П. 1. Шкала наименований. Метод регистрации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П. 1. Шкала наименований. Метод регистрации



Суть метода регистрации заключается в приписывании определенных чисел объектам, различающимся по некоторому, интересующему исследователя признаку. Например, выделяют какой-нибудь признак и отмечают каждый случай, когда в наблюдении или эксперименте встречается объект или явление с этим признаком. Каждому такому объекту или явлению приписывается «1». Каждому из наблюдаемых объектов или явлений, у которых этот признак отсутствует, приписывают «0».

Чтобы произвести регистрацию предметов или явлений, достаточно уметь отличать предметы или явления, имеющие данный признак, от предметов и явлений, у которых он отсутствует.

Такая регистрация дает меру для определения величин, характеризующих исследуемые явления.

Например, регистрируя в классе каждого неуспевающего ученика, получают число неуспевающих учащихся в классе, регистрируя каждое правонарушение, получают число правонарушений за соответствующий период времени и т.д.

Из этих примеров следует, что с помощью метода регистрации можно числено оценить такие признаки, как преступность, рождаемость, смертность и т.д.

Таким образом, метод регистрации не требует знаний каких-либо количественных эталонов. В его основе лежит операция не физическая (измерение), а логическая, т.е. определение принадлежности данного объекта к некоторому классу с заданным признаком. Это очень важная особенность. Она позволяет осуществлять измерение даже тогда, когда невозможно количественно определить сами свойства изучаемых явлений.

С такой ситуацией социолог-исследователь сталкивается очень часто. Например, при изучении всех нематериальных социологических явлений и процессов. Вот почему метод регистрации является одним из наиболее доступных и широко применяемых социологами способов количественной оценки социологических процессов. Таким образом, регистрируя случаи героических поступков, совершенных преступлений и т.п. можно определить косвенные количественные характеристики всех этих признаков. А это значит, что можно строго математически исследовать интересующие исследователя закономерности.

Из самой сущности метода регистрации вытекают и граничные условия его применимости.

Необходимым и достаточным условием такой оценки является условие наличия точного критерия, пользуясь которым, исследователь в любой ситуации может однозначно отличить объект, имеющий данный признак, от объекта, который этого признака не имеет.

Критерий должен точно и однозначно характеризовать признак, который мы собираемся регистрировать. Необходимо точное предварительное описание (определение) тех показателей признака, по которым мы будем устанавливать, имеется ли данный признак у данного объекта или нет.

Так, например, нельзя браться за подсчет количества наркозависимых подростков на некоторой территории, пока не условились, кого из подростков считать наркозависимым. И только после этого уже проводить регистрацию всех наркозависимых подростков.

Одна из распространенных ошибок социологов-исследователей заключается в том, что, проводя количественные исследования, авторы даже не пытаются сформулировать подобные критерии. А это приводит к тому, что полученные разными исследователями числовые данные нельзя сопоставлять, поскольку они получены при разных условиях.

Итак, в ходе применения метода регистрации мы получаем данные, соответствующие шкале наименований. В этом случае все изучаемые объекты распределяются на несколько классов в соответствие с состоянием измеряемого свойства. Всем объектам, попавшим в один класс приписывается одно число. Полученные числа обладают лишь свойствами равенства или различия: если объекты попали в один класс, то они равны по состоянию изучаемого свойства, если же они попали в разные классы, то они различны по состоянию изучаемого свойства. Числа, которые используются в этом случае, являются ярлыками и могут быть заменены любыми символами. Количественная обработка производится не с самими символами, а с числами, характеризующими количество объектов, попавших в каждый класс.

Возможные операции:

q подсчитать число объектов в каждом классе;

q найти процентное отношение числа объектов в каждом классе к общему числу объектов;

q выделить класс с максимальной частотой (модальный);

q вычислить вероятность попадания следующего объекта в тот или иной класс.

 

П.2 Шкала порядка. Метод ранговой оценки.

 

Важное место в социологических и психологических исследованиях занимает ранговый метод оценки изучаемых явлений. Ранговой оценкой пользуются в тех случаях, когда величину признака измерить не представляется возможным и в тех случаях, когда мы не знаем, что представляет собой эта величина.

Суть метода ранговой оценки заключается в том, что явления или объекты располагаются в порядке возрастания или убывания величины рассматриваемого признака. Затем каждому объекту или явлению приписывается порядковое число, обозначающее его место в данном ряду. Это число называют рангом.

Ранговые числа подбирают так, чтобы объектам с большей величиной изучаемого признака приписывались числа большие, чем у объектов с меньшей величиной этого признака. При этом расстояние между значениями соседних рангов может быть произвольным (это определяет сам исследователь).

