Организация учебно-воспитательной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация учебно-воспитательной практики



ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе развития общества общеобразовательная школа является центром воспитания подрастающего поколения. Это повышает требование к уровню профессиональной подготовки учителя, в особенности к выполнению им воспитательных функций.

Подготовка студентов педагогических специальностей к учебно-воспитательной работе с учащимися – процесс сложный и многогранный, который завершается учебно-воспитательной практикой на IV–V курсах. Основной базой ее проведения являются различные типы общеобразовательных школ. Изучая педагогические дисциплины, студенты овладевают системой общепедагогических знаний, формируют педагогически направленное мышление. Педагогическая же практика призвана углубить и закрепить теоретические знания, научить будущих учителей применять их в решении конкретных задач в педагогических ситуациях. Практика создает условия для формирования у студентов педагогических умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, способствует воспитанию потребности в педагогическом самообразовании, выработке творческого и исследовательского подхода к профессиональной деятельности.

В ходе педагогической практики студенты осознают и оценивают степень своей готовности к самостоятельной педагогической деятельности, приобретают опыт, необходимый для подготовки к творческой работе в качестве учителя-предметника, учителя-воспитателя, классного руководителя.

Отличительной особенностью педагогической практики является то, что она проводится в условиях максимально приближенных к реалиям будущей профессиональной деятельности.

В процессе учебно-воспитательной практики, выполняя функции учителя-предметника, практиканты приобщаются к творческой мастерской учителя, овладевают методами и средствами проведения уроков, классного руководства, студенты осваивают методику работы с коллективом учащихся, особенностями работы с отдельными школьниками, с родителями. Практиканты посещают и анализируют уроки и внеклассные занятия, проводимые однокурсниками, учителями школы, сами организуют различные виды внеучебных занятий.

Спецификой учебно-воспитательной практики является также то, что студенты на определенный период становятся членами устойчивых педагогических коллективов школ и, следовательно, подчиняются распорядку учебного заведения, руководствуются едиными требованиями к учащимся, следуют единому плану работы, традициям, соблюдают трудовую дисциплину, осуществляют единую принципиальную линию в отношениях с детьми.

Задачами практики являются:

– углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении педагогики, психологии, частных методик и специальных дисциплин;

– научно-теоретическое осмысление современных подходов в обучении и воспитании подрастающего поколения;

– формирование профессионального интереса к педагогической деятельности;

– обучение студентов применять свои знания на практике, самостоятельно планировать уроки по изобразительному искусству, черчению, по организации внеклассной воспитательной работы с учащимися, творчески подходить к решению основных учебно-воспитательных задач;

– изучение студентами-практикантами передового педагогического опыта учителей изобразительного искусства, черчения, классных руководителей и использование его в самостоятельной учебной и воспитательной работе с учащимися младшего, среднего и старшего школьного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

– подготовка и проведение студентами различных типов уроков изобразительного искусства в начальных классах и среднем звене общеобразовательной школы с применением различных форм, средств и методов активизации учебно-познавательной деятельности учеников;

– ознакомление студентов с многообразием работы классного руководителя, различных организаций и объединений учащихся, действующих в рамках школы;

– приобретение студентами основных навыков проведения внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству;

– ознакомление студентов с особенностями индивидуальной и групповой работы со школьниками в условиях средней общеобразовательной школы;

– организация индивидуальной работы с подростком с целью корректировки его поведения;

– овладение приемами педагогического воздействия;

– приобретение студентами навыков составления и оформления психолого-педагогической характеристики на ученика и школьный коллектив класса;

– развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе, поиску наиболее эффективных методов воспитания.

 

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ-ПРАКТИКАНТАМ

 

1. В период практики студенты-практиканты обязаны подчиняться правилам внутреннего распорядка учебного заведения, указаниям директора школы, его заместителей, учителей, группового руководителя, доброжелательно относиться к учащимся, педагогическому и вспомогательному персоналу школы, проявляя к ним внимание, такт и уважение.

2. Все студенты должны ежедневно находиться в школе, выполняя задания, предусмотренные индивидуальным планом. Приходить следует за 10–15 минут до начала урока.

