Глава 2. Анализ проблемы слухового восприятия детей с недостатками речевого развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Анализ проблемы слухового восприятия детей с недостатками речевого развития



ISBN 5-89415-303-4

В пособии отражены основные направления современных иссле­дований в физиологии, психологии, лингвистике и патолингвис-тике в области слухового восприятия речи в норме и патологии, рас­смотрены причины и механизмы развития минимальных наруше­ний слуха и методы выявления незначительного снижения остро­ты слуха в детском возрасте. Особое внимание уделено недостат­кам устной и письменной речи детей с минимальными расстрой­ствами слуховой функции и системе их преодоления.

Книга в первую очередь может быть полезной логопедам, воспи­тателям детских садов и учителям начальных классов, работаю­щим с детьми, имеющими нарушения речи, а также сурдологам, педиатрам и родителям.

УДК 376 (075) ББК 74.3

© Черкасова Е.Л., 2003
ISBN 5-89415-303-4 £> АРКТИ, 2003

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития коррекционной педагогики при­оритетным направлением является разработка теоретических основ для комплексной медико-психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушений развития детей разных категорий. В соот­ветствии с этим направлением в лаборатории содержания и мето­дов обучения детей с речевыми нарушениями Института коррекци­онной педагогики РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора Г.В. Чиркиной проведено комплексное исследо­вание развития речевой деятельности детей дошкольного и млад­шего школьного возраста, имеющих минимальные расстройства слуховой функции.

Как известно, речь является сложной многоуровневой психиче­ской деятельностью, включающей операции восприятия и порож­дения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное вос­приятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечива­ется нормальным функционированием слухового анализатора. В процессе слухового восприятия акустических признаков звуков (ин­тенсивности, частоты, длительности), обобщающихся в фонемах, актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, слово­сочетаний, фраз.

В детском возрасте как выраженная, так и минимальная пато­логия в слуховом анализаторе может значительно осложнить овла­дение языковыми средствами. Влияние выраженных первичных нарушений в центральном отделе слухового анализатора при сен­сорных формах алалии и афазии, а также вторичных фонематиче­ских расстройств при дизартрии, ринолалии на речевую функцию глубоко изучалось в логопедии (Э.А. Бейн, М.К. Бурлакова, Е.Н. Винарская, Г.И. Жаренкова, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Влияние патологии в периферическом от­деле слухового анализатора на речевое развитие при глухоте и тугоухости всесторонне исследовалось в сурдопедагогике (И.Г. Баг­рова, В.И. Бельтюков, P.M. Боскис, К.А. Волкова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Э.В. Миронова, Л.В. Нейман, Т.В. Пелымская, Ф.А. Pay, Ф.Ф. Pay, Н.Д. Шматко и др.).

Данные исследований нашли отражение в теоретическом обосно­вании широкого спектра методик, направленных на диагностику, реабилитацию и интеграцию в речевую среду детей со снижением периферического слуха (от 30-35 до 90 дБ) при тугоухости, при глу­хоте (более 90 дБ), а также центрального (фонематического) слуха — при сенсорных алалии и афазии, дизартрии, ринолалии.

Признано, что в логопедические группы дошкольных учрежде­ний и на логопункты школ принимаются дети, имеющие речевые нарушения, нормальный слух и интеллект (Б.М. Гриншпун, Г.И. Жаренкова, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.). В то же время в данных учреждениях прослеживается чет­кая тенденция к росту числа детей со сложными речевыми наруше­ниями, типа сочетаний общего недоразвития речи с дизартрией, ринолалией, заиканием; ринолалии, сопряженной с дизартрией.

Проведенное нами экспериментальное исследование позволило выявить среди типологии речевых расстройств особый тип дефек­та, обусловленный сочетанием нарушений речи и минимального снижения периферического слуха (на 15-25 дБ).

В научной литературе приводятся данные о том, что незначитель­ное понижение слуха на 15-20 дБ, в том числе и кратковременное, в сензитивных периодах развития ребенка влияет как на формиро­вание его речи, так и всей личности (В.И. Бельтюков, P.M. Боскис, С.С. Ляпидевский, А. Митринович-Моджаевска, Л.В. Нейман, М.Е. Хватцев). Установлено, что при таком понижении слуха воз­никают сложности восприятия некоторых согласных звуков уже на самом близком расстоянии (около уха), а на расстоянии 2 м не раз­личается более одной трети согласных, произнесенных голосом раз­говорной громкости. В связи с этим, как правило, нарушается про­изношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй, что приводит в ряде случаев к недоразви­тию речи.