Примером ранговой оценки может служить оценка работ и ответов учащихся по пятибалльной шкале, оценка работ, выполняемых рабочими, оценка результатов конкурсов или соревнований и подобные им измерения.

Приведем пример применения метода ранговой оценки.

Пример 1. Группа испытуемых отвечала на вопросы теста. Каждый из испытуемых должен был ответить на 10 вопросов (измеряем степень компетентности по некоторому вопросу). Оценка ответов проводилась по пятибалльной шкале следующим образом:

 

число правильных ответов: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

оценка в баллах: 2 3 4 5

 

Следует заметить, что любой ряд чисел, написанный в возрастающем порядке, был бы пригоден, т.к. нулевая точка отсчета и интервалы между двумя соседними цифрами в порядковых измерения неизвестны.

Нетрудно видеть, что числа 2,3,4 и 5 характеризуют только место испытуемого, которое он занимает в своей группе. Иначе говоря, эти цифры дают ранговую оценку знаний испытуемого по данной теме, а не объем знаний.

Ранговая оценка показывает только положение участника эксперимента среди других участников. Но она не определяет величины самого интервала, на которые разбита вся последовательность возможных значений величины признака, поскольку эта разбивка делается произвольно.

Если вернуться к нашему примеру, то нетрудно заметить, что неудовлетворительная оценка охватывает шесть интервалов признака (1,2,3,4,5 и 6 правильных ответов), удовлетворительная и отличная- только один интервал. Это не значит, что величина «объема знаний» у участника, получившего оценку 4, в два раза больше, чем у получившего оценку 2, а только показывает, что у первого испытуемого объем знаний больше, чем у второго. Насколько и во сколько раз больше, - этого сказать нельзя.

Поскольку ранговые числа являются порядковыми и ни в коей мере не характеризуют интервальных значений (для них интервалы условные, непостоянные значения), то над этими числами нельзя производить арифметические действия.

Основной областью, где широко применяется метод ранговой оценки, является исследование субъективных, нематериальных явлений и различных психических свойств и процессов.

Необходимыми и достаточными условиями такого измерения являются:

1. Наличие точного критерия для установления наличия или отсутствия нужного признака у исследуемых объектов или явлений.

2. Наличие критерия для выявления количественных величин данного признака у исследуемых объектов или явлений.

Последний критерий должен дать исследователю возможность хотя бы приближенно оценить величину изучаемого признака (по формуле «больше-меньше»), т.е. установить, одинаково или не одинаково развит у этих объектов данный признак.

Эти два условия позволяют исследователю не только отличить объекты с данным признаком от объектов, не обладающих этим признаком, (как в методе регистрации), но также установить, у кого какие результаты по формуле «выше-ниже», «больше-меньше» (второе условие).

Итак, в ходе применения метода рангового оценивания мы получаем данные, соответствующие шкале порядка.

Рассмотрим свойства, которыми обладают ранговые числа.

q для любых двух чисел А и В можно выяснить, А=В или А≠В;

q если А≠В, то можно выяснить А>В или А<В;

q для любых трех чисел А,В,С если А<В и В<С, то А<С (транзитивность отношения меньше);

q для любых трех чисел А,В,С если А=В и В=С, то А=С (транзитивность отношения равенства).

 

П. 3 Интервальная шкала.

Эту шкалу еще называют шкалой равных единиц. Эту шкалу применяют, если с помощью некоторого критерия можно измерить интервал между объектами в состоянии изучаемого свойства, т.е установить, на сколько единиц один объект «больше» или «меньше» другого. С этими числами возможно производить действия сложение и вычитание. К недостаткам такой шкалы относится произвольный выбор нулевой отметка, а также невозможность ответа на вопрос во сколько раз одно число больше другого. Примерами таких шкал могут быть: шкала температуры по Цельсию, шкала времени, шкала измерения знаний, умственного развития и т.д.

 

П.4 Шкала отношений.

Данные, соответствующие шкале отношений, присущи все вышеперечисленные свойства, при этом добавляется возможность ответа на вопрос: во сколько раз и точная фиксация начала отсчета. Примерами таких шкал являются: шкала длины, веса, температуры по Кельвину и т.д. В данном случае с полученными числами можно производить все арифметические действияными числами можно производить ве ко, а, значит исчислять все числовые характеристики математической статистики. Эта шкала предоставляет самые широкие возможности, однако часто для проведения социологических исследований достаточно интервальной или ранговой шкалы.

 

 

Контрольные вопросы.

1. Что такое измерение?

2. Какие виды шкал используются при проведении социологических исследований?

3. Какие методы количественной оценки явлений Вы знаете?

4. Какие возможности дает шкала наименований?

5. Какие возможности дает шкала порядка?

6. Какие возможности дает интервальная шкала?

7. Какие возможности дает шкала отношений?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.031 с.)