ТОП 10:

Диагностика родительского отношения к детям



 

Тип методики Опросник
Автор методики В.В. Столин и А.Я. Варга (модификация сделана неизвестным автором)
Что тест изучает Родительское отношение к детям
Для кого предназначен Для родителей
Интерпретация Высокий балл по шкале говорит о выраженности негативных типов отношения к ребенку

 

Эта методика представляет собой модифицированный тест-опросник родительского отношения (ОРО) В.В. Столина и А.Я. Варги. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Чтобы лучше понять данную методику, скажем несколько слов об исходном тесте. Опросник ОРО состоит из 5 шкал:

1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Полюс «принятие»: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Полюс «отвержение»: родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких значениях по шкале родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо прослеживается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Из опросника ОРО взята только одна шкала «Авторитарная гиперсоциализация», и на ее основе сделана экспресс-методика диагностики родительского отношения к детям. Авторы объясняют это тем, что при обследовании большого количества родителей социально и педагогически запущенных детей в подавляющем большинстве случаев диагностировался тип «авторитарной гиперсоциализации», который коррелирует (связан) с «отвержением ребенка», «его социальной нежелательностью» и «отсутствием кооперации».

Минимальное количество баллов по шкале – 0 баллов, максимальное – 7. При высоких значениях диагностируется «авторитаризм», «отвержение ребенка», «его социальная нежелательность» и «отсутствие кооперации».


Использованная литература

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2001.

2. Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики. Учебное пособие для студентов психологических факультетов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 1999.

3. Лебедева Л., Акимова Н. Мирись, мирись и больше не дерись: Проблемы детской агрессивности // Школьный психолог, № 37, 2000.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара, 2001.

6. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.

7. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.012 с.)