Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С сенсорной алалией и тугоухостью
Фонетико-фонематические расстройства влияют на формирование словаря и грамматических категорий языка. Вследствие диффузной артикуляции и недостаточного различения большого количества звуков может нарушаться семантика слов, согласование слов в предложениях за счет ошибочного употребления падежных и родовых окончаний, предлогов. Недоразвитие речи у детей с первичными фонематическими расстройствами проявляется в различной степени. Нерезко выраженное недоразвитие лексико-грамматических компонентов языка наблюдается у детей с ФФН. Грубые отклонения в формировании всех языковых систем отмечаются у детей с ОНР.
Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии при ринолалии, дизартрии, механической дислалии, в результате чего нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие. Для этих детей в большей мере характерно искаженное произношение звуков, их пропуски. При дизартрии искажения звуков обусловлены нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата и часто проявляются в боковом или межзубном сигматизме, боковом ламбдацизме, велярном ротацизме. При ринолалии нарушается функция небно-глоточного смыкания, что определяет назальность гласных и согласных звуков, возникновение дополнительной артикуляции за счет подключения глоточного резонатора (фарингализации), полости гортани (глоттализации). Наиболее существенно изменяется тембр гласных звуков, при артикуляции которых ротовая полость максимально сужена: [И], [У]. При произнесении шипящих звуков и фрикативных [Ф], [В], [X] появляется хриплый звук, возникающий в носовом резонаторе. Взрывные звуки [П], [Б], [Д], [Т], [К], [Г], а также сонорные [Л], [Р] звучат неясно, т.к. в ротовой полости не создается необходимое для их образования воздушное давление. Искаженное произнесение звуков детьми с механической дислалией вызвано органическими дефектами периферического речевого аппарата (укороченной подъязычной связкой, патологией в строении челюстей, неба и др.). В этих случаях органы артикуляции занимают компенсаторное положение, позволяющее образовывать лишь субститут звука (велярный или увулярный звук [Р], двугубный [Л], межзубный [С], боковой [Ш] и т.д.). Часто артикуляционно сложные звуки опускаются или заменяются более простыми по способу и месту образования звуками. Замены носят устойчивый характер, смешений звуков не отмечается. Отсутствие четких кинестезических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и близких по звучанию звуков речи. Нарушение фонематического восприятия как вторичного в структуре речевого дефекта приводит к тому, что словарь не пополняется словами с трудноразличимыми звуками; многие предлоги и морфологические элементы слов употребляются неверно. В результате ребенок постепенно начинает отставать от нормально развивающихся сверстников в объеме лексического запаса и умении грамматически правильно оформлять собственные высказывания. У значительной части детей с дизартрией и ринолалией диагностируется общее недоразвитие речи.
При первичном нарушении фонематического восприятия возможности к овладению звуковым анализом ниже, чем при вторичном. От состояния фонематического анализа зависит степень трудности при овладении чтением и письмом, что отмечается в работах О.Л. Жильцовой, Г.А. Каше, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, В.К. Орфинской, Л.Ф. Спировой, М.Е. Хватцева, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой. Фонематическое восприятие формируется у детей с нарушениями речи поэтапно. Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина выделяют 5 этапов становления фонематического восприятия: I этап характеризуется полным отсутствием дифференциации звуков в речи окружающих и аморфным, неотчетливым произнесением ряда звуков; на II этапе дети начинают различать наиболее далекие акустические фонемы — близкие же остаются недифференцированными: дети еще не отличают в чужой речи правильное произношение наиболее трудных для них звуков от неправильного; на III этапе дети уже в состоянии оценить произношение всех звуков в чужой речи, хотя еще не все звуки умеют произносить правильно; на IV этапе отмечается нестойкое употребление звуков, их смешение в речи, но дети осознают неправильность слов в чужой речи; на V этапе ребенок не только правильно указывает на недостатки речи окружающих, но и сам хорошо произносит все звуки, умеет контролировать свою речь. Процесс фонематического развития можно считать завершенным. В логопедии и сурдопедагогике разработаны эффективные методы коррекции речевых нарушений. Отличия подходов к методам обучения обусловлены расстройствами слухового восприятия различного генеза. В то же время в специальной литературе имеются упоминания о детях, имеющих первичные речевые нарушения, сочетающиеся с легким снижением периферического слуха. Особо подчеркивается, что в сензитивных периодах развития ребенка на формирование его речи негативно влияет даже небольшое снижение слуха (на 15-25 дБ), в том числе и кратковременное. Так, исследования Л.В. Неймана и В.И. Бельтюкова показали, что при незначительном снижении слуха возникают затруднения в восприятии некоторых согласных звуков, безударных окончаний слов уже на самом близком расстоянии (около уха), а на расстоянии 2 м не различается более 1/3 согласных, произнесенных голосом разговорной громкости. В этих случаях восприятие речи обеспечивается тем, что ребенок, владеющий развернутой речью, обладает возможностью дополнять недостающие звенья посредством подстановки по смыслу. Таким образом, восприятие связной речи и различение ее отдельных звуков находятся не только в прямой зависимости от степени нарушения слуха, но и от уровня речевого развития. Многолетние исследования детей с нарушениями слухового анализатора, проведенные P.M. Боскис, показали, что даже небольшая степень снижения слуха (на 15-20 дБ) может при неблагоприятных условиях стать препятствием к усвоению первоначальной грамоты в обычных обстоятельствах.
С.С. Ляпидевский также считает, что затруднения в овладении речью могут возникать уже при понижении слуха на 15-20 дБ. Эту степень снижения слуха он принимает в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью. Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит к недоразвитию речи, когда начинает нарушаться произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй. М.Е. Хватцев указывает, что у маленьких детей (от 2 до 6 лет) в период формирования речи, а также при нарушениях интеллектуального развития и слухового внимания одностороннее поражение слуха обусловливает наличие тугоухости со всеми ее последствиями. Согласно данным А. Митринович-Моджаевской, дислалия вследствие нарушения периферического слуха составляет в 30% в общем числе этого расстройства. Она также отмечает нарушения слуха при аллергических заболеваниях и врожденных расщелинах неба. По ее мнению, у детей периоды ослабления слуха оказывают отрицательное влияние на умственное и речевое развитие. Г.В. Чиркина, всесторонне изучая детей с расщелинами неба, выявила около 70% детей, имеющих снижение слуха различной степени, и показала, что даже легкое снижение слуха значительно затрудняет процесс овладения правильной речью детей с ринолалией. В последнее время в медицине также стали уделять внимание проблеме влияния незначительного снижения слуха на состояние речи детей. Например, Я.М. Сапожников выявил снижение слуха на 15-25 дБ по типу звукопроведения у 51% детей, имеющих значительные аденоидные вегетации, и отметил возникающие при этом сложности овладения языком. Таким образом, даже небольшие расстройства слуха негативно влияют на процесс формирования речи в детском возрасте. В связи с этим для логопеда большое значение приобретает раннее выявление слуховой недостаточности и определение степени и характера нарушений слуха у детей. Особенности влияния периферических и центральных слуховых расстройств на формирование речевой функции наглядно представлены на схеме 1.
Знание основных методов и приемов исследования слуха у детей, умение правильно трактовать результаты аудиологического обследования и возможностей восстановительного лечения помогут определить логопеду направления и специфические приемы коррекции речи при работе с детьми, имеющими минимальное снижение cлyха.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.01 с.) |