ТОП 10:

СТРАТЕГИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ



СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ (кадровая стратегия)

L Общие положения

Кадровая стратегия организации является долгосрочным документом, рассчитанным как минимум на пятилетний период, и представляет собой совокупность основных подходов организации к разработке системы воздействий на персонал для реализации выработанной стратегии развития организации.

Кадровая стратегия является составной частью обшей стратегии организации и служит одним из инструментов реализации ее миссии и декларируемых целей.

Объект и субъект кадровой стратегии

Объектом кадровой стратегии организации является ее персонал, понимаемый как совокупность физических лиц, имеющих трудовые отношения с организацией, выступающей как работодатель, называемых ее сотрудниками и обладающих такими количественными и качественными характеристиками, которые определяют их способность к деятельности в интересах организации.

Субъектом кадровой стратегии организации является система управления персоналом организации, состоящая из служб управления персоналом, структурных самостоятельных подразделений организации, объединенных по принципу функционального и методического подчинения, и линейных руководителей на всех иерархических уровнях управления.

Содержание работ по направлению «Развитие персонала»

Цель:подготовка и развитие персонала, профессионально владеющего современными кадровыми технологиями, заинтересованного в постоянном повышении своей квалификации и внедрении инноваций.

Содержание.

1. Оценка (аттестация) персонала:

• разработка положения об аттестации персонала;

• определение критериев и формы оценки персонала;

• подготовка аттестационных листов, протоколов идругих нормативных документов;

• формирование комиссии по аттестации персонала;

• проведение аттестации по следующим параметрам:

— оценка, степени соответствия работающего персонала квалификационным требованиям;

— анализ выполняемых функций и их соответствие должностным инструкциям
и фактической загруженности сотрудников;

• выработка предложений и рекомендаций по результатам аттестации:

—возможности перемещения сотрудников;

—составление прогноза соответствия настоящим и перспективным должностям;

—необходимость направления на обучение и др.

• профессиональное и психологическое тестирование с целью определения необходимости повышения квалификации.

2. Планирование обучения:

• оценка потребности в повышении квалификации сотрудников в случае:

—расширения функций сотрудников;

—расширения номенклатуры новых услуг;

—внедрения новых технологий;

—открытия новых отделений;

—изменения нормативных документов (инструктивное обучение);

—выводов по результатам аттестации сотрудников.

• планирование каждой обучающей программы по следующим параметрам:

—определение целей обучения;

—выбор методов обучения;

—определение содержания программы обучения;

—план-график проведения обучения;

—предполагаемый список участников;

—оценка эффективности обучения по разработанным методикам.

 

• сбор заявок и изучение потребностей подразделений организации в обучении специалистов;

• разработка программ и планов-графиков обучения для различных категорий специалистов или обеспечение текущих заявок на обучение;

• информирование руководителей и специалистов о предлагаемых программах обучения, планируемых семинарах, конференциях, выставках;

• подготовка нормативных документов по вопросам обучения (распоряжения, положения и т. п.).

Содержание работ по направлению «Развитие корпоративной культуры»

Цель:закрепление достигнутого в корпоративной культуре, ее совершенствование в соответствии с требованиями стратегии и философии организации. Создание единой команды, оптимизация микроклимата в коллективах, организация эффективных коммуникаций, внедрение стандартов культуры поведения и внутриорганизационной этики.

Содержание

1. Обозначение стратегии развития и философии организации:

• утверждение стратегии, задач кмиссии организации на ближайшую перспективу;

• доведение стратегии, задач и миссии организации до сотрудников.

2. Мониторинг состояния корпоративной культуры:

• подготовка анкет для исследования корпоративной культуры организации;

• проведение социологических исследований по различным аспектам корпоративной культуры;

• анализ результатов исследования и выработка рекомендаций по приоритетным направлениям развития корпоративной культуры.

3. Диагностика организации управленческой деятельности в подразделениях:

- проведение исследования по следующим направлениям:

- диагностика управленческой деятельности: организация работы, характер вза­имоотношений «руководитель—подчиненный», налаженность информационных и коммуникативных потоков;

- экспертная оценка стиля управления и качеств личности руководителей по критериям: «профессионализм», «организаторские способности», «личностные качества»;

- оценка «потенциальной текучести» в подразделениях, уровня удовлетворенности работой и готовность продолжать работу в организации;

- интервьюирование руководителей и специалистов по вопросам организации управленческой деятельности.

- подготовка отчета с рекомендациями по оптимизации организации управленческой деятельности в подразделении.

