Глава 1. Дизонтогенез речи при минимальном снижении слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Дизонтогенез речи при минимальном снижении слуха



Высшие психические функции формируются мозгом как высокодифференцированной системой. Речь как одна из высших пси­хических функций является по своей природе нейродинамической функцией, связана с различными участками мозга и развивается на основе рефлекторных закономерностей. Согласно структурно-функциональной модели мозга как субстрата психической деятель­ности выделяются: «1) блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования; 2) блок получения, переработки и хранения инфор­мации, поступающей из внешнего мира; 3) блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности» (А.Р. Лурия)*. Речевая деятельность, как и любая другая форма деятельности, яв­ляется результатом совместной работы всех трех функциональных блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в ее осущест­вление.

/. Блок регуляции тонуса и бодрствования, включающий под­корковые отделы, ретикулярную формацию, таламус, гипоталамус, обеспечивает максимальный тонус коры, регулирует общие генера­лизованные изменения активации мозга и локальные избиратель­ные активационные изменения, необходимые для осуществления любой целенаправленной деятельности.

Процессы возбуждения, протекающие в бодрствующей коре, подчиняются «закону силы». В случае снижения тонуса коры, даже при соматических заболеваниях, нарушается нормальное соотно­шение возбудительных и тормозных процессов, необходимых для протекания психической деятельности. Высокий тонус коры обес­печивает восходящие и нисходящие связи, существующие между корой и энергетическими структурами мозга. Энергетические структуры снабжают нервной энергией внутренние органы и мыш­цы любой точки тела.

К энергетическим структурам относятся:

пирамидная система, обеспечивающая линейные движения конечностей и поддерживающая тонус мышц. Нарушения в работе пирамидной системы проявляются в гипертонусе или гипотонусе конечностей, что ведет к общей двигатель­ной неловкости;

экстрапирамидная система (подкорковые двигательные ядра) и мозжечковая система, обеспечивающие дополни­ тельные к пирамидным характеристики движений: плавность, пластичность, дифференцированность, точность, метричность (соразмерность), ритмичность.

Благодаря экстрапирамидной системе вырабатываются сложные двигательные координации и усваиваются двигательные штампы — стереотипы. При расстройстве работы мозжечка наблюдаются дискоординации, резкость, угловатость движений. При поражении подкорковых ядер страдают макромоторика и микромоторика: при поражении бледного шара (паллидума) нарушается плавность дви­жений, при поражении полосатого тела (стриатума) наблюдаются неточность, недифференцированность движений. Недостаточность функционирования экстрапирамидной системы проявляется и в речи: отмечаются монотонность, невыразительность, нарушения темпа, ритма, плавности;

 

__________________________________________________________________________

* Лурия А.Р. Функциональная организация мозга// Естественно-науч­ные основы психологии. — М., 1978. — С. 120.

 

 

стволовая система, включающая ядра черепно-мозговых нервов, по функциям идентична пирамидной системе. Ядра черепно-мозговых нервов осуществляют иннервацию фонационных (10-11-я пары), артикуляционных (5, 7, 9, 12-я пары), мимических (5, 7-я пары) мышц, что важно для про­цесса речепроизводства и обеспечения элементарных процес­сов восприятия на уровне непосредственных раздражений: обонятельных (1-я пара), зрительных (2, 3, 4, 6-я пары), слу­ховых (7, 8, 10-я пары). Так, 7-я пара (лицевой нерв) иннервирует мимическую мускулатуру, мышцы ушной раковины и стремечковую мышцу, располагающуюся в барабанной полости уха; 8-я пара (преддверно-улитковый нерв) иннервирует слуховой и вестибулярный нервы, несущие информацию от воспринимающего акустические сигналы кортиева органа и органов равновесия тела; 10-я пара (блуждающий нерв) осуществляет чувствительную иннервацию мозговых оболочек,
внутренних органов, наружного слухового прохода;

центры биоритмов и ауторегуляции — таламо-гипоталамическая область. Таламус является передаточной чувствительной «станцией» для всех видов чувствительности и по­этому имеет важное значение в формировании ощущений, активизации процессов внимания, организации сложных психорефлексов, эмоций смеха и плача. Тесная связь таламуса со стрио-паллидарной системой обусловливает соучас­тие в обеспечении сенсорного (чувствительного) компонен­та автоматизированных движений, т.е. имеет отношение к влиянию экстрапирамидной системы на движения. Гипоталамическая область является сложным рефлекторным и нейросекреторным аппаратом, посредством которого происхо­дит адаптация внутренней среды организма к внешней его деятельности в постоянно меняющейся внешней среде. Ги­поталамус регулирует процессы бодрствования и сна, обес­печивает деятельность человека в соответствии с потребнос­тями организма, принимает участие в формировании эмо­ционально-адаптивного поведения, примитивных типов мотиваций поведения (голод, жажда, сон и т.д.). Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической деятельности, и особенно — в процессах вни­мания, памяти (в их модально-неспецифической форме), в регуля­ции уровня бодрствования.

