П.4. Основные методы выявления суждений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П.4. Основные методы выявления суждений



При проведении социологических и педагогических часто применяются такие методы исследований, как анкетирование и интервьюирование. Интрвьюирование, в свою очередь, делится на стандартизированное и нестандартизированное. Последнее часто называется беседой.

Беседа применяется как самостоятельный метод или как дополнительный в целях получения дополнительной информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Она также проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выявлению. Беседа ведется в свободной форме без записи ответов собеседника в отличие от стандартизированного интервьюирования (в дальнейшем просто интервьюирование), перенесенного в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь строго придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом открыто записываются.

При анкетировании методе массового сбора информации с помощью анкет ответы на вопросы записывают те, кому адресованы анкеты. Как правило, анкетирование применяется на заключительном этапе исследования и имеет целью получение таких данных, которые исследователь не может получить другим путем.

Эффективность беседы, интервьюирования, анкетирования во многом зависит от содержания и формы задаваемых вопросов, тактичного объяснения их цели и назначения. В частности, рекомендуется, чтобы вопросы были посильными, однозначными, краткими, ясными, объективными, т.е. не содержали бы в скрытом виде внушения, вызывали бы интерес и желание отвечать и т.п.

 

П.5. Научный эксперимент

Наиболее важный этап в работе с применением указанных выше методов анализ и научная интерпретация собранных данных, умение исследователя от конкретных фактов перейти к более общим выводам, а в некоторых случаях даже дать прогноз развития интересующего его процесса.

Однако для того, чтобы судить об эффективности тех или иных педагогических или социологических взаимодействий или ценности методических находок, сделанных практическими работниками, а тем более для того, чтобы давать какие-либо рекомендации относительно применения тех или иных нововведений в массовой практике, рассмотренных методов недостаточно, так как они улавливают в основном лишь чисто внешние связи между отдельными сторонами изучаемого явления.

Поэтому значительное внимание уделяется эксперименту специальным образом организованной проверке того или иного метода или приема для определения его эффективности. В отличие от изучения реально сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть предполагаемое и проверяемое нововведение.

Необходимость в эксперименте возникает тогда, когда учеными выдвигается какая-либо новая идея или предположение, требующее проверки, или же тогда, когда необходимо научно проверить интересный опыт, находки практиков, подмеченные и выделенные исследователем, дать им объективную оценку. Эксперимент необходим и тогда, когда нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же явления или метода, уже подвергавшегося проверке, сопоставить их результаты и сделать выводы о том, какие из них более доказательны. Нужен от и тогда, когда необходимо найти наиболее рациональные и эффективные пути внедрения в практику обязательного или признанного положения, указания, постановления.

Научно обоснованное предположение о возможной эффективности того или иного проверяемого экспериментально нововведения называется научной гипотезой. Таким образом, ясно, что в основе социологического или педагогического эксперимента всегда лежит научная гипотеза, а сам эксперимент проводится с целью ее проверки. Позже более подробно будут рассмотрены виды гипотез, которые возникают в ходе научного исследования. Если она выведена лишь на основании теоретического анализа и рассуждений и не имеет пока опоры в реальном опыте, то создание этого опыта в соответствии с выдвигаемым теоретическим положением может быть названо созидающим экспериментом.

Существенную часть эксперимента составляет наблюдение, проводимое по специально разработанной программе, а также сбор определенных данных, для чего применяются анкеты, беседа и т.д. В последнее время невозможно себе представить статистическое исследование без привлечения технических средств, особое место среди которых занимает компьютер.

Очень важен в научном отношении этап анализа собранных данных, их теоретического осмысления и обобщения. На этом этапе экспериментатор старается отделить случайное и частное от необходимого и существенного, стремясь обнаружить регулярность или порядок, которому следует целая масса индивидуальных случаев, вскрыть внутренние связи между ними, установить некоторую закономерность. При проведении такого анализа исследователь задумывается, прежде всего, о том, какова причинно-следственная зависимость между применяемыми методами или приемами воздействия и получаемыми результатами. В ходе анализа данных экспериментатор также ищет причины, объясняющие появление некоторых неожиданных, непредвиденных результатов, определяет условия, при которых наступало то или иное явление, стремится отделить то специфическое, что могло оказать влияние лишь в данном конкретном случае и что нетипично для других и т.п. Для проведения анализа данных и их интерпретации составляются таблицы, вычерчиваются диаграммы, графики, кривые зависимостей. Об этом подробно пойдет речь далее.

Самое важное в завершенном педагогическом или социологическом исследовании внедрение его результатов в практику. Под внедрением результатов может пониматься широкое информирование общественности о полученных выводах, или выявленных закономерностях, дающих основание для внесения каких-либо изменений в практику; создание новых учебных и методических пособий, базирующихся на полученных данных экспериментального исследования; разработка методических инструкций и рекомендаций и т.д. При этом, если подтверждается эффективность и действенность каких-либо находок практиков, их опыт пропагандируется, показывается возможность переноса его в иные условия.

 

Контрольные вопросы.

1. Что такое метод в самом общем смысле?

2. Какие методы применяют на подготовительном этапе научно-исследовательской работы?

3. Какие методы применяют на основном этапе научно-исследовательской работы?

4. Как называется статистическое наблюдение, при котором необходимые сведения получают путем подсчета, измерения или взвешивания единиц совокупности?

5. Перечислите основные методы выявления суждений.

6. Какие Вы знаете методы работы с литературой?

7. Что такое саморегистрация?

8. В чем отличия анкетирования от интервьюирования, в чем их сходства?

9. Как организуется корреспондентский учет?

10. Что такое статистическое наблюдение?

11. Какие классификации наблюдений Вам известны?

12. К какому виду наблюдений относится перепись?

13. Что такое научный эксперимент, и в каких случаях он применяется?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.007 с.)