Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сенсорно-перцептивная сфера, память и внимание детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения
Занятия 5 и 6 направлены на углубление знаний об особенно-<;1нх интеллектуального развития детей с ЗПР церебрально-п|цинического генеза. В отличие от других форм задержки здесь на мирный план выступают признаки неполноценности познавательной (фпры, не достигающие степени умственной отсталости. Сенсорно-перцептивная сфера: В исследованиях /I И Переслени (1984) установлено, что объем сенсорной информации, воспринимаемой детьми с ЗПР, ограничен. Восприятие - это pp.iyin.iiiT синтеза отдельных ощущений, так как в нем отражены одноирименно разные свойства объекта. У подавляющего болыиин-ммп д<чей с ЗПР церебрально-органического происхождения на-Опюд.тлся трудности взаимодействия между сенсорными система- ми, нарушение сенсомоторной координации (И. И. Мамайчук, 2006). В связи с этим отстают в становлении предметность, структурность и целостность восприятия. У детей нет нарушений простого узнавания объектов и реалистических изображений, но имеются трудности в опознании усложненных изображений - зашумленных, наложенных, контурных, незаконченных (И. И. Мамайчук, М. П. Мороз и др., 2002). Нестойкие образы цифр и букв сказываются на медленном формировании школьных навыков. Есть сложности в выделении предмета из фона. У детей наблюдается более длительный период приема и переработки сенсорной информации (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, 1973). Эксперимент П. Б. Шошина (1972), в котором нужно было узнать изображения знакомых объектов на экране тахистоскопа, показал, что у детей с ЗПР снижен временной порог опознавания. Можно сделать вывод, что при обучении им необходимо более длительное время на ознакомление с наглядными пособиями, текстами. Визуальный материал должен содержать небольшое количество деталей. Указанные перцептивные проблемы закладывают нечеткие, неустойчивые, фрагментарные представления, которые в свою очередь тормозят развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Сначала это ограничивает возможности наглядного, а затем и словесного мышления, сказывается на результатах продуктивной деятельности. Память. У детей с ЗПР более слабая память. Так, дошкольники плохо запоминают привычные речевые ряды - времена года, дни недели, месяцы, школьники - таблицу умножения, тексты. Даже в 7 лет дети с трудом заучивают короткие четверостишия, песни, Если при ЗПР, не связанной с органическим повреждением мозга, страдают отдельные виды памяти при сохранности других, то у детей с церебрально-органической ЗПР снижены показатели непроизвольного и произвольного запоминания, долговременной и кратковременной, непосредственной и опосредованной, зрительной и слухо-речевой памяти. Такие дети особенно отличаются от нормально развивающихся сверстников по объему отсроченного запоминания (Т.В.Егорова, 1972; Н. Г. Поддубная, 1975; В. Л. Подобед, 1981; И. И. Мамайчук и др., 2002).
Так, исследования Н. Г. Поддубной (1975) показали, что у первоклассников с ЗПР эффективность непроизвольного запоминания даже хуже, чем у нормально развивающихся дошкольников, которые на 2 - 3 года младше. Это значительно затрудняет школьное обучение, так как в процессе приобретения опыта и накопления информации непроизвольная память играет немаловажную роль. '26 Т. В. Егорова (1972) получила данные о динамике произволь- В. Л. Подобедом (1981) проведено исследование кратковременной памяти детей с ЗПР на этапе начальной школы. Материа-ц| ни служили наборы цифр и слов. Он отмечает малый объем памя-|и, модленное нарастание продуктивности от первого к последнему предъявлению, искажение порядка в воспроизведении. Зрительная и слухоречевая память младших школьников с (III1 и ряду других нейропсихологических показателей и компонен-|"Ц интеллекта изучалась И. И. Мамайчук с соавт. (2002). Оказа-н'» I., что наибольшие отличия от группы нормально развивающихся /с-юн наблюдаются по памяти и зрительно-пространственному гно-1И1 у Исследователи объединили все изучаемые показатели здоро-ni.i- Д'.чей и детей с ЗПР в общую базу данных. Это позволило выжни i. следующее: показатели интеллекта зависят от развития па-ми i и и зрительно-пространственного анализа и синтеза, которые ннтпшся сложными интегративными психическими процессами. Опидонательно, интеллектуальное развитие ребенка обусловлено (in к оьностью центральной нервной системы обеспечивать проте-iuiiihi: таких интегративных процессов как память и зрительно-и|ц|| фанственный гнозис. Именно их развитие должно стать основой мс.ихокоррекционной работы с детьми с ЗПР.
