Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоционально-волевая сфера детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения
Занятия 7 и 8 направлены на углубление знаний о личности f детей с ЗПР. Формирующуюся личность характеризуют особенности эмоциональной и волевой сфер, мотивации, самосознания, обще- f ния, нравственной сферы. У детей с ЗПР церебрально-органического происхождения во всех пластах личности имеется недоразвитие. Оно связано, во-первых, с незрелостью мозга ребен- , ка, и, во-вторых, со специфической социальной ситуацией развития. , Такой ребенок - «особый» с младенчества. Органическая недостаточность центральной нервной системы вызывает такие поведенческие проблемы как возбудимость, двигательная расторможенность или медлительность, плохое внимание. Эта особость определяет специфику детско-родительских отношений. Так, и в исследовании Е. Н. Васильевой (1993) было показано, что большое количество дошкольников с ЗПР находятся в эмоциональной изоляции от матери, испытывают дефицит ласки и тепла. Родители школьников с ЗПР зачастую усердствуют в отрицательных оценках учения и дисциплины, требуют выполнения непосильных для детей заданий. В других случаях ребенок остается на «периферии» внимания взрослых. Дефицит эмоциональных и, в целом, социальных контактов «особый» ребенок вынужден испытывать и в среде сверстников. Для всех детей с ЗПР свойственна недостаточность регуля-торных функций психики. Незрелость проявляется на всех уровнях волевой регуляции: - на уровне сенсомоторной активности; - на уровне произвольности психических процессов (воспри - на уровне произвольности действий (умение управлять - на уровне произвольной регуляции эмоций; - на уровне саморегуляции как высшего уровня М. М. Семаго, 2003). , 34 " В нейропсихологических исследованиях И. Ф. Марковской, В. В. Лебединского, О. С. Никольской была выявлена разная структура нарушенного развития при легких и выраженных органических поражениях мозга (или легком и выраженном вариантах ЗПР церебрально-органического происхождения). При первом варианте регуляторные функции имеют дефицит в звене контроля. В деятельности дети не могут эффективно сравнить полученный результат, его объем и качество с точки зрения запланированного. Так, при выполнении заданий по методике «Кубики Кооса», ребенок часто отрывается от образца. Сделав какой-то узор, не сличает его с образцом, а торопится сообщить, что закончил. Но если взрослый включает внешние опоры и побуждает ребенка проговаривать действия, проба выполняется нормально.
При втором варианте регуляторные функции страдают и на уровне контроля, и на уровне программирования. Такому ребенку сложно принять и самостоятельно планировать свою деятельность, способы ее выполнения. Дети трудно врабатываются, переключаются от одного вида задания на другой. В других случаях, проявляют интерес к яркому материалу и начинают действовать, не выслушав инструкцию. Часто не замечают ошибок и не интересуются оценкой своих результатов. Однако усиление речевого контроля и использование внешних опор также дает положительный эффект. По мнению К. С. Лебединской, эти нарушения следует связывать с сенсомоторными речевыми трудностями. Поэтому она делает вывод, что регуляторные корковые системы страдают вторично, в связи с недостаточностью речи. Ребенок с ЗПР имеет низкий уровень и умственной одаренности, и эмоционального интеллекта. По мнению американских психологов П. Сэловея и Дж. Мейера, в структуру эмоционального интеллекта входит ряд способностей: распознавание собственных эмоций, понимание эмоций других людей, управление эмоциями. В дошкольном и младшем школьном возрасте ведущим уровнем регуляции поведения и познавательной деятельности является эмоциональная регуляция, несмотря на то, что интенсивно формируется волевая. В процессе психического развития эмоциональные системы претерпевают качественное изменение - от ранних форм аффективного реагирования к более сложным взаимодействиям с другими мозговыми функциями (А. Валлон, 1967; В. В. Лебединский, М. К. Бардышевская, 2003 и др.). Так, речь способствует большей дифференциации и осознанию эмоциональных переживаний. В Ш процессе общения ребенок учится оценивать и контролировать свои I эмоции, сопоставлять их с переживаниями других людей. Таким об- Р'ршзом, формирование произвольных (осознанных, волевых) форм
психической деятельности происходит на основе онтогенетичесю более раннего уровня регуляции. Становление эмоционального интеллекта у детей с ЗПР це ребрально-органического генеза характеризуется следующими осо бенностями. У младенцев с риском задержки позже появляется ком плекс оживления. «Тревога семимесячных» имеет более выражен ный характер, чем у здоровых младенцев: скованность, страх, крик ухудшение сна (И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, 2006). Дошкольники и младшие школьники с ЗПР хуже опознают эмо ции по мимике лица (Т. В. Гордеева, Г. А. Мишина, 2005). Это веде! к ошибкам в оценке переживаний других людей и, следовательно, t трудностям общения. Проблемы осознания собственных эмоций проявляются в том, что дети имеют более низкий эмоциональный словарь и хуже воспроизводят эмоции по заказу. Известно, что фактором успешной адаптации ребенка в социуме является достаточный уровень произвольной регуляции с функцией контроля над эмоциями и поведением в целом. Эти особенности начинают свое активное становление к старшему дошкольному возрасту. У детей с ЗПР церебрально-органического происхождения наблюдаются отставание в развитии общих свойств эмоциональной регуляции (предметности, адекватности ситуации и