С сенсорной алалией и тугоухостью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С сенсорной алалией и тугоухостью



Расстройства Сенсорная алалия Тугоухость
1.Слуховое восприятие Отмечается неустойчивость порога слухового восприятия на звуки достаточной громкости, который зависит от повышенной возбудимости или заторможенности ребенка, времени суток, обстановки в процессе обследования Наблюдается устойчивость порога слухового восприятия на звуки достаточной громкости
2.Реакция на звуки Наблюдается повышенная чувствительность к неречевым звукам, незначительным по интенсивности (скрип, шуршание), и болезненная реакция на них (плач, двигательное беспокойство) Слуховая чувствительность не зависит от качества воспринимаемых звуков (речевых, неречевых)
3.Понимание речи Понимание речи ухудшается при увеличении громкости, т.к. в незрелых структурах головного мозга нарушается анализ информации. Нет четкого соотнесения слышимых и произносимых слов с предметом Понимание речи улучшается при увеличении громкости. Предметная соотнесённость устанавливается быстро и стабильно
4.Словарный запас Активная речевая продукция может превышать пассивный лексический запас Пассивный и активный словарь равнозначны
5.Фонематическое восприятие Нарушения фонематического восприятия первичны в структуре дефекта Нарушения фонематического восприятия вторичны в структуре дефекта
6.Фонематический анализ Сукцессивный (последовательный) звуковой анализ страдает
7. Голос Голос нормальной звучности и интонационно окрашен Голос глухой, монотонный, часто с носовым оттенком
8.Слуховое внимание, слуховая память Слуховое внимание неустойчивое, объем слуховой памяти снижен

 

Фонетико-фонематические расстройства влияют на формирова­ние словаря и грамматических категорий языка. Вследствие диф­фузной артикуляции и недостаточного различения большого коли­чества звуков может нарушаться семантика слов, согласование слов в предложениях за счет ошибочного употребления падежных и ро­довых окончаний, предлогов. Недоразвитие речи у детей с первич­ными фонематическими расстройствами проявляется в различной степени. Нерезко выраженное недоразвитие лексико-грамматических компонентов языка наблюдается у детей с ФФН. Грубые от­клонения в формировании всех языковых систем отмечаются у де­тей с ОНР.

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюда­ется при нарушениях речевых кинестезии при ринолалии, дизарт­рии, механической дислалии, в результате чего нарушается нор­мальное слухопроизносительное взаимодействие. Для этих детей в большей мере характерно искаженное произношение звуков, их пропуски.

При дизартрии искажения звуков обусловлены нарушением ин­нервации мышц артикуляционного аппарата и часто проявляются в боковом или межзубном сигматизме, боковом ламбдацизме, ве­лярном ротацизме.

При ринолалии нарушается функция небно-глоточного смы­кания, что определяет назальность гласных и согласных звуков, возникновение дополнительной артикуляции за счет подключе­ния глоточного резонатора (фарингализации), полости гортани (глоттализации). Наиболее существенно изменяется тембр глас­ных звуков, при артикуляции которых ротовая полость макси­мально сужена: [И], [У]. При произнесении шипящих звуков и фрикативных [Ф], [В], [X] появляется хриплый звук, возникаю­щий в носовом резонаторе. Взрывные звуки [П], [Б], [Д], [Т], [К], [Г], а также сонорные [Л], [Р] звучат неясно, т.к. в ротовой поло­сти не создается необходимое для их образования воздушное дав­ление.

Искаженное произнесение звуков детьми с механической дислалией вызвано органическими дефектами периферического речево­го аппарата (укороченной подъязычной связкой, патологией в стро­ении челюстей, неба и др.). В этих случаях органы артикуляции занимают компенсаторное положение, позволяющее образовывать лишь субститут звука (велярный или увулярный звук [Р], двугубный [Л], межзубный [С], боковой [Ш] и т.д.). Часто артикуляционно сложные звуки опускаются или заменяются более простыми по способу и месту образования звуками. Замены носят устойчивый характер, смешений звуков не отмечается.

Отсутствие четких кинестезических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и близких по звучанию звуков речи. На­рушение фонематического восприятия как вторичного в структуре речевого дефекта приводит к тому, что словарь не пополняется сло­вами с трудноразличимыми звуками; многие предлоги и морфоло­гические элементы слов употребляются неверно. В результате ребе­нок постепенно начинает отставать от нормально развивающихся сверстников в объеме лексического запаса и умении грамматиче­ски правильно оформлять собственные высказывания. У значитель­ной части детей с дизартрией и ринолалией диагностируется общее недоразвитие речи.

При первичном нарушении фонематического восприятия воз­можности к овладению звуковым анализом ниже, чем при вторич­ном. От состояния фонематического анализа зависит степень труд­ности при овладении чтением и письмом, что отмечается в работах О.Л. Жильцовой, Г.А. Каше, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, В.К. Орфинской, Л.Ф. Спировой, М.Е. Хватцева, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой.

