Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Анализ проблемы слухового восприятия детей с недостатками речевого развитияСтр 1 из 9Следующая ⇒
ISBN 5-89415-303-4 В пособии отражены основные направления современных исследований в физиологии, психологии, лингвистике и патолингвис-тике в области слухового восприятия речи в норме и патологии, рассмотрены причины и механизмы развития минимальных нарушений слуха и методы выявления незначительного снижения остроты слуха в детском возрасте. Особое внимание уделено недостаткам устной и письменной речи детей с минимальными расстройствами слуховой функции и системе их преодоления. Книга в первую очередь может быть полезной логопедам, воспитателям детских садов и учителям начальных классов, работающим с детьми, имеющими нарушения речи, а также сурдологам, педиатрам и родителям. УДК 376 (075) ББК 74.3 © Черкасова Е.Л., 2003
ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития коррекционной педагогики приоритетным направлением является разработка теоретических основ для комплексной медико-психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушений развития детей разных категорий. В соответствии с этим направлением в лаборатории содержания и методов обучения детей с речевыми нарушениями Института коррекционной педагогики РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора Г.В. Чиркиной проведено комплексное исследование развития речевой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих минимальные расстройства слуховой функции. Как известно, речь является сложной многоуровневой психической деятельностью, включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора. В процессе слухового восприятия акустических признаков звуков (интенсивности, частоты, длительности), обобщающихся в фонемах, актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний, фраз. В детском возрасте как выраженная, так и минимальная патология в слуховом анализаторе может значительно осложнить овладение языковыми средствами. Влияние выраженных первичных нарушений в центральном отделе слухового анализатора при сенсорных формах алалии и афазии, а также вторичных фонематических расстройств при дизартрии, ринолалии на речевую функцию глубоко изучалось в логопедии (Э.А. Бейн, М.К. Бурлакова, Е.Н. Винарская, Г.И. Жаренкова, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Влияние патологии в периферическом отделе слухового анализатора на речевое развитие при глухоте и тугоухости всесторонне исследовалось в сурдопедагогике (И.Г. Багрова, В.И. Бельтюков, P.M. Боскис, К.А. Волкова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Э.В. Миронова, Л.В. Нейман, Т.В. Пелымская, Ф.А. Pay, Ф.Ф. Pay, Н.Д. Шматко и др.).
Данные исследований нашли отражение в теоретическом обосновании широкого спектра методик, направленных на диагностику, реабилитацию и интеграцию в речевую среду детей со снижением периферического слуха (от 30-35 до 90 дБ) при тугоухости, при глухоте (более 90 дБ), а также центрального (фонематического) слуха — при сенсорных алалии и афазии, дизартрии, ринолалии. Признано, что в логопедические группы дошкольных учреждений и на логопункты школ принимаются дети, имеющие речевые нарушения, нормальный слух и интеллект (Б.М. Гриншпун, Г.И. Жаренкова, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.). В то же время в данных учреждениях прослеживается четкая тенденция к росту числа детей со сложными речевыми нарушениями, типа сочетаний общего недоразвития речи с дизартрией, ринолалией, заиканием; ринолалии, сопряженной с дизартрией. Проведенное нами экспериментальное исследование позволило выявить среди типологии речевых расстройств особый тип дефекта, обусловленный сочетанием нарушений речи и минимального снижения периферического слуха (на 15-25 дБ). В научной литературе приводятся данные о том, что незначительное понижение слуха на 15-20 дБ, в том числе и кратковременное, в сензитивных периодах развития ребенка влияет как на формирование его речи, так и всей личности (В.И. Бельтюков, P.M. Боскис, С.С. Ляпидевский, А. Митринович-Моджаевска, Л.В. Нейман, М.Е. Хватцев). Установлено, что при таком понижении слуха возникают сложности восприятия некоторых согласных звуков уже на самом близком расстоянии (около уха), а на расстоянии 2 м не различается более одной трети согласных, произнесенных голосом разговорной громкости. В связи с этим, как правило, нарушается произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй, что приводит в ряде случаев к недоразвитию речи.