4. Диагностика микроклимата в подразделениях:

- проведение исследований микроклимата по следующим направлениям:

— степень сплоченности коллектива;

— наличие скрытых или явных конфликтов, их причины и возможные пути разрешения;

— лидеры и аутсайдеры в коллективе по параметрам: лидерство, профессионализм, надежность, совместимость;

— предпосылки для развития конфликтных ситуаций.

• подготовка отчета с предложениями по оптимизации микроклимата и разрешению конфликтных ситуаций;

• разработка методических рекомендаций для линейных руководителей по улуч­шению микроклимата в подразделениях.

5. Кадровый аудит филиалов:

- консультации по кадровым вопросам на этапе открытия филиала:

—ведение кадрового делопроизводства;

— работа руководителя по организации работы сотрудников;

— комплексное профессиональное и психологическое тестирование кандидатов на работу в филиал и разработка рекомендаций руководителю по наиболее эффективному взаимодействию с каждым из них.

- изучение правильности ведения кадровой документации в уже работающем фи­лиале;

- комплексное социально-психологическое исследование в филиале:

—организация управленческой деятельности;

—характер взаимодействия филиалов с центральным офисом;

—морально-психологический климат;

—комплексное психологическое тестирование сотрудников.

6. Создание и поддержание единого корпоративного стиля:

• разработка брошюры «Введение в корпоративную культуру» с основными требованиями к сотруднику организации:

—стиль одежды;

—стиль делового общения;

—требования к обслуживанию клиентов;

—требования к соблюдению трудовой дисциплины;

—порядок решения трудовых споров;

—существующие льготы для сотрудников;

—возможности обучения и др.

 

• разработка рекомендаций для руководителей но вопросам поддержания единого корпоративного стиля;

• организация круглого стола по вопросам корпоративной культуры.

7. Повышение сплоченности коллектива сотрудников организации:

• организация рабочих групп с привлечением специалистов из различных подразделений для решения актуальных вопросов в работе организации;

• семинар по вопросам организации и проведения работы по формированию команды для руководителей подразделений;

• планирование и организация общеорганизационных корпоративных мероприятий:

— коллективные походы в театры, музеи, цирк и т. п.;

— проведение развлекательных и досуговых мероприятий в рамках общеорганизационных праздников (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День рождения организации и др.).

• мероприятия, направленные на поддержание здоровья и организацию отдыха сотрудников:

—организация совместных выездов сотрудников в выходные дни в дома отдыха ближайшего Подмосковья, на экскурсии;

—выдача путевок семейного отдыха;

—проведение спортивных мероприятий в масштабе организации (соревнования, дни здоровья и т. д.);

— возможность пользоваться специально снятыми спортивными залами и др.
Совершенствование системы коммуникации:

• подготовка информации о событиях общеорганизационного значения и переда­ча ее в Управление рекламы;

• выпуск внутриорганизационного информационного бюллетеня «Корпоративные новости»;

I • информирование сотрудников об актуальных организационных событиях через доску объявлений:
— поздравления сотрудников с днем рождения;

— приказы, распоряжения, решения Правления, информация общеорганизационного значения.

•оперативные совещания начальников управлений и служб у Председателя Правления по общеорганизационным вопросам, задачам, событиям, планам;

• рабочие совещания в коллективах управлений и служб по вопросам текущей деятельности и внутриорганизационной жизни;

• доступность образцов стандартных кадровых документов (бланки, положения, основные приказы) в сети организации.

Содержание работ по направлению «Учетно-организационная работа»

Цель: организация кадрового делопроизводства и учета персонала в соответствии с требованиями нормативных и законодательных актов. Содержание

1. Управление расходами на персонал:

• Планирование расходов на заработную плату;

• планирование расходов на реализацию кадровых программ:

 

—привлечение специалистов на работу в организацию;

—обучение;

—развитие корпоративной культуры;

—мотивирование сотрудников;

—социальное обеспечение (организация питания, медицинское обслуживание, материальная помощь и т. п.);

Г мониторинг рынка специалистов и уровня оплаты труда.

2. Разработка и утверждение положений, регламентирующих процесс труда:

• правила внутреннего трудового распорядка;

• положения о подразделениях;

• должностные инструкции;

• издание организационно-распорядительных кадровых документов (приказов и распоряжений) с занесением данных в кадровую базу данных;

• разработка методических рекомендаций для линейных руководителей по основным кадровым технологиям и их размещение в общеорганизационной сети:

 

—«Проведение собеседования при приеме на работу» (разработано);

—«Адаптация нового сотрудника» (разработано); «Поощрение сотрудников»;

—«Система оценки труда»;

—«Система информирования» и др.