Снижение слуха на 15-25 дБ, влияющее на развитие речи, обо­значается как условная граница между нормальным слухом и туго­ухостью и рассматривается нами как минимальное нарушение слу­ховой функции.

Несмотря на то что созданы некоторые теоретические предпосыл­ки изучения детей, имеющих речевые расстройства и минимальное снижение слуха, до настоящего времени недостаточно разработаны педагогические дифференциальные методы диагностики минималь­ных нарушений слуха при различных речевых расстройствах, не изучена структура данного осложненного речевого дефекта, отсут­ствует комплексная система его коррекции.

Проведенное нами исследование речи и слуха 477 детей в воз­расте 4-12 лет показало, что у 28% дошкольников и 27% млад­ших школьников речевое недоразвитие различной степени вы­раженности осложнено минимальным нарушением слуховой фун­кции. У большинства детей отмечаются общее недоразвитие речи и минимальное снижение слуха кондуктивного характера, воз­никшее вследствие воспалительных процессов в носоглотке и ушах.

Незначительное снижение периферического слуха сужает сен­сорную базу для восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков. Это обусловливает, особенно в детском возрасте, формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых сте­реотипов, речевых эталонов.

Детей с речевыми расстройствами и минимально сниженным слухом отличает специфичность речевых и слуховых проявлений, они испытывают значительные трудности в усвоении программ­ного материала, рекомендуемого для дошкольных логопедических групп.

Минимальные нарушения слуха сложно своевременно опреде­лить, а речь тем не менее медленно, патологично развивается. По­скольку явных признаков снижения слуха у детей не отмечает­ся, это приводит к тому, что такие дети не получают необходи­мой им своевременной медицинской и психолого-иедагогической помощи.

В этой связи возрастает роль логопедов, которые смогут своевре­менно выявить минимальные расстройства слуха у детей с логопе­дическими проблемами, направить их к отоларингологу для лече­ния и эффективно организовать свою коррекционную работу с уче­том осложненной структуры речевого дефекта.

Таким образом, целью данного учебного пособия является озна­комление с особенностями структуры речевого дефекта, осложнен­ного минимальным снижением периферического слуха, а также с методами его своевременной диагностики и коррекции.

В книге нашли отражение материалы опытно-эксперименталь­ной работы на базе дошкольных и школьных учреждений г. Мос­квы для детей с нарушениями речи (ДОУ № 2168, № 983; школ № 573, № 1103). Автор благодарен педагогам за участие в экспе­риментальной работе. Искренняя признательность — доктору ме­дицинских наук, профессору Я.М. Сапожникову за помощь в про­ведении аудиологических исследований в лор-клинике педиатри­ческого факультета Российского государственного медицинского университета на базе Морозовской детской клинической больни­цы. Автор также глубоко признателен ведущему научному сотруд­нику ИКП РАО, доктору биологических наук М.Н. Фишман и за­ведующей лабораторией ИКП РАО, кандидату педагогических наук Н.Д. Шматко за глубокий анализ материалов рукописи и цен­ные советы.

 

РАЗДЕЛ I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
С МИНИМАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
СЛУХ О В О Й Ф У Н К Ц И И

Глава 1. Современные подходы к изучению слухового восприятия речи в норме и патологии

Человек с рождения существует в постоянном окружении мно­гообразных звуков. Они непрерывно воздействуют на человеческий организм, информируя его о процессах, происходящих в окружаю­щей среде. Природным раздражителем органа слуха является звук, представляющий собой колебательные движения частиц упругой среды, распространяющиеся в виде волн.

Вопросы передачи и восприятия акустических сигналов, обра­ботки полученной информации на различных уровнях слуховой системы изучаются многими научными дисциплинами: акустикой, анатомией и физиологией органа слуха, нейрофизиологией, аудио-логией, электроакустикой, психоакустикой, психофизикой, линг­вистикой, фонетикой, психолингвистикой, патолингвистикой. Обобщая узконаправленные исследования слухового восприятия, можно условно выделить следующие основные подходы к изучению данного явления:

♦ физический;

♦ физиологический;

♦ психологический;

♦ лингвистический;

♦ патолингвистический.

