В психологическую диагностику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В психологическую диагностику



 

 

На мультимедийном диске представлены компьютерные варианты многих известных методик, которые собраны в три блока: методики для детей, методики для родителей и методики для педагогов. При выборе диагностических методик мы руководствовались следующими соображениями:

Во-первых, защита детей от насилия предполагает изучение источников этого насилия (агрессии). Иногда бывает трудно определить, кто является жертвой, а кто агрессором, и для прояснения этого важно проводить глубокое психологическое изучение ситуации, чтобы принять верное решение.

Во-вторых, чтобы прогнозировать по результатам диагностических методик то, насколько вероятно агрессивное поведение индивида, нужно иметь психологический портрет агрессивного человека. Зная черты, которые свойственны агрессивным людям, можно предположить, что индивид с похожими чертами более склонен к агрессивному поведению.

В-третьих, важно знать, при каких внешних факторах увеличивается вероятность проявления агрессивности. К внешним факторам можно отнести особенности семейных отношений, или взаимоотношения в школе.

Когда накладываются два фактора - личная предрасположенность к агрессивному поведению и наличие внешних факторов, стимулирующих поведение, - то вероятность агрессии по отношению к окружающим возрастает.

***

В последние годы широкое применение получили всевозможные тесты. Их используют во многих жизненных ситуациях: при приеме на работу, при поступлении в вуз или школу, при составлении различного рода характеристик. Во всей этой массе тестов особое место занимают тесты психологические. Сборники со всевозможными психологическими тестами буквально наводнили рынок. Такая ситуация создает немалые сложности. Дело в том, что психологический тест - это сложный инструмент, и для того, чтобы он эффективно работал, необходимо правильно его использовать. Использование теста неквалифицированным пользователем может принести вред или, по меньшей мере, будет бесполезным.

Тесты на сегодняшний день обладают какой-то магической силой, так как их результаты можно использовать, чтобы «управлять» людьми. Тест может использоваться как своего рода оружие, а иногда как защита или оправдание. Поэтому важно хотя бы немного погрузиться в изучение психологической диагностики, чтобы убрать тот ореол, который сложился вокруг тестов, и вернуть им их законное место.

В своей профессиональной деятельности с разработкой и применением психологических тестов могут быть связаны лица трех категорий:

а) психолог-психометрист (психометрия – это область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений) - занимается разработкой и адаптацией психодиагностических методик;

б) психолог-пользователь - использует психодиагностические методики в своей работе;

с) специалист-непсихолог, работающий в смежных с психологией областях (учитель, врач, социолог, экономист и др.) - применяет в своей работе отдельные психодиагностические методики.

К каждой категории перечисленных выше специалистов предъявляются определенные требования.

Имеет смысл сказать про некоторые требования, предъявляемые к психологам-пользователям и специалистам-непсихологам.

Психолог-пользователь должен, кроме психологического образования, обладать соответствующей тесту квалификацией, чтобы иметь право использовать его в работе. Это необходимо, чтобы защитить индивида от неправильного использования тестов. Для правильного применения многих тестов требуется довольно длительный период интенсивного обучения. Это относится ко всем тестам интеллекта, а также к большинству тестов личности. Психолог должен тщательно соблюдать все стандартные требования при использовании методики.

Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами.

Пользователь-непсихолог должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие имен­но методики могут быть применены для решения поставленных задач. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний по психодиагностике или специальной подготовки по овладению методикой, то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики.

Психолог в своей деятельности ориентирован на оказание психологической помощи, которая может осуществляться в разных формах: консультирование, психотерапия, психологические тренинги. Для того чтобы эффективно оказывать помощь, психологу требуется понимать обратившегося к нему человека, проникнуть в суть его проблем, сложить представление об его личности и взаимоотношениях с окружающими. Часто бывает недостаточно одного лишь психологического чутья и интуиции для проникновения в жизненную ситуацию и личность клиента. Поэтому требуются специальные – психодиагностические методы.