избирательности) (Ю. М. Миланич, 1998, 2007). Картину эмоционального неблагополучия можно определить как внутреннее некомфортное состояние, неудовлетворенность личности деятельностью и общением. Перечислим симптомы эмоционального неблагополучия у детей с ЗПР: 1) острые эмоциональные реакции, которые окрашивают конфликтные ситуации: агрессивные (физические и вербальные), про-тестные, истерические, реакции страха и чрезмерной обиды. При отсутствии должной коррекции такие реакции перерастают в стойкие состояния при переходе ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. По данным ряда исследователей, количество страхов у детей с ЗПР значительно превышает их число у нормально развивающихся сверстников (А. И. Захаров, 2004; Л. В. Кузнецова, 2002). Им свойственны страхи более младшего возраста. Так, у 6-летних детей с ЗПР преобладают страхи, характерные для младших дошкольников: страх темноты, замкнутого пространства, неожиданных звуков, уколов. В то время как их здоровые сверстники чаще боятся болезней, смерти, пугающих людей (Т. В. Гордеева, Г. А. Мишина, 2005). 2) напряженные эмоциональные состояния (это более стабильные во времени надситуативные переживания): пониженный фон настроения, тревога, длительные переживания обиды, гнева, сверхтормозимость в контактах; 36 г . 3) нарушения динамики эмоциональных состояний (по сути, это проявления темперамента, но они достигают такой силы, что нарушают адаптацию ребенка): повышенные реактивность эмоций и побуждений к действию, ригидность, эмоциональная возбудимость и лабильность. У такого ребенка гнев быстро сменяется настроением с оттенком эйфории, в личности могут сочетаться агрессивность и тревожная мнительность. Подобные проявления относят к трудному темпераменту, который у дошкольников с ЗПР встречается в два раза чаще, чем в норме (Л. В. Кузнецова и др., 2002).
Примерно две трети школьников с ЗПР проблемы произвольной регуляции эмоций и поведения в целом проявляют в виде повышенной возбудимости. В основном они демонстрируют первый и третий варианты эмоциональных нарушений. Одну треть учащихся коррекционных школ характеризует повышенная заторможенность поведения. На фоне медлительности, пассивности они отличаются повышенной чувствительностью к неуспеху, оценке. Это приводит к стойким напряженным эмоциональным состояниям. Незрелость эмоционально-волевой сферы определяют как органический инфантилизм (И. А. Юркова, 1959; Г. Е. Сухарева, 1959; К. С. Лебединская, 1982) и выделяют два его вида: неустойчивый и тормозимый. В дошкольном возрасте его отпечаток несет на себе игра: ее отличает бедность воображения и творчества, однообразие сюжетов и игровых действий, преобладание суетливости и разрушительных действий, манерничанье. Слабость волевого усилия, стремление к сиюминутному удовлетворению желаний без особого труда у школьников с ЗПР легко может привести к асоциальному поведению. Повышенная внушаемость, эмоциональная зависимость детей также создает высокий риск вовлечения в асоциальные действия и нетрадиционные секты, использования в сексуальном насилии. При отсутствии своевременной коррекции, негативные проявления незрелой эмоционально-волевой сферы закрепляются в ответ на связанную с усиливающейся тревогой потребность избегать тягостных переживаний. Они могут повторяться без видимых причин, Ребенок находит свое внутреннее оправдание, почему он кого-то ненавидит, чего-то стыдится, боится или хочет «закатить истерику». В результате эмоциональные проявления становятся устойчи-иыми - формируются патохарактерологические особенности лично-ити. Вопросы для обсуждения?е 1. На каких уровнях проявляется незрелость волевой регул^»- ЦИИ? А ;37 2. Опишите регуляторные нарушения при легком и выражен 3. Опишите недоразвитие компонентов эмоционального ин 4. Охарактеризуйте два вида органического инфантилизма при 5. К чему приводит закрепление расстройств эмоционально- Литература • Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ре • Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. -
• Юркова И. А. О некоторых клинических особенностях Задание для самостоятельной работы Задание 1. Сопоставьте данные о нарушениях эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью и ЗПР. Используйте литературу: • Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. - М., Задание 2. Перечислите трудности обучения школьников с ЗПР, связанные с недоразвитием эмоционально-волевой сферы. Используйте литературу: • Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с * Темы докладов -1 1. Признаки эмоционального неблагополучия детей с ЗПР. t Литература: • Гордеева Т. В., Мишина Г. А. Роль близкого взрослого в 2. Особенности эмоциональных контактов дошкольников с ЗПР и педагогов. Литература: • Ульенкова У. В., Васильева Е. Н. Изучение и формирование 3. Эмоциональное отношение к родителям у старших дошкольников с ЗПР. Литература: • Васильева Е. Н. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье. В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. Сост. О. В. Защиринская. - СПб., 2004. С. 188 -199. 4. Синдром аффективной возбудимости у подростков с цереб Литература: • Лебединская К. С, Райская М. М., Немировская С. В., Маль-цина В. С, Фишман М. Н. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение первое) // Дефектология. -1980- №2. С. 4-14. 5. Саморегуляция в интеллектуальной деятельности у старших Литература: • Ульенкова У. В., Кисова В. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению у шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2001. - № 1. С. 26 - 33. Занятие 8 (семинар).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.41.236 (0.016 с.) |