Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Своеобразие речевого развития дошкольников (4-6 лет) с легкими периферическими нарушениями слуха
Неполноценные условия речеобразования приводят к недоразвитию речи различной степени выраженности. Чем раньше возникло минимальное снижение слуха, тем отчетливее проявляется речевая патология. У детей, имеющих легкие периферические нарушения слуха, общее звучание речи характеризуется монотонностью и невыразительностью, отсутствием восходящих и нисходящих мелодических интервалов в ситуациях вопроса или побуждения, бедностью голосовых оттенков. Голос этих детей различается по силе и звонкости. У большинства дошкольников с минимальным снижением слуха отмечается тихий, глухой, в некоторых случаях — хриплый голос. Общаются с помощью громкого голоса 1/3 детей. Звонкий голос средней громкости отмечен лишь у 14% детей этой группы, имеющих одностороннее нарушение слуховой функции. У многих дошкольников заметен назальный оттенок голоса. Темп речи большинства детей с незначительным нарушением слуха характеризуется нормальной скоростью, хотя у них в два раза чаще, чем у детей с нормальным слухом, наблюдается ускоренный темп речи, часто сопровождающийся запинками. Фонетические нарушения у них проявляются в специфических ошибках: 1) искаженное произношение простых по артикуляции звуков 2) множественные неустойчивые замены и смешения звуков, в т.ч. не встречающиеся у детей с нормальным слухом: - замены внутри группы гласных звуков (яйцо — «эсой», обувь — «обив», мостов — «мэстов»); - согласных— гласными: «л» —> «а», «в» —> «у» (лебедь — «аебеть», овца — «оуса», треугольник — «туугойдик»); - носовых — ротовыми «б», «д» (машина — «басина», ночь — «дось»); - свистящих звуков — фрикативным «х» (зима -«хима», лисонька — «лихинька» и т.д.); - свистящих, шипящих, сонорных (л, р, j) звуков — «м», «н», «п», «дж» (жук — «нук», шуба — «джуба», лак — «пак», кабан — «каман» и т.д.); - заднеязычного «к» — переднеязычным «т» (носик— «носит», кот — «тот»); - свистящих и шипящих — аффрикатами (рельсы — «лельцы», темно — «чемно»); - раздельное произнесение звуков, составляющих аффрикаты («тсыпленок», «тьсапля»); - неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие мягкости в необходимых случаях (ботинки — «патиньки», мед — «меть», обезьяна — «апесана», крякает — «кракаить»);
- оглушение звонких звуков и озвончение глухих, независимо от позиции в слове (блюдце — «пьюсе», гнездо — «хнесто», иголка — «ихолка», привезли — «привесли», занавески — «занавесги», пингвин — «бинхвин», хозяйка — «госяйка»); 3) нарушение слоговой структуры слов (в большей мере искажаются слова, состоящие из звуков низкой и средней частоты): · неумение невербально передать слогоритмический рисунок · упрощение слоговой структуры при отраженном и самостоятельном воспроизведении (коза — «га», ручеек — «уток», голова — «го», вылупился — «вылупся» т.д.); · пропуск звуков и слогов в начале и конце слов (сапоги — «фапо», всех — «сех», лоток — «лото», чашка с чаем — «таска с Тае»); · вставка лишних звуков (боец — «порее», мяч — «мнясь»); · добавление звуков к слову (лото — «лоток», овца — «овсан», «овтап», яйцо — «эсой»); · множественные литеральные парафазии (перестановки): (сапожник — «пасозик», залезла — «залевза», деревянный — «девелянный» т.д.); · неверное использование ударения в простых знакомых словах (рука, нога, голова, волосы, шкафы, косы т.д.), непонимание смыслоразличительной функции словесного ударения (кружки — кру`жки, мешки — ми`шки). У детей с недоразвитием речи и нормальным слухом искажения и пропуски звуков отмечаются чаще, чем замены и смешения. Замены, в основном, характеризуются стойкостью и стереотипностью, т.е. если ребенок заменяет свистящие звуки фрикативными «в», «ф», то и шипящие, аффрикаты, как правило, он произносит идентично. У детей с минимальным снижением слуха множественные замены часто носят скользящий характер (например, свистящие звуки заменялись на «х», шипящие — «ф»; свистящие и шипящие — «т», аффрикаты.— «с'» и т.д.). Множественные неустойчивые произносительные замены и смешения звуков, нарушение звуконаполнения слов, наряду с фонетическим дефектом, свидетельствуют о фонематических расстройствах у детей с незначительным снижением слуха, которые заключаются в: — нарушении дифференциации оппозиций звуков (гласных — согласных, носовых — ротовых согласных, твердых — мягких, звонких — глухих; внутри группы гласных: «у — о», «у — ы», «а — э», «а — и», «и — ы»; в группах согласных:
— неумении определять наличие звука в слове и выделять его из начала и конца слов; — затруднении ориентации на звук при выборе картинок и придумывании слов. Неправильные артикуляция и слуховая дифференциация многих звуков негативно влияют на формирование словесных образов, т.е. лексики. Лексическая система языка включает пассивный и активный словарный запас, представленный различными частями речи (существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, местоимениями, числительными). Лексический запас детей с ОНР, имеющих как нормальный слух, так и минимально сниженный, во многом сходен и характеризуется: 1) семантической диффузностью конкретных слов в результате: — внешнего сходства предметов («кружка» — чашка, стакан, рюмка; «стул» — кресло, табуретка; «желтый» — оранжевый, коричневый, рыжий); — функционального сходства («лампа» — люстра, фонари, фонарик; «кровать» — диван, софа и т.п.); — ситуационной связи друг с другом («миска» — кастрюля, — сужения смыслового содержания («машины» — автомобиль, поезд, самолет; «дом» избушка, замок, магазин; «делает» — готовит, варит, поливает, кладет, шьёт и т.д ,.; «маленький» — низкий, узкий, короткий; врач — лечит зубы или делает укол и т.д.); — замены названия предикатом или объяснением ситуации 2) непониманием значений и отсутствием в речи многих слов: — малочастотных (аквариум, экскаватор, эскалатор, экскурсия и др.); — обозначающих части предметов (дно, манжеты, подбородок, — профессий («почтальон» — делает телевизолы, поет; «повар» — убилает пол, копаить, хвостиком махат; «учительница» — делает нисо, гуляет, уситя — учится; «врач» — лесися — лечится); — названий детенышей многих животных (мышонок, поросенок, ягненок, жеребенок, теленок и т.д.), птиц, их «домиков»; — обобщающих понятий (овощи, фрукты, транспорт, обувь — — омонимов, синонимов; — антонимов (противоположность значения либо не объясняется, либо достигается добавлением отрицательной частицы «не» к первоначальному слову: «небольной», «несухой» т.п.). Активный словарь представлен, в основном, именами существительными и глаголами, в меньшей степени — прилагательными, личными и указательными местоимениями; редко встречаются наречия и числительные. Специфическими лексическими ошибками детей с минимальным нарушением слуховой функции являются: — уподобление и смешение значений акустически похожих — контаминации («с восходом» — сосхода, «подогрела чайка чайник...» — потоела тяйката); — раздельное произнесение слова («Строители построили дом». — Стоите ли постоили до.); — упрощение наречий (Мальчик бросает мяч перед.), указа
Лексическая система тесно связана с грамматической системой языка, охватывающей словообразование, словоизменение, синтаксическое конструирование. У детей с минимальным снижением слуха отмечаемся выраженное недоразвитие грамматической системы языка. Часть этих дошкольников не понимают и не используют в своих высказываниях практически все грамматические категории и связи, у них отсутствует фразовая речь. Их общение происходит с помощью аморфных слов и паралингвистических средств (жестов, иногда — мимики). Остальные дети в своих высказываниях используют, в основном, простые предложения из 2-3 слов. Они могут коротко рассказать о своей семье, составить небольшой рассказ по картинке и серии картинок. Однако в их речи выраженно проявляется аграмматизм — неправильное понимание и употребление числа и рода существительных и прилагательных, числа глаголов и рода в прошедшем времени; смешение падежных форм существительных; отсутствие согласования существительных с глаголами, прилагательными, числительными; нарушение предложно-падежного управления; непонимание и ошибочное использование многих словообразовательных операций, логико-грамматических конструкций. Кроме вышеперечисленных недостатков, встречающихся также и у детей с ОНР и нормальной остротой слуха, у детей с легкими расстройствами слуха отмечаются специфические ошибки: — употребление в родительном и дательном падежах существительных множественного числа окончания «-ах» (белках, пальцах, столах и т.