Рассмотрим проблему слухового восприятия с указанных точек зрения.

Физический и физиологический аспекты слухового восприятия

Физика не изучает непосредственно процесс слухового восприя­тия и рассматривает звук как частный пример распространения ме­ханических волн с частотой колебаний примерно от 16 до 20000 Гц в упругой среде. Диапазон от 16 до 20000 Гц — это слышимый челове­ком диапазон частот. Физика дает понятийный аппарат, описываю­щий звуковые колебания (амплитуду, частоту, период, скорость рас­пространения, энергию волны, дифракцию, интерференцию, биения, резонанс, реверберацию и т.д.), формулирует объективные характе­ристики звуковых колебаний, а также законы и закономерности рас­пространения звуковых волн в различных средах, их взаимодействия между собой и воздействия на другие тела.

Знание физических основ звуковолновых процессов является существенным для понимания физиологических явлений в слухо­вом анализаторе человека.

Слуховой анализатор представляет собой совокупность нервных структур, воспринимающих, дифференцирующих звуковые раздра­жения и осуществляющих звуковую ориентировку в пространстве, т.е. определяющих направление и степень удаленности источника звука. Он состоит из периферического отдела (наружное, среднее и внутреннее ухо), проводниковой части и центрального (коркового) отдела.

Звуковые колебания, поступающие в орган слуха из внешней среды, передаются через барабанную перепонку, трансформируют­ся цепью слуховых косточек барабанной полости, что вызывает воз­буждение чувствительных клеток кортиева органа. Возникающее в этих клетках возбуждение первично анализируется и в виде се­рии импульсов передается по нервным волокнам преддверно-улиткового нерва в центральную нервную систему к слуховым центрам коры головного мозга, находящимся в височных отделах правого и левого полушарий.

Таким образом, человек получает представления об интенсивно­сти, частоте, тембре, ритме, различает и определяет слышимые зву­ки, понимает слышимое слово, запоминает услышанную мелодию. По характеру колебательных движений звуки делятся на простые, т.е. чистые тоны (например, звучание камертона), сложные (напри­мер, музыкальные звуки, гласные, сонорные звуки речи) и шумы (например, шорохи, глухие согласные звуки).

Акустический сигнал, т.е. звук, характеризуется основными физическими параметрами, которым соответствуют определен­ные физиологические параметры слуховых ощущений:

1) к физическим параметрам относится частота звука, чему со­ответствует физиологическое качество — высота звука. Человече­ское ухо способно воспринимать звуки широкого частотного диапа­зона от 16-20 Гц до 20-22000 Гц, что характеризует большие воз­можности слуховой чувствительности у людей. Ухо человека наиболее чувствительно в диапазоне частот от 500 до 4000 Гц, который называется речевым диапазоном частот, т.к. максимальное коли­чество речевых звуков имеет частоту в этом диапазоне;

2) физическому параметру — амплитуде соответствует физио­логический — интенсивность, субъективно воспринимаемый че­ловеком как громкость;

3) длительность — одинакова для физического и физиологического ощущения;

4) спектр, интенсивность и длительность звучания стимула
определяют физиологический параметр — тембр звука;

5) направление и степень удаленности звука дают человеку сведения о пространственных характеристиках источника звука, т.е. об объемности звука.

Различные характеристики звука влияют на возможности слу­хового различения речи.

Высота звука психологически соответствует частоте: высокочас­тотные тоны слышатся как высокие, а низкочастотные — как низкие.

Весь диапазон воспринимаемых ухом частот может быть разде­лен на низкочастотные тоны (до 500 Гц), среднечастотные тоны (от 500 до 3000 Гц) и высокочастотные тоны (более 3000 Гц). При нормальном слухе лучше всего слышны тоны сред­них частот, в зоне 800-2000 Гц, хуже — крайние диапазоны ча­стот. При патологии звуковоспринимающего отдела слухового анализатора низкочастотные звуки воспринимаются лучше высо­кочастотных, при нарушении звукопроведения — наоборот: лег­че воспринимаются высокочастотные звуки по сравнению с низ­ко- и среднечастотными.