внимание. Церебрально-органическая недостаточность опре-дгпнот слабость всех свойств внимания у таких детей: избиратель-ЦП1.Н1, устойчивости, концентрации, переключения, объема и рас-приделения. Ребенку сложно сосредоточиться, отвлечься от посторонних для текущей деятельности раздражителей. Младший школьник с ЗПР держит интенсивное внимание в течение 5-15 минут, а за-|нм в течение 3-7 минут прерывает работу, занимается посторонними делами, давая себе «передышку». Он с трудом переключается С одного вида деятельности на другой. Например, выполнив дейст-|Ив деления в одной задаче, начинает делить и в следующей, хотя Правильно поставил знак умножения. Сниженный объем мешает ре-SiHKy успешно решать математические задачи, где необходимо ох-■■тывать взором определенное количество элементов информации одновременно. Плохое распределение задает проблемы при освоении родного языка. На фоне общих недостатков внимания у школьников с ЗПР выделяются и индивидуальные. Одни дети, плохо «врабатываясь», могут показать интенсивное внимание лишь после некоторого периода деятельности. Другие имеют максимальное сосредоточение в начале задания, а затем продуктивность снижается. Часть детей показывает периодические колебания внимания на протяжении всего задания (Т. А. Власова, 1984). Вопросы для обсуждения 1. Представьте проблемы развития сенсорно-перцептивной 2. Как связаны нарушения восприятия с недостаточностью 3. Какие показатели памяти снижены? 4. В чем проявляется дефицит внимания? Литература • Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления млад • Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ре • Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. - Задание для самостоятельной работы Перечислите трудности обучения школьников с ЗПР, связанные с неполноценностью сенсорно-перцептивной сферы, внимания и памяти, очертите направления их коррекции. Используйте литера-... туру: • Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с , Темы докладов ^ 1. Своеобразие перцептивной сферы у детей с ЗПР.. :, Литература: • Мамайчук И. И, Мороз М. П., Чубарова Е. В., Чубаров И. В. • Шошин П. Б. Опознание простых изображений детьми с за
2, Динамика запоминания у детей с ЗПР. • Егорова Т. В. Своеобразие процесса запоминания у де- 3, Характеристика кратковременной памяти детей с ЗПР. Подобед В. Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития //Дефектология. - 1981. - № 3. С, 17 — 26. 4, Особенности внимания детей с ЗПР. • Переслени Л. И. Механизмы нарушения восприятия у Занятие 6 (семинар). Мышление и речь детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения Мышление. Синдром церебральной астении негативно сказы-метей на умственной работоспособности. Уже в дошкольном воз-PiCTe у детей отмечают слабую готовность к интеллектуальному усилию. При ЗПР церебрально-органического происхождения страдают все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-Шбраэное, словесно-логическое. При этом менее всего затронуто на-ГЛйДНО-действенное мышление. Отмечен низкий уровень сформированное™ основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Это в наибольшей степени проявляется по показателям актуального уровня развития и оказывается приближенным к возрастной норме в сотрудничестве со взрослым (зона ближайшего развития). Незначительное недоразвитие наглядно-действенного мышлении связано с замедленным формированием локомоторных функций, зрительно-моторной координации, более низкой общей психической активностью в младенчестве и раннем возрасте. Так, в ТО время как нормально развивающиеся сверстники располагают правильно фигуры на простой доске Сегена с двух с половиной -трех лет, дети с ЗПР справляются с заданием лишь с четырех - пя- Ти, Возможности наглядно-образного мышления при ЗПР ограничены плохими представлениями: нечеткими, неустойчивыми, фраг- ментарными. Известно, что в норме формирование образной стороны мышления начинается с полутора - двух лет, когда действия переходят из внешнего плана во внутренний, начинают совершаться в уме. Малыш уже способен мысленно представить действие еще до его совершения. Поэтому, собирая пирамиду, делает все меньше хаотичных и пробующих движений. При ЗПР эта способность появляется позже. В дошкольном возрасте дети с задержкой менее успешны в конструировании, рисовании и лепке, чем обычные сверстники. При собирании четырехсоставной матрешки четырехлетние дети с ЗПР работают методом проб и ошибок, а значит, выполняют задание в действенном плане. При нормальном развитии в этом возрасте можно наблюдать способы примеривания и зрительного соотнесения - дети уже перешли на уровень наглядно-образного мышления.
