Отчетная документация по воспитательной работе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчетная документация по воспитательной работе.



К окончанию учебно-педагогической практики студенты-практиканты в качестве отчетной документации представляют методисту по воспитательной работе:

1. План-конспект воспитательного мероприятия и его анализ.

2. Краткую запись и анализ посещенных (не менее 2) внеклассных мероприятий однокурсников.

3. Анализ всех проводимых в подшефном классе классным руководителем воспитательных занятий.

4. Выполненные в отдельной тетради задания по педагогике.

5. Краткий отчет о проведенной воспитательной работе за период практики в закрепленном классе.

Методисту по психологии сдаются: характеристика на ученика (вместе с дневником наблюдений), выполненные задания по психологии в отдельной тетради.

 

ЗАДАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

 

Задание 1. Знакомство со школой

Цель задания: совместно с администрацией школы, классным руководителем познакомить студентов-практикантов с организацией учебно-воспитательного процесса в школе, подшефном классе в частности.

Выполнение задания.

Заведите дневник педагогических наблюдений (Приложение 1) со следующими данными о школе: ФИО руководителей школы, учителя по изобразительному искусству, классного руководителя, расписание звонков и уроков своего класса, расписание уроков ИЗО, черчения, проводимые учителем-предметником, список класса, к которому прикреплен студент, фамилии детей актива класса.

Выясните:

– много ли в школе и подшефном классе школьников, требующих к себе повышенного внимания;

– в чем, на взгляд опрашиваемого (замдиректора по воспитательной работе, психолога, социального педагога, классного руководителя), состоят трудности в обучении и воспитании такой категории школьников, каковы их причины;

– какая работа проводится в школе и конкретном классе по коррекции поведения подростков;

– организована ли (а если да, то в чем заключается) индивидуальная работа со школьниками;

– много ли детей посещают школьные и внешкольные кружки по интересам.

 

Задание 2. Изучение системы планирования воспитательной работы классным руководителем.

Цель задания: ознакомление студентов с содержанием, структурой и особенностями плана воспитательной работы классного руководителя

Выполнение задания. Спишите план воспитательной работы классного руководителя на П полугодие и проанализируйте его по следующей схеме:

– наличие и полнота исходной характеристики воспитанников и коллектива, педагогические особенности планируемого периода;

– краткая характеристика основных задач воспитания, конкретность и выполняемость задач, их соответствие возрасту воспитанников;

– разнообразие планируемых видов деятельности воспитанников (познавательной, трудовой, спортивно-туристической, художественно-эстетической и т.д.);

– разнообразие используемых методов воспитания;

– разнообразие форм организации воспитательной работы (массовые, коллективные, групповые, индивидуальные);

– особенности планируемого общения с воспитанниками и общения их между собой;

– перспективы для развития самостоятельности, инициативы, самоуправления;

– привлечение к воспитательному процессу родителей, общественности, старших друзей учащихся;

– продуманность материально-технического оснащения воспитательного процесса;

– соответствие плана актуальной обстановке в коллективе, традициям школы, индивидуальным возможностям самого классного руководителя;

– преодоление дробности воспитательных мероприятий, разумная насыщенность, целесообразное распределение дел во времени;

– наличие методик изучения результативности воспитательных воздействий;

–обоснованность ожидаемых результатов, целесообразность планируемых форм, методов контроля и учета работы.

На основании анализа плана воспитательной работы классного руководителя необходимо сделать общий вывод о направленности его содержания на всестороннее формирование и развитие личности школьников.

 

Задание 3. Наблюдение за использованием классным руководителем метода поручения.

Цель задания: ознакомить студентов с видами поручений и методикой их реализации учителем.

Выполнение задания. Пронаблюдайте за выполнением поручений учащимися вашего класса (где вы являетесь помощником классного руководителя). Сделайте вывод о том как учитель ведет учет индивидуальных особенностей (в том числе способностей) школьников при распределении поручений, какие трудности он при этом встречает. Свои выводы и предложения запишите в дневник, используя следующую схему.

