Виды дефицита бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды дефицита бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета.



Фактический дефицит - это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит - это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклический дефицит - это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически.

 

ИФДБ: ст. 94 БК РФ. Источники бывают внутренние и внешние. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

 

Внутренние:

· поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

· поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

· курсовая разница по средствам федерального бюджета;

· объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

· разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

· разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации; и другое.

 

Внешние:

· разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

· разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

· разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций. И другое

 

13. Понятие нефтегазовых доходов.

Статья 96.6. Нефтегазовые доходы федерального бюджета

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального

бюджета от уплаты:

· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

· вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

· вывозных таможенных пошлин на газ природный;

· вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Существование данных доходов вытекает из возможности эксплуатации недр как есть части государственной казны Российской Федерации. При этом в последнее время денежные средства от использования природных ресурсов - нефтегазовые доходы составляют более 60% источников доходов федерального бюджета.

«Отдельно в доходах федерального бюджета выделяются нефтегазовые доходы федерального бюджета, которые не относятся к собственным доходам, имеют целевой характер и используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.» - учебник Саттаровой.

 

Из лекций:

Был создан резервный фонд. Собственником таких фондов явл-ся государство. И формируется за счет энерго ресурсов. Пример, Китай. Создается юр лицо. А собственником это юр лица является государство. Это имущественный комплекс и в отношении этого имущественного комплекса осуществляется управление. Австралийский фонд будущего. Это денежная масса:

1- счета;

2- инвестиции.

Резервный фонд и фонд национального Благосостояния это не юр лицо это имущественное образование.

 

Ограничения для таких фондов это ограничения информации

От функций делят на два вида:

1 - сберегающий (сохранение средств на будущее),

2 – для сбалансированности бюджетных расходов.

Кудрин концепция нефтяного бюджета. Бюджет- доходы и расходы. Доходы- обычные и нефтяные. Обычные доходы направлялись на расходы. То тогда добавлялись доходы нефтяные и называлось все - нефтегазовый трансфер. Нефтегазовый трансфер как понятие ушло. И стало так: в БК сейчас есть понятие дополнительные нефтегазовые доходы ст. 96.9 БК РФ.

Дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета определяются как разница между нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из прогнозируемой цены на нефть либо поступившими в федеральный бюджет за отчётный финансовый год, и нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть. ДНР - расходуются для формирования резервного фонда - статья 96.9 БК РФ.

Объем использования средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного долга Российской Федерации. Резервный фонд и фонд национального благосостояния - это федеральные технически обособленные части фед. бюджета. Но по факту одна денежная масса. Пенсионный фонд – дефицитный. Формируется по аналогии с нефтегазовым фондом.

 

14. Правовой режим Резервного фонда.

Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 838 "Об утверждении Положения о порядке расходования средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации"

Статья 81.1 БК РФ регулирует правовой режим Резервного фонда субъекта Российской Федерации, который представляет собой часть средств бюджета данного субъекта,предназначенную для исполнения расходных обязательств последнего в случае недостаточности доходов бюджета субъекта для финансового обеспечения расходных обязательств. В случае создания Резервного фонда субъекта Российской Федерации порядок его формирования и использования средств устанавливается законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта Федерации).

Резервный фонд Президента РФ создается специальным федеральным законом и федеральным бюджетом на очередной финансовый год в размере не более 1% от утвержденных расходов федерального бюджета. Средства Резервного фонда Президента Российской Федерации расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента России. Денежные средства этого фонда могут использоваться для ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов, техногенных аварий, актов терроризма. Расходование средств Резервного фонда Президента Российской Федерации на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности главы государства не допускается.

Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций) образуются в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системыРоссии. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местныхадминистраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и неможет превышать 3% от утвержденного указанными законами (решениями) общего объемарасходов.

Распоряжение средствами резервных фондов осуществляется на основе нормативных правовых актов Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления. Из этих фондов финансируются непредвиденные расходы, например аварийно-восстановительные работы по ликвидации последствий стихийных бедствий. Так, средства резервного фонда Правительства Российской Федерации расходуются на финансирование государственной поддержки общественных организаций и объединений; проведения юбилейных мероприятий государственного значения;

изготовления государственных наград, юбилейных медалей;

проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам

общегосударственного значения;

выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги

перед государством;

издания сборников нормативных актов и законодательства Российской Федерации;

проведения ремонтных и восстановительных работ по заявкам органов государственной

власти Российской Федерации;

других мероприятий, проводимых по решениям Президента и Правительства Российской

Федерации.

