Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Дизонтогенез речи при минимальном снижении слуха
Высшие психические функции формируются мозгом как высокодифференцированной системой. Речь как одна из высших психических функций является по своей природе нейродинамической функцией, связана с различными участками мозга и развивается на основе рефлекторных закономерностей. Согласно структурно-функциональной модели мозга как субстрата психической деятельности выделяются: «1) блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования; 2) блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира; 3) блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности» (А.Р. Лурия)*. Речевая деятельность, как и любая другая форма деятельности, является результатом совместной работы всех трех функциональных блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в ее осуществление. /. Блок регуляции тонуса и бодрствования, включающий подкорковые отделы, ретикулярную формацию, таламус, гипоталамус, обеспечивает максимальный тонус коры, регулирует общие генерализованные изменения активации мозга и локальные избирательные активационные изменения, необходимые для осуществления любой целенаправленной деятельности. Процессы возбуждения, протекающие в бодрствующей коре, подчиняются «закону силы». В случае снижения тонуса коры, даже при соматических заболеваниях, нарушается нормальное соотношение возбудительных и тормозных процессов, необходимых для протекания психической деятельности. Высокий тонус коры обеспечивает восходящие и нисходящие связи, существующие между корой и энергетическими структурами мозга. Энергетические структуры снабжают нервной энергией внутренние органы и мышцы любой точки тела. К энергетическим структурам относятся: — пирамидная система, обеспечивающая линейные движения конечностей и поддерживающая тонус мышц. Нарушения в работе пирамидной системы проявляются в гипертонусе или гипотонусе конечностей, что ведет к общей двигательной неловкости; — экстрапирамидная система (подкорковые двигательные ядра) и мозжечковая система, обеспечивающие дополни тельные к пирамидным характеристики движений: плавность, пластичность, дифференцированность, точность, метричность (соразмерность), ритмичность.
Благодаря экстрапирамидной системе вырабатываются сложные двигательные координации и усваиваются двигательные штампы — стереотипы. При расстройстве работы мозжечка наблюдаются дискоординации, резкость, угловатость движений. При поражении подкорковых ядер страдают макромоторика и микромоторика: при поражении бледного шара (паллидума) нарушается плавность движений, при поражении полосатого тела (стриатума) наблюдаются неточность, недифференцированность движений. Недостаточность функционирования экстрапирамидной системы проявляется и в речи: отмечаются монотонность, невыразительность, нарушения темпа, ритма, плавности;
__________________________________________________________________________ * Лурия А.Р. Функциональная организация мозга// Естественно-научные основы психологии. — М., 1978. — С. 120.
— стволовая система, включающая ядра черепно-мозговых нервов, по функциям идентична пирамидной системе. Ядра черепно-мозговых нервов осуществляют иннервацию фонационных (10-11-я пары), артикуляционных (5, 7, 9, 12-я пары), мимических (5, 7-я пары) мышц, что важно для процесса речепроизводства и обеспечения элементарных процессов восприятия на уровне непосредственных раздражений: обонятельных (1-я пара), зрительных (2, 3, 4, 6-я пары), слуховых (7, 8, 10-я пары). Так, 7-я пара (лицевой нерв) иннервирует мимическую мускулатуру, мышцы ушной раковины и стремечковую мышцу, располагающуюся в барабанной полости уха; 8-я пара (преддверно-улитковый нерв) иннервирует слуховой и вестибулярный нервы, несущие информацию от воспринимающего акустические сигналы кортиева органа и органов равновесия тела; 10-я пара (блуждающий нерв) осуществляет чувствительную иннервацию мозговых оболочек, центры биоритмов и ауторегуляции — таламо-гипоталамическая область. Таламус является передаточной чувствительной «станцией» для всех видов чувствительности и поэтому имеет важное значение в формировании ощущений, активизации процессов внимания, организации сложных психорефлексов, эмоций смеха и плача. Тесная связь таламуса со стрио-паллидарной системой обусловливает соучастие в обеспечении сенсорного (чувствительного) компонента автоматизированных движений, т.е. имеет отношение к влиянию экстрапирамидной системы на движения. Гипоталамическая область является сложным рефлекторным и нейросекреторным аппаратом, посредством которого происходит адаптация внутренней среды организма к внешней его деятельности в постоянно меняющейся внешней среде. Гипоталамус регулирует процессы бодрствования и сна, обеспечивает деятельность человека в соответствии с потребностями организма, принимает участие в формировании эмоционально-адаптивного поведения, примитивных типов мотиваций поведения (голод, жажда, сон и т.д.). Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической деятельности, и особенно — в процессах внимания, памяти (в их модально-неспецифической форме), в регуляции уровня бодрствования.