п.); — смешение типов склонения существительных (Коля идет с Петем.); — замены совершенного вида глагола несовершенным («Вова слил воду». — Вова лил воду.); — использование личных и временных окончаний глаголов (Миша шьен. Кресло стоял у окна.); — упрощение, смешение аффиксов («январский день» — январкий день; «завязала» — звизала; «Мальчик перешел дорогу». — Мальчик пришел дорогу.); — добавление лишних звуков и слогов к префиксам (подхлопочет, подниметала); — пропуски знакомых предлогов: на, в, к; — упрощение предлогов («под» — по, «из» — и, «из-под» — и-по, «над» — на); — замены предлогов («над лужайкой» — по люзайкой и т.д.); — значительное затруднение понимания сложных логико-грамматических конструкций («братья отца» и др.);
— неумение передать логику последовательности событий, скрытый смысл при пересказе, составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Например, дошкольники с двусторонним незначительным снижением слуха, прослушав дважды рассказ «Страшный сон» (Кошке приснилась огромная мышь, которая нападает на нее. Испугалась кошка и спряталась. Но вдруг вспомнила, что мыши боятся кошки, и бросилась на мышь. Мышка сразу стала маленькой... И кошка проснулась.), передают его содержание следующим образом: Кирилл И. (6,5 лет): Кот спал и виде Польшу мышь. И она напрыгана на ево. И он уснал, шо мышка маленький. Павел Б. (6 лет): Коту снився сласны сон. Мыка как напала на кота. И он запоявся и спьятася. Нет, и он отклыв гваза. Нет, он спом-нив, сё мыфы паяса котах. И он откыв гваза, и мыс была маенька. Нет, насяле мыф быя маленька, а потом кот откыв гваза. У детей с незначительным снижением слуха страдают не только собственно речевые процессы, но и невербальные функции, тесно связанные с речью, в частности — общие, тонкие и артикуляционные движения, слуховое внимание и слуховая память. Например, большинство таких детей не могут постоять на носочках, попрыгать на одной ноге, пройти по линеечке, зашнуровать ботинок, застегнуть пуговицы, завязать шапку и т.д., т.е. обнаруживают недостаточность общих и тонких движений. Эти дети также не могут правильно выполнить комплекс артикуляционных движений (надуть щеки, поднять вверх язык, удержать язык в заданном положении и т.д.), что позволяет говорить о нарушении орального праксиса — объема, точности, переключаемости движений. Объем слухового внимания, определяемый количеством прослушанных и воспринятых ребенком сигналов, явно недостаточен. Например, у 6-летних детей он в среднем составляет 270 знаков, что почти в 2 раза меньше, чем в норме (480 знаков). Слуховая память развита также недостаточно. Ее показатели варьируют от 2-3 слов, запомненных в четырехлетнем возрасте, до 4-6 слов в шестилетнем возрасте. Дети затрудняются воспроизвести некоторые из предъявляемых слов даже после их неоднократного повторения логопедом. Это свидетельствует о недостаточном слуховом внимании и слабости акустических следов. Такие дети быстрее истощаются при выполнении задания и чаще отказываются его выполнять, чем дети с речевыми нарушениями и нормальным слухом. Прослеживается зависимость речевого развития дошкольников от возраста, в котором выявлено минимальное снижение слуха. Так, при воспалительных заболеваниях в носоглотке и ушах, повлекших легкую двустороннюю тугоухость, в возрасте 4 лет, отмечается несформированность всех языковых кодов: от почти полного отсутствия словесных средств общения (используются аморфные слова-корни или звукоподражания, сопровождаемые жестами: ки, ма, ав, ля, няв и т.д.) до примитивной бытовой коммуникации. Словарь резко ограничен и состоит из обиходных слов, представленных, в основном, структурно искаженными существительными, глаголами, качественными прилагательными (гази — магазин; мавкать — мяукает; зёти — желтый; квасень — красный т.п.) и применяемых в широком спектре значений (питать — покупать, убирать; тяй — чайник, любой напиток; мааки — маленький, низкий, узкий, короткий и т.д.).