Речь состоит из сложных звуков, распределяемых в следующих диапазонах частот":

— низкочастотные звуки: У (200-600 Гц); О (400-800 Гц); Р (200-1500 Гц + биения 20 в секунду); Л (200-500, 700-1100 Гц); М (100-400, 1600-1850 Гц); Н (100-400, 1500-3400 Гц); Д, Г, Б;

— среднечастотные: А (1000-1400 Гц); Ы (200-600, 1500-2500 Гц); X (400-1200, 600-1000 Гц); Т, Ц, В, К;

— высокочастотные: И (2800-4200 Гц); Э (1500-2500, 600-1000 Гц); Ш (1200-6300 Гц); С (4200-8600 Гц); Ф (7000-12000 Гц); Ж (200-600, 1350-6300 Гц); 3 (100-600, 4200-8600 Гц); Ч, Щ.

Отдельные усиленные области частот, составляющие слож­ный спектр звуков речи, некоторыми авторами (С.А. Гельфанд, Н.И. Жинкин, А. Митринович-Моджаевска, Л.В. Нейман и др.) называются формантами. Так, например, звук «О», независимо от того, на какой высоте он произнесен, имеет характерную для этого звука форманту, охватывающую область от 400 до 800 Гц. Если на­рушение слуха затрагивает область формант звуков речи, то харак­терные признаки звука недостаточно различаются.

 

 

 
 


*Варшавский Л.Л.., Литвак И.М. Исследование формантного состава и некоторых других характеристик звуков русской речи// Проблемы физи­ологической акустики. — Л.: Наука, 1955. -— Т. 3.

Однако восприятие высоты связано не только с частотным спек­тром сигнала, но и с темпом повторяющихся звуков. Так, при за­медлении темпа звучаний, неизменных по спектру, возникает впе­чатление постепенного уменьшения высоты предъявляемых звуков, т.е. звук субъективно воспринимается более низким.

На ощущение высоты звука влияет также его интенсивность. В многочисленных исследованиях Г.В. Гершуни, Л.А. Чистович, С.С. Стивенса и др. показано, что ощущение высоты звуков с часто­той 3000 Гц при увеличении интенсивности повышается, а с часто­той ниже 1000 Гц понижается. Изменение интенсивности практи­чески не влияет на ощущение высоты звуков с частотой"от 1000 до 3000 Гц.

Интенсивность звука относится к физической величине, кото­рая может быть выражена как его мощность или давление. Субъек­тивно воспринимаемая интенсивность называется громкостью. Низкую интенсивность звука определяют субъективным понятием «тихо», высокую — «громко». Повышение интенсивности на 9 дБ, по данным С.А. Гельфанда, ведет к увеличению громкости в 2 раза.

Воздействия звуков высокой интенсивности в течение определен­ного времени вызывают снижение слуховой чувствительности, т.е. слуховое утомление. Это связано с временными изменениями в волосковых клетках улитки в результате воздействия утомляющего звукового сигнала. Высокочастотные утомляющие стимулы вызы­вают больший временной сдвиг порога слуховой чувствительности, чем низкочастотные. Восстановление порога чувствительности в первые 2 минуты после окончания действия утомляющего стимула происходит «скачками», после чего временный сдвиг порога начи­нает быстро плавно уменьшаться. Например, человек, обладающий нормальным слухом, выйдя на шумную улицу, ощущает шум ули­цы первоначально как очень громкий, соответственно его действи­тельной интенсивности — 50-60 дБ. Однако через некоторое время уличный шум ощущается как менее громкий, хотя фактическая интенсивность его не изменилась. Это снижение ощущения гром­кости является следствием понижения чувствительности слухового анализатора в результате воздействия сильного звукового раздра­жителя.