Снижение слуха на 15-25 дБ, влияющее на развитие речи, обозначается как условная граница между нормальным слухом и тугоухостью и рассматривается нами как минимальное нарушение слуховой функции. Несмотря на то что созданы некоторые теоретические предпосылки изучения детей, имеющих речевые расстройства и минимальное снижение слуха, до настоящего времени недостаточно разработаны педагогические дифференциальные методы диагностики минимальных нарушений слуха при различных речевых расстройствах, не изучена структура данного осложненного речевого дефекта, отсутствует комплексная система его коррекции. Проведенное нами исследование речи и слуха 477 детей в возрасте 4-12 лет показало, что у 28% дошкольников и 27% младших школьников речевое недоразвитие различной степени выраженности осложнено минимальным нарушением слуховой функции. У большинства детей отмечаются общее недоразвитие речи и минимальное снижение слуха кондуктивного характера, возникшее вследствие воспалительных процессов в носоглотке и ушах. Незначительное снижение периферического слуха сужает сенсорную базу для восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков. Это обусловливает, особенно в детском возрасте, формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереотипов, речевых эталонов. Детей с речевыми расстройствами и минимально сниженным слухом отличает специфичность речевых и слуховых проявлений, они испытывают значительные трудности в усвоении программного материала, рекомендуемого для дошкольных логопедических групп. Минимальные нарушения слуха сложно своевременно определить, а речь тем не менее медленно, патологично развивается. Поскольку явных признаков снижения слуха у детей не отмечается, это приводит к тому, что такие дети не получают необходимой им своевременной медицинской и психолого-иедагогической помощи. В этой связи возрастает роль логопедов, которые смогут своевременно выявить минимальные расстройства слуха у детей с логопедическими проблемами, направить их к отоларингологу для лечения и эффективно организовать свою коррекционную работу с учетом осложненной структуры речевого дефекта. Таким образом, целью данного учебного пособия является ознакомление с особенностями структуры речевого дефекта, осложненного минимальным снижением периферического слуха, а также с методами его своевременной диагностики и коррекции. В книге нашли отражение материалы опытно-экспериментальной работы на базе дошкольных и школьных учреждений г. Москвы для детей с нарушениями речи (ДОУ № 2168, № 983; школ № 573, № 1103). Автор благодарен педагогам за участие в экспериментальной работе. Искренняя признательность — доктору медицинских наук, профессору Я.М. Сапожникову за помощь в проведении аудиологических исследований в лор-клинике педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета на базе Морозовской детской клинической больницы. Автор также глубоко признателен ведущему научному сотруднику ИКП РАО, доктору биологических наук М.Н. Фишман и заведующей лабораторией ИКП РАО, кандидату педагогических наук Н.Д. Шматко за глубокий анализ материалов рукописи и ценные советы.
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Глава 1. Современные подходы к изучению слухового восприятия речи в норме и патологии Человек с рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Они непрерывно воздействуют на человеческий организм, информируя его о процессах, происходящих в окружающей среде. Природным раздражителем органа слуха является звук, представляющий собой колебательные движения частиц упругой среды, распространяющиеся в виде волн. Вопросы передачи и восприятия акустических сигналов, обработки полученной информации на различных уровнях слуховой системы изучаются многими научными дисциплинами: акустикой, анатомией и физиологией органа слуха, нейрофизиологией, аудио-логией, электроакустикой, психоакустикой, психофизикой, лингвистикой, фонетикой, психолингвистикой, патолингвистикой. Обобщая узконаправленные исследования слухового восприятия, можно условно выделить следующие основные подходы к изучению данного явления: ♦ физический; ♦ физиологический; ♦ психологический; ♦ лингвистический; ♦ патолингвистический. Рассмотрим проблему слухового восприятия с указанных точек зрения. Физический и физиологический аспекты слухового восприятия Физика не изучает непосредственно процесс слухового восприятия и рассматривает звук как частный пример распространения механических волн с частотой колебаний примерно от 16 до 20000 Гц в упругой среде. Диапазон от 16 до 20000 Гц — это слышимый человеком диапазон частот. Физика дает понятийный аппарат, описывающий звуковые колебания (амплитуду, частоту, период, скорость распространения, энергию волны, дифракцию, интерференцию, биения, резонанс, реверберацию и т.д.), формулирует объективные характеристики звуковых колебаний, а также законы и закономерности распространения звуковых волн в различных средах, их взаимодействия между собой и воздействия на другие тела.