3. Кадровый учет и делопроизводство:

• ведение базы данных сотрудников (личные дела, трудовые книжки, электронная база данных);

• учет изменений анкетно-биографических данных и должностных перемещений сотрудников;

• ведение табеля учета рабочего времени;

• воинский учет;

• подготовка аналитических отчетов и справок по вопросам кадрового состава ор­ганизации:

 

—изменение численности подразделений;

—кадровые изменения на уровне начальников отделов и выше;

—динамика численности персонала;

—состав банка по категориям.

4. Мониторинг организационно-штатной структуры с целью определения роли и места подразделений в структуре организации; выявление дублирования задач и функций:

• анализ положений о персонале и должностных инструкций с целью определения функциональных и должностных обязанностей;

• структурированное интервью с руководителями по вопросам организационно-штатной структуры и выполняемым функциям;

• выработка рекомендаций по оптимизации организационно-штатной структуры:

 

—предложения по оптимизации распределения функций между подразделениями;

—оптимизация схем взаимодействия.

—отслеживание изменений в штатном расписании подразделений.

5.Правовое регулирование трудовых отношений

6.Решение вопросов трудовой дисциплины:

 

• разработка норм трудовой дисциплины;

• отслеживание количества нарушений трудовой дисциплины сотрудниками;

• составление отчетов о динамике количественных показателей трудовой дисциплины по подразделениям;

• издание нормативных документов по вопросам трудовой дисциплины;

• оценка эффективности мер воздействия на нарушителей трудовой дисциплины;

• анкетирование нарушителей с целью анализа условий и причин нарушений.

7. Анализ текучести кадров и причин увольнения:

• оценка уровня и динамики текучести по подразделениям, организации в целом и по отдельным категориям персонала. Определение социального статуса уволившихся (образование, возраст, должность, стаж работы в организации). Подготовка аналитической справки;

• разработка анкеты для анализа причин увольнения;

• отчет об уровне и о причинах увольнения;

• проведение анкетирования с целью определения уровня потенциальной текучести в подразделениях организации и анализа ее причин;

• разработка рекомендаций по профилактике текучести персонала.

В.завершение хотелось бы обратить внимание читателя на то, что необходима проверка кадровой стратегии на ее соответствие сложившимся в организации традициям в работе с персоналом, привычным для коллектива

принимаемым им. Следует учитывать социально-психологический климат в организации, потенциальные возможности коллектива, изменения во внешнем окружении. Поэтому целесообразно проводить социологические исследования в целях изучения реакции со стороны коллектива на выбранную кадровую1 стратегию, а на материалах службы занятости проводить ана­лиз ситуации на рынке труда в отношении конъюнктуры спроса рабочих разных профессий, уровня квалификации, профиля подготовки. Таким образом, рассмотрение Поэтапного процесса стратегического управления персоналом даст ответы на актуальные для многих организаций вопросы о том, что конкретно, как и в какой последовательности необходимо делать при разработке и реализации стратегии кадровой политики. На каждом этапе проводятся достаточно сложные по содержанию работы, выполнить которые могут высококвалифицированные специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками в области стратегического менеджмента и управления персоналом. Однако упрощенный подход к формированию элементов кадровой стратегии, игнорирование некоторых задач или их поверхностное исполнение не позволит организации создать высокоэффективную систему стратегического кадрового менеджмента, в полной мере учитывающую специфику изменений во внешней и внутренней среде, которая органично сочетается со всеми на­правлениями деятельности организации.

Стратегическое управление персоналом — это такой подход к управлению персоналом, который направлен на формирование конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и пред стоящих изменений в ее внешней и внутренней Среде, позволяющий организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.

Основным элементом стратегического управления персоналом является стратегия управления персоналом.

Цель стратегического управления персоналом— обеспечить формирование конкурентоспособного трудового потенциала организации, адекватного состоянию внешней и внутренней среды.

Под конкурентоспособным трудовым потенциаломорганизации следует понимать способность ее работников выдерживать конкуренцию по сравнению с работниками (и их трудовым потенциалом) аналогичных организаций, Конкурентоспособность обеспечивается за счет высокого уровня профессионализма и компетентности, личностных качеств, инновационного и мотивационного потенциала работников.

