Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определяя сущность бюджета, его обычно рассматривают в трёх аспектах - экономическом, материальном и юридическом.
Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность общественных отношений в связи с формированием, распределением и использованием соответствующих централизованных денежных фондов. Именно в таких отношениях и проявляется сущность любого бюджета. Рассматриваемый в экономическом аспекте бюджет осуществляет распределительную и контрольную функции. Через распределительную функцию происходит накопление в руках государства (муниципального образования) денежных средств и их использование в целях удовлетворения общегосударственных (муниципальных) нужд. По бюджетным каналам осуществляется межотраслевое и межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов. Бюджетные отношения складываются у государства практически со всеми участниками общественного производства, с самыми широкими слоями населения. Суть контрольной функции бюджета состоит в том, что через информацию о движении бюджетных ресурсов, отражаемую в показателях бюджетных поступлений и расходных назначений, государство или иное публично-территориальное образование получает объективные сведения о происходящих в обществе экономических процессах и тем самым их контролирует. Определение бюджета, содержащееся в действующем законодательстве Российской Федерации, в известной степени учитывает материальный и экономический аспекты данной категории, а также факт раздельного существования государственных финансов и местных финансов (финансов муниципальных образований) в соответствии с общими началами современного российского конституционализма. В ст. 6 БК РФ бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Из содержания ст. 14 - 16 БК РФ можно вывести ещё одно определение бюджета: Это - форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации (федеральный бюджет), субъекта Федерации (региональный бюджет) или муниципального образования (местный бюджет). В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый в масштабах конкретного публично-территориального образования (государства, муниципального образования) и предназначенный для обеспечения выполнения задач, стоящих перед таким публично-территориальным образованием и осуществляемых им функций. Материальное содержание бюджета гарантирует существование соответствующего публично-территориального (государственного или муниципального) образования. Бюджетные ресурсы выступают в качестве материальной основы функционирования государственных органов и органов местного самоуправления.
Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и гарантировать бесперебойное функционирование государственного механизма, соблюдение законности и обеспечение правопорядка в обществе.
Наконец, в юридическом аспекте бюджет предстает как правовой акт, которым утверждается финансовый план публично-территориального образования на соответствующий период. Бюджет как правовой акт санкционирует совершение различных бюджетных операций, регламентирует деятельность участников бюджетных правоотношений. Рассматривая бюджет в правовом аспекте, следует отметить, что собственником бюджетных ресурсов на федеральном, региональном (субъекта Федерации) и муниципальном уровнях являются непосредственно сами государственные (Российская Федерация, ее субъекты) или муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории города федерального значения). Государственные органы и органы местного самоуправления в пределах закреплённой за ними компетенции распоряжаются средствами соответствующих бюджетов.
Лаптева: Определение понятия «бюджет» по мере его изучения представителями финансового права претерпевало различные изменения. 70 В современный период понятие «бюджет» обычно рассматривается в трех аспектах: материальном, экономическом и юридическом. В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении у публично-правовых образований, т. е. это централизованный фонд денежных средств, который концентрирует финансовые ресурсы, необходимые для осуществления задач и функций государства.
Между тем фактически материальное содержание бюджета динамично, поскольку постоянно изменяется объем концентрируемых в нем средств. Поэтому с экономической точки зрения используется в широком, узком, специальном. В широком значении оно включает денежные фонды «различных субъектов хозяйствования и государства», охватывая денежные средства индивидуальных предпринимателей. При употреблении понятия «финансы» в узком знамении предполагается включение в него денежных фондов «государства, его территориальных подразделений, предприятий, учреждений и организаций». Если имеются в виду денежные фонды только государства, то в этом случае понятие «финансы» употребляется в его специальном значении (Худяков А.И. Избр. труды по финансовому праву. С. 52 53). Бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и муниципальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления." Следовательно, понимание бюджета как фонда денежных средств соответствует статичному аспекту данного явления, а понимание бюджета как совокупности экономических отношений по образованию и расходованию денежных средств, отражает динамичный аспект этой категории. Правовая форма опосредует и организует одновременно и неправовую материю, что применительно бюджету означает облечение его в определенную материальную оболочку в виде финансово-планового акта, утверждаемого в особом порядке. Поэтому в правовом аспекте бюджет — это государственный акт, устанавливающий финансовый план государства. В юридической литературе, рассматривая бюджет с правовой точки зрения, отмечают следующие моменты: • это акт высшей юридической силы (утверждается представительными органами государственной власти или решением местного самоуправления и принимается в форме закона или решения местного самоуправления); • это финансовый план, который предусматривает доходы и расходы государства на определённый период времени, а именно: с 1 января по 31 декабря на очередной финансовый год.
2. Понятие бюджетной системы. Соотношение понятий «бюджетная система» и «бюджетное устройство».
Лаптева: В юридической литературе отсутствует единообразный подход к понятию «бюджетное устройство». Действующая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации обошла своим вниманием данное понятие; как следствие, эта важная финансово-правовая категория осталась законодательно неопределённой. Последнее, по мнению М.И. Пискотина, возможно, привело к некоторым композиционным огрехам, проявившимся в структуре БК РФ. В частности, речь идёт о том, что часть вторая БК РФ, названная «Бюджетная система Российской Федерации», начинается с раздела «Бюджетное устройство Российской Федерации», который, в свою очередь, открывается главой «Бюджетная система Российской Федерации» (гл. З).