Фонематическое восприятие формируется у детей с нарушениями речи поэтапно. Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина выделяют 5 этапов становления фонематического восприятия:

I этап характеризуется полным отсутствием дифференциации звуков в речи окружающих и аморфным, неотчетливым про­изнесением ряда звуков;

на II этапе дети начинают различать наиболее далекие аку­стические фонемы — близкие же остаются недифференциро­ванными: дети еще не отличают в чужой речи правильное произношение наиболее трудных для них звуков от непра­вильного;

на III этапе дети уже в состоянии оценить произношение всех звуков в чужой речи, хотя еще не все звуки умеют произно­сить правильно;

на IV этапе отмечается нестойкое употребление звуков, их смешение в речи, но дети осознают неправильность слов в чу­жой речи;

на V этапе ребенок не только правильно указывает на недо­статки речи окружающих, но и сам хорошо произносит все звуки, умеет контролировать свою речь. Процесс фонемати­ческого развития можно считать завершенным.

В логопедии и сурдопедагогике разработаны эффективные мето­ды коррекции речевых нарушений. Отличия подходов к методам обучения обусловлены расстройствами слухового восприятия раз­личного генеза.

В то же время в специальной литературе имеются упоминания о детях, имеющих первичные речевые нарушения, сочетающиеся с легким снижением периферического слуха. Особо подчеркивается, что в сензитивных периодах развития ребенка на формирование его речи негативно влияет даже небольшое снижение слуха (на 15-25 дБ), в том числе и кратковременное.

Так, исследования Л.В. Неймана и В.И. Бельтюкова показали, что при незначительном снижении слуха возникают затруднения в вос­приятии некоторых согласных звуков, безударных окончаний слов уже на самом близком расстоянии (около уха), а на расстоянии 2 м не различается более 1/3 согласных, произнесенных голосом разговор­ной громкости. В этих случаях восприятие речи обеспечивается тем, что ребенок, владеющий развернутой речью, обладает возможностью дополнять недостающие звенья посредством подстановки по смыс­лу. Таким образом, восприятие связной речи и различение ее отдель­ных звуков находятся не только в прямой зависимости от степени нарушения слуха, но и от уровня речевого развития.

Многолетние исследования детей с нарушениями слухового ана­лизатора, проведенные P.M. Боскис, показали, что даже небольшая степень снижения слуха (на 15-20 дБ) может при неблагоприятных условиях стать препятствием к усвоению первоначальной грамоты в обычных обстоятельствах.

С.С. Ляпидевский также считает, что затруднения в овладении речью могут возникать уже при понижении слуха на 15-20 дБ. Эту степень снижения слуха он принимает в качестве условной грани­цы между нормальным слухом и тугоухостью. Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит к недоразвитию речи, когда начинает нару­шаться произношение звуков, не развивается в полной мере словар­ный запас и грамматический строй.

М.Е. Хватцев указывает, что у маленьких детей (от 2 до 6 лет) в период формирования речи, а также при нарушениях интеллекту­ального развития и слухового внимания одностороннее поражение слуха обусловливает наличие тугоухости со всеми ее последствиями.

Согласно данным А. Митринович-Моджаевской, дислалия вслед­ствие нарушения периферического слуха составляет в 30% в общем числе этого расстройства. Она также отмечает нарушения слуха при аллергических заболеваниях и врожденных расщелинах неба. По ее мнению, у детей периоды ослабления слуха оказывают отрица­тельное влияние на умственное и речевое развитие.

Г.В. Чиркина, всесторонне изучая детей с расщелинами неба, выявила около 70% детей, имеющих снижение слуха различной степени, и показала, что даже легкое снижение слуха значительно затрудняет процесс овладения правильной речью детей с ринолалией.

В последнее время в медицине также стали уделять внимание проблеме влияния незначительного снижения слуха на состояние речи детей. Например, Я.М. Сапожников выявил снижение слуха на 15-25 дБ по типу звукопроведения у 51% детей, имеющих зна­чительные аденоидные вегетации, и отметил возникающие при этом сложности овладения языком.

Таким образом, даже небольшие расстройства слуха негативно влияют на процесс формирования речи в детском возрасте. В связи с этим для логопеда большое значение приобретает раннее выявле­ние слуховой недостаточности и определение степени и характера нарушений слуха у детей.

Особенности влияния периферических и центральных слуховых расстройств на формирование речевой функции наглядно представ­лены на схеме 1.

 

Знание основных методов и приемов исследования слуха у де­тей, умение правильно трактовать результаты аудиологического обследования и возможностей восстановительного лечения помогут определить логопеду направления и специфические приемы коррек­ции речи при работе с детьми, имеющими минимальное снижение cлyха.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.01 с.)