Решения Правительства России о выделении средств из резервного фонда Правительства принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно. Правовой режим резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций), предусмотренный в ст. 81 БК РФ, необходимо сопоставить с правовым режимом целевых бюджетных фондов.

Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций) могут быть созданы в бюджетах всех уровней власти. В отношении местных бюджетов указанные фонды могут быть созданы как фонды органов местногосамоуправления, однако запрет на создание резервных фондов представительных органов (п.2 ст. 81 БК РФ) относится и к муниципальному уровню. Следовательно, на местном уровне могут существовать резервные фонды местной администрации либо выборного главы муниципального образования. Для правового режима резервных фондов характерноотсутствие специальных источников формирования, ограничение размера и наличиеприблизительной цели (непредвиденные расходы), тогда как для целевых бюджетных фондовограничение размера не имеет значения, а предназначение реализуется через установлениемоноцели. Не требуется для резервных фондов и утверждения сметы. Вместе с тем нужнаспециальная отчетность о расходовании средств резервных фондов.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и в отдельные виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте: долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами; депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях; депозиты и остатки на банковских счетах в Банке России.

 

15. Правовой режим Фонда национального благосостояния.

В целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета ПФР в составе федерального бюджета образуется Фонд национального благосостояния, правовой режим которого установлен

ст. 96.10 БК:

“1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.”

Объем средств федерального бюджета, направляемых в Фонд национального благосостояния, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Фонд национального благосостояния формируется за счет: нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину; доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Минфином России. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Банком России, а Фонда национального благосостояния - Банком России и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином России.

Целью управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния является обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.

Вместе с тем БК допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде от управления средствами названных фондов, что объясняется стремлением обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.

Средства Фонда национального благосостояния также могут размещаться в иностранную валюту и определённые виды финансовых активов: долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами; депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях; депозиты и остатки на банковских счетах в Банке России; долговые обязательства и акции юридических лиц; паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Постановление Правительства РФ от 19.01.2008 N 18 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния".

II) Задания, выполняемые в письменной форме:

1. Представьте в табличном виде отличия принципов бюджетного законодательства и принципов бюджетной политики?

Принципы бюджетного законодательства Принципы бюджетной политики
  1 Бюджетной политики разрабатывается на конкретный период – бюджетное законодательство зависит от приоритетных направлений бюджетной политики.   Принцип преемственности - формирование бюджетной политики на предстоящий финансовый год с учётом задач и достижений предшествующего периода  
  Плановость – разрабатывается на определённый период с учётом необходимых потребностей, основывается на плане.   Многовариантность бюджетной политики – разрабатывается с учётом потребностей общественного развития территории, учитывает возможные изменения.  
  Периодичность – закон (решение) о бюджете составляется на определённый период   Принцип верифицируемости – проверка достоверности, точности и обоснованности параметров бюджета  
  Принцип открытости - обозначает общедоступность, открытость проектов, законов (решений) о бюджете путём публикации или размещения   Принцип объективности - отражение в бюджетной политике объективных процессов, происходящих в экономике  
  Закон (решение) о бюджете принимается во исполнение конкретных направлений бюджетной политики.   Принцип обязательности - бюджетная политика должна быть обязательной для исполнения  
  Тут можно сказать, что бюджетное законодательство не имеет задачи по оптимизации процесса аккумуляции, распределения и использования централизованных денежных фондов Бюджетная политика имеет первостепенное значение для развития не только федеративных отношений, но и местного самоуправления, поскольку она нацелена на оптимизацию процесса аккумуляции, распределения и использования централизованных денежных фондов, представляющих собой материальное обеспечение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
  Принцип контроля со стороны законодательных органов Центральное место в механизме формирования бюджетной политики в Российской Федерации занимает Президент. Именно он в своих ежегодных бюджетных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления, цели и задачи бюджетной политики на текущий год и на перспективу (тактические и стратегические ориентиры бюджетной политики).

 

 

III) Задачи:

Требования к решению задач:

Решение должно быть выполнено в письменной форме и должно содержать вопросы, вытекающие из содержания задачи, а также развернутые ответы на них. Вопросы должны быть сформулированы юридически грамотно, а ответы на них обоснованы теоретическими положениями (где это необходимо) и ссылками на соответствующие положения законодательства, материалы судебной практики. В частности, ответ должен содержать все необходимые данные о нормативном акте, конкретной норме, примененной при решении казуса: наименование нормативного акта, номер статьи, части, пункта и т. д., содержание нормы, источник опубликования. При этом студент должен показать, как он применяет эту норму, дать ее толкование, в соответствующих случаях сослаться на разъяснение данной нормы.