3. Каждый студент обязан знать цель, задачи и содержание педагогической практики и добросовестно выполнять все виды работы.

4. При подготовке к уроку студенты IV курса должны заранее (за 2–3 дня до проведения) написать развернутый план-конспект и утвердить у учителя и методиста по предмету, при подготовке внеклассного занятия – утверждает классный руководитель и методист по педагогике. На V курсе планы-конспекты уроков утверждает учитель изобразительного искусства, черчения накануне или непосредственно перед уроком. Планы-конспекты воспитательных занятий – классный руководитель за 1– 2 дня до проведения. Если конспект не проверен и не утвержден, студент не допускается к проведению урока или внеклассного занятия.

5. Студенты IV курса должны посещать и активно участвовать в анализе уроков и внеклассных занятий, проведенных учителями и однокурсниками, делая фотозапись этих занятий, помечая положительные и отрицательные моменты, а также свои замечания, предложения.

6. Находясь в школе, студент-практикант обязан иметь при себе и предъявлять по просьбе руководителей практики оформленную должным образом документацию: дневник практики, планы-конспекты уроков или внеклассных занятий (если в этот день их проводит), материалы по выполнению заданий по педагогике и психологии.

Примечание. В случае нарушения дисциплины, невыполнения программы практики студент может быть отстранен от работы.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ IV КУРСА НА ПЕРИОД ПРАКТИКИ

 

Практика проходит в VШ семестре на базе разных типов общеобразовательных школ на протяжении 5 недель.

Цель учебно-воспитательной практики состоит в том, чтобы закрепить и расширить знания студентов по педагогике и психологии, выработать у них конкретные профессионально-педагогические умения и навыки организации учебно-воспитательной работы со старшеклассниками и детьми младшего школьного возраста (организационно-воспитательные, диагностические, коммуникативные и др.).

Основные задачи:

– изучение студентами-практикантами содержания и системы учебно-воспитательной деятельности классного руководителя, учителя ИЗО, черчения;

– закрепление и расширение психолого-педагогических знаний студентов и формирование у них на этой основе соответствующих умений и навыков организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе;

– формирование у студентов умения наблюдать за учащимися и педагогической деятельностью учителя, анализировать ее и проводить самоанализ своей воспитательной работы в период практики;

– формирование организационно-воспитательных умений, навыков общения с детьми;

– овладение педагогической техникой и педагогическим тактом посредством организации разных видов внеурочной деятельности;

– овладение методами изучения учащихся, формирование диагностических умений.

В процессе подготовки к учебно-педагогической практике и в ходе ее прохождения студенты должны:

Изучить:

– тематическое и поурочное планирование по изобразительному искусству в 5 классе, черчению в 9 классе;

– структуру и содержание плана воспитательной работы школы;

– систему планирования классным руководителем воспитательной работы с учащимися 5 классов;

– использование учителем методов педагогического изучения личности школьника;

– учебно-воспитательную работу учителя по всестороннему формированию личности учащихся;

– методы, средства и формы организации обучения и воспитания учащихся;

– содержание и формы совместной работы учителя с родителями по воспитанию учащихся;

Овладеть умениями:

– планировать свою деятельность по выполнению заданий учебно-педагогической практики;

– наблюдать за учебно-воспитательной деятельностью учителя, анализировать ее;

– наблюдать за поведением и деятельностью школьников, вести протокол наблюдения, анализировать его;

– осуществлять совместно с учителем коррекционную работу с детьми из группы «риска»;

– использовать методы педагогического исследования для изучения личности ученика, результативности воспитательных воздействий;

– выделять применяемые учителем методы, средства и формы организации учебно-воспитательной работы со школьниками;

– разрабатывать и проводить воспитательные мероприятия в 5 классах;

– определять уровень эстетической воспитанности школьников.

Учебно-воспитательная практика начинается с общего знакомства со школой, классом, с изучения студентами-практикантами системы работы учителя изобразительного искусства, черчения и классного руководителя с коллективом класса, деятельности кружков, клубов, объединений, действующих в рамках школы. Практиканты знакомятся с тематическими и поурочными планами учителя ИЗО, черчения, составляют индивидуальный план проведения уроков, овладевают методикой планирования учебной и воспитательной работы в школе в целом, в конкретном классе в частности, с учетом особенностей и традиций школы.