Знание физических основ звуковолновых процессов является существенным для понимания физиологических явлений в слуховом анализаторе человека. Слуховой анализатор представляет собой совокупность нервных структур, воспринимающих, дифференцирующих звуковые раздражения и осуществляющих звуковую ориентировку в пространстве, т.е. определяющих направление и степень удаленности источника звука. Он состоит из периферического отдела (наружное, среднее и внутреннее ухо), проводниковой части и центрального (коркового) отдела. Звуковые колебания, поступающие в орган слуха из внешней среды, передаются через барабанную перепонку, трансформируются цепью слуховых косточек барабанной полости, что вызывает возбуждение чувствительных клеток кортиева органа. Возникающее в этих клетках возбуждение первично анализируется и в виде серии импульсов передается по нервным волокнам преддверно-улиткового нерва в центральную нервную систему к слуховым центрам коры головного мозга, находящимся в височных отделах правого и левого полушарий. Таким образом, человек получает представления об интенсивности, частоте, тембре, ритме, различает и определяет слышимые звуки, понимает слышимое слово, запоминает услышанную мелодию. По характеру колебательных движений звуки делятся на простые, т.е. чистые тоны (например, звучание камертона), сложные (например, музыкальные звуки, гласные, сонорные звуки речи) и шумы (например, шорохи, глухие согласные звуки). Акустический сигнал, т.е. звук, характеризуется основными физическими параметрами, которым соответствуют определенные физиологические параметры слуховых ощущений: 1) к физическим параметрам относится частота звука, чему соответствует физиологическое качество — высота звука. Человеческое ухо способно воспринимать звуки широкого частотного диапазона от 16-20 Гц до 20-22000 Гц, что характеризует большие возможности слуховой чувствительности у людей. Ухо человека наиболее чувствительно в диапазоне частот от 500 до 4000 Гц, который называется речевым диапазоном частот, т.к. максимальное количество речевых звуков имеет частоту в этом диапазоне; 2) физическому параметру — амплитуде соответствует физиологический — интенсивность, субъективно воспринимаемый человеком как громкость; 3) длительность — одинакова для физического и физиологического ощущения; 4) спектр, интенсивность и длительность звучания стимула 5) направление и степень удаленности звука дают человеку сведения о пространственных характеристиках источника звука, т.е. об объемности звука. Различные характеристики звука влияют на возможности слухового различения речи. Высота звука психологически соответствует частоте: высокочастотные тоны слышатся как высокие, а низкочастотные — как низкие.