Многие грамматические категории не понимаются детьми и не используются в их собственных высказываниях (согласование глаголов и прилагательных с существительными, аффиксные формы слов, предложно-падежные конструкции и т.п.). Простые фразы аграмматичны и включают 2-3 слова. Грубо страдает фонетическая сторона речи: группы свистящих и шипящих звуков часто заменяются звуками [т]', [ф], реже — [н'], [х], [х'] либо искажаются (боковой, межзубный сигматизм); сонорные звуки [л], [л'], [р], [р'], [j] смешиваются между собой в различных комбинациях или пропускаются, замены характеризуются неустойчивостью; смешиваются твердые — мягкие, звонкие — глухие звуки; в большинстве случаев отсутствуют гласные звуки [ы], [э]. Общее звучание речи — монотонное, смягченное; голос — глухой, часто с назализованным оттенком. У детей этой возрастной категории диагностируется общее недоразвитие речи (в основном, I и II уровень). Лишь у некоторых из них выявляется более высокая степень овладения лексико-грамматическим строем, соответствующая III уровню. Одностороннее снижение слуха на 15-25 дБ кондуктивного характера менее заметно сказывается на коммуникативной способности в этом возрасте (II-III уровень ОНР). При бинауральной (двусторонней) недостаточности, появившейся в 5-летнем возрасте, дети, в основном, уже владеют ситуативной речью как средством общения — изъясняются простыми фразами, но, наряду с грубыми фонетико-фонематическими нарушениями, для них характерны ограниченность словарного запаса с тенденцией к медленному его увеличению, аграмматизм, непонимание многих слов и грамматических категорий. Состояние их речи, в основном, соотносится со II—III уровнями ОНР по педагогической классификации. Нарушение произношения звуков и фонематических процессов как основных в структуре речевого дефекта диагностируются крайне редко. При моноауральном (одностороннем) незначительном снижении слуха речевая патология чаще характеризуется как ОНР III уровня и реже — как ФФН. Речь большинства 6-летних детей, имеющих незначительное снижение остроты слуха, характеризуется достаточной развернутостью. Однако при этом отмечаются: — ограниченность словарного запаса, неточное знание и употребление многих обиходных слов; — большое количество ошибок в использовании грамматических форм при построении синтаксических конструкций; — неумение пользоваться способами словообразования; — непонимание оттенков значений однокоренных слов, выражений, отражающих причинно-следственные, пространственные, временные связи; — грубое нарушение просодики, звукопроизношения и фонематического восприятия (часто встречаются смешения искаженно произносимых звуков, например при боковом свистящем и шипящем сигматизме; замены свистящих и шипящих звуков звуками [т], [т'], [х], [х'], [ф]; замены, не обнаруживаемые у детей с нормальным слухом: [л] - [н], [п], [т] ~ [н], [д] - [х], [j] - [х'], [д'] = [дж], при призубном сигматизме — [т1] = [j]; оглушение звонких и озвончение глухих звуков; замены внутри базисных гласных фонем: [ы] = [и], [о] = [у]; смягченное произношение гласного [э]). Указанная В структуре речевого дефекта значительной части дошкольников (74%), имеющих минимальное нарушение слуховой функции, наблюдается симптоматика дизартрии: парезы различных групп оральных мышц, саливация, девиация, фибриллярные подергивания, гиперкинезы языка. Сочетание небольшого снижения слуха с расстройствами общего и орального праксиса у этих детей обусловливает недостаточность акустических и кинестетических афферентаций и значительно усугубляет процесс формирования импрессивной и экспрессивной речи. Таким образом, у дошкольников речевое нарушение, в большинстве случаев комбинированное (например, общее недоразвитие речи при дизартрии; фонетико-фонематическое недоразвитие речи при дизартрии), осложняется минимальным снижением физического слуха. К сожалению, незначительное снижение остроты слуха у детей часто остается незамеченным, т.