Определяя сущность бюджета, его обычно рассматривают в трёх аспектах - экономическом, материальном и юридическом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определяя сущность бюджета, его обычно рассматривают в трёх аспектах - экономическом, материальном и юридическом.



Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность общественных отношений в связи с формированием, распределением и использованием соответствующих централизованных денежных фондов. Именно в таких отношениях и проявляется сущность любого бюджета.

Рассматриваемый в экономическом аспекте бюджет осуществляет распределительную и контрольную функции.

Через распределительную функцию происходит накопление в руках государства (муниципального образования) денежных средств и их использование в целях удовлетворения общегосударственных (муниципальных) нужд. По бюджетным каналам осуществляется межотраслевое и межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов. Бюджетные отношения складываются у государства практически со всеми участниками общественного производства, с самыми широкими слоями населения.

Суть контрольной функции бюджета состоит в том, что через информацию о движении бюджетных ресурсов, отражаемую в показателях бюджетных поступлений и расходных назначений, государство или иное публично-территориальное образование получает объективные сведения о происходящих в обществе экономических процессах и тем самым их контролирует.

Определение бюджета, содержащееся в действующем законодательстве Российской Федерации, в известной степени учитывает материальный и экономический аспекты данной категории, а также факт раздельного существования государственных финансов и местных финансов (финансов муниципальных образований) в соответствии с общими началами современного российского конституционализма.

В ст. 6 БК РФ бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Из содержания ст. 14 - 16 БК РФ можно вывести ещё одно определение бюджета:

Это - форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации (федеральный бюджет), субъекта Федерации (региональный бюджет) или муниципального образования (местный бюджет).

В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый в масштабах конкретного публично-территориального образования (государства, муниципального образования) и предназначенный для обеспечения выполнения задач, стоящих перед таким публично-территориальным образованием и осуществляемых им функций. Материальное содержание бюджета гарантирует существование соответствующего публично-территориального (государственного или муниципального) образования. Бюджетные ресурсы выступают в качестве материальной основы функционирования государственных органов и органов местного самоуправления.

Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и гарантировать бесперебойное функционирование государственного механизма, соблюдение законности и обеспечение правопорядка в обществе.

 

Наконец, в юридическом аспекте бюджет предстает как правовой акт, которым утверждается финансовый план публично-территориального образования на соответствующий период. Бюджет как правовой акт санкционирует совершение различных бюджетных операций, регламентирует деятельность участников бюджетных правоотношений.

Рассматривая бюджет в правовом аспекте, следует отметить, что собственником бюджетных ресурсов на федеральном, региональном (субъекта Федерации) и муниципальном уровнях являются непосредственно сами государственные (Российская Федерация, ее субъекты) или муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории города федерального значения). Государственные органы и органы местного самоуправления в пределах закреплённой за ними компетенции распоряжаются средствами соответствующих бюджетов.

 

Лаптева:

Определение понятия «бюджет» по мере его изучения представителями финансового права претерпевало различные изменения. 70 В современный период понятие «бюджет» обычно рассматривается в трех аспектах: материальном, экономическом и юридическом.

В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении у публично-правовых образований, т. е. это централизованный фонд денежных средств, который концентрирует финансовые ресурсы, необходимые для осуществления задач и функций государства.

Между тем фактически материальное содержание бюджета динамично, поскольку постоянно изменяется объем концентрируемых в нем средств.

Поэтому с экономической точки зрения используется в широком, узком, специальном. В широком значении оно включает денежные фонды «различных субъектов хозяйствования и государства», охватывая денежные средства индивидуальных предпринимателей. При употреблении понятия «финансы» в узком знамении предполагается включение в него денежных фондов «государства, его территориальных подразделений, предприятий, учреждений и организаций». Если имеются в виду денежные фонды только государства, то в этом случае понятие «финансы» употребляется в его специальном значении (Худяков А.И. Избр. труды по финансовому праву. С. 52 53).

Бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и муниципальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления."

Следовательно, понимание бюджета как фонда денежных средств соответствует статичному аспекту данного явления, а понимание бюджета как совокупности экономических отношений по образованию и расходованию денежных средств, отражает динамичный аспект этой категории.

Правовая форма опосредует и организует одновременно и неправовую материю, что применительно бюджету означает облечение его в определенную материальную оболочку в виде финансово-планового акта, утверждаемого в особом порядке. Поэтому в правовом аспекте бюджет — это государственный акт, устанавливающий финансовый план государства.

В юридической литературе, рассматривая бюджет с правовой точки зрения, отмечают следующие моменты:

• это акт высшей юридической силы (утверждается представительными органами государственной власти или решением местного самоуправления и принимается в форме закона или решения местного самоуправления);

• это финансовый план, который предусматривает доходы и расходы государства на определённый период времени, а именно: с 1 января по 31 декабря на очередной финансовый год.

 

2. Понятие бюджетной системы. Соотношение понятий «бюджетная система» и «бюджетное устройство».

 

Лаптева:

В юридической литературе отсутствует единообразный подход к понятию «бюджетное устройство». Действующая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации обошла своим вниманием данное понятие; как следствие, эта важная финансово-правовая категория осталась законодательно неопределённой. Последнее, по мнению М.И. Пискотина, возможно, привело к некоторым композиционным огрехам, проявившимся в структуре БК РФ. В частности, речь идёт о том, что часть вторая БК РФ, названная «Бюджетная система Российской Федерации», начинается с раздела «Бюджетное устройство Российской Федерации», который, в свою очередь, открывается главой «Бюджетная система Российской Федерации» (гл. З).

