Синдром дефицита внимания с гиперактивностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью



Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - яв­ляется одним из вариантов ММД, при котором на первый план вы­ступают нарушения внимания, не соответствующая ситуации избы­точная двигательная активность (гиперактивность), импульсивность в интеллектуальной деятельности и социальном поведении, кон­фликтное общение, двигательная неловкость вследствие статико-локомоторной недостаточности. СДВГ проявляет себя уже на пер­вом году жизни: ребенок отличается повышенной возбудимостью, отвлекаемостью, двигательной расторможенностью и неловкостью. Еще более отчетливо проблемы выступают в возрасте трех-четырех лет, когда ребенок начинает посещать детский сад, и с новой силой - при поступлении в школу. Центральная нервная система оказыва­ется неспособной справляться с возрастающими психическими и физическими нагрузками.

Многие дети с таким диагнозом имеют нарушения в развитии речи и трудности формирования навыков чтения, письма и счета. В исследованиях Н. Н. Заваденко (2001) 66% детей с СДВГ обнаружи­вали признаки дислексии и дисграфии, 61% - признаки дискальку-лии.

К дефициту внимания относятся:

1) плохая избирательность и трудности сосредоточения на оп­
ределенной деятельности;

2) крайняя неустойчивость, при этом в отличие от детей того
же возраста ребенок часто не может завершить выполнение какой-
либо задачи;

3) отвлекаемость на стимулы, которые обычно игнорируются
сверстниками. Любые внешние воздействия (звук, окружающие


предметы, детали собственного тела и одежды) являются одинако­во значимыми, мешающими сосредоточиться. У ребенка не сфор­мированы механизмы локальной активации, обеспечивающие вклю­чение в деятельность именно тех отделов мозга, которые выделяют значимый вид деятельности и оттормаживают неважные для данной ситуации сигналы (М. Н. Фишман, 2004).

4) проявление нарушений внимания как в играх, так и в интел­
лектуальных занятиях;

5) ошибки чаще бывают по невнимательности, нежели из-за
недостатка понимания материала.

Проявления гиперактивности детей с СДВГ меняются с воз­растом. Дошкольники и младшие школьники словно «вечные двига­тели» не способны усидеть на одном месте, постоянно в движении. Если ребенку удается стоять какое-то время, то он переминается с ноги на ногу, если садится, то начинает вертеться. Его активность часто бывает бесцельной и не соответствующей ситуации. К подро­стковому возрасту уже нет признаков «вечного двигателя», но оста­ется двигательное беспокойство: сидя трясет ногой, постукивает пальцами, постоянно что-то вертит в руках и пальцах.

Импульсивность проявляется в том, что ребенок действует как бы «на коротком замыкании»: увидел - схватил - побежал. Именно он находит дырку в заборе детского сада и убегает. Его поведение • часто бывает рискованным, так как он не способен предусмотреть опасность. Не может ждать своей очереди в играх и на занятиях, во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопрос, перебивает других. Неосторожно высказывается, не задумываясь о чувствах других и последствиях, что делает общение конфликтным.

Среди эмоциональных нарушений можно видеть агрессив­ность, повышенную реактивность эмоций, эмоциональную лабиль­ность. В силу чрезмерной активности ребенок на какое-то время становится лидером общения и игр, но нетерпеливость, взрывча-юсть и отвлекаемость делает его неудобным партнером для других. Он становится отвергаемым. В дошкольном возрасте ссоры со сверстниками он обычно быстро забывает, но в младшем школьном и, особенно, с началом подросткового возраста застревает на них, долго помнит обиду. Межличностные и внутренние конфликты усу­губляют эмоциональное неблагополучие.

Ребенок с СДВГ имеет нарушения координации движений и равновесия, что делает его неуклюжим, неловким, он с трудом учит­ся кататься на двухколесном велосипеде, играть с мячом. Несфор-мированность мелкой моторики и праксиса приводят к тому, что де-!нм сложно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, пользоваться ножницами, осваивать навыки рисования и письма.


Диагноз СДВГ должен ставить врач. Он опирается на критерии Международной классификации болезней 10-го пересмотра и клас­сификации Американской психиатрической ассоциации (DSM-IV), рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения для практического применения. Эти критерии важно знать педагогам и психологам для того, чтобы как можно раньше направить ребенка и его родителей на консультацию к специалисту, который ставит или исключает диагноз СДВГ.

Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с ги­перактивностью по классификации DSM-IV (1994)

А. Для постановки диагноза необходимо наличие следующих симптомов.