II. Блок приема, переработки и хранения информации вклю­чает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слухо­вую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых располо­жены в задних отделах больших полушарий. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимые для осуществления высших психических функций.

В коре задних отделов мозга выделяют «ядерные зоны анализа­торов» и «периферию» (И.П. Павлов) или первичные, вторичные и третичные поля (А.Р. Лурия). К ядерным зонам анализаторов от­носятся первичные и вторичные поля, к периферии — третичные поля.

Первичные (ядерные) или проекционные поля принимают мо­дально-специфические раздражения, поступающие от анализато­ров, осуществляют анализ и дифференциацию стимулов по их фи­зическим качествам (интенсивности, частоте, длительности и т.п.). Вторичные гностические зоны, или ассоциативные поля, по мере отдаления от первичных постепенно утрачивают свою специфич­ность, и если они первоначально анализируют и синтезируют акус­тические и кинестетические дифференциальные признаки фонем и артикулем, то затем постепенно берут на себя функцию анализа и синтеза звуковых, акустических и артикуляторных комплексов, которые входят в слог, в слово.

В этих же отделах осуществляется запоминание множества сло­гов и комплексов звукосочетаний, которые, редуцируясь за счет гласных и сонорных согласных, сохраняют информацию о звуко­вом составе слова; регулируются модально-специфические формы внимания и памяти. К вторичным полям поступают афферентные импульсы из ядер таламуса (после их переключения), поэтому они получают более сложную переработанную информацию, чем пер­вичные.

Третичные, или символические, поля выполняют сложную сис­темную работу целой группы анализаторов: они реагируют на обоб­щенные признаки предмета или движения, передаваемые словом, что необходимо для операций значениями слов, сложными логи­ческими и грамматическими структурами, для счета, для развития слухо-речевой памяти.

Развивая идеи Л.С. Выготского, А.Р. Лурия сформулировал три основных закона, по которым построена работа отдельных частей коры, входящих в блок получения, переработки иосранения инфор­мации:

Первый закон — закон иерархического строения корковых зон, входящих в состав данного блока. У маленького ребенка для обес­печения формирования вторичных зон необходима сохранность первичных зон, связанных с периферическими анализаторными системами. Сформированность у ребенка вторичных зон коры обес­печивает формирование у него третичных зон.

Второй закон — закон убывающей специфичности иерархиче­ски построенных зон коры. Третичные зоны задних отделов коры головного мозга осуществляют сложные надмодальностные виды психической деятельности, обобщают социальный опыт ребенка, закрепленный уже не на уровне периферического ощущения, а на уровне слова.

Третий закон — закон прогрессивной латерализации функций, вступающих в действие по мере перехода от первичных зон мозговой коры к вторичным и третичным зонам. Лишь построенные по соматотопическому принципу первичные зоны правого и левого полуша­рий равноценны. Каждая из этих первичных зон является проекци­ей расположенных на противоположной стороне поверхностей. Вто­ричные и третичные зоны правого и левого полушарий не равнознач­ны и выполняют определенные функции в механизме межполушарного взаимодействия (например, правым полушарием различаются и запоминаются музыкальные мелодии, определяется эмоциональное отношение ко всему происходящему; левым — воспринимаются и дифференцируются речевые звуки, объединяющиеся в слоги и сло­ва, а в целом возникает единая картина окружающего мира).

III. Блок программирования,регуляции и контроля психиче­ской деятельности включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи организуют активную, сознательную, целенаправленную деятельность, обеспечивают со­здание замыслов, формирование планов и программ действий, уча­ствуют в регуляции и контроле результатов отдельных действий, деятельности и поведения в целом.

Первичные проекционные зоны — поля проприоцептивной чув­ствительности — создают глубокое суставно-мышечное чувство дви­жения, ощущение тонуса мышц.

Вторичные поля — поля праксиса — позволяют совершать се­рии движений, в том числе и артикуляционных, развертывать слож­ное действие (например, письмо) или речевой акт по линейному признаку, т.е. сукцессивно.

