Семинар 3. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 3. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы



БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

СЕМИНАР 3. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

I). Вопросы для обсуждения (при ответах на вопросы необходимо ссылаться на нормативные правовые акты, материалы судебной практики, специальную литературу):

1. Понятие «бюджет» и его сущность.

 

Понятие "бюджет

Козырин:

Понятие бюджет в юридическом и экономическом лексиконе претерпело примерно такую же эволюцию, как и понятие "финансы". Еслипервоначально оба этих термина использовались для характеристики исключительнопубличных (государственных) финансов, то впоследствии они стали применяться и вотношении финансов частных.

Бюджет, представленный в форме росписи, таблицы, ведомости и т.п., является основным инструментом проверки сбалансированности доходов и расходов экономических субъектов.

В зависимости от конкретного участника экономических отношений, в отношении денежных средств которого составляется бюджет, можно говорить о бюджете семейном (бюджете домашнего хозяйства), бюджете предприятия, местном бюджете, региональном бюджете, государственном бюджете, бюджете международной организации, бюджете союза государств и т.д.

В настоящее время понятие "бюджет" используется для характеристики финансов как публичных (прежде всего - государственных), так и финансов частных. Проникнув в сферу частных финансов, бюджет стал использоваться в качестве инструмента финансового менеджмента.

В финансовом праве понятие "бюджет" используется исключительно в связи с функционированием публичных финансов, которые, в свою очередь, представлены финансами государственными (государственный бюджет), муниципальными (местный бюджет) и наднациональными (бюджет Союзного государства).

Крохина:

Бюджет — это публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определённого государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме.

 

Саттарова:

О.Н. Горбунова указывает, что "некоторые люди ошибочно представляют бюджет как некое денежное хранилище. На самом деле бюджет можно представить как форму оперативного направления денежных средств на определённые цели. Причём форма, которой придали режим закона". "Под бюджетом разумеется план ведения государственного хозяйства на данный период времени", - писал И.Х. Озеров.

 

Сущность бюджета.

Козырин:

Рассмотрим более подробно принципы бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство

бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной

системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности,

бюджетной классификации бюджетной системы страны, санкций за нарушение бюджетного

законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения

расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов

бюджетной системы, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности

бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство

порядка исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов

бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ).

Задание № 2.

Почему государству, несмотря на непомерные внутренние и внешние долги, никогда не грозит банкротство? Дайте правовое обоснование ответа в письменной форме!!!

Задание № 4.

Один из студентов 4 курса юридического факультета НИУ-ВШЭ на одном из занятий по бюджетному праву высказал суждение о том, что в случае невыполнения Российской Федерацией своих долговых обязательств перед физическими и юридическими лицами ответственность будет нести Правительство Российской Федерации всем находящимся в его распоряжении имуществом.

Правильно ли это?

Согласно ст. 53 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Для подтверждения неисполнения обязательств Российской Федерации нужно соответствующее судебное решение, по которому выдаётся исполнительный лист (п. 1 ст. 242.1 БК РФ).

Как отмечается в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счёт средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств — за счёт иного имущества, составляющего соответствующую казну.

Согласно п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации за счёт средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов РФ в течение трёх месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение. Положения ст. 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причинённого незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

Как мы видим, в первую очередь государство будет отвечать за неисполнение обязательств за счет средств федерального бюджета, а в случае их недостатка, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, входящим в казну РФ. Пунктом 1 статьи 242.3 Кодекса установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казённого учреждения – должника, направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учёта операций по исполнению расходов федерального бюджета. Таким образом, студент оказался не прав и речи о Правительстве РФ в данном случае вообще не идет.

 

Задание № 5

АО "Северное сияние" обратилось в суд с иском к Правительству Российской Федерации о возмещении из федерального бюджета 9 млн. руб. в связи с неисполнением Закона РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в части финансирования затрат предприятия на государственные гарантии и компенсации.

В каком случае суд должен удовлетворить иск ОА "Северное сияние"?

Статья 74 БК РФ:

1. В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.

2. Контроль за соблюдением указанных в пункте 1 настоящей статьи условий осуществляется главным распорядителем бюджетных средств.

Статья 75 БК РФ:

1. К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

2. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

ВЫВОД: иск можно удовлетворить, если не будут превышены лимиты, указанные в ст. 74 БК РФ.

 

Задание № 6.