I. Шести или более из перечисленных симптомов невнима­
тельности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как ми­
нимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о не­
достаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным
характеристикам_____________________

Невнимательность

1. Ребенок часто не способен удерживать внимание на де­
талях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школь­
ных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении
заданий или во время игр.

3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слуша­
ет обращенную к нему речь.

4. Часто оказызается не в состоянии придерживаться пред­
лагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков,
домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не
связано с негативным или протестным поведением, неспособностью
понять задание).

5. Часто испытывает сложности в организации самостоя­
тельного выполнения заданий и других видов деятельности.

6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопро­
тивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют
длительного сохранения умственного напряжения (например,
школьных заданий, домашней работы).

7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (на­
пример, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, ра­
бочие инструменты).

8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуаци­
ях^


II Шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о не­достаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным

хара кт еристикам._____________________________________________

Гиперактивность

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и
стопах; сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места в классе во время уроков
или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность:
Оигает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуаци­
ях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься
чем-либо на досуге.

5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя
так, «как будто к нему прикрепили мотор».

6. Часто бывает болтливым.__________________________

Импульсивность

1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслу­
шав их до конца.

2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных
ситуациях.

3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (напри­
мер, вме шивается в беседы и ли игры).________________________

B. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и
невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в
нозрасте до 7 лет.

C. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симпто­
мами, возникают в двух или более видах окружающей обстановки
(например, в школе и flOMaJ. ____ ________________________

D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых
m|рушен иях в социальных контактах или школьном обучени и.___

Около 30% детей «перерастают» СДВГ к подростковому воз-рнсту. У части подростков остаются симптомы в различной степени тжести: импульсивность, конфликтная самооценка, нарушения об-щония - но они не достигают степени психопатологии. У других мо-i ут развиваться более тяжелые осложнения в виде злоупотребле­ния алкоголем, наркотиками, противоправного поведения и даже психопатии.

Несмотря на все трудности, дети с диагнозом СДВГ имеют неплохие компенсаторные возможности. Для включения компенса-


торных механизмов необходимо как можно раньше создать благо­приятные условия:

- соблюдение режима дня;

- избегание интеллектуальных и эмоциональных перегрузок;

- медикаментозная помощь;

- своевременная психокоррекция нарушений у ребенка и не­
правильных установок у родителей;

- возможно обучение ребенка в классах компенсирующего или
коррекционно-развивающего обучения;

- индивидуальный подход в обучении и воспитании.
Психокоррекционная работа с детьми с СДВГ имеет несколько

направлений: снятие двигательного и эмоционального напряжения,
развитие внимания и саморегуляции, отработка навыков эффектив­
ного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, работа с кон­
фликтной самооценкой..;

Вопросы для обсуждения ]"

1. Представьте признаки дефицита внимания при СДВГ. ]_

2. Опишите своеобразие двигательной сферы при СДВГ. '"'■'

3. В чем проявляется эмоциональное неблагополучие детей с
СДВГ?

4. Перечислите благоприятные условия для компенсации
СДВГ.

Литература

• Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперак­
тивностью и дефицитом внимания. - М., 2001.

• Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В.
Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрас­
тной диапазон, особенности диагностики // Дефектология. - 2003. -
№6.;

Задания для самостоятельной работы

Опишите основные диагностические критерии СДВГ по МКБ-10. Используйте литературу:

• МКБ-10 - Международная классификация болезней (10-й
пересмотр). Классификация психических и поведенческих рас­
стройств. Исследовательские диагностические критерии. - СПб.,
1994.

Темы докладов г

1. Факторы риска СДВГ с.

_р: Литература:,, - „,,,, % ^ Ш'?Ч.


• Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гипе-
рисгивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастной
диапазон, особенности диагностики //Дефектология. - 2003. - № 6.

2. Распространенность СДВГ.
Литература:

• Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивно-
СТЬЮ и дефицитом внимания. - М., 2001. (Глава «Исследование час-
ТОТЫ встречаемости синдрома дефицита внимания с гиперактивно-
СТЬЮ у детей». С. 23 - 39).

3. Психодиагностическая работа с детьми с СДВГ.
Литература:

• Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивно-
мыо и дефицитом внимания. - М., 2001. (Глава «Психологическая и
ншрологическая диагностика синдрома дефицита внимания с гипе-
(шкгивностью у детей». С. 66 - 84).

4. Психокоррекционная работа с детьми с СДВГ.
Литература:

• Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивно-
етью и дефицитом внимания. - М., 2001. (Глава «Методы коррекции
синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей». С. 85 -
102).

5. Особенности семейного воспитания гиперактивных детей.
Литература:

• Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - СПб.,
1997.

Занятие 5 (семинар).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.031 с.)