Стратегическое управление персоналом позволяет решать следующие задачи.

1, Обеспечение организации необходимым трудовым потенциалом в соответствии с ее стратегией.

2. Формирование такой внутренней среды организации, в которой внутрифирменная культура, ценностные ориентации, приоритеты в потребностях стимулируют воспроизводство и реализацию трудового потенциала.

3. Исходя из целей стратегического управления и формируемых им конечных результатов деятельности можно решать проблемы, связанные с функциональными организационными структурами управления, в том числе управления персоналом. Методы стратегического управления позволяют развивать и поддерживать гибкость оргструктур.

4. Возможность разрешения противоречий в вопросах централизации — децентрализации управления персоналом. Одна из основ стратегического управления — разграничение полномочий и задач как с точки зрения их соответствия стратегии, так и иерархического уровня их исполнения. Применение принципов стратегического управления в управлении персоналом означает концентрацию вопросов стратегического характера в службах управления персоналом и делегирование части оперативно-тактических полномочий в ведение функциональных и производственных подразделений организации.

Стратегическое управление персоналом может протекать эффективно только в рамках системы.

Система стратегического управления персоналом— это упорядоченная и. целенаправленная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых объектов, объектов и средств стратегического управления персоналом, взаимодействующих в процессе реализации функции «стратегическое управление персоналом». Основным рабочим инструментом такой системы является стратегия управления персоналом.

Таким образом, система стратегического управления персоналом обеспечивает создание структур, информационных каналов, а главное — формирование стратегии управления персоналом, ее реализацию и контроль за этим процессом.

Субъектом стратегического управления персоналомвыступают служба управления персоналом организации и вовлеченные по роду деятельности высшие линейные и функциональные руководители.

Объектом стратегического управления персоналомявляется совокупный трудовой потенциал организации, динамика его развития, структуры и целевые взаимосвязи, политика в отношении персонала, а также технологии и методы управления, основанные на принципах стратегического управления, управления персоналом и стратегического управления персоналом.

Человеческим ресурсам организаций, в отличие от других видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных), присущ долгосрочный характер использования и возможность трансформаций в процессе управления ими. Они подвержены некоторым видам износа, поэтому их необходимо восстанавливать и воспроизводить.

Неэффективность применения в управлении персоналом принципов оперативно-тактического управления в рамках стратегического управления организацией как раз и обусловлена тем, что оно не учитывает указанных выше особенностей и характеристик персонала как объекта стратегического управления.

Использование персонала как ресурса характеризуется тем, что его воспроизводство осуществляется после определенного срока его деятельности определяемого «износом»; его приобретение и поддержание в работоспособном состоянии требуют больших капитальных вложений. Из этого следует, что использование и воспроизводство персонала носят инвестиционный характер, так как персонал является объектом капитальных вложений. Но инвестирование денежных средств может производиться только с позиции стратегической целесообразности.

Оценивая деятельность организаций, имеющих возможность использовать передовые методы управления персоналом, можно выделить три сложившихся типа организаций:

Стратегия управления персоналом — это приоритетное направление формирования конкурентоспособного высокопрофессионального, ответственного и сплоченного трудового коллектива, способствующего достижению долгосрочных целей и реализации общей стратегии организации. Это средство, путь достижения целей организации и системы управления персоналом за счет формирования и развития конкурентных преимуществ в области персонала.

Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию.

Основные черты стратегии управления персоналом;

• ее долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени;

• связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факто­ров внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену или корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.

• Можно выделить следующие варианты взаимодействия стратегии управления персоналом и стратегии Организации.

Вариант 1. Наиболее распространенным является представление о стратегии управления персоналом как зависимой производной от стратегии организации в целом. В такой ситуации работники службы управления персоналом должны приспосабливаться к действиям руководителей организации, подчиняясь интересам общей стратегии.

Вариант 2. Общая стратегия организации и стратегия управления персоналом разрабатываются и развиваются как единое целое, что означает вовлечение специалистов службы управления персоналом в решение стратегических задач на корпоративном уровне. Этому способствует наличие у них высокой компетентности, а следовательно, возможности самостоятельно решать задачи, касающиеся персонала, с точки зрения перспективы развития всей организации.

И в том, и в другом случае стратегия управления персоналом ориентируется на конкретный тип корпоративной или деловой стратегии (бизнес-стратегии). Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом (с ее составляющими) показана в табл. 2.