к. речь хоть медленно, патологично, но все же развивается и коммуникативная способность формируется. При этом дети часто не реагируют на тихие звуки, не сразу находят источник звучания, плохо понимают шепотную или негромкую речь, особенно вне ситуации. Недоразвитие речи у этих детей врачи и логопеды традиционно объясняют заболеваниями нервной системы, педагогической запущенностью, возрастными, индивидуальными особенностями и т.д. Это приводит к тому, что при длительной дисфункции периферического отдела слухового анализатора «формирующиеся кинестетические речевые образы не только не получают постоянного подкрепления при восприятии речи окружающих, но даже оказываются в противоречии со слуховым восприятием»*. В таких случаях логопедические занятия по общепринятой методике не являются достаточно эффективными. Проиллюстрируем это положение конкретными наблюдениями за детьми дошкольного возраста. 1. Денис Ж. Поступил в логопедическую группу детского сада в 4 года. Мальчик был тихим, робким, не выражал никаких желаний, лишь послушно выполнял то, что ему предлагали, но в течение очень непродолжительного времени, т.к. быстро утомлялся и мог даже уснуть сидя на стуле. Ребенок рос в неполной семье. Мама, педагог по образованию, старалась создать максимально комфортные условия для развития сына, в том числе и речевого: много ему читала, рассказывала сказки, водила его в зоопарк, на детские спектакли в театры, в цирк, но усилия, по ее словам, были тщетны — сын почти не разговаривал, любил играть в одиночестве: складывать кубики, собирать простые предметы из деталей конструктора, и, казалось, он настолько поглощен этим занятием, что реагировал на просьбы и замечания лишь после неоднократного повторения. Рос ослабленным — часто болел ОРВИ, сопровождающимися затяжными ринитами. Из анамнеза известно, что наследственность в роду не отягощена. Мальчик от 1-й беременности, протекавшей с токсикозом во второй половине. Роды в срок, со стимуляцией, отмечалась слабость родовой деятельности, раннее отхождение вод. Закричал сразу. Физически ребенок развивался нормально: голову стал держать к 2 месяцам, сидеть — в 7 месяцев, ходить — в 11 месяцев. Речь появилась поздно: первые слова — после 2 лет. Активный словарь увеличивался крайне медленно и к 4 годам насчитывал несколько слов: мама, папа, баба, тетя, Ната, Валя, там, ав; при общении широко использует слоги (ля, ня, ка, ко, тя, ба), аморфные слова для называния множества предметов и действий (лимонь, вака, яли), жесты. Пассивный словарь значительно шире активного: мальчик показывает «один» и «много» предметов; находит среди различных геометрических форм круг, треугольник, квадрат; правильно указывает на крупные части тела, предметы посуды, одежды, мебели, некоторые части этих предметов (крышку и ручку чайника, спинку и ножки стула), отбирает картинки с изображениями знакомых животных (собаки, кошки, лягушки, мышки, зайца, медведя, лисы, волка т.д.); показывает на картинке, кто ходит, бежит, летает, плавает, играет, ест, спит, плачет, смеется; большой — маленький предметы, выполняет простые инструкции. Не понимает значения грамматических категорий числа, рода, падежности, предложных форм, словоизменения, словообразования. Фразовая речь не сформирована.
* Нейман Л.В., Правдина О.В. Нарушение слуха и его влияние на формирование речи// Расстройства речи у детей и подростков/ Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969. — С. 75.