 

 

Схема 2– Взаимодействие классного руководителя с учащимися

при выполнении последними поручений

 

№ п/п Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты взаимодействия Замечания, выводы, предложения

 

Задание 4. Определение уровня развития эстетической воспитанности школьников.

Цель задания: формирование у студентов умения определять уровень эстетической воспитанности школьников и намечать основные направления педагогической деятельности по ее формированию.

Выполнение задания. Проанализируйте опыт работы классного руководителя по эстетическому воспитанию школьников. Кратко опишите его. Прежде, чем приступить к выполнению задания, ознакомьтесь с методикой определения уровня эстетической воспитанности детей.

1. Предложите основные критерии и показатели эстетической воспитанности.

2. Составьте небольшую анкету, опросите учащихся своего класса или проведите интервью, микросочинение

3. Проведите наблюдение за реальным участием учащихся в художественной эстетической деятельности.

4. Обработайте полученные данные.

Можно предложить следующие вопросы об эстетике и искусстве для учащихся V классов.

1. В чем вы видите главное назначение искусства в наше время?

2. Что вас больше всего привлекает в художественных произведениях?

3. Ваш любимый художник, композитор, писатель. Чем они вам дороги?

4. Могли бы вы участвовать в школьном конкурсе по какому-то виду художественного творчества?

5. Какие черты, с вашей точки зрения, лучше всего характеризует эстетическую воспитанность человека? Какие из этих качеств вам хотелось бы в себе воспитать в первую очередь?

 

Задание 5. Изучение способов реализации учителем воспитательной функции обучения.

Цель задания: изучение студентами способов реализации учителем воспитательной функции обучения

Выполнение з адания. Посетите 3–4 урока изобразительного искусства. При проведении их анализа (Приложение 3) обратите внимание на следующее:

– сообщает ли учитель цель и задачи урока;

– ориентированы ли цель и задачи урока на реализацию воспитательной функции обучения;

– была ли создана эстетическая обстановка на занятии;

– как используется учебный материал в плане решения задач эстетического воспитания школьников;

– на сколько полно реализованы для этого возможности учебного материала;

– какими средствами создавалась психологическая атмосфера урока;

– как она влияла на усвоение учащимися нравственно-эстетических ценностей;

– оказывала ли эстетическая культура учителя на активизацию художественно-эстетической деятельности учащихся в процессе обучения.

Докажите свои выводы конкретными примерами.

 

Задание 6. Проведение с учащимися этической беседы.

Цель задания: формирование у студентов умения организовывать и проводить с учащимися этических бесед.

Выполнение з адания. Нередки случаи, когда школьники не умеют отличить истинную красоту в произведениях искусства от ложной «красивости», не замечают прекрасного в природе, труде, поведении людей, следуют дурной моде в одежде, прическе, танцах.

Действенным средством развития эстетического кругозора, вкуса учащихся являются беседы, диспуты, конференции, вечера по эстетике и искусству. Чаще всего классному руководителю приходится использовать такую форму общения с детьми, как этическая беседа.

Подготовьте и поведите беседу по эстетике и искусству. Примите участие в обсуждении проведенной вами беседы, используя следующую схему наблюдения и анализа.

 

Этическая беседа

1.Тема и цель этической беседы. Какие нравственные понятия рассматривались в беседе и насколько полно они раскрыты. Соответствие темы этической беседы уровню нравственного развития учащихся.

2. Подготовка студента к беседе. Отбор необходимого материала, разработка плана беседы,

Индивидуальные поручения учащимся, характер вопросов учителя, активность учащихся класса.

3. Педагогический такт студента. Умение вызвать учащихся на откровенность, расположить к себе.

4. Средства, с помощью которых учитель воздействует на сознание учащихся: наглядность, убедительность фактов, связь беседы с жизнью класса и личным опытом учащихся. Эмоциональность речи учителя.

5. Принципы воспитания, которые нашли свою реализацию в этической беседе:

а) связь воспитания с жизнью;

б) воспитание в коллективе и через коллектив;

в) сочетание требовательности и уважения к личности школьника;

г) учет возрастных особенностей и индивидуальных различий;

д) принцип единства и согласованности педагогических воздействий и др.

6. Эффективность беседы, достижение цели. Причины успехов и неудач.