В ходе исполнения федерального бюджета количественный разрыв между расходами и доходами (бюджетный дефицит) значительно превысил планируемый уровень. Для преодоления бюджетного кризиса Правительство Российской Федерации приняло ряд следующих мер:

- выпустило краткосрочный государственный заем в виде ценных бумаг, размещаемых на территории Российской Федерации;

- сократило ассигнования по ряду расходных статей, обеспечивающих финансирование целевых бюджетных программ;

- использовало средства резервного фонда для финансирования приоритетных направлений.

Оцените правомерность действий Правительства Российской Федерации.

Государственные ценные бумаги - это форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Эмитентами выступают федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ и исполнительный орган местного самоуправления, инвесторами - юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Целью выпуска государственных ценных бумаг является покрытие дефицита государственного бюджета, регулирование денежного обращения страны, финансирование государственных целевых программ, реструктуризация внутреннего и внешнего долга РФ. Эмиссия государственных ценных бумаг осуществляется в соответствии с Федеральным законом Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29.07.1998 N 136-ФЗ (действующая редакция, 2016). Каждому выпуску государственных ценных бумаг присваивается регистрационный код.

 

Плановый и кассовый дефицит

В теории чем может покрываться кассовый разрыв

1. Кредиты ком организа

2. Создание спец фондов

3. Оборотная наличность – остатки на лицевых счетах

4. Облигации и гко (гос краткосрочные облиг)

Ст. (1)94. Чт.4, ст.93.6 БК не можем использовать ст 94 так как это незапланированные

расходы, надо внести изменения в закон

1) Остатки оборотной наличности

2) Целевые кредиты

3) Обычные кредиты в коммерческих организацияъ письмо минфина от 13.11.13

№02-03-11/483-96 (субъект может использовать кредиты ком орг)

4) Кредиты кредитных организаций

Кроме того, рекомендуется принимать субъектам методики 1) остатки, 2) заимствова-ния

кредитных орг; 3) государственные цб;

Подытожим: по сути БК РФ напрямую устанавливает право использовать следующие источники финансирования кассового разрыва:

1) Остатки

2) Кредиты на остатки

3) Бюджетные кредиты

4) Цб – ч.2 ст.103 (об эимс цб) в целях финансирования дефицитов бюджета, а также финансирования долговых обязательств. По сути дела нет запрета, чтобы мы использовали источники финансирования деф бюджета планового.

5) Фонды исп орг на расходы

 

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

СЕМИНАР 3. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

I). Вопросы для обсуждения (при ответах на вопросы необходимо ссылаться на нормативные правовые акты, материалы судебной практики, специальную литературу):

1. Понятие «бюджет» и его сущность.

 

Понятие "бюджет

Козырин:

Понятие бюджет в юридическом и экономическом лексиконе претерпело примерно такую же эволюцию, как и понятие "финансы". Еслипервоначально оба этих термина использовались для характеристики исключительнопубличных (государственных) финансов, то впоследствии они стали применяться и вотношении финансов частных.

Бюджет, представленный в форме росписи, таблицы, ведомости и т.п., является основным инструментом проверки сбалансированности доходов и расходов экономических субъектов.

В зависимости от конкретного участника экономических отношений, в отношении денежных средств которого составляется бюджет, можно говорить о бюджете семейном (бюджете домашнего хозяйства), бюджете предприятия, местном бюджете, региональном бюджете, государственном бюджете, бюджете международной организации, бюджете союза государств и т.д.

В настоящее время понятие "бюджет" используется для характеристики финансов как публичных (прежде всего - государственных), так и финансов частных. Проникнув в сферу частных финансов, бюджет стал использоваться в качестве инструмента финансового менеджмента.

В финансовом праве понятие "бюджет" используется исключительно в связи с функционированием публичных финансов, которые, в свою очередь, представлены финансами государственными (государственный бюджет), муниципальными (местный бюджет) и наднациональными (бюджет Союзного государства).

Крохина:

Бюджет — это публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определённого государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме.

 

Саттарова:

О.Н. Горбунова указывает, что "некоторые люди ошибочно представляют бюджет как некое денежное хранилище. На самом деле бюджет можно представить как форму оперативного направления денежных средств на определённые цели. Причём форма, которой придали режим закона". "Под бюджетом разумеется план ведения государственного хозяйства на данный период времени", - писал И.Х. Озеров.

 

Сущность бюджета.

Козырин:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.025 с.)