Задание № 2.

Почему государству, несмотря на непомерные внутренние и внешние долги, никогда не грозит банкротство? Дайте правовое обоснование ответа в письменной форме!!!

Задание № 4.

Один из студентов 4 курса юридического факультета НИУ-ВШЭ на одном из занятий по бюджетному праву высказал суждение о том, что в случае невыполнения Российской Федерацией своих долговых обязательств перед физическими и юридическими лицами ответственность будет нести Правительство Российской Федерации всем находящимся в его распоряжении имуществом.

Правильно ли это?

Согласно ст. 53 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Для подтверждения неисполнения обязательств Российской Федерации нужно соответствующее судебное решение, по которому выдаётся исполнительный лист (п. 1 ст. 242.1 БК РФ).

Как отмечается в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счёт средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств — за счёт иного имущества, составляющего соответствующую казну.

Согласно п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации за счёт средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов РФ в течение трёх месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение. Положения ст. 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причинённого незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

Как мы видим, в первую очередь государство будет отвечать за неисполнение обязательств за счет средств федерального бюджета, а в случае их недостатка, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, входящим в казну РФ. Пунктом 1 статьи 242.3 Кодекса установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казённого учреждения – должника, направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учёта операций по исполнению расходов федерального бюджета. Таким образом, студент оказался не прав и речи о Правительстве РФ в данном случае вообще не идет.

 

Задание № 5

АО "Северное сияние" обратилось в суд с иском к Правительству Российской Федерации о возмещении из федерального бюджета 9 млн. руб. в связи с неисполнением Закона РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в части финансирования затрат предприятия на государственные гарантии и компенсации.

В каком случае суд должен удовлетворить иск ОА "Северное сияние"?

Статья 74 БК РФ:

1. В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.

2. Контроль за соблюдением указанных в пункте 1 настоящей статьи условий осуществляется главным распорядителем бюджетных средств.

Статья 75 БК РФ:

1. К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

2. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

ВЫВОД: иск можно удовлетворить, если не будут превышены лимиты, указанные в ст. 74 БК РФ.

 

Задание № 6.

В ходе исполнения федерального бюджета количественный разрыв между расходами и доходами (бюджетный дефицит) значительно превысил планируемый уровень. Для преодоления бюджетного кризиса Правительство Российской Федерации приняло ряд следующих мер:

- выпустило краткосрочный государственный заем в виде ценных бумаг, размещаемых на территории Российской Федерации;

- сократило ассигнования по ряду расходных статей, обеспечивающих финансирование целевых бюджетных программ;

- использовало средства резервного фонда для финансирования приоритетных направлений.

Оцените правомерность действий Правительства Российской Федерации.

Государственные ценные бумаги - это форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Эмитентами выступают федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ и исполнительный орган местного самоуправления, инвесторами - юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Целью выпуска государственных ценных бумаг является покрытие дефицита государственного бюджета, регулирование денежного обращения страны, финансирование государственных целевых программ, реструктуризация внутреннего и внешнего долга РФ. Эмиссия государственных ценных бумаг осуществляется в соответствии с Федеральным законом Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29.07.1998 N 136-ФЗ (действующая редакция, 2016). Каждому выпуску государственных ценных бумаг присваивается регистрационный код.

 

Плановый и кассовый дефицит

В теории чем может покрываться кассовый разрыв

1. Кредиты ком организа

2. Создание спец фондов

3. Оборотная наличность – остатки на лицевых счетах

4. Облигации и гко (гос краткосрочные облиг)

Ст. (1)94. Чт.4, ст.93.6 БК не можем использовать ст 94 так как это незапланированные

расходы, надо внести изменения в закон

1) Остатки оборотной наличности

2) Целевые кредиты

3) Обычные кредиты в коммерческих организацияъ письмо минфина от 13.11.13

№02-03-11/483-96 (субъект может использовать кредиты ком орг)

4) Кредиты кредитных организаций

Кроме того, рекомендуется принимать субъектам методики 1) остатки, 2) заимствова-ния

кредитных орг; 3) государственные цб;

Подытожим: по сути БК РФ напрямую устанавливает право использовать следующие источники финансирования кассового разрыва:

1) Остатки

2) Кредиты на остатки

3) Бюджетные кредиты

4) Цб – ч.2 ст.103 (об эимс цб) в целях финансирования дефицитов бюджета, а также финансирования долговых обязательств. По сути дела нет запрета, чтобы мы использовали источники финансирования деф бюджета планового.

5) Фонды исп орг на расходы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.08 с.)