Если какой-либо звук воспринимается на фоне действия другого звука, то первый звук ощущается менее громким, чем в тишине: он как бы заглушается другим звуком. Так, в поезде метро отмечается значительное ухудшение восприятия речи, а некоторые слабые зву­ки в условиях шумового фона совсем не воспринимаются. Это явле­ние называется маскировкой звука. Наиболее выраженная маски­ровка наблюдается, если частота маскируемого звука близка к час­тоте маскирующего звука или отмечается нарастание интенсивнос­ти маскирующего звука. Степень маскировки уменьшается по мере увеличения разницы между частотами маскируемого и маскирую­щего звуков и снижения интенсивности маскера. Высокочастотные маскеры эффективно маскируют звуки в относительно узком диа­пазоне частот, низкочастотные — в широком.

На слуховую чувствительность влияет длительность звуков, т.к. при увеличении длительности субъективная громкость звуков уве­личивается. Исследованиями Л.А. Чистович доказано, что необхо­димое время для измерения громкости сигнала составляет в сред­нем 150 мс.

На временное слухоразличение влияют следующие факторы:

— сближение подачи сигналов во времени;

— число стимулов в ряду, каждый из которых должен быть обнаружен;

— последовательный или слитный способ подачи стимулов;

— тип задачи, которая должна быть выполнена;

— степень тренируемости воспринимающего;

— акустическая обстановка, индивидуальные состояния и осо­бенности испытуемых.

Тембр является менее изученным качеством звука, чем гром­кость и высота. Он характеризуется как атрибут слухового ощу­щения, который позволяет отличить два сложных звука (невер­бальных или вербальных), имеющих одинаковую высоту, гром­кость и длительность, и определяется спектральным распреде­лением в целом. Для создания тембра, соответствующего данному звуку, важно не столько сохранить величину того или иного пара­метра, сколько обеспечить сохранение взаимосвязи между разны­ми параметрами, обусловливающей целостность слухового воспри­ятия (А.В. Венцов, М.П. Гранстрем, В.Н. Носуленко, Л.А. Чисто­вич и др.). Например, если взять одну и ту же ноту с одной и той же силой на скрипке, на рояле, на трубе, в каждом случае получается

свой характерный звук. Ни по высоте, ни по силе эти звуки не отли­чаются друг от друга, но они разнятся своим оттенком, своей окрас­кой, или тембром.

Целостная характеристика звука, т.е. тембр, отражается в эмо­ционально-выразительных лингвистических описаниях тембров. Так, Л.К. Цеплитисом выделяются светлотные (светлый, темный, блестящий, матовый и т.д.); осязательные (мягкий, шероховатый, острый, сухой и т.п.); пространственно-объемные (полный, пустой, широкий, массивный и т.д.) виды тембра.

Целостный предметный слуховой образ формируется благодаря пространственно-временной обособленности акустических объек­тов. Поэтому одной из главных проблем изучения слухового вос­приятия является восприятие пространства.

Пространственное восприятие — это способность слуховой си­стемы локализовать звуковые объекты в пространстве и произво­дить анализ всего комплекса характеристик, значимых для воспри­ятия объектов. Понятие пространственного слуха охватывает как локализацию звучащих объектов, так и локализацию объектов бла­годаря восприятию отраженных от них волн — эхолокации. Уста­новлено, что локализация и эхолокация складываются из опреде­ления направления прихода звука и его удаленности от организма. При этом существенную роль играет эффект предшествования (за­кон первой волны), который заключается в доминировании ранее поступившего звукового сигнала над более поздними (отраженны­ми звуками).

Локализация источника звука может происходить лишь путем сравнения рисунков возбуждения, возникающих в симметричных частях слуховой системы при конкретном расположении звуково­го стимула в пространстве. Это обеспечивается бинауральным ме­ханизмом локализации, т.е. бинауральным слухом.

Бинауральный слух, по определению Я.А. Альтмана и Н.А. Дуб­ровского, — это взаимодействие двух симметричных частей слухо­вой системы при определении направления прихода звука и рассто­яния до источника звука. Мозг максимально использует слабые различия во времени, интенсивности и микроструктуре акустиче­ских сигналов и посредством индуктивного заключения расщепля­ет комплекс звуков на отдельные целостные образы, которые фор­мируют субъективный пространственный мир звуков.

Бинаурально предъявленный звуковой стимул слышится в 2 раза громче, чем при моноуральном его предъявлении, т.е. происходит бинауральная суммация громкости.