Психодиагностика – это одно из направлений деятельности, которой занимается психолог в своей работе. Психодиагностика не ограничивается одним лишь тестированием, она включает в себя и наблюдение, и метод опроса, и анализ результатов деятельности, а тестирование - это один из способов получения информации о человеке, об его психологических особенностях. Надо сказать, что этот способ имеет свои преимущества и свои недостатки, ограничения.

В широком смысле слова, психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза.

В более «узком» понимании, «психодиагностика» – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Психологический диагноз - это конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Важнейшим элементом психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины и место в структуре личности.

 

Такой уровень диагностики Л.С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л.С. Выготский отмечает, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.

Второй ступенью в развитии психологического диагноза является этиологический диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

Высший уровень — типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. По словам Л.С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом.

Психодиагностические задачи могут решаться различными способами:

Первый способ – это длительное наблюдение за обследуемым, проводимое в ходе оказания ему помощи (в ходе консультирования, психотерапии);

Второй способ – это наблюдение за обследуемым в реальных условиях его жизни (например, наблюдение за поведением ребенка в детском саду).

Эти способы дают очень ценные сведения об обследуемом, однако они крайне трудоемки, не всегда доступны и дают информацию не до начала работы психолога, а только в ходе такой работы (которая может оказаться излишней).

Предположим, перед вами стоит задача получить информацию о человеке, и пусть эта информация будет касаться его поведения в конфликтных ситуациях, его склонности проявлять агрессию (т.е. насколько выражена такая черта характера как агрессивность). Как вы будете добывать эту информацию?

Один из возможных вариантов - это наблюдать за человеком длительное время в различных ситуациях, в том числе и конфликтных, изучать способы поведения, которые он демонстрирует в этих ситуациях. Понятно, что такой способ получения информации требует много времени.

Возможен вариант опроса людей, общающихся с этим человеком, что тоже может дать желаемую информацию. Этот способ также требует затраты многих ресурсов, и не только временных.

Поэтому в психодиагностике получил распространение третий метод сбора информации – применение специальных психодиагностических методик, которые используются не только в сфере консультирования и психотерапии, но и во всех тех случаях, когда необходимо получить оценку той или иной психической особенности конкретного индивида или группы.

Эти методики обладают следующими особенностями:

1. позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

2. представляют информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, самоотношении, чувстве юмора, наиболее выпуклых личностных чертах и т.п.);

3. информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми;

4. информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Тест имеет смысл применять тогда, когда нужно увидеть то, что не видно невооруженным глазом.

 

* * *

 

В психодиагностике можно выделить четыре компонента:

1. Теорию измерения, или психометрию

2. Тесты и измерительные процедуры, созданные в соответствии с теоретически обоснованными конструктами, например, такими, как личностные черты, модели поведения и пр.

3. Теории, описывающие индивидуальные различия, особенности среды, а также теоретические представления о развитии.

4. Процесс (технология) психодиагностического обследования.

В изложении материала мы пойдем в этой последовательности.

 

I. В конце XIX века в психологию проникает и быстро завоевывает популярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность количественного выражения индивидуальных различий. Это способствует зарождению психодиагностики, оформление которой в качестве самостоятельной области исследований завершается в 1920-е гг.

С помощью психометрии психодиагностика обосновывает требования, предъявляемые к измерению индивидуально-психологических различий. Психометрия (психометрика) - область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Психометрия включает в себя весь спектр психологических измерений - от психофизических до личностных.

Создание любого психологического инструмента измерения требует соблюдения определенных требований. Эти требования касаются точности, достоверности и адекватности методики измерения, сопоставимости получаемых с ее помощью результатов. Соответствие этим требованиям устанавливается путем применения специальных математико-статистических процедур. Совершенствование математико-статистического аппарата и его разработка, в первую очередь, связаны с конструированием психологических тестов.

 

II. Что такое тест? Простой, казалось бы, вопрос, но ответить на него довольно сложно. Для этого важно знать некоторые понятия, которыми оперирует наука психодиагностика, например, надежность теста, его валидность, достоверность результатов и пр. Если подходить к понятию «теста» жестко, то не все существующие сейчас методики, которые обычно называют тестами, можно отнести к тестам. Тестом называют фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Тест – это основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется постановка психологического диагноза. Это инструмент, который прошел всевозможные проверки и построен в соответствии с определенными правилами.