Первая неделя практики отводится на общее знакомство студентов со школой, классом, организацией в них учебно-воспитательной работы. Студенты посещают как можно большее количество уроков по специальности в своем и других классах, делают в дневнике фотозапись посещенных уроков (Приложение 1), участвуют в их обсуждении, знакомятся с разными видами школьной и классной документации, как можно чаще бывают в закрепленном классе с целью быстрого знакомства с учениками, подключаются к работе классного руководителя, подробно изучают воспитательный план его работы, знакомятся с активом класса, вместе с учителем намечают темы для внеклассных мероприятий, обсуждают сценарии их проведения, составляют индивидуальный план воспитательной работы.

На протяжении последующего времени студенты:

1. Продолжают изучение основных направлениий деятельности школы: система воспитательной и методической работы через беседы с директором, его заместителями, учителями; организация работы методобъединения, а также кружками по специальности; наблюдают за осуществлением воспитательной работы классного руководителя, воспитателя группы продленного дня в классе, в кружке.

2. Согласно задачам и содержанию практики, исходя из плана воспитательной работы учителя, составляют индивидуальный план работы (Приложение 2), который утверждается групповым руководителем.

3. Знакомятся с оформлением классного журнала и дневников учащихся; изучают орфографический режим школы, систему и критерии оценки знаний учащихся.

4. Оказывают помощь в проведении всей внеурочной воспитательной работы в классе, помогают учителю в дежурстве по школе и в столовой, по возможности организовывают кружковую работу. Изучают оборудование кабинета ИЗО, черчения, наличие в них методических материалов. С целью пополнения кабинета, изготавливают по заданию учителя 1–2 наглядных пособия для уроков, воспитательных занятий.

5. Систематически ведут наблюдения за избранным учеником для составления на него психолого-педагогической характеристики. Выполняют соответствующие задания по педагогике и психологии.

6. Для более глубокого изучения ученика с целью написания его психолого-педагогической характеристики совместно с учителем изучают бытовые условия этого ребенка, наблюдают за ним на переменах, в столовой, во время уроков, проводят с ним беседы, предлагают тестовые задания и т.д.

7. Регулярно ведут в дневнике учет всей проведенной работы по установленной форме (Приложение 1). В конце практики оформляют отчетную документацию.

8. Посещают отдельные уроки, выделяют в них и записывают в дневнике определенные педагогические явления и проблемы, исследуя последние в соответствии с заданиями по педагогике. Наблюдают все воспитательные занятия, которые проводятся в закрепленном за студентом классе (по распоряжению группового руководителя – в других классах), ведут в дневнике запись их содержания, принимают участие в их общепедагогическом и методическом анализе, используя предложенную схему (Приложение 7,8).

9. Включаются в работу с родителями учеников своего класса, принимают участие в подготовке и проведении классного родительского собрания.

Подготовку к уроку следует начинать с консультации с учителем изобразительного искусства, черчения и методистом по специальности по теме предстоящего урока: выделяются ведущие идеи темы, которые следует довести до сознания школьников, круг вопросов, наиболее трудных для усвоения учащимися, приемы активизации деятельности учащихся, пути учета особенностей данного класса и отдельных учащихся на предстоящем уроке. После этого можно приступать к разработке конспекта (или развернутого плана) урока.

Прежде всего надо определить дидактическую цель и воспитательные задачи урока, содержание и объем нового учебного материала, который должен быть изучен на уроке, установить основные линии связи с ранее изученным материалом; подобрать материал для повторения, изучения темы урока, закрепления, домашнего задания, определить структуру урока и основные методы работы на каждом этапе урока с учетом уровня подготовки и интересов учащихся; распределить учебное время на отдельные виды работы; подобрать необходимый наглядный материал к уроку, учебные пособия, научно-популярную литературу для внеклассного чтения, материал для самостоятельной работы учащихся, демонстраций. При подготовке к уроку следует учитывать особенности класса и отдельных учащихся (кто из них быстро включается в работу, кто – медленнее, кто уверен в своих знаниях, а кто – недостаточно, кто проявляет интерес к предмету, а кого он вообще не интересует…).

