Психолого-педагогический анализ и самоанализ урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогический анализ и самоанализ урока



 

Программа анализа урока

 

1. Выделение правильности формулировки в плане урока дидактической, воспитательной и развивающей целей.

Лернер И.Я. выделяет следующие цели урока:

– обеспечить усвоение конкретных знаний о мире и способов деятельности (в зависимости от урока цель формулируется более конкретно);

– научить применять полученные знания в знакомой ситуации, по образцам, т.е. формировать умение их репродуктивного применения;

– научить применять полученные знания в нестандартной ситуации, творчески оперировать ими;

– формировать конкретные нравственные и эстетические качества учеников.

Первые три цели носят дидактический характер, а четвертая – воспитательный. В качестве воспитательных целей можно рассматривать развитие самостоятельности, наблюдательности, художественного вкуса, принципиальности, гражданственности и т.д.

Что касается развивающих целей, тут предусматривается формирование у младших школьников умения рационально запоминать учебный материал, сравнивать и сопоставлять факты, выделять главное, самостоятельно делать выводы, планировать свою работу, применять доступные формы самоконтроля.

2. Выявление типа урока и его структуры.

Выделяют следующие типы уроков:

– урок усвоения новых знаний (способов деятельности), его цель – усвоение и первичное закрепление новых знаний (способов деятельности);

– урок закрепления знаний, который предусматривает вторичное закрепление знаний и отработку умений по их применению;

– урок обобщения и систематизации, призванный объединить отдельные знания в систему;

– комбинированный урок, его цель не только изучение нового материала и первичное его закрепление, но и повторение ранее усвоенных сведений;

– урок контроля, оценки и коррекции знаний, который ставит цель выявить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, дать возможность каждому ученику оценить результаты своей деятельности.

Структура урока – это последовательность и взаимосвязь таких его элементов, как проверка домашнего задания, подготовка к восприятию нового материала, усвоение нового и первичное его закрепление, повторение ранее усвоенных сведений, контроль за ходом усвоения знаний, умений и навыков, обобщение и систематизация изученного, подведение итогов урока, задавание домашнего задания. Каждый тип урока имеет свою структуру, но она тем не менее не должна быть шаблонной и стандартной. Последовательность основных элементов урока зависит от специфики учебного предмета и конкретной темы, степени подготовки учащихся.

Для уроков ИЗО наиболее распространенными являются комбинированный и урок изучения нового материала. Структура комбинированного урока может быть следующей:

– организационный момент – 2 минуты;

– проверка домашнего задания – 5 минут;

– вступительная беседа или подготовка учащихся к восприятию нового материала – 3 минуты;

– объяснение нового материала – 7 минут;

– самостоятельная работа – 20 минут;

– задание на дом – 2 минуты;

– подведение итогов, оценка детских работ – 6 минут.

Структура урока изучения нового материала может быть такой:

– организационный момент – 2 минуты;

– проверка домашнего задания – 3 минуты;

– вступительная беседа – 3 минуты;

– объяснение нового материала – 10 минут;

– самостоятельная работа – 9 минут;

– первичное закрепление знаний, умений – 5 минут;

– самостоятельная работа 5 минут;

– задание на дом – 2 минуты;

– подведение итогов, оценка ученических работ – 6 минут.

При определении типа урока и его структуры учителю нужно ответить на следующие вопросы: Является ли выбор данного типа урока целесообразным и оптимальным? Соответствует ли дозировка времени объему работы на каждом этапе урока?

3. Реализация обучающе-образовательной функции урока.

Тут необходимо ответить на ряд вопросов.

Все ли требования учебной программы по изучаемой теме были реализованы на уроке?

Что сделал учитель для активизации внимания учащихся, чтобы вызвать у них познавательный интерес?

Достигнута ли основная цель урока?

Эффективными ли были методы и приемы обучения на каждом этапе процесса усвоения изучаемого материала?

Каким образом была организована оценочная деятельность?

Имел ли место дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам? Каким образом он осуществлялся?

4. Реализация воспитательной функции урока.

Выясняются следующие вопросы.

Были ли полностью использована воспитательная возможность содержания учебного материала? Имело ли место толкование мировоззренческих вопросов? Насколько убедительным оно было?

Что содействовало воспитанию у детей положительного отношения к учению, настойчивости в достижении цели, культуры поведения и т.п.?

Были ли использованы воспитательные возможности оценки?

Какие приемы педагогического воздействия использовал учитель в отношении нерадивых детей?

Каким было воспитательное воздействие личности самого учителя (его внешний вид, речь, культура, эрудиция и др.)?

5. Реализация развивающей функции урока.

Обращается внимание на вопросы.

Ориентировался ли учитель на «зону ближайшего развития» детей или ограничивался только «уровнем актуального развития»?

Какие приемы активизации умственной деятельности использовались на уроке? (Создание проблемных ситуаций, преднамеренное столкновение разных мнений учеников, высказывание учителем заведомо ошибочных сведений и включение детей в процесс их опровержения, ролевые игры и т.д.).

Создавались ли условия для таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация?

Приобщал ли учитель детей к коррекции ошибок? Использовал ли контроль и самоконтроль, самооценку и взаимооценку?