Разберем несколько основных понятий психодиагностики.

Надежность - одно из основных понятий психодиагностики. Под надежностью понимают согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, с использованием разных наборов эквивалентных заданий.

В широком смысле слова, надежность теста показывает, в какой мере индивидуальные различия в тестовых результатах являются «истинными», а в какой мере они могут быть отнесены к случайным ошибкам. Это – помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. Это могут быть внешние факторы (время суток, освещенность, температура, шумы) и внутренние факторы (настроение, утомленность, мотивированность испытуемого).

Существуют различные виды надежности и способы ее проверки, для проверки используются статистические методы анализа (например, корреляционный анализ).

Валидность. Наиболее точный русский эквивалент понятия «валидность» - это «обоснованность». Валидность в ряду других психометрических свойств (надежность, репрезентативность, достоверность) – это необходимое свойство научных, измерительных тестов. Валидность обозначает, насколько точно тест выявляет именно то психическое свойство, на измерение которого он направлен. Если тест не обладает валидностью (или она не доказана), то мы просто не знаем, что он измеряет на самом деле.

В случае измерения физических параметров дело обстоит довольно просто. Мы не сомневаемся в том, что ростомер измеряет именно рост, а весы определяют вес. А вот в ситуации с психологическими измерениями нередко происходит путаница. Психические свойства, в отличие от физических, являются скрытыми, непосредственно ненаблюдаемыми. Рост и вес можно довольно точно оценить «на глазок», а психические свойства, например, такие как интеллект, агрессивность, стрессоустойчивость таким образом определить очень трудно. Поэтому необходимо проделывать определенную работу, чтобы доказать, что тест измеряет именно то, что он призван измерять.

В аннотации к тесту обязательно ищите информацию о том, как разработчик теста проверял его валидность. Если такой информации нет, то данный тест нет никаких оснований считать научно обоснованным или, иными словами, валидным.

Поэтому помните: если кто-то комплектует тест вместо серьезной аннотации лишь агитирующей его применять рекламой, в которой ни слова не говорится о том, как именно производилась проверка валидности, то нет никаких оснований этому доверять.

Достоверность. В психометрике объектом измерения является человек. Это активный субъект, который определенным образом осознает ситуацию тестирования, обеспокоен тем, какие результаты получаются, и кто и как будет их использовать. Поэтому испытуемый либо сознательно, либо бессознательно выбирает определенную тактику выполнения теста, которая может искажать результаты. В первом случае говорят о фальсификации (сознательные искажения), во втором — о мотивационных искажениях (бессознательные).

Когда тест не защищен от подобных искажений, тестологи говорят, что он не обладает необходимой достоверностью. Таким образом, достоверность - это особое свойство, которому должны соответствовать научно обоснованные тесты. Без достоверности не может идти речь о валидности результатов, ибо, получая недостоверные результаты, мы не можем судить о том психическом свойстве, которое хотим измерить.

Существуют разнообразные факторы и процессы, которые приводят к сознательным и бессознательным искажениям результатов тестирования. Самый изученный фактор - это так называемый эффект «социальной желательности». Он возникает из-за стремления испытуемых давать социально-одобряемые ответы. Более всего этот фактор проявляется при диагностике личностных черт или социальных установок.

Для того чтобы нейтрализовать эффект социальной желательности или хотя бы его зарегистрировать, в профессионально разработанных опросниках присутствуют особые шкалы — так называемые «шкалы лжи». В них входят вопросы-ловушки, или провокационные вопросы. Если испытуемый слишком часто соглашается с высказываниями типа «я никогда не вру», «я всегда оплачиваю проезд в общественном транспорте», «я перехожу улицу только на зеленый свет светофора», «я никогда не опаздываю к назначенному часу», то его протокол признается недостоверным и никаких суждений на основании его тестовых результатов не производится.

Практически любой вид психологического тестирования требует профессионального опыта. Он поможет психологу адекватно учесть действие разнообразных факторов, которые снижают достоверность тестирования, и своевременно отказаться от «далеко идущих выводов».