Дошкольники и младшие школьники с ЗПР затрудняются в установлении закономерности по аналогии на невербальном материале, анализе и синтезе в конструктивной деятельности. При выполнении наглядных задач нуждаются в нескольких попытках и в помощи. Так, дошкольники и младшие школьники с ЗПР значительно хуже здоровых сверстников выполняют задания теста «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена. Матрицы теста сконструированы по принципу поиска закономерностей в заданиях на тождество и симметрию, а также направлены на установление связи по аналогии. Часто дети нуждаются в помощи в виде выделения условий задачи или решения задания в наглядно-действенном плане, когда предлагаются вкладыши. Но эта помощь более эффективна, чем при работе с умственно отсталыми детьми. За период начальной школы под влиянием коррекционного обучения происходит значительное продвижение в развитии наглядно-образного мышления. Так, в начале среднего школьного возраста дети с ЗПР решают в среднем 84% задач матриц Равенна, их здоровые сверстники - 92% (О. П. Монкявичене, 1988). В наибольшей степени отставание наблюдается на уровне операций словесно-логического мышления. При этом оно тем больше, чем меньше объем знаний и представлений у ребенка. К началу школы дети с выраженной ЗПР пользуются родовыми и видовыми понятиями (например, «птицы» - родовое понятие, «воробей», «ворона», «синица» - видовые понятия). Однако их меньше, они отличаются бедностью и недостаточной дифференцированно-стью. Например, младший школьник считает, что ель и елка - это разные породы деревьев, а природа и погода - равнозначные явления. На просьбу перечислить известные страны говорит: «Петербург, Россия». .....,т«.и-'-.. ■.■■■■:■ ■'•■ ■■■;■' чкэ ■■ ' ■ ■•■■' •'-•■"•"■ ■■•*>--■! я- Дети понимают последовательность из четырех изображений, правильно выделяя причинно-следственные связи между событиями, но самостоятельно составить рассказ не могут. Нужны наводящие вопросы взрослого. На низкий уровень операции обобщения указывают ошибки при выполнении заданий по типу «Четвертый лишний» и «Классификация предметов». Часть детей ориентируется при исключении предмета на несущественный признак (конкретно-ситуационный, а не родовой). Например, изображены: желтые лимон, банан, репа и зеленое яблоко. Семилетний ребенок с ЗПР выделяет яблоко, ориентируясь на несущественный в данном контексте признак «цвет». Другие дети делают правильное обобщение, но оставляют это без пояснения либо не дают понятие, что говорит о функциональном уровне обобщения. Например, изображены: самолет, воздушный шар, птица, аэроплан. Ребенок выделяет птицу, объясняя так: «это все, где человек летает». В методике «Классификация предметов» объединяет часы и глобус, «потому что они круглые». Кроме «человеческой» группы создает самостоятельную - из моряка и парохода. После оказания помощи ребенок может снизить количество групп до 10, но и при этом затрудняется в их обозначении.