Большое обучающее значение имеет коллективный анализ проведенных студентами-практикантами уроков (Приложение 3). Уроки обсуждаются и анализируются при участии всех практикантов, учителей, методистов. Обсуждение и анализ уроков осуществляются по данной схеме, объединяющей общедидактический, психологический и методический аспекты анализа.

В процессе анализа очень важна правильная оценка студентом своей работы, умение его самостоятельно анализировать свои возможности как учителя. Коллективное обсуждение урока обычно начинается с самооценки, с анализа студентами результатов урока, с характеристики ими своего состояния на уроке, с оценки педагогических умений [1].

Разработанный конспект (план) урока обсуждается с учителем и методистом по специальности, после чего в него вносятся необходимые изменения, дополнения, уточнения. В ряде случаев на предвыпускном курсе, проверяя свою готовность, можно провести пробные уроки.

Отчетная документация по педагогической практике (для группового руководителя).

1. Планы-конспекты всех проведенных уроков за период практики, оцененные учителем или методистом по предмету.

2. Дневник педагогической практики.

3. Наглядные пособия, изготовленные студентом за период практики, наиболее характерные работы учеников на уроке.

4. Отчет (Приложение 5).

Этическая беседа

1.Тема и цель этической беседы. Какие нравственные понятия рассматривались в беседе и насколько полно они раскрыты. Соответствие темы этической беседы уровню нравственного развития учащихся.

2. Подготовка студента к беседе. Отбор необходимого материала, разработка плана беседы,

Индивидуальные поручения учащимся, характер вопросов учителя, активность учащихся класса.

3. Педагогический такт студента. Умение вызвать учащихся на откровенность, расположить к себе.

4. Средства, с помощью которых учитель воздействует на сознание учащихся: наглядность, убедительность фактов, связь беседы с жизнью класса и личным опытом учащихся. Эмоциональность речи учителя.

5. Принципы воспитания, которые нашли свою реализацию в этической беседе:

а) связь воспитания с жизнью;

б) воспитание в коллективе и через коллектив;

в) сочетание требовательности и уважения к личности школьника;

г) учет возрастных особенностей и индивидуальных различий;

д) принцип единства и согласованности педагогических воздействий и др.

6. Эффективность беседы, достижение цели. Причины успехов и неудач.

7. Какие меры педагогического воздействия необходимо проводить в дальнейшем, чтобы рассматриваемые этические понятия и представления стали нормой поведения школьников.

Развернутый план-сценарий этической беседы составляется заранее и подписывается методистом по воспитательной работе. Он имеет следующую схему:

1) форма воспитательного мероприятия;

2) тема и цель;

3) план подготовки и проведения (если во время беседы используются другие методы);

4) использованная литература.

Проведенная этическая беседа детально анализируется и дифференцированно оценивается классным руководителем, методистом по воспитательной работе.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ V КУРСА

 

Стажерская педагогическая практика проводится на последнем курсе обучения студентов и представляет собой завершающий этап профессиональной подготовки будущих учителей к самостоятельной учебно-воспитательной работе в школе. Ее продолжительность 8 недель.

Цель данной практики состоит не только в том, чтобы продолжить совершенствование у будущих учителей педагогических умений и навыков, но и определить степень их готовности к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.

Основные задачи:

дальнейшее формирование и совершенствование педагогических умений и навыков студентов по осуществлению учебно-воспитательной работы в школе;

включение студентов в выполнение следующих видов профессиональной деятельности учителя:

учебной (проведение уроков и внеурочных занятий по предмету);

воспитательной (планирование воспитательной работы и ее проведение с учащимися закрепленного класса);

методической (подготовка наглядных пособий и дидактического материала, участие в работе методического объединения учителей);

исследовательской (использование диагностических методик для сбора фактического материала по курсовым и дипломным работам, для выполнения заданий по педагогике).

В процессе прохождения преддипломной учебно-воспитательной практики студенты должны выполнить следующие задания:

1. Изучение плана воспитательной работы классного руководителя на первое полугодие, календарно-тематического плана на период педагогической практики учителя-предметника и составление индивидуального плана работы.