Стратегия в области персонала должна способствовать: усилению возможностей организации (в области персонала) противостоять конкурентам на соответствующем рынке, эффективно использовать свои сильные стороны во внешнем окружении; расширению конкурентных преимуществ организации за счет создания условий для развития и эффективного использования трудового потенциала, формирования квалифицированного, компетентного персонала; йодному раскрытию способностей персонала к творческому, инновационному развитию для достижения целей организации и личных целей работников.


 

 


 

В условиях стратегического управления происходят качественные изменения в области работы с персоналом. Они заключаются в том, что в рамках традиционных направлений кадровой работы все большее значение приобретают стратегические аспекты. Объединяясь со стратегическими технологиями, такие конкретные направления работы с персоналом, как планирование потребности в персонале, отбор, деловая оценка, обучение и другие выступают как составляющие стратегии управления персоналом, приобретают новое качество и единую целевую направленность, созвучие с целями и стратегическими задачами организации.

Составляющие стратегии управления персоналом:

• условия и охрана труда, техника безопасности персонала;

• формы и методы регулирования трудовых отношений;

• методы разрешения производственных и социальных конфликтов;

• установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе, разработка кодекса деловой этики;

• политика занятости в организации, включающая анализ рынка труда, систему найма и использования персонала, установление режима работы и отдыха;

• профориентация и адаптация персонала;

• меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему его использованию;

• совершенствование методов прогнозирования и планирования потребности в персонале на основе изучения новых требований к работникам и рабочим местам;

• разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых На различных должностях и рабочих местах;

• новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала;

• разработка концепции развития персонала, включающей новые формы и методы обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного продвижения, формирования кадрового резерва с целью опережающего проведения этих мероприятий по отношению к срокам появления потребности в них;

• совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;

• разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников;

• меры по улучшению решения правовых вопросов трудовых отношений и хозяйственной деятельности;

• разработка новых и использование существующих мер социального развития организации;

• совершенствование информационного обеспечения всей кадровой работы в рамках выбранной стратегии;

• мероприятия по совершенствованию всей системы управления персоналом или ее отдельных подсистем и элементов (оргструктуры, функций, процесса управления и т. д.) и др.

В каждом конкретном случае стратегия управления персоналом может охватывать не все; а только отдельные ее составляющие, причем набор этих составляющих будет различным в зависимости от целей и стратегии организации, целей и стратегии управления персоналом.

Задачи некоторых составляющих стратегии управления персоналом в условиях стратегического, тактического и оперативного управления представлены в табл. 3.

Процесс выработки и реализации стратегии является непрерывным, что находит отражение в тесной взаимосвязи решения стратегических задач как на длительную перспективу, так и на средне- и краткосрочный период, т. е. их решения в условиях стратегического, тактического и оперативного управления.

Процесс разработки и реализации стратегии управления персоналом включает ряд этапов, которые показаны на рис. 2.


 



Разработка стратегии управления персоналом осуществляется на основе глубокого систематического анализа факторов внешней и внутренней среды,в результате чего может быть представлена целостная концепция развития персонала и организаций в целом в соответствии с ее стратегией. К внешней среде относится макросреда и непосредственное окружение организации, имеющие направленное воздействие и контакты с системой управления пер­соналом. Факторы, по которым проводится анализ внешней и внутренней среды для выработки стратегии управления персоналом, представлены в

 

табл. 4.



В результате анализа внешней и внутренней среды с помощью метода SWOT (CBOT) выявляются сильные и слабые стороны организаций в области управления персоналом, а также возможности, которые предоставляет внешняя среда, и угрозы, которых следует избегать.

Выявление сильных и слабых сторон отражает самооценку организации и позволяет ей сравнить себя с основными конкурентами на рынке труда и, возможно, на рынке сбыта. Оценку можно провести по отдельным показателями функциям управления персоналом с помощью, так называемого, конкурентного профиля (табл. 5). Оценка отдельных показателей проводится методом сравнительного анализа, а функций управления — экспертным методом.

Сильные и слабые стороны организации в области персонала в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому в рамках стратегического управления персоналом при анализе внутренней среды важно выявить, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные направления управления персоналом и система управления персоналом в целом.

Для решения этой задачи используются такие известные в стратегическом управлении методы и приемы, как метод SWOT (CBOT), матрицы возможностей, угроз, составление профиля среды и др.

После составления конкретного списка слабых и сильных сторон организации в области персонала, а также угроз и возможностей необходимо установить связи между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT (CBOT), предложенная Томпсоном и Стриклендом, которая имеет следующий вид (рис. 3).