Весь диапазон воспринимаемых ухом частот может быть разделен на низкочастотные тоны (до 500 Гц), среднечастотные тоны (от 500 до 3000 Гц) и высокочастотные тоны (более 3000 Гц). При нормальном слухе лучше всего слышны тоны средних частот, в зоне 800-2000 Гц, хуже — крайние диапазоны частот. При патологии звуковоспринимающего отдела слухового анализатора низкочастотные звуки воспринимаются лучше высокочастотных, при нарушении звукопроведения — наоборот: легче воспринимаются высокочастотные звуки по сравнению с низко- и среднечастотными. Речь состоит из сложных звуков, распределяемых в следующих диапазонах частот": — низкочастотные звуки: У (200-600 Гц); О (400-800 Гц); Р (200-1500 Гц + биения 20 в секунду); Л (200-500, 700-1100 Гц); М (100-400, 1600-1850 Гц); Н (100-400, 1500-3400 Гц); Д, Г, Б; — среднечастотные: А (1000-1400 Гц); Ы (200-600, 1500-2500 Гц); X (400-1200, 600-1000 Гц); Т, Ц, В, К; — высокочастотные: И (2800-4200 Гц); Э (1500-2500, 600-1000 Гц); Ш (1200-6300 Гц); С (4200-8600 Гц); Ф (7000-12000 Гц); Ж (200-600, 1350-6300 Гц); 3 (100-600, 4200-8600 Гц); Ч, Щ. Отдельные усиленные области частот, составляющие сложный спектр звуков речи, некоторыми авторами (С.А. Гельфанд, Н.И. Жинкин, А. Митринович-Моджаевска, Л.В. Нейман и др.) называются формантами. Так, например, звук «О», независимо от того, на какой высоте он произнесен, имеет характерную для этого звука форманту, охватывающую область от 400 до 800 Гц. Если нарушение слуха затрагивает область формант звуков речи, то характерные признаки звука недостаточно различаются.
*Варшавский Л.Л.., Литвак И.М. Исследование формантного состава и некоторых других характеристик звуков русской речи// Проблемы физиологической акустики. — Л.: Наука, 1955. -— Т. 3. Однако восприятие высоты связано не только с частотным спектром сигнала, но и с темпом повторяющихся звуков. Так, при замедлении темпа звучаний, неизменных по спектру, возникает впечатление постепенного уменьшения высоты предъявляемых звуков, т.е. звук субъективно воспринимается более низким. На ощущение высоты звука влияет также его интенсивность. В многочисленных исследованиях Г.В. Гершуни, Л.А. Чистович, С.С. Стивенса и др. показано, что ощущение высоты звуков с частотой 3000 Гц при увеличении интенсивности повышается, а с частотой ниже 1000 Гц понижается. Изменение интенсивности практически не влияет на ощущение высоты звуков с частотой"от 1000 до 3000 Гц. Интенсивность звука относится к физической величине, которая может быть выражена как его мощность или давление. Субъективно воспринимаемая интенсивность называется громкостью. Низкую интенсивность звука определяют субъективным понятием «тихо», высокую — «громко». Повышение интенсивности на 9 дБ, по данным С.А. Гельфанда, ведет к увеличению громкости в 2 раза. Воздействия звуков высокой интенсивности в течение определенного времени вызывают снижение слуховой чувствительности, т.е. слуховое утомление. Это связано с временными изменениями в волосковых клетках улитки в результате воздействия утомляющего звукового сигнала. Высокочастотные утомляющие стимулы вызывают больший временной сдвиг порога слуховой чувствительности, чем низкочастотные. Восстановление порога чувствительности в первые 2 минуты после окончания действия утомляющего стимула происходит «скачками», после чего временный сдвиг порога начинает быстро плавно уменьшаться. Например, человек, обладающий нормальным слухом, выйдя на шумную улицу, ощущает шум улицы первоначально как очень громкий, соответственно его действительной интенсивности — 50-60 дБ. Однако через некоторое время уличный шум ощущается как менее громкий, хотя фактическая интенсивность его не изменилась. Это снижение ощущения громкости является следствием понижения чувствительности слухового анализатора в результате воздействия сильного звукового раздражителя. Если какой-либо звук воспринимается на фоне действия другого звука, то первый звук ощущается менее громким, чем в тишине: он как бы заглушается другим звуком. Так, в поезде метро отмечается значительное ухудшение восприятия речи, а некоторые слабые звуки в условиях шумового фона совсем не воспринимаются. Это явление называется маскировкой звука. Наиболее выраженная маскировка наблюдается, если частота маскируемого звука близка к частоте маскирующего звука или отмечается нарастание интенсивности маскирующего звука. Степень маскировки уменьшается по мере увеличения разницы между частотами маскируемого и маскирующего звуков и снижения интенсивности маскера. Высокочастотные маскеры эффективно маскируют звуки в относительно узком диапазоне частот, низкочастотные — в широком. На слуховую чувствительность влияет длительность звуков, т.