Какие стороны творческого мышления и познавательной самостоятельности у детей развивались на уроке?

И.Я.Лернер выделял следующие черты творческой деятельности: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомой, стандартной ситуации; видение новых функций знакомого объекта; умение видеть альтернативу решения; умение комбинировать известные способы решения проблемы с новыми.

Какие вопросы задавал учитель? Имели ли они развивающий характер или были направлены лишь на повторение ранее изученного?

Стремился ли учитель научить детей формулировать проблемные вопросы?

6. Использование основных принципов и правил дидактики (научности, наглядности, доступности, активности и самостоятельности, систематичности и последовательности, связи с жизнью и др.).

7. Использование традиционных и нетрадиционных методов обучения.

Сохранялись ли общие требования к выбору методов обучения?

С помощью каких методов осуществлялось объяснение нового материала? Достаточно ли разнообразными были методы и приемы закрепления знаний, умений и навыков?

Имело ли место увеличение степени самостоятельности при выполнении упражнений, заданий?

Рациональными ли были приемы самоконтроля?

8. Виды деятельности учителя на уроке.

Какой была активность учеников на разных этапах урока? От чего это зависело?

Какие виды деятельности преобладали на уроке и в каких соотношениях? (Речь, слушание, письмо в тетрадях и на доске, самостоятельные письменные и другие творческие работы, коррекция ошибок, аргументированные рассуждения, доказательство своей точки зрения и др.).

Включались ли дети в рефлексию своей деятельности?

Организовывались ли парные, групповые виды работ?

10.Санитарно-гигиенические требования к уроку.

Оцениваются порядок в классе, рабочие места учителя и учащихся, освещение, посадка.

Таким образом, программа анализа и самоанализа урока состоит из 10 пунктов. Однако следует помнить, что все пункты необходимо рассматривать во взаимосвязи. А.С. Шилова предлагает оценивать эффективность урока следующим образом [6].

 

Таблица 1 – Оценивание эффективности урока по традиционной методике

 

№ п/п Характеристика урока Показа- тели
1. Название цели урока Организованная деятельность, направленная на принятие учениками поставленных целей    
2. Тип урока является целесообразным Правильно определено время каждого этапа  
3. Реализованы обучающие функции урока, воспитательные функции урока, развивающие функции урока   
4. Использование всех принципов дидактики
5. Методы обучения обеспечили соответствие содержания учебного материала триадной цели урока; мотивицию деятельности школьников; сотрудничество учителя и учеников; контроль и самоконтроль.      
6. Формы организации познавательной деятельности обеспечили: включение учеников в деятельность, направленную на достижение обучающих и воспитательных целей урока; сотрудничество между школьниками.      
7. Создание благоприятного психологического климата на уроке
8. Подведение итогов урока Оценка учителем качества усвоения детьми знаний, умений и навыков    

 

В квадратики вписываются баллы: 2 – пункт реализован полностью; 1 – реализован частично; 0 – не реализован. Подсчитывается сумма полученных баллов. Эффективность урока можно определить по формуле Эу = 100%, где x – сумма баллов, выставленная за урок; 34 – максимально возможная сумма баллов. С помощью вычислений устанавливаем сколько процентов составляет эффективность урока.

Если Эу составляет 85% и нет ни одного нуля, урок оценивается как отличный. Если Эу составляет от 65% до 84%, урок проведен хорошо. Если же Эу составляет от 45% до 64%, урок оценивается как удовлетворительный.

Таблица 1 используется в том случае, если учитель работает по традиционной методике без применения новых образовательных технологий. Если же педагог использует новые образовательные технологии или их элементы, следует оценивать качество и эффективность урока по таблице 2.

 

Таблица 2 – Оценивание эффективности урока с использованием

инновационной методики

 

№ п/п Характеристика урока Пока- затели
1. Учет особенностей учащихся и коллектива класса при планировании урока   
2. Приемы и способы включения школьников в работу Приемы и способы создания мотивации учебной деятельности  
3. Выделение цели в работе учителя Выделение цели в работе учащихся  
4. Целесообразное использование новой технологии или ее элементов, а также соответствие ее цели урока и содержанию учебного материала   
5. Реализованы: обучающие функции урока; воспитательные функции урока; развивающие функции урока.     
6. Реализация основных принципов дидактики
7. Методы обучения обеспечили: соответствие содержания учебного материала триединой цели урока; оптимальное сочетание традиционных методов обучения и новых образовательных технологий; поддержание творческой активности школьников на всех этапах урока; сотрудничество учителя и учеников; формирование навыков оценки и самооценки, контроля и самоконтроля.         
8. Формы организации познавательной деятельности обеспечили: включение учащихся в деятельность, направленную на достижение триединой цели урока; сотрудничество между учениками; создание ситуации успеха для каждого ребенка       
9. Рефлексия: оценка учителем своей деятельности и работы каждого ученика на уроке; осмысление каждым ребенком своей деятельности на уроке и оценка ее результатов      

 

Показатели в баллах такие же, как и в предыдущей таблице (2, 1, 0).

Аналогичным образом определяется эффективность урока. А именно, по формуле Эу = 100%, где x сумма баллов, выставленных учителю за урок, 40 – максимально возможная сумма баллов.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.025 с.)