Например, ребенок так описывает картинку, на которой изображено, как мама и сын наводят порядок в комнате: мама вытирает пыль в шкафу и расставляет игрушки, а мальчик щеткой подметает пол: «Тетя. Ки. Ма. Лима». Звукопроизношение характеризуется смягченным призубным парасигматизмом ([с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ] = [т'], отмечается неустойчивая замена [ж] - [н']), а также замены в следующих группах звуков: М> Ш = [л']; [P'J = М; [г], М = М; [ы] = [и]. Отмечается гипотонус оральной мускулатуры, недостаточность объема, точности и переключаемости произвольных артикуляционных движений. При отраженном воспроизведении слогов и простых слов ребенок зрительно следит за артикуляцией взрослого. Грубо нарушен фонематический слух («та-да-та» — та-та-та, «па-ба-па» — па-па-па-па), снижен объем слуховой памяти («том — ком» — ком; «кот — год — ком» — кокоть). Мальчик быстро утомляется и отказывается от общения. По итогам изучения речи логопед сделал заключение: общее недоразвитие речи (I уровень). Неврологическое обследование у психоневролога обнаружило легкие общемозговые изменения в форме дизритмии, легкую дисфункцию подкорковых стволовых структур головного мозга (данные ЭЭГ). Интеллектуально сохранен. Рекомендовано лечение фенибутом (в течение месяца), затем – оксибралом (4 флакона), патогамом, глицином (по месяцу). Отоларинголог выявил у мальчика аденоиды II степени и двустороннюю кондуктивную тугоухость I степени (повышение слухового порога на 15-25 дБ), что подтвердилось аудиограммой и тимпанограммой типа Т-В, отсутствием акустического рефлекса (рис.10).
Мальчику была назначена операция по удалению аденоидных вегетации. С помощью медикаментозной терапии, своевременно и адекватно назначенной психоневрологом, и операции — аденотомии у Дениса постепенно нормализовалась деятельность нервной системы и восстановился слух. Восстановление слуховой функции подтвердили контрольная аудиограмма и тимпанограмма Т-А с регистрацией акустического рефлекса (рис. 11).
Одновременно с лечением нервной системы и восстановлением слуховой функции ребенка логопедом наряду с групповыми занятиями ежедневно проводились с ним индивидуальные занятия по специальной методике, направленные на коррекцию речевых нарушений, на развитие внимания, памяти, в большей степени слуховой модальности, общей и тонкой моторики. Денис к 7 годам полностью усвоил программу логопедической группы. В настоящее время успешно обучается в общеобразовательной школе. 2. Ваня К. Поступил в логопедическую группу детского сада в 4-летнем возрасте. Ребенок родился от 7-й беременности, 3 родов. Беременность протекала с нефропатией во второй половине. Роды произошли в срок, характеризовались стремительностью. Мальчик родился крупным (вес: 4,800 г), с переломом ключицы. Закричал сразу. До года наблюдался у невропатолога районной поликлиники по поводу гипертензии, болел ветряной оспой, часто — ОРЗ. В 2 года сильно ушиб голову в области фронтальных пазух (накладывали швы), лор-врач районной поликлиники при осмотре ушей и носоглотки ребенка патологии не обнаружил. Несмотря на наличие в анамнезе факторов риска по нарушению слуха, тщательное аудиологическое обследование не было проведено. Раннее физическое развитие соответствовало возрасту. Речь формировалась с задержкой: гуление — после 4 месяцев, лепет — в 8 месяцев, первые слова появились после года, простая фраза — после 2 лет. Медленно обогащался словарный запас, общение длительное время оставалось на уровне простой аграмматичной фразы (Мальсик. Сесля. Масину наели. Мить поли; Малъсик насёль лёзи-ка. Вотъ лёзик. Лёзик пить малёсько. — «Мальчик. Сестра. Машину нашли. Мыть полы»; «Мальчик нашел ежика. Вот ежик. Ежик пить молочко»). В 4 года проконсультирован у психоневролога, по заключению которого интеллект у мальчика в норме. На ЭЭГ выявлены легкие общемозговые изменения, дисфункция подкорковых стволовых структур головного мозга. Всестороннее обследование речи выявило общее недоразвитие речи (II уровень), осложненное проявлениями псевдобульбарной дизартрии: отмечался гипертонус рук, мышц артикуляционного аппарата, гипертрофированный язык отклонялся влево, наблюдалась саливация, сужение объема произвольных движений губ и языка, назализация голоса. Речь тихая, неразборчивая, с легкими запинками. Грубо страдало звукопроизношение: отмечался боковой сигматизм, свистящие и шипящие звуки заменялись искаженными [с'], [з']; замены аффрикат ц и ч носили нестойкий характер, часто произносились призубно — [т']; звуки [л], [р], [р'], [j] = [л']; [ы] = [и], [э] = [}э]. Дифференциация звуков в произношении и на слух нарушена по всем фонетическим группам: гласных [о-у], [и-у], носовых — ротовых согласных [м-б], [н-д], твердых — мягких, звонких — глухих, свистящих — шипящих, сонорных и других звуков. Не выдерживается ритмическая и слоговая структура сложных слов («строительство» — таите, «велосипед» — лисипет, «милиционер» — митилити и т.