Как правило, понятие «бюджетное устройство» раскрывается авторами в соотношении с понятием «бюджетная система». Например, Н.И. Химичева считает, что понятие «бюджетное устройство» адекватно понятию «бюджетная система». Понятие бюджетного устройства является родовым по отношению к иным базовым понятиям бюджетного права, включает в себя более «частные» понятия: «бюджетное право», «бюджетный процесс», «бюджетное регулирование» и др. (В.М. Родионова, Б.М.Сабанти). Понятие «бюджетная система» является непременным элементом понятия «бюджетное устройство». Как верно отметил А.И. Худяков, в общепринятом понимании слово устройство означает строение чего-либо. В этом смысле слово устройство всегда означает организованную определённым образом систему каких-либо компонентов, частей, деталей. Однако в любом устройстве его компоненты находятся во взаимном движении. Следовательно, для характеристики устройства необходимо не просто перечислить его компоненты (явление в статике), но и показать их взаимодействие (динамику). В связи с этим представляется, что бюджетное устройство должно включать в себя следующие элементы: 1) бюджетную систему (статика явления); 2) бюджетное регулирование (динамика явления). Крохина считает также: Структура БК даёт ошибочное основание считать понятие «бюджетная система» более ёмким, чем понятие «бюджетное устройство», поскольку часть вторая БК называется «Бюджетная система Российской Федерации», а входящий в неё разд. I, как уже отмечалось, — «Бюджетное устройство Российской Федерации». При этом он находится в одном ряду с другими разделами, выделенными из состава бюджетной системы РФ. В финансовом праве общепринято считать бюджетную систему составным элементом бюджетного устройства. Таким образом, бюджетное устройство — это организация бюджетной системы и принципы её построения. Крохина: Статья 6 БК устанавливает, что «бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Приэтом следуем иметь в виду, что внебюджетные фонды органично входят в финансовую систему, являясь её самостоятельным звеном.
• По своей структуре бюджетная система является четырехуровневой: — —первый уровень — федеральный бюджет; — —второй уровень — бюджеты субъектов РФ; — —третий уровень — бюджеты МСУ.
Бюджетное устройство в субъектах РФ — это организация бюджетной системы субъекта РФ и принципы ее построения. Бюджетная система субъекта РФ состоит из бюджета субъекта РФ (республиканского, краевого, областного и др.) и бюджетов муниципальных образований, входящих в со- став субъекта РФ. Бюджетное устройство в муниципальных образованиях — это организация бюджетной системы муниципальныхобразований и принципы её построения.В муниципальную бюджетную систему входят бюджетыгородов, внутригородских районов, сельских (поселковых)территориальных образований. Однако следует иметь в виду,что часто в составе муниципальных образований имеются другие муниципальные образования, например районы в городах, поэтому в составе бюджета города могут быть выделены сметы расходов внутригородских районов. Это относится и к другим видам муниципальных образований. Так, Закон Республики Адыгея от 31.03.2005 № 294 «О местномсамоуправлении» предусматривает возможность включения в бюджет муниципального образования в качестве составной части смет доходов и расходов отдельных населённыхпунктов (территорий), не являющихся муниципальными образованиями (п. 3 ст. 50). В Астраханской области, напротив, районы в городах имеют статус муниципальных образований, следовательно, муниципальная бюджетная система в рамках этого субъекта РФ, помимо государственного бюджета, включает бюджеты внутригородских районов (ЗаконАстраханской области от 07.07.2004 № 38/2004-0З «Об отдельных вопросах правового регулирования местного самоуправления в Астраханской области»). В основе бюджетной системы муниципальных образований лежат те же принципы, что и в основе бюджетного устройства РФ, а также принцип учёта местных особенностей и традиций.
3. Принципы бюджетной системы.
Саттарова: Статья 28 БК РФ закрепляет перечень принципов, на которых основано функционирование бюджетной системы Российской Федерации, т.е. в основе построения бюджетов всех уровней в единую систему лежат определенные исходные начала, идеи, отражающие специфику бюджетной деятельности как особого вида государственного управления. Это принципы: а) единства бюджетной системы Российской Федерации; б) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; в) самостоятельности бюджетов; г) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; д) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; е) сбалансированности бюджета; ж) результативности и эффективности использования бюджетных средств; з) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; и) прозрачности (открытости);
к) достоверности бюджета; л) адресности и целевого характера бюджетных средств; м) подведомственности расходов бюджетов; н) единства кассы.
Следует отметить, что перечень принципов бюджетной системы РФ, данный в ст. 28 БК РФ, является закрытым и расширенному толкованию не подлежит. Функционирование бюджетной системы на основе вышеуказанных принципов и бюджетной классификации образует бюджетное устройство Российской Федерации. Такой вывод следует из анализа структуры Бюджетного кодекса, в частности раздела первого части второй. Определения понятия "бюджетное устройство Российской Федерации" в Бюджетном кодексе не содержится, но законодатель включил в структуру раздела первого части второй три главы: "Бюджетная система Российской Федерации", "Бюджетная классификация Российской Федерации", "Принципы бюджетной системы Российской Федерации".
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.028 с.) |