к. при увеличении длительности субъективная громкость звуков увеличивается. Исследованиями Л.А. Чистович доказано, что необходимое время для измерения громкости сигнала составляет в среднем 150 мс. На временное слухоразличение влияют следующие факторы: — сближение подачи сигналов во времени; — число стимулов в ряду, каждый из которых должен быть обнаружен; — последовательный или слитный способ подачи стимулов; — тип задачи, которая должна быть выполнена; — степень тренируемости воспринимающего; — акустическая обстановка, индивидуальные состояния и особенности испытуемых. Тембр является менее изученным качеством звука, чем громкость и высота. Он характеризуется как атрибут слухового ощущения, который позволяет отличить два сложных звука (невербальных или вербальных), имеющих одинаковую высоту, громкость и длительность, и определяется спектральным распределением в целом. Для создания тембра, соответствующего данному звуку, важно не столько сохранить величину того или иного параметра, сколько обеспечить сохранение взаимосвязи между разными параметрами, обусловливающей целостность слухового восприятия (А.В. Венцов, М.П. Гранстрем, В.Н. Носуленко, Л.А. Чистович и др.). Например, если взять одну и ту же ноту с одной и той же силой на скрипке, на рояле, на трубе, в каждом случае получается свой характерный звук. Ни по высоте, ни по силе эти звуки не отличаются друг от друга, но они разнятся своим оттенком, своей окраской, или тембром. Целостная характеристика звука, т.е. тембр, отражается в эмоционально-выразительных лингвистических описаниях тембров. Так, Л.К. Цеплитисом выделяются светлотные (светлый, темный, блестящий, матовый и т.д.); осязательные (мягкий, шероховатый, острый, сухой и т.п.); пространственно-объемные (полный, пустой, широкий, массивный и т.д.) виды тембра. Целостный предметный слуховой образ формируется благодаря пространственно-временной обособленности акустических объектов. Поэтому одной из главных проблем изучения слухового восприятия является восприятие пространства. Пространственное восприятие — это способность слуховой системы локализовать звуковые объекты в пространстве и производить анализ всего комплекса характеристик, значимых для восприятия объектов. Понятие пространственного слуха охватывает как локализацию звучащих объектов, так и локализацию объектов благодаря восприятию отраженных от них волн — эхолокации. Установлено, что локализация и эхолокация складываются из определения направления прихода звука и его удаленности от организма. При этом существенную роль играет эффект предшествования (закон первой волны), который заключается в доминировании ранее поступившего звукового сигнала над более поздними (отраженными звуками). Локализация источника звука может происходить лишь путем сравнения рисунков возбуждения, возникающих в симметричных частях слуховой системы при конкретном расположении звукового стимула в пространстве. Это обеспечивается бинауральным механизмом локализации, т.е. бинауральным слухом. Бинауральный слух, по определению Я.А. Альтмана и Н.А. Дубровского, — это взаимодействие двух симметричных частей слуховой системы при определении направления прихода звука и расстояния до источника звука. Мозг максимально использует слабые различия во времени, интенсивности и микроструктуре акустических сигналов и посредством индуктивного заключения расщепляет комплекс звуков на отдельные целостные образы, которые формируют субъективный пространственный мир звуков. Бинаурально предъявленный звуковой стимул слышится в 2 раза громче, чем при моноуральном его предъявлении, т.е. происходит бинауральная суммация громкости. Важной характеристикой локализации звуков является пространственная острота слуха, которая характеризуется тем минимальным смещением источника звука, которое вызывает ощущение изменения локализации. Наилучшая пространственная разрешающая способность слуха наблюдается при расположении источника звука непосредственно перед слушателем или позади него, при этом не возникает разницы во времени поступления звука в оба уха, т.