д.). Словарный запас ограничен, представлен, в основном, номинациями обиходного характера, в меньшей степени — глаголами в неопределенной форме или в 3-м лице единственного числа, употребляемыми в широком спектре значений (врач «делялить уколи», мама «делялить сюп»; мяч «делялить» + жест), некоторыми качественными прилагательными для обозначения цвета и величины предмета (синиль, зёталя, бели, кляснини, маленъкитъ). Пассивный словарь несколько шире активного. Грамматический строй практически не сформирован: не согласует прилагательные с существительными, глаголы с существительными: часто ошибочно различает и употребляет единственное и множественное число существительных в именительном падеже, неверно выделяя ударный слог (дом — думы, коса — косъ). В выборе предметов ориентируется на флексию родительного падежа, но в собственной речи использует ее неверно (много «домат, куклясъ, стюли» — домов, кукол, стульев); не понимает и не использует предлоги; не владеет словообразовательными операциями, за редким исключением (например, образование уменьшительно-ласкательных форм: домик, лёлиська (елочка), но маленъкилъ стюль, маленькиль гип — маленький стул, гриб; глаголов от звукоподражаний: кошка няукиит, собака гавкиит, лягушка квакиит, но утка — кля-кля, мышь — пи-пи, корова — му). Фразовая речь представлена простыми аграмматичными предложениями: «Мыка пезить сапо»; «Мама стявить масика» — «Мышка бежит в сапог», (вместо «к ботинку»); «Мама ставит машинку». В ходе фронтальной коррекционной работы у мальчика выявились сложности при изучении предлагаемого материала, не возникающие у группы детей с общим недоразвитием речи: долго не автоматизировались поставленные звуки (искажались, заменялись оппозиционными); редуцировались безударные окончания слов; часто неверно акцентировался ударный слог; опускались предлоги, состоящие из звуков низкой или средней частоты (в, к, под); оглушались звонкие и озвончались глухие согласные в сильных позициях; неадекватно использовалась мягкость звуков; плохо ориентировался в значениях слов, меняющихся от фонематических различий. В связи с этим логопед рекомендовал Ване повторное (через год) тщательное обследование у отоларинголога с целью подтверждения своего предположения о незначительном снижении слуха у ребенка. При повторном осмотре Вани отоларингологом диагностирован двусторонний тубоотит, хронический ринит. Обследование слуха методом игровой аудиометрии позволило диагностировать двустороннюю кондуктивную тугоухость I степени (снижение остроты слуха на 15-20 дБ: на низкие и средние частоты — справа и по всему диапазону частот — слева). При проведении акустической импедансометрии выявлена тимпанограмма Т-С, акустический рефлекс отсутствовал, что подтверждало нарушение звукопроводящей системы слухового анализатора, обусловленное тубоотитом (рис. 12). Мальчику было назначено врачом симптоматическое лечение: продувание ушей по Политцеру, вибромассаж барабанных перепонок, сосудосуживающие капли в нос, гомеопатическая терапия. На фоне лечебных процедур, направленных на восстановление слуховой функции, коррекционное логопедическое воздействие осуществлялось значительно успешнее. С помощью специальной методики, применяемой на индивидуальных логопедических занятиях, у Вани уменьшилась назализация голоса; он стал активнее использовать в речи поставленные звуки, научился дифференцировать низкочастотные гласные [о-у] и согласные [б-м], [д-н], сонорные звуки, твердые — мягкие, звонкие — глухие согласные; опускать безударные слоги в начале и конце слов, пропускать предлоги, хорошо ориентировался в значениях слов, меняющихся от фонематических различий. Успехи ребенка, осознанные им, способствовали развитию мотивации общения (познавательной, личностной), формированию самоконтроля речи, повышению самооценки. К 7 годам речь Вани полностью нормализовалась, и он успешно обучается в общеобразовательной школе. 