2. Проведение всех уроков ИЗО и черчения в закрепленных за студентом классах.

3. Планирование и проведение внеклассных мероприятий, согласно плану воспитательной работы классного руководителя (не менее четырех).

4. Диагностика воспитанности школьников, анализ ее результатов и использование их в своей педагогической деятельности.

5. Подготовка необходимых наглядных пособий и дидактического материала для уроков и внеклассных мероприятий.

6. Участие в работе педагогического совета школы.

7. Участие в подготовке родительского собрания.

8. Изучение системы методической работы с учителями ИЗО и участие в работе их методического объединения.

9. Выполнение заданий по педагогике, психологии и НИРС.

В процессе прохождения педагогической практики студенты должны:

а) узнать:

– содержание работы и полномочия педагогического совета школы;

– систему методической работы с учителями-предметниками;

– содержание работы методического объединения учителей ИЗО;

– систему работы классного руководителя, учителя-предметника с семьей учащихся;

– методику организации кружковой работы в школе;

– направления сотрудничества классного руководителя со школьным психологом, социальным педагогом.

б) усовершенствовать умения:

планировать учебно-воспитательную работу с учащимися;

проектировать и осуществлять формирование и развитие личности школьника в процессе обучения и воспитания;

определять цели и задачи внеклассных воспитательных мероприятий и в соответствии с ними отбирать содержание и методы воспитания;

использовать разнообразные методы и формы организации обучения и воспитания учащихся;

учитывать индивидуальные и возрастные особенности школьников;

осуществлять диагностику обученности и воспитанности подростков;

организовывать общение, учебную, общественно полезную и другие виды деятельности школьников;

определять эффективность проводимой воспитательной работы и осуществлять ее коррекцию;

организовывать совместную работу с родителями по воспитанию учащихся;

использовать разнообразные методы педагогического исследования для изучения личности и коллектива учащихся;

анализировать свою педагогическую деятельность.

 

Отчетная документация по педагогической практике (для группового руководителя)

1. Планы-конспекты всех проведенных уроков за период практики, оцененные учителем или методистом по предмету.

2. Дневник педагогической практики.

3. Наглядные пособия, изготовленные студентом за период практики, наиболее характерные работы учеников на уроке.

4. Отчет (Приложение 5).

Примерная схема отчета практиканта

Отчет пишется в отдельной тетради. На титульном листе обозначается фамилия студента, школа и класс, в которой проходил практику студент.

1. Выполнение плана педагогической практики. Какие отклонения от него имели место, что не выполнено, почему, что сделано сверх плана.

2. Количество проведенных уроков. Какие уроки наиболее прошли удачно, какие вызвали затруднения, почему.

3. Проведенные внеклассные мероприятия по предмету (кружки, факультативы и т.п.), если таковые были.

4. Количество посещенных и проведенных внеклассных занятий (указать кто проводил, в каком классе, оценка, выставленная студенту учителем или методистом по педагогике).

5. Индивидуальная работа с учащимися. Ее результативность.

6. Практическая помощь, оказанная школе (изготовленные наглядные пособия, макеты, помощь в оборудовании кабинета и др.).

7. Работа, проведенная с родителями

8. Оценка личных умений и навыков, приобретенных к концу педагогической практики. Характеристика трудностей, с которыми встретился студент-практикант во время подготовки к урокам, внеклассным занятиям, написания психолого-педагогической характеристики на ученика.

9. Предложения по совершенствованию организации педагогической практики.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Программа анализа урока

 

1. Выделение правильности формулировки в плане урока дидактической, воспитательной и развивающей целей.

Лернер И.Я. выделяет следующие цели урока:

– обеспечить усвоение конкретных знаний о мире и способов деятельности (в зависимости от урока цель формулируется более конкретно);

– научить применять полученные знания в знакомой ситуации, по образцам, т.е. формировать умение их репродуктивного применения;

– научить применять полученные знания в нестандартной ситуации, творчески оперировать ими;

– формировать конкретные нравственные и эстетические качества учеников.