Важной характеристикой локализации звуков является про­странственная острота слуха, которая характеризуется тем ми­нимальным смещением источника звука, которое вызывает ощуще­ние изменения локализации. Наилучшая пространственная разре­шающая способность слуха наблюдается при расположении источ­ника звука непосредственно перед слушателем или позади него, при этом не возникает разницы во времени поступления звука в оба уха, т.к. в этих случаях оба уха находятся на равном расстоянии от ис­точника звука.

При поступлении звуков справа и слева изменяется расстояние от акустического источника до каждого уха, что создает разницу во времени поступления звука в каждое ухо. Эта разница становится максимальной, если источник звука находится непосредственно перед одним ухом, когда расстояние и задержка во времени между обоими ушами наиболее велики. При определении локализации звука в срединной плоскости или при моноауральном слухе основ­ная роль принадлежит ушной раковине, как считают Я. А. Альтман, Н.А. Дубровский, С.А. Гельфанд и др. Ушная раковина позволяет определить локализацию звука благодаря вносимым ее структура­ми (выемки, гребни ушной раковины) изменениям в спектр звуко­вого стимула, т.е. звуки, отраженные от структур ушной ракови­ны, вызывают очень небольшие временные запаздывания (300 мкс) между отраженными и прямыми звуками. Эти временные запазды­вания дают возможность определить локализацию звука только при моноауральном слухе или при расположении звукового источника в срединной плоскости. Указанные эффекты особенно важны в от­ношении высокочастотных звуков (от 4000 Гц).

При прослушивании одних и тех же звучаний может отмечаться вариативность восприятия локализации акустического источника, что обусловливается колебаниями внимания и слуховой чувстви­тельности к различным физическим параметрам звука, флуктуаци­ей (временной изменчивостью) сенсорных эталонов памяти и др.

Таким образом, все вышеперечисленные признаки звуков игра­ют важную роль в слуховом восприятии невербальных и вербаль­ных стимулов.

Опознание признаков стимулов зависит от следующих факторов:

— альтернативности выбора: чем меньше стимул отклоняется от эталона, тем медленнее он опознается;

— продолжительности восприятия стимула: чем продолжи­тельнее восприятие стимула, тем большее число сенсорных данных получает опознавательная система;

— многократности восприятия стимула, определяющей достоверное его отличие от реакций на другие признаки.

Опознание признаков акустических стимулов влияет на разбор­чивость речи. Разборчивой считается речь, в которой воспринимае­мые элементы размечены и расчленены. Речь, в которой элементы не только расчленены, но и сопоставляемы в динамической систе­ме по уровням и но значимости, является выразительной. Потеря выразительности, по мнению Н.И. Жинкина, равна потере допол­нительного сообщения о самой произносимой речи.

У различных людей пороги ощущения и пороги разборчивости речи различны и зависят от условий слухового восприятия.

Факторы, влияющие на пороги разборчивости речи:

— шум (совокупность беспорядочных колебаний, не связанных между собой какой-либо правильной числовой зависимостью): в условиях тишины или действия высокочастотного шума пороги ощущения и разборчивости менее изменчивы,
чем в условиях действия сильного низкочастотного шума. Для того чтобы речь была воспринята на слух в условиях шума, ее звуки должны превысить шум более чем на 6 дБ, или быть меньше шума на 18 дБ;

— реверберация (многократное отражение звуковых волн стенами в закрытом помещении): разборчивость речи уменьшается пропорционально времени реверберации. При времени реверберации 2 с теряется примерно 10% разборчивости, при 8 с — до 55% (А.И. Соловьева);

— частота использования слов: в условиях шума пороги распознавания более частых слов существенно ниже порогов распознавания редких слов (P.M. Фрумкина).

Итак, слуховое восприятие обеспечивается акустическими сиг­налами, стимулирующими раздражения в периферическом отделе слухового анализатора. По цепи нейронов они, первично обработан­ные, передаются в центральный отдел анализатора, в котором про­исходит окончательная обработка поступившей информации.