3. Валентин И., 5 лет. Поступив в логопедическую группу детского сада, сразу обратил на себя внимание чрезмерной возбудимостью, расторможенностью, непоседливостью. Он ни минуты не сидел на месте, не мог сконцентрировать внимание на каком-либо объекте или задании, при ответах на вопросы постоянно переспрашивал, отвечал очень громко, отмечались эхолалии. В беседах с мамой и бабушкой выяснилось, что ребенок растет в неполной семье, его чрезмерно балуют, стараясь возместить недостающее внимание отца. По утверждению мамы, беременность проходила нормально, с легким токсикозом в 1-й половине. Родился Валентин И. в срок, хотя роды были стремительными; закричал сразу. До трех лет мальчик физически развивался соответственно возрастной норме, болел гриппом, ОРЗ, отитами. Наблюдался у психоневролога по поводу гипертензии, интеллект сохранен, лор-врач районной поликлиники выявил аденоиды II степени, после чего была проведена операция — аденотомия. Речь развивалась с легкой задержкой: первые слова появились в год, простая фраза — к 2 годам. Отмечался ускоренный темп речи. Заключение психоневролога свидетельствовало о нормальном интеллектуальном развитии мальчика. По данным исследований (ЭЭГ, эхо-вентрикулоскопии), выявлены нерезкая дезорганизация корковой ритмики, признаки внутричерепной гипертензии, повышение пульсации эхо-сигналов. Всестороннее изучение речи ребенка логопедом позволило заключить, что его речевое развитие соответствует III уровню: в экспрессивной речи — простые распространенные предложения с аграмматизмом; словарь беден, пассивный значительно шире активного; грубо нарушены звукопроизношение и фонематические процессы. В процессе фронтальной коррекционной работы речь ребенка заметно улучшилась, однако специфические сложности в восприятии и усвоении изучаемого материала сохранились. Мальчик воспринимал шепотную речь на расстоянии 2 м, разговорную-— 4-5 м. Логопед убедил маму в необходимости повторной консультации Валентина у оториноларинголога и тщательного обследования слуха. В детской Морозовской клинической больнице он был обследован с помощью методов игровотональной аудиометрии и акустической импедансометрии. Заключение специалиста больницы подтвердило предположение логопеда о незначительном снижении остроты слуха у ребенка: была выявлена нейросенсорная тугоухость I степени (рис. 13). Валентину И. были даны рекомендации профилактического характера, направленные на предотвращение дальнейшего возможного снижения слуха: избегать воздействия вибраций, проводить профилактику простудных и инфекционных заболеваний, не использовать при лечении антибиотики ототоксического ряда, а также назначено динамическое наблюдение у лор-врача. Выявление снижения слуха и определение характера нарушения слуховой функции дало возможность логопеду понять истинную причину недостаточной эффективности занятий с мальчиком и пересмотреть индивидуальные методы и приемы коррекционной работы, что имело существенное значение в процессе нормализации речи ребенка. К 7 годам речевое нарушение полностью компенсировалось, и он успешно обучается в общеобразовательной школе.
4. Оля О., 6 лет. Поступила в логопедическую группу с диагнозом ОНР (П-Ш уровень), имеет идентичные трудности в преодолении речевого дефекта. Игровая аудиометрия, проведенная в 6 лет, не выявила нарушений слуха. Однако из заключения отоларинголога поликлиники известно, что с 4 до 6 лет у девочки в правом ухе находилась серная пробка, которую мама отказывалась удалить. Это привело к тому, что в течение двух лет девочка не имела полноценного слуха, т.к. увеличивающаяся серная пробка закрывала наружный слуховой проход. Незначительное снижение остроты слуха затрудняло выработку правильных речевых стереотипов при обучении. Проанализировав индивидуальные особенности речи детей с минимальными нарушениями слуховой функции, можно выделить ошибки общего характера, типичные для всех этих детей, и специфические ошибки, зависящие от уровня развития речи. Типичные ошибки: — не различают и не используют интонационные компоненты речи: речь невыразительна, монотонна; затруднено различение слов, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса; слабо дифференцируют предложения по типу — поставленные звуки длительный временной период не автоматизируются в речи;
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.064 с.) |