Как правило, понятие «бюджетное устройство» раскрывается авторами в соотношении с понятием «бюджетная система».

Например, Н.И. Химичева считает, что понятие «бюджетное устройство» адекватно понятию «бюджетная система».

Понятие бюджетного устройства является родовым по отношению к иным базовым понятиям бюджетного права, включает в себя более «частные» понятия: «бюджетное право», «бюджетный процесс», «бюджетное регулирование» и др. (В.М. Родионова, Б.М.Сабанти).

Понятие «бюджетная система» является непременным элементом понятия «бюджетное устройство».

Как верно отметил А.И. Худяков, в общепринятом понимании слово устройство означает строение чего-либо. В этом смысле слово устройство всегда означает организованную определённым образом систему каких-либо компонентов, частей, деталей.

Однако в любом устройстве его компоненты находятся во взаимном движении. Следовательно, для характеристики устройства необходимо не просто перечислить его компоненты (явление в статике), но и показать их взаимодействие (динамику).

В связи с этим представляется, что бюджетное устройство должно включать в себя следующие элементы:

1) бюджетную систему (статика явления);

2) бюджетное регулирование (динамика явления).

Крохина считает также:

Структура БК даёт ошибочное основание считать понятие «бюджетная система» более ёмким, чем понятие «бюджетное устройство», поскольку часть вторая БК называется «Бюджетная система Российской Федерации», а входящий в неё разд. I, как уже отмечалось, — «Бюджетное устройство Российской Федерации». При этом он находится в одном ряду с другими разделами, выделенными из состава бюджетной системы РФ. В финансовом праве общепринято считать бюджетную систему составным элементом бюджетного устройства. Таким образом, бюджетное устройство — это организация бюджетной системы и принципы её построения.

Крохина:

Статья 6 БК устанавливает, что «бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Приэтом следуем иметь в виду, что внебюджетные фонды органично входят в финансовую систему, являясь её самостоятельным звеном.

По своей структуре бюджетная система является четырехуровневой:

—первый уровень — федеральный бюджет;

—второй уровень — бюджеты субъектов РФ;

—третий уровень — бюджеты МСУ.

 

Бюджетное устройство в субъектах РФ — это организация бюджетной системы субъекта РФ и принципы ее построения.

Бюджетная система субъекта РФ состоит из бюджета субъекта РФ (республиканского, краевого, областного и др.) и бюджетов муниципальных образований, входящих в со-

став субъекта РФ.

Бюджетное устройство в муниципальных образованиях — это организация бюджетной системы муниципальныхобразований и принципы её построения.В муниципальную бюджетную систему входят бюджетыгородов, внутригородских районов, сельских (поселковых)территориальных образований. Однако следует иметь в виду,что часто в составе муниципальных образований имеются другие муниципальные образования, например районы в городах, поэтому в составе бюджета города могут быть выделены сметы расходов внутригородских районов. Это относится и к другим видам муниципальных образований. Так, Закон Республики Адыгея от 31.03.2005 № 294 «О местномсамоуправлении» предусматривает возможность включения в бюджет муниципального образования в качестве составной части смет доходов и расходов отдельных населённыхпунктов (территорий), не являющихся муниципальными образованиями (п. 3 ст. 50). В Астраханской области, напротив, районы в городах имеют статус муниципальных образований, следовательно, муниципальная бюджетная система в рамках этого субъекта РФ, помимо государственного бюджета, включает бюджеты внутригородских районов (ЗаконАстраханской области от 07.07.2004 № 38/2004-0З «Об отдельных вопросах правового регулирования местного самоуправления в Астраханской области»).

В основе бюджетной системы муниципальных образований лежат те же принципы, что и в основе бюджетного устройства РФ, а также принцип учёта местных особенностей и традиций.

 

3. Принципы бюджетной системы.

 

Саттарова:

Статья 28 БК РФ закрепляет перечень принципов, на которых основано

функционирование бюджетной системы Российской Федерации, т.е. в основе построения

бюджетов всех уровней в единую систему лежат определенные исходные начала, идеи,

отражающие специфику бюджетной деятельности как особого вида государственного

управления.

Это принципы:

а) единства бюджетной системы Российской Федерации;

б) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов

бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

в) самостоятельности бюджетов;

г) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных

образований;

д) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов

бюджетов;

е) сбалансированности бюджета;

ж) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

з) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

и) прозрачности (открытости);

к) достоверности бюджета;

л) адресности и целевого характера бюджетных средств;

м) подведомственности расходов бюджетов;

н) единства кассы.

 

Следует отметить, что перечень принципов бюджетной системы РФ, данный в ст. 28

БК РФ, является закрытым и расширенному толкованию не подлежит. Функционирование

бюджетной системы на основе вышеуказанных принципов и бюджетной классификации

образует бюджетное устройство Российской Федерации. Такой вывод следует из анализа

структуры Бюджетного кодекса, в частности раздела первого части второй. Определения

понятия "бюджетное устройство Российской Федерации" в Бюджетном кодексе не

содержится, но законодатель включил в структуру раздела первого части второй три главы:

"Бюджетная система Российской Федерации", "Бюджетная классификация Российской

Федерации", "Принципы бюджетной системы Российской Федерации".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.028 с.)