Изучение физиологических процессов в слуховом анализаторе основывается на рефлекторной теории ощущений И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их учеников. Согласно этой теории, ощущение пред­ставляет собой активный рефлекторный процесс, связанный с от­бором существенных (сигнальных) компонентов раздражений и тор­можением несущественных, побочных компонентов. Ощущение включает эффекторные механизмы, приводящие к настройке пери­ферического рецепторного прибора и обеспечивающие избиратель­ные реакции на сигнальные компоненты раздражения. Оно предполагает непрерывный процесс повышения возбудимости по отно­шению к одним компонентам раздражителя и понижения возбуди­мости по отношению к другим его компонентам. Рефлекс выступа­ет, таким образом, как физиологический механизм активности орга­низма. В рефлекторной реакции сочетаются принципы реактивно­сти и активности.

Учение о рефлекторной деятельности нервной системы вклю­чало идею о том, что выражением отношений между организмом и средой является не «рефлекторная дуга», игнорирующая прин­цип активности организма и механистически детерминирующая его деятельность по схеме «стимул — реакция», а принцип «реф­лекторного кольца», движение по которому может быть начато в любой его точке, а следовательно, и изнутри. Это отражает актив­ность организма, идущего не на поводу у внешней среды, а актив­но преодолевающего ее изменения. По концепции Н. А. Бернштейна, вклад «обратной афферентации» в рефлекторный акт приво­дит к формированию механизма сличения реальных результатов действия с ожидавшимися. Это сличение реализуемого действия с моделью «цели действия» осуществляется по принципу «нервно­го кольца» и является, по П.К. Анохину, завершением рефлектор­ного акта.

Учение об условных рефлексах, в основе которого лежит объек­тивный анализ динамики нервных процессов, послужило основой для развития современных материалистических представлений о единой функциональной системе, динамической локализации моз­говых функций — целостном и одновременно дифференцированном вовлечении мозга в любую из форм активности.

С позиций системной организации функций в деятельности моз­га (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, Е.Н. Соколов, Б.М. Теплов и др.) выделяют различные системы и подсистемы. Классический вариант интегративной деятельности мозга может быть представлен в виде взаимодействия трех основных функцио­нальных блоков (А.Р. Лурия): блока активации нервной системы, блока приема и переработки сенсорной информации, блока програм­мирования, регуляции и контроля психической деятельности.

Механизм речевого процесса, с физиологической точки зрения, в настоящее время рассматривается в свете рефлекторной теории и динамической локализации психических функций. Такой подход освещен в работах Н.И. Жинкина, А.Р. Лурия, Б.М. Сагаловича, Е.Д. Хомской, Л.А. Чистович и вытекает из положения о том, что законы высшей нервной деятельности являются общими для пер­вой и второй сигнальных систем.

Механизм речи обеспечивается приемом устной речи, осуще­ствляемым звуковым анализатором, и воспроизводством вербаль­ных знаков, осуществляемым речедвигательным анализатором.

Речеслуховая система объединяет две самостоятельные под­системы: неречевой слух и речевой слух. Эти подсистемы имеют общие подкорковые механизмы (например, средний мозг — нижние бугры четверохолмия участвуют в бинауральном слухе; в разных участках медиального коленчатого тела представлены разные уча­стки тон-шкалы и т.д.). Однако в пределах коры больших полуша­рии эти системы различаются. Левое полушарие в височной обла­сти воспринимает и анализирует речевые звуки, т.е. осуществляет классификацию фонем по дифференциальным признакам, обеспе­чивая устойчивость фонематической системы языка; правое — вос­принимает музыкальные и просодические элементы речи.

Процесс восприятия речи на слух, конечной целью которого яв­ляется понимание смысла сообщения, включает ряд последователь­ных этапов обработки информации:

— вначале происходит первичный слуховой анализ, представляющий собой комбинацию спектрального и временного анализа. Заключается в измерении частоты формант, скорости и направления формантных переходов;

— далее формируется «описание» сигнала в виде фонетиче­ских признаков и осуществляется процедура фонемной классификации;

— затем происходит морфологический анализ, позволяющий
выделить и описать слово в «терминах лексических и грамматических признаков»

— и синтаксический анализ предложения.

Слух в процессе речевой деятельности выполняет не только фун­кцию приема информации, но и контроля речи слухом говорящего и окружающих. «В материале речи человек может себе представить все, что есть на приеме, и ничего из того, что составляет механизм выдачи. Это происходит потому, что всякая саморегулировка осу­ществляется по конечному продукту, которым в речи является аку­стический эффект. Он и контролируется. Но он же должен и запус­каться для того, чтобы получилось совпадение приема и выдачи», — писал Н.И. Жинкин в своей монографии «Механизмы речи».

