. Парменид категорически утверждал, что пустоты не существует. В этом элеаты полемизировали с атомистами. По мнению атомистов, пустота существует, если бы ее не было, то тела не могли бы совершать движение (Демокрит). Когда мы начинаем анализировать время, оно тоже предстает как некоторая пустота. 2. Время мы мыслим как что-то длительное, но делимо ли оно и есть ли предел деления? Решения: 1. - Пространство объективно, но относительно вещей. Такой позиции придерживались Аристотель, Платон. Пространство, по Платону, является материей. Для Аристотеля не существует места без занимаемого тела. Наличие места без тела абсурдно. Это положение позволяет сказать, что Аристотель и Лейбниц разделяют ту точку зрения, что пустоты вообще не существует. У Лейбница монада может существовать, только занимая некоторое место, а если уничтожить все монады, то пространства не будет. Таким образом, пространство существует относительно тел. В этом Лейбниц полемизирует с Ньютоном. - Пространство абсолютно. Ньютон. Наличие эфира в ньютанианской физике не позволяет нам говорить об абсолютной пустоте. 2. Пространство и время связаны с субъектом, они не имеют самостоятельного онтологического бытия. Кант и Августин. Субъект творит время, но с точки зрения онтологии времени нет. 3. Пространство и время объективны и совпадают с самим субъектом, т.е. сам субъект и есть время. По Хайдеггеру, нет никакой второй онтологии. Кант не сомневается в том, что наши ощущения имеют причины, которые он называет «вещами в себе» или ноуменами. То, что является нам в восприятии, которое он называет феноменом, состоит из двух частей: то, что обусловлено объектом, - эту часть он называет ощущением, и то, что обусловлено нашим субъективным аппаратом, который упорядочивает многообразие в определенные отношения. Эту последнюю часть он называет формой явления. По Канту, Чистая форма чувственности называется «чистой интуицией»; существуют две такие формы, а именно пространство и время: одна – для внешних ощущений, другая – для внутренних. Кант утверждает, что пространство и время являются априорными формами. Что бы доказать это Кант выдвигает аргументы двух классов: метафизические, извлекаемы непосредственно из природы пространства и времени, и трансцендентальные, извлекаемые из возможности чистой математики. Метафизические: 1. Внешний опыт возможен только через представление пространства. 2. Мы не можем вообразить не существование пространства, тогда как можем вообразить, что ничего не существует в пространстве. 3. Имеется только одно пространство, и то, что мы называем «пространствами», является частями его, а не примерами. 4. Пространство представляется как бесконечно данная величина. Это отношение отлично от того, какое имеется у понятия к его примерам, и, следовательно пространство не есть понятие, а «чистая интуиция». Трансцендентальный аргумент относительно пространства выводится из геометрии. Кант утверждает, что Евклидова геометрия известна априори. Для времени аргументы те же, только геометрию замещает арифметика, т.к. счет требует времени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.25.249 (0.007 с.) |