 

 


Из приведенного рисунка видно, что слева выделяется два блока: сильные стороны, слабые стороны, в которые соответственно вписываются все выявленные в ходе предварительного анализа положительные и отрицательные характеристики управления персоналом организации. В верхней части матрицы также выделено два блока, в которые вписаны возможности и угрозы в области управления персоналом, важные для конкретной организации. На пересечении этих блоков образуется четыре поля:

• поле I — сильные стороны и угрозы;

• поле II — сильные стороны и возможности;

• поле III — слабые стороны и возможности;

• поле IV — слабые стороны и угрозы.

Характеристики сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в области персонала будут индивидуальными для каждой организации в зависимости от конкретной ситуации, в которой она находится.

Задача специалиста службы управления персоналом заключается в том, чтобы с помощью этих долей рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те из них, которые должны быть учтены при разработке стратегии управления персоналом.

В частности, для тех пар, которые были выбраны с поля II, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон управления персоналом организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые имеются во внешней среде. Для пар с поля I стратегия должна предполагать использование сильных сторон организации в области персонала для устранения угроз из внешней среды. Для тех пар, которые оказались на поле III, стратегия в области персонала должна быть построена так, чтобы за счет появившихся возможностей во внешней среде попытаться преодолеть имеющиеся в области персонала Слабости. И для пар, находящихся в поле IV, стратегия управления персоналом должна позволить организации избавиться от слабых сторон в области персонала и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу, исходящую из внешней среды.

Так, если персонал организации отличается высоким уровнем квалификации и наличием инновационного потенциала, и в то же время в масштабах района, города ухудшается система социального обеспечения (поле I), стратегия управления персоналом должна быть направлена на изыскание дополнительных финансовых и иных источников и принятие мер по сохранению и развитию социальной инфраструктуры данной организации, усилению и расширению видов социальной помощи и поддержки своих работников с тем, чтобы сохранить их численность и потенциал, избежать оттока специалистов в другие районы и регионы.

Или, например, если в организации недостаточно финансируются мероприятия в области управления персоналом, направленные на развитие, обучение своих работников, но в регионе есть большое количество учебных заве­дений разного уровня, то организация имеет, возможности привлечения большего числа кандидатов на вакантные должности и, соответственно, отбор лучших из них (поле III), то при разработке стратегии управления персоналом руководители организации должны предусмотреть дополнительное выделение денежных средств с целью привлечения и закрепления в организации наиболее квалифицированных работников из числа претендентов на вакантные должности.

Таким образом, стратегия управления персоналом может охватывать различные аспекты управления персоналом организации: совершенствование структуры персонала (по возрасту, категориям, профессии, квалификации и т. д.); оптимизацию численности персонала с учетом его динамики; повышение эффективности затрат на персонал, включающих оплату труда, вознаграждения, затраты на обучение и другие денежные расходы; развитие персонала (адаптацию, обучение, служебное продвижение); меры социальной защиты, гарантий, социального обеспечения (пенсионное, медицинское, социальное страхование, социальные компенсации, социально-культурное и бытовое обеспечение и др.); развитие организационной культуры (норм, традиций, правил поведения в коллективе и т. п.); совершенствование системы управления персоналом организации (состава и содержания функций, оргструктуры, кадрового, информационного обеспечения и др.), и т. д.

При разработке стратегии управления персоналом должен учитываться достигнутый, сложившийся уровень по всем указанным направлениям и с учетом анализа внешней и внутренней среды организации и факторов, влияющих на их изменение, а также с учетом стратегии организации в целом должен быть определен тот уровень, достижение которого позволит реализовать стратегию организации.

При этом задача разработки нужной стратегии управления персоналом может быть настолько сложна из-за нехватки финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, уровня профессионализма руководителей и специалистов, что возникнет необходимость устанавливать приоритеты выбора нужных направлений и составляющих стратегии управления персоналом. Поэтому критериями выбора стратегиимогут быть объемы выделенных для ее реализации ресурсов, временные ограничения, наличие достаточного профессионально-квалификационного уровня персонала и некоторые другие. В целом выбор стратегии основывается на сильных сторонах и разработке мероприятий, усиливающих возможности организации в конкурентной среде за счет формирования и развития конкурентных преимуществ в сфере персонала.

Общие положения

Настоящий регламент регулирует действия сотрудников банка, касающи­еся организации системы стратегического управления и планирования в компании.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.022 с.)