Приобретать подобный опыт можно в процессе стажировки под руководством опытных специалистов. Подобная практика принята во всем мире.

 

Скажем несколько слов о классификации тестов. Основное деление тестов связано с тем, в рамках какого подхода тест разрабатывался. Обратимся к понятию психодиагностического метода. Психодиагностический метод - это исследовательский метод психологической науки. Основной особенностью психодиагностического метода, отличающей его описательного и экспериментального методов, является его направленность на измерение, за счет которой достигается количественная (и качественная) оценка изучаемого явления. Это становится возможным в результате выполнения определенных требований.

Одно из важнейших требований — стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например, успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых. Не менее существенны для психодиагностического метода требования к надежности и валидности инструмента измерения, а также жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.).

Существуют три основных диагностических подхода в рамках психодиагностического метода, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик (тестов):

1. «Объективный» подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности.

2. «Субъективный» подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, ее поведения в тех или иных ситуациях.

3. «Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции.

 

Объективный подход привел к образованию двух типов методик (тестов): тесты личности и тесты интеллекта. Первые направлены на измерение неинтеллектуальных особенностей индивида, вторые - на установление уровня его интеллектуального развития. В рамках объективного подхода выделяются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей и тесты достижений. Субъективный подход представлен многочисленными опросниками, а проективный - разнообразными проективными методиками

Остановимся подробнее на характеристике личностных опросников и проективных методик.

Опросники - обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений). Опросники предназначены для получения объективных и (или) субъективных данных со слов обследуемого. Они относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные, опросники состояния и настроения, и опросники-анкеты.

Личностные опросники - разновидность опросников, направленных на измерение различных особенностей личности. Сейчас личностные опросники широко распространены, их используют во многих психодиагностических исследованиях. Можно назвать тест-опросник формализованной консультационной беседой. Психологи посчитали возможным собрать определенное количество вопросов, которые они применяют в личных беседах, записать их и предложить клиентам, приходящим к ним, отвечать на эти вопросы уже без непосредственного участия психолога. Это позволило ускорить процесс первичной диагностики, т.е. взяв результаты теста, специалист может уже сложить определенное мнение о человеке, о его личностных качествах, особенностях его поведения, способностях, возможных проблемных темах. Но важно помнить, что большинство тестов – это только начало диалога психолога и клиента. Результаты теста – это скорее повод продолжить беседу, чем окончание работы. Ознакомившись с результатами тестов, психолог может построить определенные гипотезы по отношению к жизни клиента, обратить внимание на какие-то отдельные вопросы или черты характера. Для выяснения всего этого в личной беседе потребовалось довольно много времени.

Личностные опросники могут быть подразделены по направленности на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

Основные проблемы использования личностных опросников связаны с возможностью фальсификации, а также со снижением достоверности полученных данных в силу влияния различных факторов.

 

* * *

 

Проективные методики - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой, каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности. Стимулы проективных методик приобретают смысл не столько в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Отсюда - характерное для проективных методик отсутствие оценки ответов-реакций как «правильных» или «ошибочных», а также отсутствие ограничений в их выборе.

В начале 1940-х гг. «проективное движение» в западной психологии набирает значительную силу. Проективные методики становятся едва ли не самыми популярными в психодиагностике, оттеснив на второй план традиционные психометрические тесты. Ныне они занимают лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, прежде всего в области клинической психодиагностики.

Различают следующие группы проективных методик:

1) конститутивные - структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (например, тест «пятен» Роршаха);

2) конструктивные - создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира);

3) интерпретативные - истолкование какого-либо события, ситуации (тест тематической апперцепции);

4) катартические - осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама);

5) экспрессивные - рисование на свободную или заданную тему (тест «Дом-дерево-человек»);

6) импрессивные - предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест выбора цвета Люшера);

7) аддитивные - завершение предложения, рассказа, истории (методика незаконченных предложений).