к. в этих случаях оба уха находятся на равном расстоянии от источника звука. При поступлении звуков справа и слева изменяется расстояние от акустического источника до каждого уха, что создает разницу во времени поступления звука в каждое ухо. Эта разница становится максимальной, если источник звука находится непосредственно перед одним ухом, когда расстояние и задержка во времени между обоими ушами наиболее велики. При определении локализации звука в срединной плоскости или при моноауральном слухе основная роль принадлежит ушной раковине, как считают Я. А. Альтман, Н.А. Дубровский, С.А. Гельфанд и др. Ушная раковина позволяет определить локализацию звука благодаря вносимым ее структурами (выемки, гребни ушной раковины) изменениям в спектр звукового стимула, т.е. звуки, отраженные от структур ушной раковины, вызывают очень небольшие временные запаздывания (300 мкс) между отраженными и прямыми звуками. Эти временные запаздывания дают возможность определить локализацию звука только при моноауральном слухе или при расположении звукового источника в срединной плоскости. Указанные эффекты особенно важны в отношении высокочастотных звуков (от 4000 Гц). При прослушивании одних и тех же звучаний может отмечаться вариативность восприятия локализации акустического источника, что обусловливается колебаниями внимания и слуховой чувствительности к различным физическим параметрам звука, флуктуацией (временной изменчивостью) сенсорных эталонов памяти и др. Таким образом, все вышеперечисленные признаки звуков играют важную роль в слуховом восприятии невербальных и вербальных стимулов. Опознание признаков стимулов зависит от следующих факторов: — альтернативности выбора: чем меньше стимул отклоняется от эталона, тем медленнее он опознается; — продолжительности восприятия стимула: чем продолжительнее восприятие стимула, тем большее число сенсорных данных получает опознавательная система; — многократности восприятия стимула, определяющей достоверное его отличие от реакций на другие признаки. Опознание признаков акустических стимулов влияет на разборчивость речи. Разборчивой считается речь, в которой воспринимаемые элементы размечены и расчленены. Речь, в которой элементы не только расчленены, но и сопоставляемы в динамической системе по уровням и но значимости, является выразительной. Потеря выразительности, по мнению Н.И. Жинкина, равна потере дополнительного сообщения о самой произносимой речи. У различных людей пороги ощущения и пороги разборчивости речи различны и зависят от условий слухового восприятия. Факторы, влияющие на пороги разборчивости речи: — шум (совокупность беспорядочных колебаний, не связанных между собой какой-либо правильной числовой зависимостью): в условиях тишины или действия высокочастотного шума пороги ощущения и разборчивости менее изменчивы, — реверберация (многократное отражение звуковых волн стенами в закрытом помещении): разборчивость речи уменьшается пропорционально времени реверберации. При времени реверберации 2 с теряется примерно 10% разборчивости, при 8 с — до 55% (А.И. Соловьева); — частота использования слов: в условиях шума пороги распознавания более частых слов существенно ниже порогов распознавания редких слов (P.M. Фрумкина). Итак, слуховое восприятие обеспечивается акустическими сигналами, стимулирующими раздражения в периферическом отделе слухового анализатора. По цепи нейронов они, первично обработанные, передаются в центральный отдел анализатора, в котором происходит окончательная обработка поступившей информации. Изучение физиологических процессов в слуховом анализаторе основывается на рефлекторной теории ощущений И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их учеников. Согласно этой теории, ощущение представляет собой активный рефлекторный процесс, связанный с отбором существенных (сигнальных) компонентов раздражений и торможением несущественных, побочных компонентов. Ощущение включает эффекторные механизмы, приводящие к настройке периферического рецепторного прибора и обеспечивающие избирательные реакции на сигнальные компоненты раздражения. Оно предполагает непрерывный процесс повышения возбудимости по