В учении детям сложно решать задачи без опоры на наглядность. Особые трудности школьники с ЗПР испытывают при установлении логических связей между понятиями по аналогии. Как диагностические методики, так и процесс учения требует устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ря-| да задач, в которых аналогии строятся по разным принципам. Вы-| раженная инертность психических процессов мешает этому - ребе- I нок в последующей задаче пытается выделить аналогии по принци- \ пу предыдущей. !, Нарушения познавательной сферы у детей ЗПР церебрально- ,. органического генеза обусловливают малый запас знаний и пред-' ставлений и препятствуют усвоению программы обучения. Комлен-! саторные возможности детей зависят от интенсивности этих нару- i шений, и не в меньшей степени - от своевременной и квалифициро-| ванной коррекционной помощи. Однако их компенсация затруднена даже при интенсивной коррекции. Значительное количество детей с ЗПР, у которых ведущим фактором в структуре нарушенного развития является недостаточность познавательных процессов, продолжают обучаться в старших классах школы для детей этой категории. Для рассматриваемого варианта ЗПР не только определение «временная», но и термин «задержка», очевидно, не отражают полностью сущности наблюдаемых нарушений. Речь. У детей с ЗПР церебрально-органического происхождения имеется выраженная неполноценность другой важной предпо- 3I сылки интеллекта - речи. Исследователи отмечают сочетание дефектов произношения и фонематического слуха, малую речевую активность и бедный словарный запас, недостаточную сформирован-ность лексико-грамматического строя речи (Е. В Мальцева, 1990; Р. И. Лалаева, 2003). У старших дошкольников с ЗПР оказывается несформированной контекстная речь: ребенок не может построить короткий связный пересказ сказки, а выдает лишь отдельные и нередко аграмматичные фразы. Существенно запаздывает становление внутренней речи, что тормозит формирование планирования, саморегуляции деятельности. У большинства детей имеются сложности овладения письмом и чтением, которые далее переходят в стойкие дисграфию и дислексию. Р. Д. Тригер (1972) и Е. С. Слепович (1978) обнаружили у детей с ЗПР запаздывание неологизмов (словотворчества). Дети с ЗПР создают неологизмы до конца младшего школьного возраста, в то время как при нормальном развитии процесс активного словотворчества заканчивается к концу дошкольного периода. С другой стороны, эта особенность отличает детей с ЗПР от умственно отсталых, у которых проявления словотворчества не обнаруживается не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте. Вопросы для обсуждения 1. С чем связано недоразвитие наглядно-действенного и на 2. В каких занятиях можно наблюдать отставание в развитии 3. В чем проявляет себя недоразвитие операций словесно- 4. Какие нарушения речи наблюдаются у детей с ЗПР цереб Литература • Кулагина И. Ю., Пускаева Т. Д. Познавательная дея • Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нару • Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ре • Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. - Задания для самостоятельной работы Задание 1. Перечислите трудности обучения школьников с ЗПР, связанные с недоразвитием мышления и речи, очертите направления их коррекции. Используйте литературу: • Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с Задание 2. Подготовьтесь к обсуждению проблемы первичной сохранности интеллекта при ЗПР. Найдите ответы на вопросы: • Что означает понятие «первично сохранный интеллект»? • Чем объясняется наличие сохранности интеллекта у детей • Почему, по мнению В. И. Лубовского, этот термин является • Обоснуйте необходимость многостороннего и длительного Используйте литературу: • Лубовский В. И., Кузнецова Л. В. Психологические пробле • Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики Темы докладов 1. Экспериментально-психологическое изучение мышления Литература: • Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших 2. Приемы мыслительной деятельности при решении учебных Литература: • Вильшанская А. Д. Условия формирования приемов умст 3. Формирование самостоятельности мышления младших Литература: I • Ульенкова У. В., Князева Т. Н. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. - 2005.-№ 5. С. 19 - 26. 4. Овладение чтением и письмом при ЗПР. Литература: • Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. -М., 2003. ; Занятие 7 (семинар). *•■
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.046 с.) |