II. Блок приема, переработки и хранения информации включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимые для осуществления высших психических функций. В коре задних отделов мозга выделяют «ядерные зоны анализаторов» и «периферию» (И.П. Павлов) или первичные, вторичные и третичные поля (А.Р. Лурия). К ядерным зонам анализаторов относятся первичные и вторичные поля, к периферии — третичные поля. Первичные (ядерные) или проекционные поля принимают модально-специфические раздражения, поступающие от анализаторов, осуществляют анализ и дифференциацию стимулов по их физическим качествам (интенсивности, частоте, длительности и т.п.). Вторичные гностические зоны, или ассоциативные поля, по мере отдаления от первичных постепенно утрачивают свою специфичность, и если они первоначально анализируют и синтезируют акустические и кинестетические дифференциальные признаки фонем и артикулем, то затем постепенно берут на себя функцию анализа и синтеза звуковых, акустических и артикуляторных комплексов, которые входят в слог, в слово. В этих же отделах осуществляется запоминание множества слогов и комплексов звукосочетаний, которые, редуцируясь за счет гласных и сонорных согласных, сохраняют информацию о звуковом составе слова; регулируются модально-специфические формы внимания и памяти. К вторичным полям поступают афферентные импульсы из ядер таламуса (после их переключения), поэтому они получают более сложную переработанную информацию, чем первичные. Третичные, или символические, поля выполняют сложную системную работу целой группы анализаторов: они реагируют на обобщенные признаки предмета или движения, передаваемые словом, что необходимо для операций значениями слов, сложными логическими и грамматическими структурами, для счета, для развития слухо-речевой памяти. Развивая идеи Л.С. Выготского, А.Р. Лурия сформулировал три основных закона, по которым построена работа отдельных частей коры, входящих в блок получения, переработки иосранения информации: Первый закон — закон иерархического строения корковых зон, входящих в состав данного блока. У маленького ребенка для обеспечения формирования вторичных зон необходима сохранность первичных зон, связанных с периферическими анализаторными системами. Сформированность у ребенка вторичных зон коры обеспечивает формирование у него третичных зон.
Второй закон — закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры. Третичные зоны задних отделов коры головного мозга осуществляют сложные надмодальностные виды психической деятельности, обобщают социальный опыт ребенка, закрепленный уже не на уровне периферического ощущения, а на уровне слова. Третий закон — закон прогрессивной латерализации функций, вступающих в действие по мере перехода от первичных зон мозговой коры к вторичным и третичным зонам. Лишь построенные по соматотопическому принципу первичные зоны правого и левого полушарий равноценны. Каждая из этих первичных зон является проекцией расположенных на противоположной стороне поверхностей. Вторичные и третичные зоны правого и левого полушарий не равнозначны и выполняют определенные функции в механизме межполушарного взаимодействия (например, правым полушарием различаются и запоминаются музыкальные мелодии, определяется эмоциональное отношение ко всему происходящему; левым — воспринимаются и дифференцируются речевые звуки, объединяющиеся в слоги и слова, а в целом возникает единая картина окружающего мира). III. Блок программирования,регуляции и контроля психической деятельности включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи организуют активную, сознательную, целенаправленную деятельность, обеспечивают создание замыслов, формирование планов и программ действий, участвуют в регуляции и контроле результатов отдельных действий, деятельности и поведения в целом. Первичные проекционные зоны — поля проприоцептивной чувствительности — создают глубокое суставно-мышечное чувство движения, ощущение тонуса мышц. Вторичные поля — поля праксиса — позволяют совершать серии движений, в том числе и артикуляционных, развертывать сложное действие (например, письмо) или речевой акт по линейному признаку, т.е. сукцессивно. Третичные.поля — символические (языковые) — играют главную роль в динамике речевого акта, использовании средств языка на уровне синтаксических структур (овладение операцией предикации), в формировании намерений и программы, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Лобные доли мозга обладают мощной системой восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией и, получая мощные энергетические, тонизирующие импульсы, регулируют и контролируют общую организацию поведения.