Проективные методики часто критикуются за то, что они недостаточно стандартизованы, почти целиком отданы на откуп опыту и знаниям экспериментатора, вследствие чего полученные результаты скорее проясняют личность исследователя, а не обследуемого. Подчеркивается неподатливость проективных методик традиционным способам определения надежности и валидности.

Конечно, необходимо критически подходить к данным, полученным в результате применения проективных методик, хотя к данным любой психодиагностической методики нужно критическое отношение. В то же время надо учитывать то, что желание оценить в параметрах валидности и надежности все проявления личности, обнаруживаемые проективными методиками, вряд ли вообще может быть удовлетворено. Термин «тест» (в строгом смысле этого слова) не подходит для обозначения проективных методик. Дело в том, что для многих из этих методик характерен глобальный подход к оценке личности, и их более уместно рассматривать в виде качественных клинических процедур, а не количественных оценок показателей личности, как это осуществляется в психометрических тестах.

 

III. Теории, на основании которых строятся тесты. Каждый разработчик тестов имеет свои представления о психологической реальности, которую он намерен изучать и измерять. Возможно, он опирается на уже существующие теории, либо сам разрабатывает свою теорию (как, например, Р. Кеттелл разрабатывал в рамках теории теорию личностных черт свою концепцию личности). Но как бы там ни было, пользователю важно знать, в рамках какой теории были разработаны те или иные тесты или методики. Это необходимо для того, чтобы понимать, во-первых, что тест измеряет; во-вторых, что тест измеряет именно то, что вы хотите изучить, т.е. ваши представления об изучаемом свойстве или особенности совпадают с представлениями автора теста. Чтобы не получалось, что тест призван изучать одно, а им меряют совсем другое (например, личностным опросником Айзенка изучают темперамент, хотя этот опросник предназначен для изучения личностных черт).

 

IV. Итак, когда Вы подобрали необходимую Вам методику, и убедились в том, что она соответствует всем требованиям, которые предъявляются к психодиагностическим методикам (является валидной, надежной, дает достоверные результаты), тогда Вам можно приступать к процедуре проведения психодиагностического обследования. Психодиагностическое обследование - это деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз. Выделяют три основных этапа психодиагностического обследования:

- сбор данных в соответствии с задачей исследования;

- переработка и интерпретация полученных данных;

- вынесение решения (диагноз и/или прогноз).

Сбору данных с помощью психодиагностических методик (тестов) должен предшествовать период ознакомления с некоторым комплексом объективной и субъективной информации об обследуемом (напр., история болезни, заключения других специалистов и т. д.). С этой целью могут быть использованы и опросники-анкеты.

Этап сбора данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики (построение «профиля личности», перевод «сырых» оценок в стандартные величины, расчет коэффициента интеллекта и т. д.).

Психологическое обследование завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить применительно к данному случаю для осуществления связи с полученными результатами, например, дополнительные занятия по развитию тех или иных способностей у учащегося, направленное терапевтическое воздействие с учетом личностных особенностей пациента и т.д. Итоги психологического обследования должны быть представлены в психологических понятиях, доступных неспециалисту.

Психолог, проводящий обследование, должен иметь соответствующий цели и задачам обследования уровень тестовой компетенции.

Тестовая компетентность – это совокупность требований, предъявляемых к психологу, осуществляющему психодиагностическое обследование с помощью тестов. Вот некоторые составляющие тестовой компетентности:

1. Всесторонность оценки - следующий за тестированием, и имеющий отношение к его результатам сбор информации о жизненном пути обследуемого, а также интеграция полученных сведений с показателями теста, что обеспечивает точность интерпретации последних.

2. Правильное использование теста - признание ответственности за компетентное использование теста, регулярное применение соответствующих процедур контроля качества по всем аспектам использования теста.

3. Психометрические знания - знание и правильное использование основных статистических принципов измерения (напр., ошибки измерения, надежности, валидности и т. д.).

4. Поддержание принципа целостности результатов теста - корректное применение психометрических принципов для адекватной интерпретации результатов теста, понимание ограниченности тестовых показателей.

5. Точность оценки - обеспечение правильного выполнения всех процедур оценки результатов теста (запись, работа с «ключами», корректное прочтение таблиц).