отношению к одним компонентам раздражителя и понижения возбудимости по отношению к другим его компонентам. Рефлекс выступает, таким образом, как физиологический механизм активности организма. В рефлекторной реакции сочетаются принципы реактивности и активности. Учение о рефлекторной деятельности нервной системы включало идею о том, что выражением отношений между организмом и средой является не «рефлекторная дуга», игнорирующая принцип активности организма и механистически детерминирующая его деятельность по схеме «стимул — реакция», а принцип «рефлекторного кольца», движение по которому может быть начато в любой его точке, а следовательно, и изнутри. Это отражает активность организма, идущего не на поводу у внешней среды, а активно преодолевающего ее изменения. По концепции Н. А. Бернштейна, вклад «обратной афферентации» в рефлекторный акт приводит к формированию механизма сличения реальных результатов действия с ожидавшимися. Это сличение реализуемого действия с моделью «цели действия» осуществляется по принципу «нервного кольца» и является, по П.К. Анохину, завершением рефлекторного акта. Учение об условных рефлексах, в основе которого лежит объективный анализ динамики нервных процессов, послужило основой для развития современных материалистических представлений о единой функциональной системе, динамической локализации мозговых функций — целостном и одновременно дифференцированном вовлечении мозга в любую из форм активности. С позиций системной организации функций в деятельности мозга (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, Е.Н. Соколов, Б.М. Теплов и др.) выделяют различные системы и подсистемы. Классический вариант интегративной деятельности мозга может быть представлен в виде взаимодействия трех основных функциональных блоков (А.Р. Лурия): блока активации нервной системы, блока приема и переработки сенсорной информации, блока программирования, регуляции и контроля психической деятельности. Механизм речевого процесса, с физиологической точки зрения, в настоящее время рассматривается в свете рефлекторной теории и динамической локализации психических функций. Такой подход освещен в работах Н.И. Жинкина, А.Р. Лурия, Б.М. Сагаловича, Е.Д. Хомской, Л.А. Чистович и вытекает из положения о том, что законы высшей нервной деятельности являются общими для первой и второй сигнальных систем. Механизм речи обеспечивается приемом устной речи, осуществляемым звуковым анализатором, и воспроизводством вербальных знаков, осуществляемым речедвигательным анализатором. Речеслуховая система объединяет две самостоятельные подсистемы: неречевой слух и речевой слух. Эти подсистемы имеют общие подкорковые механизмы (например, средний мозг — нижние бугры четверохолмия участвуют в бинауральном слухе; в разных участках медиального коленчатого тела представлены разные участки тон-шкалы и т.д.). Однако в пределах коры больших полушарии эти системы различаются. Левое полушарие в височной области воспринимает и анализирует речевые звуки, т.е. осуществляет классификацию фонем по дифференциальным признакам, обеспечивая устойчивость фонематической системы языка; правое — воспринимает музыкальные и просодические элементы речи. Процесс восприятия речи на слух, конечной целью которого является понимание смысла сообщения, включает ряд последовательных этапов обработки информации: — вначале происходит первичный слуховой анализ, представляющий собой комбинацию спектрального и временного анализа. Заключается в измерении частоты формант, скорости и направления формантных переходов; — далее формируется «описание» сигнала в виде фонетических признаков и осуществляется процедура фонемной классификации; — затем происходит морфологический анализ, позволяющий — и синтаксический анализ предложения. Слух в процессе речевой деятельности выполняет не только функцию приема информации, но и контроля речи слухом говорящего и окружающих. «В материале речи человек может себе представить все, что есть на приеме, и ничего из того, что составляет механизм выдачи. Это происходит потому, что всякая саморегулировка осуществляется по конечному продукту, которым в речи является акустический эффект. Он и контролируется. Но он же должен и запускаться для того, чтобы получилось совпадение приема и выдачи», — писал Н.