Таким образом, любая психическая функция реализуется в результате взаимодействия трех функциональных систем мозга. Формирование речевой деятельности обеспечивается координированным развитием различных анализаторных систем: слуховой, зрительной, двигательной, кожно-кинестетической. Выраженная или минимальная патология в каком-либо анализаторе, особенно в детском возрасте, приводит к значительным изменениям в функционировании других анализаторных систем. Так, в детском возрасте даже при минимальной патологии в периферическом отделе слухового анализатора нарушаются процессы трансмиссии (передачи) и трансформации (преобразования) звуковых колебаний, в результате чего возникают слабое раздражение улитки и, соответственно, недостаточная стимуляция сенсорных (волосковых) клеток спирального органа. Как следует из схемы функциональных блоков мозга (схема 2), обедненный сигнал поступает по слуховому нерву в ствол мозга (1 функциональный блок мозга). Далее по цепи нейронов в слуховую кору (II блок мозга). Частичная депривация на всех уровнях слуховой системы приводит к нарушениям восприятия речи: ритма, просодики, фонематики, семантики, грамматики языка и неречевых функций, тесно связанных с речью — слухового внимания, слухоречевой памяти. Неполноценность слухового гнозисаобусловливает недоразвитие экспрессивной стороны речи (III функциональный блок мозга) — нарушение звукопроизношения (искажения, замены, смешения, пропуски звуков), слоговой структуры слов, оформление фраз и построение высказываний. При дисфункции III блока мозга страдают регуляция и контроль результатов речевой продукции, в частности, слуховой контроль. Минимальное нарушение первичного распознавания неречевых и речевых стимулов по физическим характеристикам обусловливает частичную слуховую депривацию, вследствие чего расстраиваются последующие операции полного распознавания и классификаций лингвистических единиц любого ряда (звуков морфем, слов, фраз). В том случае, когда первичное распознавание речевого сигнала не подготавливает слушателю почву для выполнения второго этапа распознавания, речевая коммуникация между говорящим и слушающим нарушается (см. схему 2). На протяжении индивидуального развития степень чувствительности слуховой системы человека к депривации, т.е. ограничению опыта, бывает разной. В исследованиях З.С. Алиевой, основанных на анализе КСВП и ДСВП, получены нормативные данные, характеризующие созревание разных уровней слухового анализатора у нормально слышащих: к 2 годам завершается созревание периферического отдела слухового анализатора, а в 15-16 лет заканчивается созревание коркового отдела анализатора. Поэтому незначительное снижение слуха оказывает неоднозначное влияние на формирование речевой функции детей в различном возрасте.
Так, появление легкой тугоухости в раннем детском возрасте может быть причиной задержки речевого развития, а в процессе или после завершения формирования речи отрицательно сказаться на дальнейшем ее развитии и привести к качественному снижению уже сформировавшейся речи (К.-P. Becker, M. Sovak и др.). G. Stange, С. Holm, обследуя детей в возрасте 8 месяцев — 10 лет с нарушениями слуха, пришли к заключению, что чем раньше наступило снижение слуха, тем менее развита коммуникативная способность детей. Схема 2 Функциональные блоки мозга III Блок (программирования, регуляиии и II. Блок (приема, переработки и хранения контроля психической деятельности — информации — накопительный), праксический).
Левое полушарие Правое полушарие Левое полушарие Правое полушарие
Обозначения на схеме: ------- >• Функциональные связи мозга. ------- > Нарушение функциональных связей мозга. Жирный шрифт Нарушенные психические функции при минимальном снижении слуха. В свою очередь, «дефектный слуховой анализатор тем лучше используется, чем лучше развита речь» (P.M. Боскис).* При минимальных расстройствах слуха сформированность правильного звукопроизношения, богатство словарного запаса ребенка, владение звуковым и морфологическим анализом способствуют более четкому узнаванию слов на слух, их дифференциации, а также развитию слухового восприятия и слухового контроля речи. Таким образом, в детском возрасте два нарушенных анализатора (слуховой и речевой) взаимно влияют на формирование функций.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.02 с.) |