Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - является одним из вариантов ММД, при котором на первый план выступают нарушения внимания, не соответствующая ситуации избыточная двигательная активность (гиперактивность), импульсивность в интеллектуальной деятельности и социальном поведении, конфликтное общение, двигательная неловкость вследствие статико-локомоторной недостаточности. СДВГ проявляет себя уже на первом году жизни: ребенок отличается повышенной возбудимостью, отвлекаемостью, двигательной расторможенностью и неловкостью. Еще более отчетливо проблемы выступают в возрасте трех-четырех лет, когда ребенок начинает посещать детский сад, и с новой силой - при поступлении в школу. Центральная нервная система оказывается неспособной справляться с возрастающими психическими и физическими нагрузками. Многие дети с таким диагнозом имеют нарушения в развитии речи и трудности формирования навыков чтения, письма и счета. В исследованиях Н. Н. Заваденко (2001) 66% детей с СДВГ обнаруживали признаки дислексии и дисграфии, 61% - признаки дискальку-лии. К дефициту внимания относятся: 1) плохая избирательность и трудности сосредоточения на оп 2) крайняя неустойчивость, при этом в отличие от детей того 3) отвлекаемость на стимулы, которые обычно игнорируются предметы, детали собственного тела и одежды) являются одинаково значимыми, мешающими сосредоточиться. У ребенка не сформированы механизмы локальной активации, обеспечивающие включение в деятельность именно тех отделов мозга, которые выделяют значимый вид деятельности и оттормаживают неважные для данной ситуации сигналы (М. Н. Фишман, 2004). 4) проявление нарушений внимания как в играх, так и в интел 5) ошибки чаще бывают по невнимательности, нежели из-за Проявления гиперактивности детей с СДВГ меняются с возрастом. Дошкольники и младшие школьники словно «вечные двигатели» не способны усидеть на одном месте, постоянно в движении. Если ребенку удается стоять какое-то время, то он переминается с ноги на ногу, если садится, то начинает вертеться. Его активность часто бывает бесцельной и не соответствующей ситуации. К подростковому возрасту уже нет признаков «вечного двигателя», но остается двигательное беспокойство: сидя трясет ногой, постукивает пальцами, постоянно что-то вертит в руках и пальцах.
Импульсивность проявляется в том, что ребенок действует как бы «на коротком замыкании»: увидел - схватил - побежал. Именно он находит дырку в заборе детского сада и убегает. Его поведение • часто бывает рискованным, так как он не способен предусмотреть опасность. Не может ждать своей очереди в играх и на занятиях, во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопрос, перебивает других. Неосторожно высказывается, не задумываясь о чувствах других и последствиях, что делает общение конфликтным. Среди эмоциональных нарушений можно видеть агрессивность, повышенную реактивность эмоций, эмоциональную лабильность. В силу чрезмерной активности ребенок на какое-то время становится лидером общения и игр, но нетерпеливость, взрывча-юсть и отвлекаемость делает его неудобным партнером для других. Он становится отвергаемым. В дошкольном возрасте ссоры со сверстниками он обычно быстро забывает, но в младшем школьном и, особенно, с началом подросткового возраста застревает на них, долго помнит обиду. Межличностные и внутренние конфликты усугубляют эмоциональное неблагополучие. Ребенок с СДВГ имеет нарушения координации движений и равновесия, что делает его неуклюжим, неловким, он с трудом учится кататься на двухколесном велосипеде, играть с мячом. Несфор-мированность мелкой моторики и праксиса приводят к тому, что де-!нм сложно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, пользоваться ножницами, осваивать навыки рисования и письма. Диагноз СДВГ должен ставить врач. Он опирается на критерии Международной классификации болезней 10-го пересмотра и классификации Американской психиатрической ассоциации (DSM-IV), рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения для практического применения. Эти критерии важно знать педагогам и психологам для того, чтобы как можно раньше направить ребенка и его родителей на консультацию к специалисту, который ставит или исключает диагноз СДВГ.
Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификации DSM-IV (1994) А. Для постановки диагноза необходимо наличие следующих симптомов. I. Шести или более из перечисленных симптомов невнима Невнимательность 1. Ребенок часто не способен удерживать внимание на де 2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении 3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слуша 4. Часто оказызается не в состоянии придерживаться пред 5. Часто испытывает сложности в организации самостоя 6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопро 7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (на 8. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуаци II Шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным хара кт еристикам._____________________________________________ Гиперактивность 1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и 2. Часто встает со своего места в классе во время уроков 3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: 4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься 5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя 6. Часто бывает болтливым.__________________________ Импульсивность 1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслу 2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных 3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (напри B. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и C. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симпто
D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых Около 30% детей «перерастают» СДВГ к подростковому воз-рнсту. У части подростков остаются симптомы в различной степени тжести: импульсивность, конфликтная самооценка, нарушения об-щония - но они не достигают степени психопатологии. У других мо-i ут развиваться более тяжелые осложнения в виде злоупотребления алкоголем, наркотиками, противоправного поведения и даже психопатии. Несмотря на все трудности, дети с диагнозом СДВГ имеют неплохие компенсаторные возможности. Для включения компенса- торных механизмов необходимо как можно раньше создать благоприятные условия: - соблюдение режима дня; - избегание интеллектуальных и эмоциональных перегрузок; - медикаментозная помощь; - своевременная психокоррекция нарушений у ребенка и не - возможно обучение ребенка в классах компенсирующего или - индивидуальный подход в обучении и воспитании. направлений: снятие двигательного и эмоционального напряжения, Вопросы для обсуждения ]" 1. Представьте признаки дефицита внимания при СДВГ. ]_ 2. Опишите своеобразие двигательной сферы при СДВГ. '"'■' 3. В чем проявляется эмоциональное неблагополучие детей с 4. Перечислите благоприятные условия для компенсации Литература • Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперак • Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Задания для самостоятельной работы Опишите основные диагностические критерии СДВГ по МКБ-10. Используйте литературу: • МКБ-10 - Международная классификация болезней (10-й Темы докладов г 1. Факторы риска СДВГ с. _р: Литература:,, - „,,,, % ^ Ш'?Ч. • Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гипе-
2. Распространенность СДВГ. • Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивно- 3. Психодиагностическая работа с детьми с СДВГ. • Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивно- 4. Психокоррекционная работа с детьми с СДВГ. • Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивно- 5. Особенности семейного воспитания гиперактивных детей. • Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - СПб., Занятие 5 (семинар).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.031 с.) |