Первые три цели носят дидактический характер, а четвертая – воспитательный. В качестве воспитательных целей можно рассматривать развитие самостоятельности, наблюдательности, художественного вкуса, принципиальности, гражданственности и т.д.

Что касается развивающих целей, тут предусматривается формирование у младших школьников умения рационально запоминать учебный материал, сравнивать и сопоставлять факты, выделять главное, самостоятельно делать выводы, планировать свою работу, применять доступные формы самоконтроля.

2. Выявление типа урока и его структуры.

Выделяют следующие типы уроков:

– урок усвоения новых знаний (способов деятельности), его цель – усвоение и первичное закрепление новых знаний (способов деятельности);

– урок закрепления знаний, который предусматривает вторичное закрепление знаний и отработку умений по их применению;

– урок обобщения и систематизации, призванный объединить отдельные знания в систему;

– комбинированный урок, его цель не только изучение нового материала и первичное его закрепление, но и повторение ранее усвоенных сведений;

– урок контроля, оценки и коррекции знаний, который ставит цель выявить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, дать возможность каждому ученику оценить результаты своей деятельности.

Структура урока – это последовательность и взаимосвязь таких его элементов, как проверка домашнего задания, подготовка к восприятию нового материала, усвоение нового и первичное его закрепление, повторение ранее усвоенных сведений, контроль за ходом усвоения знаний, умений и навыков, обобщение и систематизация изученного, подведение итогов урока, задавание домашнего задания. Каждый тип урока имеет свою структуру, но она тем не менее не должна быть шаблонной и стандартной. Последовательность основных элементов урока зависит от специфики учебного предмета и конкретной темы, степени подготовки учащихся.

Для уроков ИЗО наиболее распространенными являются комбинированный и урок изучения нового материала. Структура комбинированного урока может быть следующей:

– организационный момент – 2 минуты;

– проверка домашнего задания – 5 минут;

– вступительная беседа или подготовка учащихся к восприятию нового материала – 3 минуты;

– объяснение нового материала – 7 минут;

– самостоятельная работа – 20 минут;

– задание на дом – 2 минуты;

– подведение итогов, оценка детских работ – 6 минут.

Структура урока изучения нового материала может быть такой:

– организационный момент – 2 минуты;

– проверка домашнего задания – 3 минуты;

– вступительная беседа – 3 минуты;

– объяснение нового материала – 10 минут;

– самостоятельная работа – 9 минут;

– первичное закрепление знаний, умений – 5 минут;

– самостоятельная работа 5 минут;

– задание на дом – 2 минуты;

– подведение итогов, оценка ученических работ – 6 минут.

При определении типа урока и его структуры учителю нужно ответить на следующие вопросы: Является ли выбор данного типа урока целесообразным и оптимальным? Соответствует ли дозировка времени объему работы на каждом этапе урока?

3. Реализация обучающе-образовательной функции урока.

Тут необходимо ответить на ряд вопросов.

Все ли требования учебной программы по изучаемой теме были реализованы на уроке?

Что сделал учитель для активизации внимания учащихся, чтобы вызвать у них познавательный интерес?

Достигнута ли основная цель урока?

Эффективными ли были методы и приемы обучения на каждом этапе процесса усвоения изучаемого материала?

Каким образом была организована оценочная деятельность?

Имел ли место дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам? Каким образом он осуществлялся?

4. Реализация воспитательной функции урока.

Выясняются следующие вопросы.

Были ли полностью использована воспитательная возможность содержания учебного материала? Имело ли место толкование мировоззренческих вопросов? Насколько убедительным оно было?

Что содействовало воспитанию у детей положительного отношения к учению, настойчивости в достижении цели, культуры поведения и т.п.?

Были ли использованы воспитательные возможности оценки?

Какие приемы педагогического воздействия использовал учитель в отношении нерадивых детей?

Каким было воспитательное воздействие личности самого учителя (его внешний вид, речь, культура, эрудиция и др.)?

5. Реализация развивающей функции урока.

Обращается внимание на вопросы.

Ориентировался ли учитель на «зону ближайшего развития» детей или ограничивался только «уровнем актуального развития»?