Третичные.поля — символические (языковые) — играют глав­ную роль в динамике речевого акта, использовании средств языка на уровне синтаксических структур (овладение операцией преди­кации), в формировании намерений и программы, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Лобные доли мозга обладают мощной системой восходящих и нисходящих свя­зей с ретикулярной формацией и, получая мощные энергетические, тонизирующие импульсы, регулируют и контролируют общую орга­низацию поведения.

Таким образом, любая психическая функция реализуется в ре­зультате взаимодействия трех функциональных систем мозга.

Формирование речевой деятельности обеспечивается координи­рованным развитием различных анализаторных систем: слуховой, зрительной, двигательной, кожно-кинестетической. Выраженная или минимальная патология в каком-либо анализаторе, особенно в детском возрасте, приводит к значительным изменениям в фун­кционировании других анализаторных систем.

Так, в детском возрасте даже при минимальной патологии в пе­риферическом отделе слухового анализатора нарушаются процес­сы трансмиссии (передачи) и трансформации (преобразования) зву­ковых колебаний, в результате чего возникают слабое раздражение улитки и, соответственно, недостаточная стимуляция сенсорных (волосковых) клеток спирального органа. Как следует из схемы функциональных блоков мозга (схема 2), обедненный сигнал поступает по слуховому нерву в ствол мозга (1 функциональный блок мозга). Далее по цепи нейронов в слуховую кору (II блок мозга). Частичная депривация на всех уровнях слуховой системы приво­дит к нарушениям восприятия речи: ритма, просодики, фонематики, семантики, грамматики языка и неречевых функций, тесно свя­занных с речью — слухового внимания, слухоречевой памяти. Не­полноценность слухового гнозисаобусловливает недоразвитие экс­прессивной стороны речи (III функциональный блок мозга) — нарушение звукопроизношения (искажения, замены, смешения, пропуски звуков), слоговой структуры слов, оформление фраз и построение высказываний. При дисфункции III блока мозга стра­дают регуляция и контроль результатов речевой продукции, в част­ности, слуховой контроль.

Минимальное нарушение первичного распознавания неречевых и речевых стимулов по физическим характеристикам обусловлива­ет частичную слуховую депривацию, вследствие чего расстраива­ются последующие операции полного распознавания и классифи­каций лингвистических единиц любого ряда (звуков морфем, слов, фраз). В том случае, когда первичное распознавание речевого сиг­нала не подготавливает слушателю почву для выполнения второго этапа распознавания, речевая коммуникация между говорящим и слушающим нарушается (см. схему 2).

На протяжении индивидуального развития степень чувстви­тельности слуховой системы человека к депривации, т.е. ограни­чению опыта, бывает разной.

В исследованиях З.С. Алиевой, основанных на анализе КСВП и ДСВП, получены нормативные данные, характеризующие созрева­ние разных уровней слухового анализатора у нормально слышащих: к 2 годам завершается созревание периферического отдела слухо­вого анализатора, а в 15-16 лет заканчивается созревание корково­го отдела анализатора. Поэтому незначительное снижение слуха оказывает неоднозначное влияние на формирование речевой функ­ции детей в различном возрасте.

Так, появление легкой тугоухости в раннем детском возрасте может быть причиной задержки речевого развития, а в процессе или после завершения формирования речи отрицательно сказаться на дальнейшем ее развитии и привести к качественному снижению уже сформировавшейся речи (К.-P. Becker, M. Sovak и др.).

G. Stange, С. Holm, обследуя детей в возрасте 8 месяцев — 10 лет с нарушениями слуха, пришли к заключению, что чем раньше на­ступило снижение слуха, тем менее развита коммуникативная спо­собность детей.

Схема 2

Функциональные блоки мозга

III Блок (программирования, регуляиии и II. Блок (приема, переработки и хранения

контроля психической деятельности — информации — накопительный),

праксический).

 

Левое полушарие Правое полушарие Левое полушарие Правое полушарие

 

Обозначения на схеме:

------- >• Функциональные связи мозга.

------- > Нарушение функциональных связей мозга.

Жирный шрифт Нарушенные психические функции при минимальном снижении слуха.

В свою очередь, «дефектный слуховой анализатор тем лучше ис­пользуется, чем лучше развита речь» (P.M. Боскис).* При минималь­ных расстройствах слуха сформированность правильного звукопроизношения, богатство словарного запаса ребенка, владение звуко­вым и морфологическим анализом способствуют более четкому уз­наванию слов на слух, их дифференциации, а также развитию слу­хового восприятия и слухового контроля речи.

Таким образом, в детском возрасте два нарушенных анализато­ра (слуховой и речевой) взаимно влияют на формирование функций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.02 с.)