И. Жинкин в своей монографии «Механизмы речи». Психологический подход к проблеме слухового восприятия Исходя из материалистического понимания физиологических процессов в нервной системе, высшие функции человека рассматриваются в психологии с позиций развития, взаимовлияния дифференцированных высших функций, деятельностного, осознанного и поэтапного подхода к их реализации, на что указывали в своих работах Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. Согласно данным позициям, Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым выделяются три уровня психического (субъективного) отражения действительности: сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный. При этом подчеркивается, что субъективное отражение связано с преобразованием информации, поступающей извне, а не является точным воспроизведением всего, что действует на органы чувств. Рассмотрим уровни психического отражения действительности. Слуховое восприятие, с психологической точки зрения, соотносится с первым уровнем психического отражения (сенсорно-перцептивным) и рассматривается двояко: с одной стороны, как «субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов», с другой — как «процесс формирования этого образа»*. Слуховое восприятие носит деятельностный характер. Деятельность, общение обеспечивают избирательность слухового восприятия и способствуют формированию механизмов анализа — синтеза непосредственных внешних воздействий. В процессе первичного анализа и синтеза звуковой информации, происходящего на первом уровне, дифференцируются признаки акустических сигналов и обобщаются наиболее информативные в собирательном образе. Обобщенный (собирательный) образ формируется на втором уровне субъективного отражения (представлений) и является сенсорным эталоном для сопоставления с другими репродуктивными и продуктивными образами. Сравнительные операции сенсорного эталона с другими образами происходят на третьем (речемыслительном) уровне в форме языковых понятий. Сенсорный эталон на этом уровне выполняет функции контроля: регулирование ритма, четкости, скорости и громкости произнесения языковых единиц; лексическое, грамматическое оформление речи и ее смыслового высказывания. Контроль и его высшая форма — самоконтроль непосредственно связаны с сознанием и развиваются в процессе поэтапного формирования умственных действий и понятий. Г.В. Эйгер характеризовал самоконтроль следующим образом: он — одно из звеньев замкнутого контура управления или регуляции, функциональное назначение которого — установление степени рассогласованности между эталоном и контрольной составляющей. Структура самоконтроля объединяет контролирующую и эталонную составляющие, каналы прямой и обратной связи, а также устройство сличения, которое решает вопрос о степени совпадения. Процесс сличения резко сокращается за счет выделения опорных наиболее информативных единиц. Для того чтобы слуховое восприятие протекало активно, целенаправленно необходимо «устойчивое и концентрированное внимание», которое представляет собой, по мнению Б.Г. Ананьева, «сосредоточение сознания на объектах с целью их наилучшего отображения» и, по утверждению Н.Ф.Добрынина, — «направленность психической деятельности человека, избирательный характер этой деятельности».* Внимание развивается на двух уровнях — непроизвольном и произвольном — ив двух формах — модально-неспецифической (полимодальное внимание) и модально-специфической (слуховое внимание). Главное значение для речеслуховой деятельности имеет произвольное внимание, возникающее в конце первого — начале второго года жизни. Оно формируется постановкой сознательной цели и поддерживается усилиями воли ребенка во время выполнения различных поручений, т.е. в процессе практической деятельности, в творческой ролевой игре, при выполнении конструктивных задач. При этом важно, как считает Н.Ф. Добрынин, возникновение «интереса цели», которая переходит «в интерес самого процесса деятельности». Также существенна роль внешнего «контроля исполнения», постепенно переходящего в самоконтроль. Внимание только тогда может развиваться успешно, когда новое включается в уже сформированные связи, дополняет, развивает или изменяет их. Сложные системы связей, отражающие знания и опыт, основаны на памяти.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.087 с.) |