6. Уместное использование норм - понимание и корректное использование разного типа норм, особенно при решении задач профориентации и кадрового отбора.

7. Обратная связь с клиентами на этапе интерпретации данных - представление обследуемому корректной интерпретации тестовых показателей.

К лицам, занимающимся психологической диагностикой, предъявляются и определенные этические требования. Существуют специальные документы, в которых эти требования перечислены

Этические нормы и принципы регламентируют деятельность диагноста с целью обеспечения интересов обследуемого. Этические нормы включают в себя общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик психологической диагностики, а также являются кодексом профессиональной этики психолога, занимающегося диагностическими исследованиями.

Психолог-диагност выступает в качестве эксперта личности обследуемого. Его профессиональная деятельность нередко затрагивает наиболее интимные стороны жизни другого человека, содержание его сложных межличностных отношений и конфликтов. Наконец, объектом изучения в ряде случаев являются болезненные проявления личности, отклонения в поведении, последствия тяжких соматических или психических заболеваний.

Одним из важнейших требований профессиональной этики является предпочтение в любой ситуации интересов обследуемого. От психолога требуется немалый такт и терпение, создание условий непричинения психологической травмы, безусловное уважение личности испытуемого.

Практическая направленность психологической диагностики, необходимость ее широкого внедрения в различные области общественной практики обусловливают возможность проведения отдельных обследований лицами без специальной психологической подготовки: педагогами, врачами, другими специалистами. Однако это распространяется, как правило, на диагностику, осуществляемую с помощью узконаправленных специализированных диагностических методик с высоким уровнем стандартизации проведения и обработки результатов (простые функциональные пробы, тесты достижений, разработанные для применения педагогами, отдельные групповые тесты). И в этих случаях разработкой программы, оценкой полученных эмпирических данных, подготовкой заключения должен заниматься консультирующий такие исследования профессиональный психолог.

На предупреждение некомпетентного использования тестов направлено и требование их ограниченного распространения. Широкое и бесконтрольное распространение тестов среди неспециалистов неизбежно приводит к их дискредитации, может нанести определенный ущерб личности того, по отношению к кому они используются. Распространение тестов во внепрофессиональной сфере крайне нежелательно потому, что многие методики (напр., тесты интеллекта, личностные опросники, проективные методики) частично или полностью теряют свою диагностическую ценность, валидность, если их содержание и измеряемые показатели известны испытуемым. Наконец, самотестирование (за исключением тестов, специально предназначенных для этого) может травмировать психику индивидов, относящихся к определенным типам личности.

Важнейшим этическим требованием является конфиденциальность результатов исследования. Испытуемый всегда должен быть осведомлен о целях проводимого обследования, объеме и характере информации, которая может быть сообщена заинтересованным в ней лицам и учреждениям. Участие испытуемого в обследовании должно быть сознательным и, как правило, добровольным.

При сообщении результатов тестирования необходимо учитывать особенности того человека, для которого они предназначаются. Например, при сообщении тестовых результатов школьника следует помнить, что эмоциональная причастность родителей и учителей к жизни ребенка может препятствовать разум­ному восприятию ими фактической информации.

Индивиду не должны сообщаться результаты его обследования без их интерпретации специалистом. В ряде случаев необходим также соответствующий комментарий специалиста. Даже если тест тщательно проведен и верно интерпретирован, сообщение тестовых результатов индивиду без возможности обсудить их более подробно может ему повредить. Например, школьник может быть сильно озадачен, узнав, что он плохо прошел тест способности к обучению; серьезные нарушения в развитии личности могут быть усугублены, если больному сообщить результаты его тестирования.

Исходя из всего вышесказанного, каждый человек имеет право:

- знать, насколько компетентен специалист, который собирается проводить психологическое тестирование (по сути, является ли он специалистом в психодиагностике),

- отказаться от участия в психологическом обследовании, если он не хочет, чтобы кто-то «лез к нему в душу»,

- также, если тестирование проводится организацией, в которой человек учится или работает, он имеет право знать, как будут использоваться результаты теста,

- чтобы информация об индивидуальных особенностях человека была сохранена в тайне.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.065 с.)