Психологический подход к проблеме слухового восприятия

Исходя из материалистического понимания физиологических процессов в нервной системе, высшие функции человека рассмат­риваются в психологии с позиций развития, взаимовлияния дифференцированных высших функций, деятельностного, осознанно­го и поэтапного подхода к их реализации, на что указывали в своих работах Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Галь­перин, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубин­штейн, Д.Б. Эльконин и др.

Согласно данным позициям, Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым выделяются три уровня психического (субъектив­ного) отражения действительности: сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный. При этом подчеркива­ется, что субъективное отражение связано с преобразованием ин­формации, поступающей извне, а не является точным воспроизве­дением всего, что действует на органы чувств.

Рассмотрим уровни психического отражения действительности.

Слуховое восприятие, с психологической точки зрения, соотно­сится с первым уровнем психического отражения (сенсорно-пер­цептивным) и рассматривается двояко: с одной стороны, как «субъективный образ предмета, явления или процесса, непосред­ственно воздействующего на анализатор или систему анализато­ров», с другой — как «процесс формирования этого образа»*.

Слуховое восприятие носит деятельностный характер. Деятель­ность, общение обеспечивают избирательность слухового восприя­тия и способствуют формированию механизмов анализасинте­за непосредственных внешних воздействий.

В процессе первичного анализа и синтеза звуковой информации, происходящего на первом уровне, дифференцируются признаки акустических сигналов и обобщаются наиболее информативные в собирательном образе. Обобщенный (собирательный) образ форми­руется на втором уровне субъективного отражения (представ­лений) и является сенсорным эталоном для сопоставления с дру­гими репродуктивными и продуктивными образами.

Сравнительные операции сенсорного эталона с другими образа­ми происходят на третьем (речемыслительном) уровне в фор­ме языковых понятий. Сенсорный эталон на этом уровне выпол­няет функции контроля: регулирование ритма, четкости, скорости и громкости произнесения языковых единиц; лексическое, грам­матическое оформление речи и ее смыслового высказывания.

Контроль и его высшая форма — самоконтроль непосредственно связаны с сознанием и развиваются в процессе поэтапного форми­рования умственных действий и понятий. Г.В. Эйгер характеризо­вал самоконтроль следующим образом: он — одно из звеньев замк­нутого контура управления или регуляции, функциональное назначение которого — установление степени рассогласованности меж­ду эталоном и контрольной составляющей. Структура самоконтро­ля объединяет контролирующую и эталонную составляющие, ка­налы прямой и обратной связи, а также устройство сличения, кото­рое решает вопрос о степени совпадения. Процесс сличения резко сокращается за счет выделения опорных наиболее информативных единиц.

Для того чтобы слуховое восприятие протекало активно, целенап­равленно необходимо «устойчивое и концентрированное внимание», которое представляет собой, по мнению Б.Г. Ананьева, «сосредоточе­ние сознания на объектах с целью их наилучшего отображения» и, по утверждению Н.Ф.Добрынина, — «направленность психической де­ятельности человека, избирательный характер этой деятельности».*

Внимание развивается на двух уровнях — непроизвольном и произвольном — ив двух формах — модально-неспецифической (полимодальное внимание) и модально-специфической (слуховое внимание).

Главное значение для речеслуховой деятельности имеет произ­вольное внимание, возникающее в конце первого — начале второ­го года жизни. Оно формируется постановкой сознательной цели и поддерживается усилиями воли ребенка во время выполнения раз­личных поручений, т.е. в процессе практической деятельности, в творческой ролевой игре, при выполнении конструктивных задач. При этом важно, как считает Н.Ф. Добрынин, возникновение «ин­тереса цели», которая переходит «в интерес самого процесса дея­тельности». Также существенна роль внешнего «контроля испол­нения», постепенно переходящего в самоконтроль.

Внимание только тогда может развиваться успешно, когда но­вое включается в уже сформированные связи, дополняет, развива­ет или изменяет их. Сложные системы связей, отражающие знания и опыт, основаны на памяти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.087 с.)