Какие приемы активизации умственной деятельности использовались на уроке? (Создание проблемных ситуаций, преднамеренное столкновение разных мнений учеников, высказывание учителем заведомо ошибочных сведений и включение детей в процесс их опровержения, ролевые игры и т.д.).

Создавались ли условия для таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация?

Приобщал ли учитель детей к коррекции ошибок? Использовал ли контроль и самоконтроль, самооценку и взаимооценку?

Какие стороны творческого мышления и познавательной самостоятельности у детей развивались на уроке?

И.Я.Лернер выделял следующие черты творческой деятельности: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомой, стандартной ситуации; видение новых функций знакомого объекта; умение видеть альтернативу решения; умение комбинировать известные способы решения проблемы с новыми.

Какие вопросы задавал учитель? Имели ли они развивающий характер или были направлены лишь на повторение ранее изученного?

Стремился ли учитель научить детей формулировать проблемные вопросы?

6. Использование основных принципов и правил дидактики (научности, наглядности, доступности, активности и самостоятельности, систематичности и последовательности, связи с жизнью и др.).

7. Использование традиционных и нетрадиционных методов обучения.

Сохранялись ли общие требования к выбору методов обучения?

С помощью каких методов осуществлялось объяснение нового материала? Достаточно ли разнообразными были методы и приемы закрепления знаний, умений и навыков?

Имело ли место увеличение степени самостоятельности при выполнении упражнений, заданий?

Рациональными ли были приемы самоконтроля?

8. Виды деятельности учителя на уроке.

Какой была активность учеников на разных этапах урока? От чего это зависело?

Какие виды деятельности преобладали на уроке и в каких соотношениях? (Речь, слушание, письмо в тетрадях и на доске, самостоятельные письменные и другие творческие работы, коррекция ошибок, аргументированные рассуждения, доказательство своей точки зрения и др.).

Включались ли дети в рефлексию своей деятельности?

Организовывались ли парные, групповые виды работ?

10.Санитарно-гигиенические требования к уроку.

Оцениваются порядок в классе, рабочие места учителя и учащихся, освещение, посадка.

Таким образом, программа анализа и самоанализа урока состоит из 10 пунктов. Однако следует помнить, что все пункты необходимо рассматривать во взаимосвязи. А.С. Шилова предлагает оценивать эффективность урока следующим образом [6].

 

Таблица 1 – Оценивание эффективности урока по традиционной методике

 

№ п/п Характеристика урока Показа- тели
1. Название цели урока Организованная деятельность, направленная на принятие учениками поставленных целей    
2. Тип урока является целесообразным Правильно определено время каждого этапа  
3. Реализованы обучающие функции урока, воспитательные функции урока, развивающие функции урока   
4. Использование всех принципов дидактики
5. Методы обучения обеспечили соответствие содержания учебного материала триадной цели урока; мотивицию деятельности школьников; сотрудничество учителя и учеников; контроль и самоконтроль.      
6. Формы организации познавательной деятельности обеспечили: включение учеников в деятельность, направленную на достижение обучающих и воспитательных целей урока; сотрудничество между школьниками.      
7. Создание благоприятного психологического климата на уроке
8. Подведение итогов урока Оценка учителем качества усвоения детьми знаний, умений и навыков    

 

В квадратики вписываются баллы: 2 – пункт реализован полностью; 1 – реализован частично; 0 – не реализован. Подсчитывается сумма полученных баллов. Эффективность урока можно определить по формуле Эу = 100%, где x – сумма баллов, выставленная за урок; 34 – максимально возможная сумма баллов. С помощью вычислений устанавливаем сколько процентов составляет эффективность урока.

Если Эу составляет 85% и нет ни одного нуля, урок оценивается как отличный. Если Эу составляет от 65% до 84%, урок проведен хорошо. Если же Эу составляет от 45% до 64%, урок оценивается как удовлетворительный.

Таблица 1 используется в том случае, если учитель работает по традиционной методике без применения новых образовательных технологий. Если же педагог использует новые образовательные технологии или их элементы, следует оценивать качество и эффективность урока по таблице 2.

 

Таблица 2 – Оценивание эффективности урока с использованием

инновационной методики

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.133.69 (0.196 с.)