7. Какие меры педагогического воздействия необходимо проводить в дальнейшем, чтобы рассматриваемые этические понятия и представления стали нормой поведения школьников.

Развернутый план-сценарий этической беседы составляется заранее и подписывается методистом по воспитательной работе. Он имеет следующую схему:

1) форма воспитательного мероприятия;

2) тема и цель;

3) план подготовки и проведения (если во время беседы используются другие методы);

4) использованная литература.

Проведенная этическая беседа детально анализируется и дифференцированно оценивается классным руководителем, методистом по воспитательной работе.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ V КУРСА

 

Стажерская педагогическая практика проводится на последнем курсе обучения студентов и представляет собой завершающий этап профессиональной подготовки будущих учителей к самостоятельной учебно-воспитательной работе в школе. Ее продолжительность 8 недель.

Цель данной практики состоит не только в том, чтобы продолжить совершенствование у будущих учителей педагогических умений и навыков, но и определить степень их готовности к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.

Основные задачи:

дальнейшее формирование и совершенствование педагогических умений и навыков студентов по осуществлению учебно-воспитательной работы в школе;

включение студентов в выполнение следующих видов профессиональной деятельности учителя:

учебной (проведение уроков и внеурочных занятий по предмету);

воспитательной (планирование воспитательной работы и ее проведение с учащимися закрепленного класса);

методической (подготовка наглядных пособий и дидактического материала, участие в работе методического объединения учителей);

исследовательской (использование диагностических методик для сбора фактического материала по курсовым и дипломным работам, для выполнения заданий по педагогике).

В процессе прохождения преддипломной учебно-воспитательной практики студенты должны выполнить следующие задания:

1. Изучение плана воспитательной работы классного руководителя на первое полугодие, календарно-тематического плана на период педагогической практики учителя-предметника и составление индивидуального плана работы.

2. Проведение всех уроков ИЗО и черчения в закрепленных за студентом классах.

3. Планирование и проведение внеклассных мероприятий, согласно плану воспитательной работы классного руководителя (не менее четырех).

4. Диагностика воспитанности школьников, анализ ее результатов и использование их в своей педагогической деятельности.

5. Подготовка необходимых наглядных пособий и дидактического материала для уроков и внеклассных мероприятий.

6. Участие в работе педагогического совета школы.

7. Участие в подготовке родительского собрания.

8. Изучение системы методической работы с учителями ИЗО и участие в работе их методического объединения.

9. Выполнение заданий по педагогике, психологии и НИРС.

В процессе прохождения педагогической практики студенты должны:

а) узнать:

– содержание работы и полномочия педагогического совета школы;

– систему методической работы с учителями-предметниками;

– содержание работы методического объединения учителей ИЗО;

– систему работы классного руководителя, учителя-предметника с семьей учащихся;

– методику организации кружковой работы в школе;

– направления сотрудничества классного руководителя со школьным психологом, социальным педагогом.

б) усовершенствовать умения:

планировать учебно-воспитательную работу с учащимися;

проектировать и осуществлять формирование и развитие личности школьника в процессе обучения и воспитания;

определять цели и задачи внеклассных воспитательных мероприятий и в соответствии с ними отбирать содержание и методы воспитания;

использовать разнообразные методы и формы организации обучения и воспитания учащихся;

учитывать индивидуальные и возрастные особенности школьников;

осуществлять диагностику обученности и воспитанности подростков;

организовывать общение, учебную, общественно полезную и другие виды деятельности школьников;

определять эффективность проводимой воспитательной работы и осуществлять ее коррекцию;

организовывать совместную работу с родителями по воспитанию учащихся;

использовать разнообразные методы педагогического исследования для изучения личности и коллектива учащихся;

анализировать свою педагогическую деятельность.

 

Отчетная документация по педагогической практике (для группового руководителя)

1. Планы-конспекты всех проведенных уроков за период практики, оцененные учителем или методистом по предмету.

2. Дневник педагогической практики.

3. Наглядные пособия, изготовленные студентом за период практики, наиболее характерные работы учеников на уроке.

4. Отчет (Приложение 5).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.035 с.)